Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Некрасова Наталья Васильевна

Обобщение опыта по теме самообразования "Умственное развитие детей с ОВЗ и легкой умственной отсталостью в процессе обучения географии".

скачать документ

Вернуться назад

ГБУ АО «Коряжемский детский дом-школа»Обобщение опыта по теме самообразования "Умственное развитие детей с ОВЗ и легкой умственной отсталостью в процессе обучения географии".Автор Некрасова Н.В., учитель географии 1 категории1. Работа с учащимися с умственной отсталостью и ОВЗ в условиях специальной коррекционной школы1 Психолого-педагогическая характеристика детей с ограниченными возможностями здоровья Кого называют «Дети с ограниченными возможностями» - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Главной особенностью данной категории детей является незавершенность всех этапов его психологического развития. Синонимами данного понятия выступают следующие определения таких детей: "дети с проблемами", "дети с особыми нуждами", "нетипичные дети", "дети с трудностями в обучении", "аномальные дети", "исключительные дети".Наличие того или иного дефекта (недостатка) не предопределяет неправильного, с точки зрения общества, развития. Потеря слуха на одно ухо или поражение зрения на один глаз не обязательно ведет к отклонению в развитии, так как в этих случаях сохраняется возможность воспринимать звуковые и зрительные сигналы сохранными анализаторами. Таким образом, детьми с ограниченными возможностями здоровья можно считать детей с нарушением психофизического развития, нуждающихся в специальном (коррекционном) обучении и воспитании. «Дети с ограниченными возможностями здоровья» этот термин отражает необходимость оказания обществом специальной помощи указанной категории детей для реализации их возможностей и обязанность обеспечения и защиты их гражданских прав. Одним из них является право на своевременное получение квалифицированной медико-психолого-педагогической помощи, а значит, и возможности обучения, т.е. создания специальных условий, способствующих реализации их сохранного познавательного потенциала.Диапазон различий в развитии детей с ОВЗ чрезвычайно велик. В зависимости от характера нарушения одни дефекты могут полностью преодолеваться в процессе развития, обучения и воспитания ребенка, другие лишь сглаживаться, а некоторые только компенсироваться. Сложность и характер нарушения нормального развития ребенка определяют особенности формирования у него необходимых знаний, умений и навыков, а также различные формы педагогической работы с ним. Один ребенок с отклонениями в развитии может овладеть лишь элементарными общеобразовательными знаниями (читать по слогам и писать простыми предложениями), другой - относительно не ограничен в своих возможностях (например, ребенок с задержкой психического развития или слабослышащий). Структура дефекта влияет и на практическую деятельность детей. Одни нетипичные дети в будущем имеют возможность стать высококвалифицированными специалистами, другие всю жизнь будут выполнять низкоквалифицированную работу (например, переплетно-картонажное производство, штукатуры и тд).На развитие ребенка с ограниченными возможностями будут влиять четыре фактора.1.Вид (тип) нарушения.2.Степень и качество первичного дефекта. Вторичные отклонения в зависимости от степени нарушения могут быть - ярко выраженными, слабо выраженными и почти незаметными. Степень выраженности отклонения определяет своеобразие атипичного развития. Существует прямая зависимость количественного и качественного своеобразия вторичных нарушений развития нетипичного ребенка от степени и качества первичного дефекта..Срок (время) возникновения первичного дефекта. Чем раньше имеет место патологическое воздействие и как следствие - повреждение речевых, сенсорных или ментальных систем, тем будут более выражены отклонения психофизического развития. Например, у слепорожденного ребенка отсутствуют зрительные образы. Представления об окружающем мире будут у него накапливаться с помощью сохранных анализаторов и речи. В случае потери зрения в дошкольном или младшем школьном возрасте ребенок сохранит в памяти зрительные образы, что дает ему возможность познавать мир, сравнивая свои новые впечатления с сохранившимися прошлыми образами. При потере зрения в старшем школьном возрасте представления характеризуются достаточной живостью, яркостью и устойчивостью, что существенно облегчает жизнь такого человека;Условия окружающей социокультурной и психолого-педагогической среды. Успешность развития аномального ребенка во многом зависит от своевременной диагностики и раннего начала (с первых месяцев жизни) коррекционно-реабилитационной работы с ним.В зависимости от характера и степени тяжести первичного нарушения (снижения слуха, зрения, поражения центральной нервной системы), последствий в виде ограничения функционирования органов и систем организма они имеют специфические образовательные потребности:-дети с задержкой психического развития - в большем количестве помощи при усвоении нового, в значительном числе повторов и возможности практического использования новых знаний, а также в систематическом контроле взрослым качества их использования;-дети с нарушениями интеллекта - в особых методах и приемах коррекционно-педагогической помощи для перехода с одного уровня ориентировки в окружающем на другой, т.