Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Иванова Надежда Валерьевна

Роль дидактических игр в обучении и развитии детей дошкольного возраста

скачать документ

Вернуться назад
Р Е Ф Е Р А Т
«Роль дидактических игр
в обучении и развитии детей дошкольного возраста»
Ивановой Надежды Валерьевны,
педагога-психолога
муниципального дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад №2»
(МДОУ «Детский сад №2»)
г. Ярославля


Содержание

1.
Введение
1

2.
Глава 1.
Теоретические основы дидактической игры дошкольника


2.1.
Проблема игры в трудах отечественных психологов и педагогов..
2

2.2.
Виды дидактических игр.
3

2.3.
Музыкально-дидактические игры в образовательном процессе
4

2.4.
Значение и место дидактических игр в самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста...

5

3.
Глава 2.
Общие требования к руководству дидактическими играми


3.1.
Методика организации дидактических игр...
6

3.2.
Значение дидактической игры в образовательном процессе...
7

4.
Заключение
10

5.
Список используемой литературы...
10


Введение
Реформа образования в России, основное её направление – гуманизация, нашли отражение в «Концепции дошкольного образования», утверждённой Государственным комитетом по народному образованию в 1989 году. В ней были утверждены самоценность периода дошкольного детства дляразвития ребёнка, недопустимость сведения работы с детьми данного возраста только к формированию знаний, умений и навыков, необходимость обеспечения индивидуального подхода, недопустимость переноса учебно-дисциплинарной модели обучения на образование дошкольников. Это потребовало разработки и применения новых методик в воспитании и развитии детей, использования дидактических игр на всех этапах развития и воспитания дошкольников.
Успешное решение задач воспитания требует пристального внимания к проблемам детской игры и дидактических игр в частности. В настоящее время специалисты дошкольной педагогики единодушно признают роль игры как важнейшей специфической деятельности ребенка, которая оказывает огромное влияние на его развитие, воспитание, выполняет социальные функции.
Выдающий исследователь в области советской психологии Л.С. Выготский подчеркивал неповторимую специфику дошкольной игры. Она заключается в том, что свобода и самостоятельность играющих сочетается со строгим, безоговорочным подчинением правилам игры. [п. 8].
В процессе игр дети не только приобретают специальные знания, у них формируются необходимые черты личности, и в первую очередь чувство товарищества, ответственности. Так, часто приходится наблюдать, как дети становятся более собранными, серьёзными, внимательными к своей роли в игре.
Игра является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально –
волевых качеств, вызывает существенное изменение в его психике. Известнейший в нашей стране
педагог А.С. Макаренко так характеризовал роль детских игр: " Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок
в игре, таким во многом он будет в работе. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре... " [п. 20].
В педагогической литературе понимание игры как отражения действительной жизни впервые было высказано великим педагогом К. Д. Ушинским. Окружающая обстановка, говорил он, имеет сильнейшее влияние на игру, «она дает для нее материал гораздо разнообразнее и действеннее того, который предлагается игрушечной лавкою» [п. 34].
Мир детей невозможно представить без игры. Существует множество причин помимо удовольствия, по которым игровую деятельность нужно считать положительной для ребенка. Активная игровая позиция дошкольника выполняет важные функции в его развитии:
- дает возможность удовлетворить свои основные потребности, погрузившись в воображаемую ситуацию, стать врачом, поваром, моряком;
- открывает широкие горизонты для общения, прежде всего со сверстниками, дает возможность взаимодействовать как внутри разных ролей, так и просто обсудить "несерьезные" детские дела; - служит в будущем базой для развития самых разных навыков в общении; - помогает реализовать естественную потребность ребенка в движении: «лететь на самолете», «плыть на корабле» и др.;
- способствует развитию психических познавательных процессов дошкольника: внимания, памяти, мышления, воображения, речи и т. д. (в этом кроется успех дальнейшего формирования интеллектуального и личностного потенциала ребенка);
- служит фундаментом для успешного перехода к новому виду деятельности учебе.
Именно поэтому игра продолжает быть объектом пристального внимания, как ученых, так и практиков.
Изучение детских игр обнаруживает закономерности их развития, связанные с общими закономерностями развития в дошкольном возрасте, формированием мышления, воображения, нравственных качеств, количественных навыков, творческих способностей. В то же время в игре проявляются индивидуальные особенности детей, различные интересы, характеры. Чтобы понять сущность игры и закономерности их развития, важно проследить возникновение игры, изучить ее начальные формы [п.22, c.25].
Одним из видов игровой деятельности является дидактическая игра, позволяющая приобщать детей к текущей жизни в доступных им формах интеллектуальной и актуальной деятельности, нравственных и эстетических представлений. В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации и с определенными предметами, приобретая собственный действительный и чувствительный опыт [п. 12].
Предметом исследования является методика использования дидактической игры в образовательном процессе.
Объектом исследования является дидактическая игра в образовательном процессе.
Целью работы служит изучение роли дидактической игры в образовательном процессе.
Цель исследования достигается решением следующих задач:
1. Изучение проблемы дидактической игры в трудах отечественных педагогов. 2. Изучение своеобразия и классификации дидактической игры в педагогическом процессе. 3. Изучение методики организации дидактических игр. 4. Определение значения дидактической игры в образовательном процессе.
Методами исследования служат изучение и анализ специальной и психолого-педагогической литературы.
Структура реферата состоит из введения, основной части, заключения, списка используемой литературы.

