Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Пасюкевич Анна Александровна

Научно-исследовательские проекты как вид внеурочной работы с учащимися.

скачать документ

Вернуться назад

Научно-исследовательские проекты как вид внеурочной работы с учащимися.Пасюкевич Анна АлександровнаМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 33 станицы Архангельской имени Героя Советского Союза Юрия Алексеевича Гагарина муниципального образования Тихорецкий район (МБОУ СОШ № 33 ст. Архангельской)Учитель математикиВремя не стоит на месте. Обновление качества образования требует  от нас новых подходов в обучении, новых технологий. Новые социальные запросы, отражённые в ФГОС ООО, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться».          Стандарты предполагают повышение значимости внеурочной работы, которая ориентирует педагога на ребёнка – главную цель и ценность образования. Главное – не просто дать школьнику новые знания и умения, а научить их применять, развивать и в урочное, и во внеурочное время. Внеурочная работа по математике – органичная часть учебного процесса, она дополняет, развивает и углубляет его. Внеурочная работа по математике предусматривает разные формы: кружки, викторины, конкурсы, олимпиады и т.д. Особая роль должна быть уделена проектно – исследовательской деятельности. Проектная деятельность школьников – наиболее эффективное средство формирования ключевых компетенций школьника. Целью работы над проектами является развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.Есть возраст, в котором почти каждый ребёнок хочет стать учёным, исследователем. Это время, когда школьные занятия ещё не отбили интерес к серьёзной науке, и она кажется романтичным и увлекательным занятием, а внутренняя потребность к «игре во взрослых» ещё сильна. А если в этот момент предложить детям заняться настоящей научной деятельностью, мы почти наверняка спасём их от равнодушия к сухим школьным дисциплинам.Исследовательская деятельность школьников – это «витамин» интереса к науке, которого часто не хватает в школе. Научно – исследовательская деятельность учащихся является одной из форм учебного процесса внеурочной работы с учащимися, которая им позволяет активно включиться в творческую деятельность. Практика работы в школе убедила меня, что исследовательская деятельность может быть освоена только в действии и это действие должен направлять учитель. Исследование проблемы – кропотливый труд, на который уходит много времени и сил. Поэтому исследовательской деятельностью я занимаюсь с наиболее заинтересованными и трудолюбивыми учениками. Подготовкой проектов мы занимаемся в рамках занятий детского объединения «Клуб знатоков», куда входят учащиеся разных классов среднего и старшего звена. На протяжении ряда лет я являюсь руководителем данного детского объединения. Покажу несколько примеров исследовательских проектов, которые были созданы с моими учениками.С ученицей 5 класса Ульшиной Людмилой мы исследовали проблему финансовых пирамид. Задачи, которые мы поставили перед собой: выяснить, когда появились финансовые пирамиды и в чем их смысл; сделать математическое обоснование на примерах из литературы; провести собственное исследование (построить свою финансовую пирамиду и узнать путем анкетирования, знают ли об опасности финансовых пирамид окружающие люди). Основной вывод нашей работы - математические расчеты в приведенных задачах показывают невозможность получения баснословных прибылей всеми участниками финансовых пирамид, т. к. числа растут очень быстро, и верить в аферы, где обещают баснословные прибыли, ни в коем случае нельзя. Работа заняла 3 место в муниципальном этапе конкурса «Эврика, ЮНИОР».Ученица 7 класса Дмитренко Алина работала над проектом «Что космос дал Землянам?». В работе были рассмотрены различные сферы применения космических технологий, и доказана важность космических разработок в повседневной жизни каждого человека. Идея воплотить космические разработки в реальную жизнь девочке очень понравилась, и она внесла свои предложения по использованию космических технологий. Алина стала призёром (3 место) в краевом этапе конкурса учебно-исследовательских проектов школьников «Эврика, ЮНИОР» Малой академии наук учащихся Кубани. Ученица 8 класса Кушнарёва Любовь стала победителем (1 место) в муниципальном этапе конкурса учебно-исследовательских проектов школьников «Эврика, ЮНИОР» за проект: «Создание рисунка в прямоугольной системе координат». В данной работе Люба нарисовала рисунки с помощью координат точек, линейных уравнений, систем линейных уравнений и графиков линейных функций. Идея воплотить математические знания в красивые рисунки интересна и позволила расширить ряд знаний и навыков в математических расчетах и построениях.Особых успехов добилась ученица 9 класса Данилко Светлана, которая стала победителем (1 место) в краевом этапе конкурса научно - исследовательских проектов школьников «Шаг в будущее», и в составе делегации учащихся Краснодарского края принимала участие во Всероссийском форуме научной молодежи «Шаг в будущее» в Москве. Её проект был посвящён исследованию головоломки о квадрате. В данной работе рассматривались задачи на превращения квадрата в фигуры правильной и неправильной формы путём разрезания на части, в том числе и способом, предложенным древним китайским учёным Та – Нгом. В ходе исследования Света дала математическое обоснование возможности превращения фигур при разрезании квадрата на 7 частей способом, предложенным в головоломке. Изучая данную проблему, мы нашли аналогичную задачу, которую решил в 10 веке арабский математик Абул Вефа. Таким образом, в данной работе тесно сплелись исторические задачи и сведения с нашим современным подходом. За блестяще выполненный проект и достигнутые в конкурсах результаты Данилко Светлана была награждена ежегодной премией главы муниципального образования Тихорецкий район «Одаренные дети».Ученица 10 класса Кушнарёва Олеся выступала на краевой научно-практической конференции «Эврика» Малой академии наук учащихся Кубани с проектом: «Геометрическая мозаика из правильных многоугольников». С помощью математических расчетов в работе были рассмотрены варианты мозаик из одноименных правильных многоугольников, затем из правильных многоугольников двух различных форм и, наконец, из правильных многоугольников трех различных форм. Было доказано, что существует только конечное число правильных мозаик – их 11. Результаты данного исследования имеют практическую значимость. Геометрическая мозаика широко встречается и используется: в строительстве и ремонте жилых помещений, в спортивных играх, в декоративно-прикладном искусстве, в пчеловодстве.Таким образом, я ежегодно занимаюсь с детьми научно-исследовательской деятельностью, и считаю данный вид работы не украшением, а существенным компонентом математического образования одарённых школьников.

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X