е. с одного вида мыслительной деятельности к другому более сложному, в обучении социальным нормам и их самостоятельному соблюдению;-дети с нарушениями слуха - в развитии познавательного потенциала путем усвоения нового через знак (т.е. письменную речь), овладении речью через чтение;-дети с нарушениями зрения - в усвоении нового путем использования функциональных возможностей сохранных анализаторов и компенсаторного потенциала (тактильный, двигательный, слуховой), причем основным источником информации становиться тактильный и слуховой анализаторы;-дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата - в усвоении нового путем использования функциональных возможностей сохранных анализаторов и компенсаторного потенциала (тактильный, зрительный, слуховой), ведущими информационными источниками в этом случае являются зрение и слух;-дети с нарушениями речи - в создании специальных условий для развития речевых возможностей путем усвоения нового с помощью практической ориентировки;-дети с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения - в индивидуальном подборе сенсорной и эмоциональной нагрузки, методов и приемов для повышения их социальной компетенции;-дети с множественными нарушениями - в индивидуальном походе к определению методов и приемов, темпа коррекционно-педагогического воздействия;-дети с тяжелыми хроническими соматофизическими болезнями - в индивидуальном темпе при усвоении новых знаний и умений.Следовательно, специфические образовательные потребности детей различны и зависят от возраста, характера, степени тяжести первичного нарушения здоровья, а зачастую и его структуры, выраженности их последствий. Именно их наличие определяет объективную потребность в использовании других, не традиционных, а специальных способов педагогического воздействия. 1.2. Создание специальных условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровьяДети с ограниченными возможностями здоровья - это дети с нарушением психофизического развития, нуждающихся в специальном (коррекционном) обучении и воспитании. К основным категориям детей с ОВЗ относятся: дети с задержкой психического развития; дети с нарушениями интеллекта; дети с нарушениями слуха; дети с нарушениями зрения; дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата; дети с нарушениями речи; дети с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения; дети с множественными нарушениями; дети с тяжелыми хроническими соматофизическими болезнями. В зависимости от характера и степени тяжести первичного нарушения, последствий в виде ограничения функционирования органов и систем организма они имеют специфические образовательные потребности. Специфические образовательные потребности детей различны и зависят от возраста, характера, степени тяжести первичного нарушения здоровья, а зачастую и его структуры, выраженности их последствий. Именно их наличие определяет объективную потребность в использовании других, не традиционных, а специальных способов педагогического воздействия.В образовательном учреждении должны быть реализованы специальные образовательные программы, методы и приемы работы с детьми, доказавшие за многолетний период их применения свою эффективность. В специальных образовательных программах представлено содержание коррекционно-педагогического процесса с учетом современных представлений о сущности психического развития, о психологической целостности интеллектуального и эмоционального факторов в становлении личности, об особенностях и своеобразии становления психики под влиянием сенсорных, интеллектуальных, моторно-двигательных и других нарушений, о ведущей роли обучения в психическом развитии человека. Специальные условия обучения - это кадры (учителя, владеющие педагогическими технологиями), учебники, учебные пособия и дидактические и наглядные материалы, методы и приемы, технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования, средства коммуникации и связи, а также психологические, медицинские, социальные и иные услуги, которые позволяют детям с ограниченными возможностями здоровья усваивать образовательную программу.Следовательно, коррекционно-развивающее обучение детей с отклонениями развития является одним из методов комплексной реабилитации состояния здоровья, направленной на преодоление социальных ограничений, вызванных болезнью, путем развития их познавательных и личностных возможностей. Чем раньше для детей с особенностями развития будет реализован дифференцированный подход в определении содержания комплексной реабилитации состояния здоровья и психического развития, найдены и использованы специальные методы и приемы педагогической коррекции имеющихся у них отклонений развития, тем успешнее будет их социализация, будущее их семей, а значит, и будущее нашей страны.Глава 2 Особенности развития детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках 2.1 Основные принципы и методы работы в коррекционной школе.В специальной коррекционной школе для детей с отклонениями в развитии учебный процесс предполагает дидактическое единство содержания, методов и организационных форм обучения.