2. Глава 1. Теоретические основы дидактической игры дошкольника
2.1. Проблема игры в трудах отечественных психологов и педагогов
Народная педагогика талантливо решала вопрос о связи обучения с игрой и внесла известный вклад в понимание особенностей обучающей игры. Традиции ее вошли в научную разработку вопроса о дидактических играх, в практику работы с детьми и заслуживают дальнейшего глубокого изучения. К.Д. Ушинский считал игру свободной деятельность ребенка, вносящей в его развитие такой вклад, какой не может сравниться ни с чем другим. Он указывал на то, что обучение в форме игры может и должно быть интересным и занимательным, а не только развлекающим. Известный педагог Е. И. Тихеева высоко ценила дидактическую игру в  ознакомлении детей с предметами, явлениями окружающей жизни. Особое значение она предавала сенсорному восприятию родного языка. Ею разработаны специальные дидактические игры под названием «Парные игры», которые требовали внимания, умения выделять в предмете общее и различное. Оценивая дидактическую игру и ее роль в системе обучения А. П. Усова писала: «Дидактические игры, игровые задания и приемы позволяют повысить восприимчивость детей, разнообразят учебную деятельность ребенка, вносят занимательность». В последние годы вопросы теории и практики дидактической игры разрабатывались многими исследователями: А. П. Усовой, Е. И. Родиной, Ф. Н. Блехер, Б. И. Хачапуридзе, З. М. Богуславским, Е. Ф. Иваницкой, А. И. Сорокиной, Е. И. Удальцовой, В. И. Аванесовой, А. К. Бондаренко, Л. А. Венгером. Во всех исследованиях утверждалось о взаимосвязи обучения и игры, определялась структура игрового процесса, предлагались основные формы и методы руководства дидактическими играми. В исследованиях накоплены факты, характеризующие дидактическую игру как форму организации обучения.
Психолог А. В. Запорожец, оценивая роль дидактической игры, справедливо указывал: «Нам необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка, служила формированию его способностей».

