Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Гамзатова Ольга Анатольевна

“Использование ИКТ в образовательной музыкальной деятельности и индивидуальной работе в условиях реализации ФГОС ДО”

скачать документ

Вернуться назад

“Использование ИКТ в образовательной музыкальной деятельности и индивидуальной работе в условиях реализации ФГОС ДО” Гамзатова Ольга АнатольевнаМуниципальное дошкольное образовательное учреждение (МАДОУ) «Детский сад №120» г. Пермь. Музыкальный руководительФедеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) дошкольного образования предусматривает такие компетенции современного педагога, как умение владеть ИКТ и способность применять их в воспитательно-образовательном процессе. [п. 3.2.5 ФГОС] В образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» применение ИКТ раскрывает большие возможности в преподнесении музыкального и дидактического материала, предусмотренного образовательной программой дошкольного учреждения. Поэтому педагоги-музыканты, должны идти в ногу со временем, стать для ребёнка проводником в мир новых технологий музыкального образования. Актуальность использования информационных технологий обусловлена социальной потребностью в повышении качества обучения, воспитания детей дошкольного возраста, практической потребностью в использовании в дошкольных образовательных учреждениях современных компьютерных программ. .Музыкальные занятия с применением ИКТ усиливают познавательный интерес дошкольников к музыке, активизируют детское внимание. Ребёнок из пассивного слушателя превращается в активного участника образовательного процесса. Отечественные и зарубежные исследования компьютера в дошкольных образовательных учреждениях убедительно доказывают не только возможность и целесообразность этих технологий, но и особую роль компьютера в развитии интеллекта и в целом личности ребёнка (исследования С. Л. Новосёловой, И. Пашелите, Г. П. Петку, Б. Хантер). Красочные познавательные презентации, видеофильмы помогают разнообразить процесс знакомства детей с музыкальным искусством, сделать встречу с музыкой более яркой и интересной. Благодаря использованию ИКТ в ДОУ более эффективно развиваются все виды восприятия у детей: зрительные, слуховые, чувственные. Детям проще усвоить полученную информацию, потому что они опираются на конкретные зрительные образы, сравнивают, анализируют, делают определенные логические выводы, эмоционально реагируют на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения. Практическая значимость: в практике работы музыкального руководителя использование ИКТ является необходимым средством повышения качества воспитательно-образовательного процесса. Использование ИКТ с детьми осуществляется в образовательной музыкальной деятельности и в индивидуальной работе.Цель — создание условий для выявления и развития способностей каждого ребёнка, формирования личности, имеющей прочные базовые знания и способной адаптироваться к условиям современной жизни. С помощью ИКТ реализуются следующие задачи:обогащать методические возможности занятия музыки, придать ему современный уровень с учетом ФГОС; активизировать творческий потенциал ребёнка; способствовать воспитанию интереса к музыкальной культуре; формировать духовный мир ребенка; развить интегративные качества дошкольника. ИКТ в музыкальном образовании детей дошкольного возраста можно применить как:средство подготовки выступлений;источник учебной, музыкальной информации; наглядное пособие; средство подготовки текстов, музыкального материала, их хранение.ФГОС ДОУ ставит задачу не только научить детей самостоятельно добывать знания, но и умело использовать их в повседневной жизни. Поэтому дошкольному учреждению необходима наиболее современная методика, преследующая главную цель: развитие ребенка как личности.Задачи музыкального воспитания осуществляются посредством нескольких видов музыкальной деятельности: слушания музыки, пения, музыкально — ритмических движений, музыкально-дидактических игр, игры на детских музыкальных инструментах. Средства новых информационных технологий можно и нужно включать во все виды музыкальной деятельности.В разделе «Слушание музыки» компьютерные презентации, незаменимы при знакомстве детей с творчеством композиторов, с разными видами искусства, такими, как театр, балет, опера. С помощью ИКТ дети могут виртуально попасть в концертный зал, познакомится с разными музыкальными жанрами.«Музыкально-дидактические игры» способствуют всестороннему развитию творческой личности ребенка: восприятие, зрительно-моторная координация, образное мышление, произвольная память, музыкально-слуховые представления, ладовое чувство и чувство ритма. Очень интересны дидактические игры на определение настроения музыки. Сначала дети слушают разнохарактерную музыку, дают ей определения, благодаря чему расширяется словарный запас, а затем отгадывают характер прозвучавшей музыки («Весело — грустно», «Три жанра музыки», «Что делают в домике?» «Узнай музыкальный инструмент»).«Пение» — этот вид деятельности тоже предполагает использование новых информационных технологий: при проведении дыхательной гимнастики; в работе над чистотой интонирования (технологии Т. Э. Тютюнниковой «Рисуем голосом»); в распевках для развития звуковысотного, динамического, тембрового слуха из «Музыкального букваря» Н. Ветлугиной; разучивание песен, попевок по графическому изображению, картинкам-подсказкам.Применение ИКТ при выполнении «музыкально-ритмических упражнений», различных танцев помогает детям точно выполнять указания педагога. Выразительному исполнению танцевальных движений способствует просмотр видеороликов с показом качественного исполнения танцевальных композиций; анимации-схемы для обучения детей выполнению музыкально-ритмических движений.При обучении игре на детских музыкальных инструментах используются видеозаписи концертов симфонического оркестра, оркестра русских народных инструментов, сольное звучание различных инструментов; очень интересны и увлекательны задания на ритм, дети с удовольствием простукивают ритм на различную тематику по видео-подсказкам.Применение ИКТ позволяет добиться следующих результатов:повышение эффективности процесса обучения;повышение уровня профессионального мастерства и самооценки педагогов ДОУ;активизация познавательной деятельности детей; создание единой информационной среды; повышение интеллектуального уровня развития ребенка посредством использования информационно-коммуникативных технологий.При проведении досугов, праздников можно использовать различные презентации по теме праздника, поздравительные видеоролики. Такие презентации сокращают время на подготовку к досугам, разнообразят их, очень нравятся детям. Презентации могут использоваться как часть декорации.Литература: 1. Афанасьева О. В. «Использование ИКТ в образовательном процессе» 2. Беляков Е. В. «Понятие ИКТ и их роль в образовательном процессе» 3. Комарова, Т. С. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании / Т. С. Комарова — М., 2011. С. 128 4. Круглова Л. «Информационные технологии как часть культурно-информационной среды детей дошкольного возраста». 5. ФГОС ДОО

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X