Принцип (от лат. слова – principium –основа) – это основное положение, которое распространяется на все явления в той области, из которой он выведен путём обобщения.Под дидактическими принципами понимают основные положения, которыми руководствуются в деле обучения детей и подготовки к активному участию в жизни общества.Дидактические принципы являются универсальными для всех учебных предметов, на всех уровнях педагогической работы.воспитывающая и развивающая направленность обучения (формировании у учащихся нравственных представлений и понятий, адекватных способов поведения в обществе).Развивающий характер обучения во вспомогательной школе состоит в содействии общему психическому и физическому развитию учащихся. Осуществление развивающего обучения предполагает повышение качества уроков путём включения учащихся в активную учебную деятельность и развития у них познавательной активности и самостоятельности.Научность и доступность обучения. Принцип научности тесно связан с принципом доступности, так как умственно отсталые учащиеся усваивают только тот учебный материал, который им доступен.Принцип доступности предполагает построение обучения умственно отсталых школьников на уровне их реальных возможностей. С одной стороны, предполагается неодинаковая степень усвоения программного материала учащимися, имеющими разные учебные возможности, с другой – определяется необходимость дифференциации их в обучении с целью повышения уровня усвоения программного материала.систематичность и последовательностьЗнания, которые учащиеся приобретают в школе, должны быть приведены вопределённую логическую систему для того, чтобы можно более успешно применять их на практике. Особенностям умственно отсталых школьников соответствует линейно-концентрическое расположение учебного материала, когда одни и те же разделы сначала изучаются в элементарном виде, затем рассматриваются значительно шире, с привлечением новых сведений. Систематичность предполагает преемственность в процессе обучения: обучение в старших классах строится на материале младших классов, изучение каждого предмета происходит на основе предыдущих знаний. Каждый раздел учебного материала должен опираться на ранее изученный.связь обучения с жизньюПринцип отражает обусловленность обучения в школе общественнымипотребностями и влиянием общественной среды на процесс обучения и воспитания учащихся. Сущность состоит в тесном взаимодействии школы и общественности в деле обучения и воспитания детей. Реализация этого принципа во вспомогательной школе состоит в организации учебно-воспитательной работы на основе тесной и многогранной связи с окружающей действительностью.принцип коррекции в обучениизаключается в исправлении недостатков психофизического развития умственно отсталых детей в процессе обучения путём использования специальных методических приёмов. Чем больше умственно отсталый ребёнок продвинется в развитии, тем успешнее он будет овладевать учебным материалом, т.е. развитие учащихся и обучение их на основе принципа коррекции – два взаимосвязанных процесса. Осуществление принципа коррекции в обучении заключается в формировании у учащихся уменийсамостоятельно ориентироваться в требованиях к выполнению заданий, анализировать условия и планировать свою деятельность, делать выводы о качестве выполненной работы.принцип наглядностипривлечение различных наглядных средств в процесс усвоения учащимися знаний и формирования у них различных умений и навыков. Сущность принципа наглядности состоит в обогащении учащихся чувственным познавательным опытом, необходимым для полноценного владения абстрактными понятиями. Во вспомогательной школе для формирования отвлечённых понятий, обобщений, общетрудовых умений и навыков, предметная наглядность используется более длительное время. Предметная наглядность применяется для изучения свойств предметов.Реализация принципа наглядности осуществляется по этапам:1. Обогащение чувственного познавательного опыта, предполагающего обучение умениями наблюдать, сравнивать и выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи. 2. Обеспечение перехода созданных предметных образов в абстрактные понятия. 3. Использование абстрактной наглядности для формирования конкретных образов предметов, явлений и действий.Соблюдение этих этапов способствует осознанному усвоению учебного материала, развитию абстрактного мышления у умственно отсталых школьников. сознательность и активность учащихсяСознательность в обучении означает понимание учащимися изучаемого учебного материала: сущности усваиваемых понятий, смысла трудовых действий, приёмов и операций. В процессе сознательного усвоения учебного материала происходит более интенсивное психическое развитие умственно отсталых школьников. Но нарушения аналитико-синтетической деятельности, характерные для умственно отсталых школьников, препятствуют усвоению учебного материала на основе его полного понимания. Умение применять имеющиеся знания в новых условиях может служить критерием осознанности усвоения этих знаний. Познавательная активность умственно отсталых школьников в большинствеслучаев сама по себе не возникает, поэтому необходимо её активизировать. Под активизацией учения понимается соответствующая организация действий школьников, направленная на осознание ими учебного материала. Доброжелательное отношение ко всем ученикам в сочетании с разумной требовательностью, поощрения за малейшие успехи – важнейшие условия для развития мыслительной активности умственно отсталых школьников.