2.2. Виды дидактических игр
Дидактические игры различаются по содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношением детей, по роли педагога. Перечисленные признаки присущи всем играм, но в каждой из них отчетливо выступает один существенный признак. Чаще всего игры соотносятся с содержанием обучения и воспитания: игры по сенсорному воспитанию, словесные игры, игры по ознакомлению с природой, по формированию математических представлений. Иногда игры соотнесены с материалом: игры с народными дидактическими игрушками, настольно-печатные игры. Такая группировка игр подчеркивает их направленность на обучение, познавательную деятельность детей, но не раскрывает в достаточной мере основы дидактической игры – особенностей игровой деятельности детей, игровых задач, игровых действий и правил, организацию жизни детей, руководство педагога. Существуют следующие известные виды дидактических игр.
Игры-путешествия имеют сходство со сказкой, ее развитием, чудесами.  Игры-путешествия отражают реальные факты или события, (обычное раскрывается через необычное, простое – через загадочное, трудное – через преодоление, необходимое – через интересное). Все это происходит в игре, в игровых действиях и становится близким ребенку, радует его. Цель игры-путешествия – усилить впечатление, придать познавательному содержанию чуть-чуть  сказочную необычность, обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими. Игры-путешествия обостряют внимание, наблюдательность, осмысление игровых задач, облегчают преодоление трудностей и достижение успеха.
В дидактической игре содержится комплекс разнообразной деятельности детей: мысли, чувства, переживания, сопереживания, поиски активных способов решения игровой задачи, подчинение их условиям и обстоятельствам игры,  отношение детей в игре. Игры-путешествия всегда несколько романтичны. Именно это вызывает интерес и активное участие детей в развитие сюжета игры, обогащение игровых действий, стремление овладеть правилами игры и получить результат: решить задачу, что-то узнать, чему-то научиться.
Игры-поручения имеют те же структурные элементы, что и игры-путешествия, но по содержанию они проще и по продолжительности короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения. Игровая задача и игровые действия в них основаны на предложении что-то сделать: «Собери в корзину все предметы красного цвета», «Разложи колечки по величине», «Достань из мешочка предметы круглой формы».
Игры-предположения: «Что было бы?» или «Что бы я сделал ?», «Кем бы хотел быть и почему?». Иногда началом такой игры может послужить картина. Дидактическое содержание игры заключается в том, что перед детьми ставится задача и создается ситуация, требующая осмысления последующего действия. Игровая задача заложена в самом названии. Эти игры требуют умения соотнести знания с обстоятельствами, установления причинных связей. Педагогическая ценность их в том, что дети начинают думать, учатся слушать друг друга.
Игры-загадки. Возникновение загадок уходят в далекое прошлое. Загадки создавались самим
народом и отражают мудрость народа. Они входили в обряды, ритуалы, включались в праздники, использовались для проверки знаний, находчивости. В этом и заключается очевидная педагогическая направленность и популярность загадок как развлечения. В настоящее время загадки рассматриваются как вид обучающей игры. Основным признаком загадки является замысловатое описание, которое нужно отгадать. Содержанием загадок является окружающая действительность, их главной особенностью является  логическая задача. Способы построения логических задач различны, но все они активизируют умственную деятельность ребенка. Детям старшего возраста нравятся игры-загадки, Необходимость сравнивать, припоминать, догадываться доставляет детям радость от умственного труда. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы, умозаключения.
Игры-беседы (диалоги). В основе игры-беседы лежит общение педагога с детьми, детей с взрослым и детей друг с другом. Это общение имеет особый характер игрового обучения и игровой деятельности детей. Отличительными его чертами являются непосредственность переживаний, заинтересованность, доброжелательность. Воспитательно-обучающее значение заключено в содержании сюжета – темы игры, в возбуждении интереса и тем или иным явлениям окружающей жизни, отраженным в игре. Познавательное содержание  игры не лежит «на поверхности»: его нужно найти, добыть – сделать открытие и в результате что-то узнать. Ценность игры-беседы заключается в том, что она предъявляет требования к активизации эмоционально-мыслительных процессов: единство слова, действие, мысли и воображения детей. Игра-беседа воспитывает умение слушать и слышать вопросы воспитателя, вопросы и ответы детей, умение сосредоточить внимание на содержании разговора, дополнять сказанное, высказывать [п. 3].

Музыкально-дидактические игры в образовательном процессе
Содержание музыкального развития предусматривает воспитание у детей восприимчивости, интереса, любви к музыке, развитие эмоциональной отзывчивости на нее, приобщение их к разнообразным видам музыкальной деятельности, что позволяет развивать общую музыкальность ребенка, его творческие способности.
Восприятие музыки сложный процесс, требующий от человека внимания, памяти, развитого мышления, разнообразных знаний. Всего этого у дошкольников пока нет. Поэтому необходимо научить ребенка разбираться в особенностях музыки как вида искусства, сознательно акцентировать его внимание на средствах музыкальной выразительности, различать музыкальные произведения по жанру, характеру. Именно с этой целью применяют музыкально-дидактические пособия, которые, воздействуя на ребенка комплексно, вызывают у него зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым, расширяя музыкальное восприятие в целом.
Основное назначение музыкально-дидактических игр – формировать у детей музыкальные способности, в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте, развить у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, побуждать к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях. Музыкально-дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию различных основных свойств музыкального звука. Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр в том, что они открывают перед ребёнком путь применения полученных знаний в жизненной практике.
Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны, красочно оформлены. Только в этом случае они становятся своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, играть и танцевать. В процессе игр дети не только приобретают специальные музыкальные знания, у них формируются необходимые черты личности, и в первую очередь чувство товарищества, ответственности. Так, часто приходится наблюдать, как дети становятся более собранными, серьёзными, внимательными к своей роли в игре. Применение музыкально-дидактических игр на занятии даёт возможность провести его наиболее содержательно.
В основе дидактического материала лежат задачи развития у детей музыкального восприятия, игровое действие помогает ребенку в интересной для него форме услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыки, а затем и действовать с ними.
Существуют разные классификации игр и пособий. Например, Н.А. Ветлугина разделяет игры
для развития музыкально-сенсорных способностей, настольные, подвижные и хороводные.
Иногда игры и пособия подразделяются на основании вида музыкальной деятельности, который осваивается с их помощью:
пение,
слушание,
музыкально-ритмические движения,
игра на музыкальных инструментах.
Л.Н. Комиссарова выделяет три группы музыкально-дидактических пособий
для развития музыкального восприятия,
для различения характера музыки,
для различения элементов изобразительности,
для различения средств музыкальной выразительности.
Поскольку одной из основных задач музыкального воспитания детей является развитие музыкальных способностей, можно квалифицировать игры и пособия именно по этому основанию – их возможностям в развитии каждой из трех основных музыкальных способностей (ладового чувства, музыкально-слуховых представлении и чувства ритма).
Одной из задач музыкального воспитания является гармоничное развитие личности ребёнка. В связи с этим музыкально-дидактические игры можно сгруппировать следующим образом:
игры, направленные на развитие умственных способностей ребёнка
(внимания, памяти, мышления, воображения, восприятия, речи);
игры, направленные на развитие эмоциональной сферы;
игры, направленные на развитие социализации.

