Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Мухаметшина Гульнара Альбертовна

Развитие мелкой моторики дошкольников первой младшей группы

скачать документ

Вернуться назад

МБДОУ Усадский детский сад Умные дети Лаишевского муниципального районаСообщение из опыта работы:«Развитие мелкой моторики дошкольников первой младшей группы» Воспитатель первой младшей группы: Мухаметшина Гульнара Альбертовна 2021гПоскольку в настоящее время увеличивается число детей с нарушением речевого развития; слабо развитым вниманием, памятью, мышлением можно считать проблему развития мелкой моторики рук актуальной.Мелкая моторика – это точные, хорошо скоординированные движения преимущественно небольшой амплитуды и силы. Кончики пальцев рук – это «второй мозг».У мелкой моторики есть очень важная особенность. Она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге речевой и моторные центры расположены очень близко друг к другу, поэтому при стимуляции навыков пальцев рук речевой центр начинает активизироваться. Именно поэтому для своевременного развития речи необходимо большое внимание уделить развитию мелкой моторики. Мелкая моторика влияет на ловкость рук, на почерк, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка. По особенностям развития мелкой моторики ребенка в дальнейшем судят о готовности его к обучению в школе. Если все в порядке, то ребенок подготовлен к обучению письму, умеет логически мыслить и рассуждать, имеет хорошую память, концентрацию внимания и воображения, связную речь.Когда начинать развивать мелкую моторику? Специалисты рекомендуют начинать развивать мелкую моторику у детей в возрасте восьми месяцев. Именно в этот период пальцы рук уже будут поддаваться активной тренировке. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека –от 3-х до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте надо развивать память, восприятие, мышление, внимание.Развитие мелкой моторики является важнейшим условием физического и психического развития ребенка на протяжении всего дошкольного детства. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности.Проблема развития ручной умелости и мелкой моторики рук важна и для личностного развития самого ребенка. Владея рукой, ребенок в процессе своего развития становится более самостоятельным, автономным и независимым от взрослого, что способствует становлению его инициативы в разных видах детской деятельности.На современном этапе проблемой развития мелкой моторики средствами пальчиковой гимнастики занимались И.С.Жукова, Е.М.Мастюкова, Т.Б.Филичева, Л.И.Белякова, Н.А.Рычкова, В.В.Цвынтарный, О.А.Новицкая, Ю.А.Соколова, А.А..Хвостовцев, С.Е.Большакова. Учёные своими исследованиями подтверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития ребенка, особенно для развития речи.Известный исследователь детской речи М.М.Кольцова пишет: «Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией».М.М. Кольцова в своей книге «Ребенок учится говорить» обосновывает важность развития мелкой моторики рук для формирования речи ребенка.Проведя, ряд наблюдений и исследований она пришла к выводу, что если развитие движений пальцев соответствует возрасту (норма), то и развитие речи тоже в пределах нормы, если же развитие пальцев отстает - отстает и развитие речи, хотя общая моторика при этом может быть в пределах нормы и даже выше. Марионилла Максимовна пишет: «Говоря о периоде подготовки ребенка к активной речи, нужно иметь в виду не только тренировку артикулярного аппарата, но и движений пальцев рук», и делает вывод о том, что кисть руки можно отнести к речевому аппарату, а двигательную проекционную область кисти руки считать еще одной речевой областью мозга. Игра в жизни дошкольника – это основной вид деятельности. Через игру он знакомится с окружающим миром, у него формируется психика, происходит становление личности и физическое развитие. Упражнения, связанные с улучшением мелкой моторики, часто построены на повторении небольших движений пальцами. Ребенку быстро надоест выполнять такую работу, если не подать ее в виде игры. Игровая деятельность повышает настроение, развивает воображение и фантазию, совместные игры с ровесниками побуждают чувство коллективизма, а игры с участием родных объединяют семью. В детском саду упражнения по развитию мелкой моторики можно совмещать с разминкой занятия.Развить мелкую моторику рук детей можно с помощью различных средств. Одним из таких средств являются пальчиковые гимнастики.Пальчиковая гимнастика – комплекс упражнений для развития и совершенствования «тонких» движений пальцев рук. Дети, которые регулярно занимаются пальчиковой гимнастикой, быстрее учатся писать, лучше говорят, обладают хорошей памятью, развивают координацию движений, силу и ловкость рук.Для пальчиковой гимнастики с детьми раннего возраста используются игры: «Сорока – сорока», «Ладушки – ладушки», «Этот пальчик – бабушка», «Этот пальчик хочет спать», «Сидит белка на тележке», «Пальчики у нас попляшут»; с детьми третьего года жизни – «Скачет зайка косой», «Моя семья», «Дружные ребята», «Коза рогатая», «Мы капусту рубим», «Ладушки – ладушки», «На дворе мороз и ветер», «Бабушкины ладошки», «Хомка, хомка, хомячок» и другие. Мы используем множество занятий, игр, упражнений для развития мелкой моторики:Массаж ладошек, разрывание бумаги, бусы, вкладыши, игры с песком и цветной солью, завинчивание крышек, застегивание и шнуровка, лепка, рисование и раскрашивание, собирание мозаик и пазлов, вырезание.При построении системы профессиональной деятельности по развитию мелкой и общей моторики дошкольников нужно учитывать следующие принципы:1. Принципы доступности и индивидуальности.Каждому ребенку присущи свои качества, у каждого свой индивидуальный уровень развития, свой имеющийся первоначальный сенсорный опыт. Подбираемый для дидактических игр материал должен быть понятен и доступен каждому ребенку.2. Принципы последовательности и систематичности.На этапе раннего детства усвоение знаний наравне с формированием умений, должно происходить систематически, а не от случая к случаю.Учитывая психологию, возрастные особенности детей, наглядность играет большую роль в сочетании со словами. При этом образуется связь между предметами и явлениями действительности и обозначающими их словами.Работа строится с учётом возрастных особенностей ребёнка.Нетрадиционные приёмы развития мелкой моторики рук у дошкольников применяются в зависимости от индивидуальных и психофизических особенностей каждого ребёнка.Заключается в многократном повторении и закреплении полученных знаний, формируемых умений и навыков, применяемых на практике.Над правильным формированием мелкой моторики у детей необходимо работать и родителям и педагогам. Систематическая работа по развитию мелкой моторики и речи у детей с использованием пальчиковых игр, совместной работой с родителями воспитанников дает свои результаты: дети становятся более активными в общении, ясно и последовательно выражают свои мысли; используют в речи образность, точность языка; умеют выражать свое отношение к окружающему. Большинство детей умеют рассуждать, делать умозаключения, выводы, сравнения.

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X