индивидуальный и дифференцированный подходсущность принципа индивидуального подхода состоит в учёте индивидуальных особенностей учащихся в учебном процессе с целью активного управления ходом развития их умственных и физических возможностей. Индивидуальный подход предполагает всестороннее изучение учащихся и разработку соответствующих мер педагогического воздействия с учётом выявленных особенностей. Индивидуальный подход необходим умственно отсталым школьникам, независимо от их успехов в учёбе.Учёт типических особенностей детей происходит в процессе дифференцированного подхода. Для осуществления дифференцированного подхода нужна дифференциация учащихся на типогруппы.Индивидуальный подход имеет большое значение при оценке успеваемости, так как умственно отсталые школьники в силу неоднородности дефекта имеют разные учебные возможности. Однако их успеваемость не может основываться на общих оценочных нормах, она должна учитывать степень продвижения ученика, стимулировать процесс его учения и выполнять воспитательную функцию, прочность знаний, умений и навыков в этом принципе отражаются результаты обучения. Прочность знаний, умений и навыков достигается специальной педагогической работой, направленной на углубление и закрепление знаний и выработку навыков. Таким средством является повторение – основа учебно-воспитательной работы во вспомогательной школе. В повторении должно быть разнообразие, определённая система и непрерывность. Приёмы повторения необходимо подбирать с учётом уровня усвоения данного учебного материала.Прочность усвоения знаний учащимися знаний достигается путём систематического выполнения упражнений, во время которых закрепляются и совершенствуются умения и навыки.Повторение необходимо проводить непрерывно в течение всего года, включая его в процесс изучения нового учебного материала и добиваясь осмысления связи между пройденным и новым. Самостоятельно установить такие связи учащиеся вспомогательной школы, как правило, не могут или делают это неправильно. Методы обучения в специальной школеМетод в обучении – самостоятельная структурная единица. Он всегда подчинён определённой цели, решает поставленную учебную задачу, ведёт к усвоению определённого содержания, приводит к планируемому результату.Все методы обучения подразделяет на три группы: словесные (устные, вербальные) рассказ ,объяснение, беседа  наглядные методы обучения – экскурсии, наблюдения, демонстрация  практические методы обучения –- лабораторно-практические работы , упражнения, самостоятельная работа.2.2 Особенности работы с детьми при изучение географии во вспомогательной школеИзучение географии во вспомогательной школе имеет большое коррекционное значение. Географический материал в силу своего содержания способствует развитию наиболее слабых сторон познавательной деятельности умственно отсталых детей: внимания, наблюдательности, умения сравнивать и анализировать наблюдаемые предметы, явления, понимать их причинно-следственную зависимость, способствует развитию мышления, памяти, речи, воспитанию положительных черт характера, личности. География-наука, призванная знакомить учащихся с окружающим миром, расширять их кругозор. Изучая природу родной страны, мира ученики развивают эстетические чувства, а также у детей прививается любовь к Родине, её природе. Образовательной задачей курса является формирование элементарных географических представлений и понятий у умственно отсталых школьников. В процессе изучения курса ученики коррекционной школы приобретают определённую систему знаний, представлений, понятий. Географическое представление - это воспроизведение в сознании ученика образа географического объекта, который возникает в процессе непосредственных представлений школьников за предметами и явлениями при помощи наглядных пособий. Географические представления способствуют формированию географических понятий. Географические понятия формируются путём анализа, синтеза, сравнения, обобщения, различения существенных и несущественных признаков, установление причинно-следственных связей. Сформировать географические понятия у умственно отсталых школьников помогают: предъявление соответствующего наглядного материала, словесная характеристика изучаемого объекта, а также установление пространственных связей между объектами. Формируя географические понятия нужно постоянно обращаться к практическому использованию изучаемого объекта, направлять внимание учащихся на значение этого предмета, явления в жизни людей. В результате изучения географии у учащихся развиваются умственные способности.На занятиях раскрывается определенная система коррекционно-воспитательной работы, включающая основные стороны учебно-воспитательного процесса: в ходе коррекционных занятий, экскурсий, внеклассной работы (внеурочная деятельность).