Значение и место дидактических игр в самостоятельной деятельности
детей дошкольного возраста
Ценность дидактических игр не ограничивается только тем, что они используются как средство обучения, т. е. как часть занятия. Большое значение в воспитании и обучении детей имеют и те дидактические игры, в которые дети играют самостоятельно вне занятий. Дидактические игры, используемые в самостоятельной деятельности детей, должны проходить хотя и самостоятельно, но под наблюдением и, в некоторых случаях, под руководством педагога. Чем же тогда самостоятельные дидактические игры отличаются от сюжетно-ролевых игр?
Всю дидактическую игру ребенок получает в готовом виде, и поэтому дети могут играть самостоятельно только в те дидактические игры, структура которых им хорошо знакома. В сюжетно-ролевой же игре вся структура игры придумывается самими детьми. Дидактические игры, будучи развлекательными, эмоциональными, вместе с тем требуют от детей умственного напряжения, подчинения определенным правилам, сосредоточения внимания, сдержанности, усидчивости. А поэтому очень важно определить, в какое время в режиме дня целесообразно проводить самостоятельные дидактические игры детей той или другой возрастной группы. Решая этот вопрос педагог прежде всего устанавливает степень умственного напряжения, которого потребуют от детей в течение дня занятия и другие режимные мероприятия до проведения игры и после нее. И второе, очень важное обстоятельство, может ли педагог уделить достаточно внимания руководству самостоятельными играми детей [п. 4].
Самый благоприятный период для самостоятельных дидактических игр это время, когда дети бодры, активны. Могут сосредоточиться и полнее осмыслить структуру новой игры, а также интересно поиграть в уже знакомые игры. Когда организованы игры в нескольких микро-группах, педагог внимательно следит за тем, чтобы дети выполняли правила и дидактические задачи игр. Он должен вовремя помогать, если это нужно, а если дети не могут справиться с поставленной задачей, то включиться в игру самому. Чередование разных видов игр менее утомительно для детей и дает возможность более эффективно осуществить всестороннее развитие.
Как же может педагог руководить этими играми? Учитывая, что это самостоятельные игры детей, взрослый в то же время не должен допускать, чтобы они проходили только ради развлечения детей. Педагог заранее продумывает, на кого из детей необходимо обратить особое внимание в игре с целью воспитания положительных черт личности (внимания к товарищам, доброжелательности). Для этого педагог подбирает ряд дидактических игр, которые хорошо знакомы детям, подбирает и необходимые предметы, с которыми связаны вопросы решения программы.
В самостоятельных дидактических играх каждый ребенок решает дидактическую задачу и выполняет игровое действие по-своему. В игре он показывает свой опыт, знания, самостоятельность в достижении цели, умение преодолевать трудности, привлечь к игре товарищей, согласовать свои желания с желаниями других детей, уступить, если нужно, желаниям коллектива. Если у ребенка этих умений и навыков нет, то их надо воспитывать. При умелом руководстве со стороны педагога самостоятельными дидактическими играми можно у всех детей вырабатывать положительные качества личности.
Самостоятельные игры так же, как и те дидактические игры, которые используются на занятиях, должны быть тесно связаны с программой занятий. Они должны способствовать уточнению, закреплению и расширению получаемых детьми знаний. В самостоятельных играх дети имеют возможность применять полученные знания о предметах и явлениях окружающей жизни на практике.
Игры заставляют их думать, вспоминать, а это очень важно для развития умственных способностей
детей [п. 33].
К. Д. Ушинский писал, что повторять изученное лучше всего в условиях противоположных тем, в которых ребенок их получил. Вот этими другими условиями, по сравнению с занятиями, и являются дидактические игры. В ходе игры ребенок незаметно для себя закрепляет знания, полученные ранее, и учится ими пользоваться в игровой обстановке.
Отдельные игрушки и настолько-печатные игры, которые детям надоели, следует убирать, а через некоторое время внести снова, и дети будут с ними играть с удовольствием. Самостоятельные дидактические игры в разных возрастных группах проводятся по-разному [п. 34].

Глава 2. Общие требования к руководству дидактическими играми 3.1. Методика организации дидактических игр
Организация дидактических игр педагогом осуществляется в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, ее проведение и анализ. В подготовку к проведению дидактической игры входят:
- отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения: углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов; - установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определенной возрастной группы;
- определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры;
- выбор места для игры;
- определение количества играющих;
- подготовка необходимого дидактического материала для игры;
- подготовка к игре самого педагога: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, свое место в игре, методы руководства игрой;
- подготовка и игре детей:  обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.
Проведение дидактических игр  включает:
- ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован; - объяснение хода правил игры (при этом педагог обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на их четкое выполнение );
- показ игровых действий (в процессе которого педагог учит детей правильно выполнять действия, показывая, что в противном случае игра не приведет к нужному результату); - определение роли педагога в игре (его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра); - подведение итогов игры (это ответственный момент, когда дети добиваются в игре определённых результатов, это может судить об её эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребенка).
Анализ проведения игры направлен на выявление наиболее эффективных приемов ее подготовки и проведения, а так же недостатков в достижении поставленной цели. Совершенствуясь, педагог в последующей работе может создать новый вариант игры, обогащая ее новым материалом. Самокритичный анализ даст возможность впоследствии избежать ошибок. Кроме того, аналитическая работа позволяет выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей и, значит, правильно организовать индивидуальную работу с ними.
Игра становится методом обучения, принимает форму дидактической, если в ней четко определены дидактическая задача, содержание, игровые правила и действия.  
Дидактические задачи разнообразны, завуалированы в игровую форму. Наличие дидактической задачи подчеркивает обучающий характер игры, направленность ее содержания на развитие познавательной деятельности детей. В отличие от прямой постановки задачи на занятиях, в дидактической игре она возникает и как игровая задача самого ребенка. Важное значение
дидактической игры состоит в том, что она развивает самостоятельность и активность мышления
и речи детей [п. 1].
Решение задачи требует от ребёнка активных умственных и волевых усилий, но оно же даёт и наибольшее удовлетворение.
Содержанием дидактических игр является окружающая действительность (природа, люди, их взаимоотношения, быт, труд, события общественной жизни и др.).
Большая роль в дидактической игре принадлежит правилам, с которыми детей знакомит педагог. Правила определяют, что и как должен делать в игре каждый ребёнок, указывают путь к