В коррекционной школе, где учатся дети с глубокими нарушениями развития, система коррекционно-воспитательной работы подчинена основному требованию – коррекции, ослаблению дефектов развития аномального ребенка. Благодаря здоровье сберегающим технологиям, предъявлению посильных требований, правильному чередованию различных видов деятельности (игра, учение, экскурсия, наблюдение и т.д.), использованию необходимых психолого-педагогических средств и приемов, у учащихся постоянно поддерживаются работоспособность и активность.Задания и упражнения по коррекции пространственных представлений составлены с учетом умственного развития учащихся и программы по географии для вспомогательной школы. При этом программа отличается количеством сообщаемых сведений, понятий, предусматривает повторяемость материала в разных формах и объёме. Темы постепенно усложняется и расширяется от 5 класса до 9 класса, это способствует более полноценному усвоению умственно отсталыми учащимися элементарных географических знаний. В коррекционной школе для формирования отвлеченных понятий, обобщений, формирование умений и навыков предметная наглядность используется более длительное время. Это связно с тем, что у умственно отсталых детей резко нарушены процессы отвлечения и обобщения, им трудно оторваться от наблюдения конкретных предметов и сделать вывод или заключение. Виды наглядностей используемых на уроках разнообразны: это картины, таблицы схемы, профили, рисунки, образцы предметов, полезных ископаемых и т.д.. Часто одна и та же наглядность может использоваться на протяжении нескольких уроков и разных курсов. Предметная наглядность применяется так же для изучения свойств предмета, а так же с целью изготовления их. Использование этой формы наглядности необходимо организовывать с учетом особенностей восприятия умственно отсталых школьников. Известно, что их восприятие первоначально имеет недифференцированный характер, они затрудняются в выделении главного, существенного признака предмета. Образы предметов, возникающие в сознании нечеткие, неполные и зачастую искаженные, в речи часто отсутствуют соответствующие языковые средства, необходимые для верного отражения свойств наблюдаемого объекта.Таким образом, во вспомогательной школе наглядные пособия должны содержать лишь существенные признаки предмета и по возможности без дополнительных несущественных деталей, часто уводящих внимание школьников в сторону от основной цели, которую ставит учитель. Наглядные пособия должны быть просты для восприятия.Необходимо учитывать при использовании наглядности особенности умственно отсталых школьников, нужно научить их правильно пользоваться соответствующими словами и терминами, обозначающими свойства предмета, признаки явлений. Слово учителя является организующим и реализующим фактором.На уроках используются как предметная наглядность так и абстрактная: рисунки, схемы, эскизы, чертежи. В дальнейшем эта наглядность начинает преобладать в процессе обучения. Применения такой наглядности предполагает определенный уровень интеллектуального развития умственно отсталых школьников. Программа по географии в коррекционной школе учитывает особенности познавательной деятельности умственно отсталых школьников: в ней предусматривается по изучении главных тем и разделов, более медленный темп прохождения. Ученикам коррекционной школы предлагается значительно менее сложное по структуре, более сокращенное по объему и более элементарное по уровню обобщенности (по сравнению со средней школой) система географических знаний. Важной коррекционной задачей уроков географии является корректирование представления учащихся об объектах и явлениях природы, расширение их запаса и систематизация. Особое внимание должно быть обращено на развитие пространственных представлений на формирование навыков пространственной ориентировки. На уроках часто опираемся на знания и примеры из жизни школьников.При работе с картой используется упражнения, облегчающие запоминание географических названий и положение объектов, требующие отыскание заданных объектов по карте, заполнение таблиц, фрагментарно выборочного и целого воспроизведения учебной информации. Педагог должен обеспечить правильные условия для развития логической памяти, что устанавливается, в частности, заданиями на установление разнообразных связей между объектами, в первую очередь на пространственных и причинно следственных связей.Развитие логического мышления учеников - это одно из главных направлений коррекционной работы при обучении географии. Эффективность решения именно этой задачи главным образом определяет успех коррекционного обучения. Отвлеченное мышление школьников во многом развивается благодаря постепенному переходу в процессе изучения географии от конкретно – натуральной и образной наглядности к символической (карты, планы, глобус).В силу умственных способностей многие понятия об географических объектах формируются с большим трудом. При воспроизведении представлений ученика часто указывают на второстепенные признаки. Например, говоря о горах дети говорят «там высоко», «лежит снег», «падают камни». Подобные однозначные ответы могут быть лишь обусловлены недостаточностью словарного запаса, неумением найти слово, обозначающее признак предмета. Ученики не могут дать характеристику географическому объекту.