достижению цели, они воспитывают у детей умение сдерживаться, управлять своим поведением.
Правила игры имеют обучающий, организующий и дисциплинирующий характер:
обучающие правила помогают раскрыть перед детьми, что и как нужно делать: они соотносятся с игровыми действиями, усиливают их роль, уточняют способ выполнения, 
организующие определяют порядок, последовательность и взаимоотношения детей в игре;
дисциплинирующие - предупреждают о том, что и почему нельзя делать.
Немаловажная роль в дидактических играх принадлежит игровому действию. Игровые действия не всегда носят видимый характер. Это и умственные действия, выраженные в процессах целенаправленного восприятия, наблюдения, сравнения, иногда припоминание ранее усвоенного, обдумывания. По своей сложности они различны и обусловлены уровнем познавательного содержания и игровой задачи, возрастными особенностями детей. Различен и объем игровых действий. В младшем дошкольном возрасте это, чаще всего, - одно- два повторяющих действия, в старшем – уже пять-шесть. В играх спортивного характера игровые действия старших дошкольников с самого начала расчленены во времени и осуществляются последовательно.  Овладев ими, дети действуют целенаправленно, четко, быстро, согласованно и в уже отработанном темпе решают игровую задачу [п. 1].
Полноценного развития детей дидактическая игра достигает лишь, когда педагог систематически и целенаправленно формирует эту деятельность, отрабатывая все ее основные компоненты. Педагог помогает детям выделить и осознать правила, определить последовательность действий и конечный результат, раскрывает смысл игровой символики и функции игровых атрибутов.
В ходе игры дети оперируют имеющимися знаниями, которые в ходе игры закрепляются, систематизируются, обобщаются. С помощью дидактической игры ребенок может приобретать и новые знания, общаясь с педагогом, со своими сверстниками, в процессе наблюдения за играющими, их высказываниями, действиями в роли болельщика.
Дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае они становятся своеобразным возбудителем желания у детей взаимодействовать с педагогом, друг с другом. В процессе игр дети не только приобретают специальные знания, у них формируются необходимые черты личности.
Перед педагогом стоит задача – стимулировать творческую активность детей в игре. Этому способствует развертывание дидактической игры с включением в нее различных ролей: из литературных произведений, сказок, а также соединение сказочных и реальных персонажей. Включение в общий сюжет таких персонажей активизирует воображение детей, их фантазию, побуждает придумывать новые неожиданные повороты событий.
Характерные особенности дидактических игр заключаются в том, что они создаются взрослыми с целью обучения и воспитания детей. Однако, созданные в дидактических целях, они остаются играми. Ребёнка в этих играх привлекает, прежде всего, игровая ситуация, а, играя, он незаметно для себя получает определённое развитие.
Цель дидактической игры всегда имеет два аспекта:
1) познавательный – то, чему мы должны научить ребёнка, какие способы действия с предметами хотим ему передать;
2) воспитательный – те способы сотрудничества, формы общения и отношения к другим людям, которые следует привить детям.
В обоих случаях цель игры должна формулироваться не как передача конкретных знаний, умений и навыков, а как развитие определённых психических процессов или способностей ребёнка.
Игровой замысел является игровой ситуацией, в которую вводится ребёнок и которую он воспринимает как свою. Это достигается, если построение замысла музыкально-дидактические игры опирается на конкретные потребности и склонности детей, а также особенности их опыта.
Большое значение для обучения и развития малышей игровой материал.
Для того чтобы игра увлекла каждого ребёнка, педагог должен стать её непосредственным
участником. Своими действиями, эмоциональным общением с детьми педагог вовлекает их в
совместную деятельность, делает её важной и значимой для них.
Отбирая игры, педагог должен исходить из того, какие программные задачи он будет решать с их помощью, как дидактическая игра будет способствовать развитию умственной активности детей, воспитанию нравственных сторон личности, тренировать сенсорный опыт, соответствует ли дидактическая задача игры тому программному содержанию, которое изучается на занятиях. Вначале педагог разбирает игру с точки зрения её структуры: дидактическая задача, содержание, правила, игровое действие заботится о том, чтобы в избранной дидактической игре дети закрепляли, уточняли, расширяли знания, умения и навыки и в тоже время не превращали игру в занятие или упражнение. Педагог детально продумывает, как, выполняя программную задачу, сохранить игровое действие, высокий темп игры и обеспечить возможность каждому ребенку активно действовать в игровой ситуации.
Педагог должен довести структуру дидактической игры до сознания каждого ребенка, мобилизовать силы детей на выполнение правил и игрового действия. Для этого необходимо тщательно подготовиться к проведению игры: продумать четкое, ясное, немногословное объяснение содержания, правил, игрового действия, наметить дидактические задачи игры, а так же - то, на каких детей в процессе игры следует обратить особое внимание (вспомнить, кто из них на занятиях затрудняется в выполнении программного содержания), кого привлечь к активной роли, или, наоборот, одних несколько сдержать, чтобы они не подавляли инициативу и творчество своих товарищей, другим помочь обрести веру в свои силы [п. 33].
Если ребенок в дидактической игре почувствовал затруднение, то необходимо ему помочь вспомнить, что изучали по этому вопросу на занятиях. Это развивает быстроту мышления, умение анализировать, делать выводы и умозаключения.
Важным условием результативного использования дидактических игр  в обучении является соблюдение последовательности в подборе игр. Прежде всего, должны учитываться следующие дидактические принципы: доступность и постепенность выполнения заданий.
Главный методический принцип в использовании дидактических игр – их многократное повторение, которое является необходимым условием развивающего эффекта. Дети по-разному и в разном темпе принимают и усваивают всё новое для них. Систематически участвуя в той или иной дидактической игре, малыши начинают понимать её содержание, лучше использовать условия, которые создаёт игра для освоения и применения нового опыта [п.3].
Несомненно, успешному проведению дидактических игр способствует умелое педагогическое руководство ими. Для ребенка-дошкольника эмоциональная сторона организации игры - важное условие. Педагог своим поведением, эмоциональным настроем должен вызвать у него положительное отношение к игре. Необходима доброжелательность взрослого, благодаря которой и появляется сотрудничество, обеспечивающее желание ребенка действовать вместе и добиваться положительного результата. Роль взрослого в дидактической игре двойственна: с одной стороны, он руководит познавательным процессом, организует обучение детей. А с другой - выполняет роль участника игры, партнера, направляет каждого ребенка на выполнение игровых действий, а при необходимости дает образец поведения в игре.
Игровые задачи, действия, правила, результат игры взаимосвязаны между собой, и отсутствие хотя бы  одной из этих составных частей нарушает ее целостность, снижает эффективное воздействие на ребенка.

3.2. Значение дидактической игры в образовательном процессе
Основной формой взаимодействия педагога и ребенка в образовательных учреждениях (детский сад, УДОД и др.) являются организованные занятия, в которых ведущая роль принадлежит взрослым. Содержание занятий определяется программой. Каждый педагог должен помнить о возрастных особенностях детей, об индивидуальности каждого. Взрослым необходимо постоянно создавать у детей положительное эмоциональное отношение к предлагаемой деятельности. Для этой цели и служат дидактические игры. Дидактическая игра - одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра - основной вид деятельности детей-дошкольников. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая - игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Дидактическая игра - средство обучения, поэтому она может быть использована при усвоении любого программного материала и проводится на индивидуальных и групповых занятиях. В дидактической игре создаются определенной ситуации и с определенными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт. Таким образом, особая роль дидактической игры в обучающем процессе определяется тем, что игра должна сделать сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволить ребенку получить собственный опыт. Дошкольный возраст можно назвать возрастом чувственного познания окружающего. В этот период у детей происходит становление всех видов восприятия - зрительного, тактильного - двигательного, слухового формируются представления о предметах и явлениях окружающего мира. Чувственный опыт дети приобретают в процессе широкой ориентировочно-исследовательской деятельности. Основная задача педагога в том, чтобы сформировать у детей дошкольного возраста поисковые способы ориентировки при выполнении задания. Игры и упражнения, в которых ребенок действует путем проб и промеривания, развивают у него внимание к свойствам и отношениям предметов, умение учитывать эти свойства в практических ситуациях. В дальнейшем это совершенствует зрительное восприятие. Игры оказывают большое внимание на формирование целостного восприятия. Условно игры можно распределить на два этапа развития целостного восприятия: первый - узнавание, при котором дети испытывают трудности; второй - создание полноценного образа, учитывающие все свойства предметов (форму, цвет, величину, наличие и соотношение частей и др.) Для того чтобы психическое развитие ребенка проходило полноценно, мало научить его правильно воспринимать окружающий мир. Необходимо закрепить полученные образы восприятия, сформировать на их основе представления. Поэтому трудно  переоценить значение правильной организации игр и упражнений, направленных на соединение образа восприятия со словом, что в дальнейшем влияет на формирование представлений и становление полноценной речи. Здесь работа над восприятием и развитием речи сливается в единый процесс [п. 29].
Благодаря дидактическим играм можно так организовать деятельность ребенка, что она будет способствовать формированию у него умения решать не только доступные практические, но и несложные проблемные задачи. А полученный при этом опыт даст возможность понимать и решать знакомые задачи в наглядно-образном и даже в словесном плане. Однако тактильно-двигательное восприятие имеет и свою специфику, поэтому в играх появляются новые задачи и условия. Если зрительное восприятие обычно происходит без помощи других органов чувств осязания,  слуха,  то тактильно-двигательное  восприятие  у  человека нормальным зрением, как правило, сопровождается зрительным и в чисто изолированном виде встречается редко. В играх приходится специально создавать условия, чтобы выделить тактильно-двигательное восприятие закрыть глаза, поставить ширму, использовать «чудесный мешочек» и др. Получив задание опознать предмет на ощупь, ребенок перебирает его в руке, производя различные движения, а поэтому может выделить форму, величину, расположение частей, что способствует развитию зрительно-двигательной координации. Не меньшее значение имеет и проведение дидактических игр способствующих развитию слухового восприятия, которое помогает ребенку ориентироваться в окружающем его пространстве, создает возможность действовать по звуковому сигналу, различать многие важные объекты и т.п.  
Другая сторона слухового восприятия непосредственно связана с развитием речи, так называемого «речевого» слуха. Трудности здесь связаны в первую очередь (при условии сохранности тонального слуха) с состоянием фонематического слуха, со способностью ребенка различать и воспринимав фонемы родного языка, с усвоением системы фонем, которая тоже служит сенсорным эталоном и без чего невозможно овладеть фонетической стороной речи. Таким образом, игры и упражнения по развитию слухового восприятия создают необходимые предпосылки к формированию речи у детей. Важным в психическом развитии ребенка является формирование мышления. Именно в этот возрастной период возникают не только основные формы наглядного мышления: наглядно-действенное и наглядно-образное, но и закладываются основы логического мышления: способность к переносу одного свойства предмета на другие (первые виды обобщения), причинное мышление, способность к анализу и др. Правильная и своевременная организация работы по формированию всех видов мышления приобретает для ребенка особое значение.
Чередование различных видов деятельности, заданий требует от детей внимания,
сосредоточенности, сообразительности, быстрой реакции, организованности и даже проявления волевых усилий.
Задания и дидактические игры, обогащающие ребенка новыми знаниями, заставляющие напрягать его ум для решения какой-либо познавательной задачи, развивают у дошкольников различные интеллектуальные эмоции. Удивление при встрече с новым неизвестным, любопытство, уверенность или сомнение в своих суждениях, радость от найденного решения - все эти эмоции являются необходимой составной частью мыслительной деятельности. Запоминая понятия, различные слова и тексты, он тренирует свою память.
Словарь детей обогащается образными словами и выражениями, характеризующими настроения, чувства во время игры. Речь становится более связной и четкой, т.к. ребенок встает перед необходимостью объяснять свое отношение к игровому материалу, рассказывать о содержании игры.
Развивая ребенка эстетически и умственно, необходимо поддерживать в нем пусть еще незначительные творческие проявления, которые активизируют восприятие, будят фантазию и воображение. Когда перед ребенком ставятся творческие задания, то возникает поисковая ситуация, требующая умственной активности.