Такие недостатки географических представлений умственно отсталых учащихся поддаются корректированию при соблюдении определенных педагогических условий. Главными из них являются активизация познавательной деятельности на уроках географии, разносторонность ознакомления с географическими объектами, правильное сочетание различных наглядных, словесных и практических средств обучения географии (предпочтение следует отдать натуральной наглядности, ознакомлению школьников с объектами изучения на экскурсиях.)Таким образом предметно – образная наглядность (реальные объекты, их макеты, изображения на иллюстрациях) незаменимая при формировании географических представлений у умственно отсталых школьников. Самый красочный и образный рассказ – описание объекта не создает правильного представления о нем у учащихся без визуального восприятия. При использовании наглядности нужно учитывать особенности умственно отсталых школьников, необходимо научить их правильно пользоваться соответствующими словами и терминами, обозначающими свойства предмета, признаки явлений. Слово учителя является организующим и реализующим фактором.Важнейшую роль при демонстрации географической наглядности играет слово учителя (вопросы, указания) направляющие восприятие учащихся на выборочное определение объекта восприятия, организацию анализа воспринимаемого. В словесной форме проверяется правильность узнавания учениками объектов и их частей. Часто задаваемые вопросы: Почему? Как? К чему может привести? Стимулируют мыслительную деятельность учащихся, они учатся анализировать и выстраивать причинно-следственные связи. Если причинные факторы отражены на картине наглядно, то это в значительной мере помогает ученикам самостоятельно сформировать причинно – следственные связи географического характера. Так после рассматривания изображения одного из холодных морей, на котором отчетливо видны торосы и льдины шестиклассники без словесных пояснений могут правильно ответить на вопрос «почему судам трудно плавать в морях Северного Ледовитого океана». А в 7 классе глядя на карту, где изображено теплое течение, заходящее с Баренцево море, могут объяснить, почему оно не замерзает. В преподавании географии наглядность имеет огромное значение, так большинство географических объектов и явлений недоступно для непосредственного восприятия учащихся. Учить географию невозможно без наглядности. Даже самые красочные словесные описания ничего не дадут ученику, если у него не будет создан образ предмета.В связи с компьютеризацией школы я широко использую в работе компьютер и интернет – ресурсы. Использование интернет – ресурсов расширило возможности учителя в обучении детей географии. С помощью компьютера можно побывать в на любом континенте, увидеть как происходит формирование рельефа, посетить Антарктиду, познакомиться с животным миром Африки и Амазонии. Составляю презентации, делаю нарезки видеофрагментов и использую их на уроках. Это всё расширяет кругозор умственно отсталых школьников прививает любовь к географии и активизирует познавательные интересы, повышает мотивацию.ЗаключениеПреподавание географии в коррекционной школе решает общие учебно-воспитательные и специфические задачи, обусловленные особенностями развития детей с умственной отсталостью.География наука, которая призвана расширять кругозор школьников, воспитывать у учащихся патриотические чувства, чувство гордости за свою необъятную Родину. Дети – олигофрены слабо ориентируются по карте, плохо запоминают условные знаки и цвета географической карты. Только длительные систематические упражнения с картой дают эффект. Дети плохо улавливают между «планом» и «картой». Бедность словаря, отсутствие пространственного воображения затрудняют установление причин наследственных связей между явлениями природы. Исходя из моего многолетнего опята преподавания географии, могу заметить, что не все темы школьникам даются легко Учащимся очень нравятся темы о животных и растениях. Учащиеся с интересом знакомятся с животными и растениями тропических стран. Когда знакомятся с животными лесной зоны, то с удовольствием рассказывают о том, что знают сами. География предмет, который интересен ученикам. Задача учителя, сделать этот предмет более интересным и приложить усилия, что бы как – то корректировать недостатки умственно – отсталых детей.Литература1.Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. Руководство.- СПб.: Речь, 2003.- 391 с.2. Коллектив авторов. «Олигофренопедагогика»3. Скотарева, Е. М. С44 Психолого-педагогическая коррекция: теоретико-методологический аспект : учеб. пособие для студ. психол. спец. / Е. М. Скотарева. — Саратов : Изд. центр «Наука», 2007. — 72 с4.https://psychiatr.ru/download/2303?view=1&name=%D0%9A%D0%A0_%D0%A3%D05 Пороцкая Т. И. «Обучение географии во вспомогательной школе»6. Синев В. Н., Капустин А. И. «О коррекционной роли использования образной наглядности во вспомогательной школе»7. http://dodiplom.ru/catalog/theme/pedagogika?page=6&per-page=10

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X