Заключение
Особое место в жизни ребенка-дошкольника занимает игра. В процессе игры ребенок живет, действует, как окружающие его взрослые, герои любых рассказов, сказок, и это доставляет ему огромную радость. Внедрение в практику игровых методик напрямую связано с рядом общих социокультурных процессов, направленных на поиск новых форм социальной организованности и культуры взаимоотношений между педагогом и воспитанниками. В различных системах обучению игре отводится особое место. Это определяется тем, что игра очень созвучна природе ребёнка, который от рождения и до наступления зрелости уделяет ей огромное внимание.
Игра – одно из самых ярких и светлых воспоминаний детства, ведущая деятельность не только детей дошкольного возраста, но и одна из основных – младшего школьного. Она влияет на развитие внимания, памяти, мышления, воображения, всех познавательных процессов; игровая ситуация постоянно влияет на умственную деятельность, подготавливает к мышлению в плане представлений, развивает воображение, доставляет детям радость.
В дидактических играх перед детьми ставятся те или иные задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умение осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности. Они содействуют развитию у дошкольников ощущений и восприятий, формированию представлений, усвоению знаний. Эти игры дают возможность обучать детей разнообразным экономным и рациональным способом решения тех или иных умственных и практических задач. В этом их развивающая роль. В работе с детьми-дошкольниками дидактической игре отводится большое место. Таким образом, особая роль дидактической игры в обучающем процессе определяется тем, что игра должна сделать сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволить ребенку получить собственный опыт. Дошкольный возраст можно назвать возрастом чувственного познания окружающего. В этот период у детей происходит становление всех видов восприятия – зрительного, тактильного – двигательного, слухового формируются представления о предметах и явлениях окружающего мира, чувственный опыт детей приобретают в процессе широкой ориентировочно – последовательной деятельности.
Основная педагогическая задача взрослого состоит в том, чтобы сформировать у детей дошкольного возраста поисковые способы ориентировки при выполнении задания. Игра незаменима как средство воспитания правильных взаимоотношений между детьми. В ней ребёнок проявляет чуткое отношение к товарищу, учится помогать в беде и т.д. Поэтому игра является прекрасным средством воспитания коллективизма. Дидактические игры способствуют и художественному воспитанию, совершенствованию движений, выразительности речи, развитию творческой фантазии, яркой, проникновенной передаче образа.
Практическая значимость реферата заключается в возможности использования обобщенных знаний для более эффективного сотрудничества педагогов Школы творческого развития УДОД в деле успешного формирования личности дошкольника, усвоения содержания образовательных программ.

Список литературы
Аванесова В.Н. Дидактические игры как форма организации обучения в детском саду. // Умственное воспитание дошкольника / под ред. Н.Н. Поддьякова. – М., 1972
Артемова Л.В.  «Окружающий мир в дидактической игре дошкольников». – М.: Просвещение, 1992.
Бондаренко Н.К. «Дидактические игры в детском саду». – М.: Просвещение, 1991.
Боровик О.В., Забрамная С.Д. «Развитие ребенка в ваших руках» – М.: Новая школа, 2000.
Ветлугина П.А. Методика музыкального воспитания в детском саду – М. Просвещение, 1989.
Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. – 1966.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М, 1991.
Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. Под ред. Л.Н. Венгера. – М.: Просвещение, 1973.
Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка – М.: Педагогика, 1994. -246с.
Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. – М.: Просвещение, 1990.
Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры. – М.: Просвещение, 1989.
Немов Р.С. Психология - М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2003
Поддьяков В.П. Мышление дошкольника М.,1977.
Познавательные процессы и способности в обучении //Под ред. В.Д. Шадрикова - М., 1990
Психология и педагогика игры дошкольника. Под ред. А.В. Запорожца и А.П. Усовой. – М.: Просвещение, 1996.
Фомина Л.В. Сенсорное развитие. - Ярославль, 1998.
Щипицына Л.М., Защиринская О.В. и др. Азбука общения.- С-пб., 2004.









HYPER13 PAGE \* MERGEFORMAT HYPER141




Заголовок 4 Заголовок 5 Заголовок 6

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X