Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Артюшкова Светлана Анатольевна

Методическая работа на тему: "Начальный период обучения в детском хоре"

скачать документ

Вернуться назад

Муниципальное бюджетное учреждениеобщеобразовательная организация дополнительного образования«Детская школа искусств №13»(МБУ ОО ДО «ДШИ №13»)Методическая работана тему: «Начальный период обучения в детском хоре»(работа создана в качестве методических рекомендаций к предмету «Хор» для учащихся 1 класса ДПОП «Хоровое пение» в области музыкального искусства для Детских школ искусств) Преподаватель Высшей категории Артюшкова Светлана Анатольевнаг. Ижевск 2021СодержаниеВведение …………………………………………………………………………….3I.Планирование работы как творчество хормейстера………………………….4-6II. Формы работы на уроках хора в 1 классе……………………………………7-91. «Допевческие» упражнения………………………………………………….7 2. Вокально-хоровые упражнения…………………………………………........7 3. Музыкальные подвижные игры, пальчиковая гимнастика…………….......9Заключение…………………………………………………………………………10Список использованных источников………………………………………….....112ВведениеНачальный этап в обучении детей хоровому пению является наиболее важным, и особенно актуальным в условиях перехода детских школ искусств на дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы, к которым предъявляются серьёзные требования (Приказ Минкультуры России от 01.10.2018 N 1685 «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной программы в области музыкального искусства «Хоровое пение» и сроку обучения по этой программе)Каким должен быть этот начальный этап? Какие методические приёмы наиболее целесообразны для создания определенного эмоционального отношения к хоровому пению? Как привить начальные вокально-хоровые навыки совсем ещё маленьким детям, так необходимые для дальнейшего обучения? Как работать с «гудошниками», которые часто встречаются в младшем хоре, и представляют особую проблему в процессе работы над хоровым унисоном? Какой репертуар выбрать, чтобы он был интересен детям, полезен в плане развития вокально-хоровых навыков и представлял художественную ценность? Эти и многие другие вопросы наверняка задавали себе многие хормейстеры, работающие с младшими хорами. Данная тема широко освещена в учебно-методической литературе. Но, общаясь с начинающими преподавателями, я увидела, что она остаётся актуальной в настоящее время. Молодые хормейстеры сталкиваются с большими трудностями, когда в сентябре младший хор похож на «гудящий улей», и требуется приложить много сил, знаний и умений, чтобы создать по-настоящему художественный детский хоровой коллектив. Многолетний опыт работы с детьми младшего возраста позволил мне выработать свою систему начального вокально-хорового воспитания, которой хотелось бы поделиться с другими хормейстерами. Возможно, материал этой работы поможет начинающим преподавателям, а также всем тем, кто стремится обогатить свои знания в области детского хорового воспитания. Данный материал можно изменять и совершенствовать, исходя из собственного опыта и конкретных условий.Цель работы: разработка методических рекомендаций, которые были бы полезны, актуальны, интересны в работе с детским хором на первом году обучения по ДПОП «Хоровое пение» в ДШИ.Задачи работы: подробное освещение разнообразных методических рекомендаций, упражнений, музыкальные игр, работы с репертуаром по предмету «Хор» в 1 классе на ДПОП «Хоровое пение» в ДШИ.3Планирование работы как творчество хормейстера. Начальный этап обучения в хоре самый трудный, но и самый интересный. Как правило, в сентябре перед хормейстером стоит множество задач, чтобы к концу первого года обучения первоклассники стали уже настоящим хоровым коллективом.Чтобы решить эти задачи от преподавателя требуется тщательное планирование работы. Опираясь на педагогический опыт и творческое воображение, необходимо представлять себе перспективы вокально-хорового воспитания первоклассников, обязательно планировать связь уроков и внеклассных мероприятий. Только тогда можно последовательно и систематически развивать музыкальные, творческие способности детей, формировать навыки и умения.Начинающие преподаватели нередко полагают, что достаточно иметь музыкальный материал, программу, методические пособия для работы с детским хором. Наиболее опытные хормейстеры, творчески понимающие своё дело, придают большое значение планированию как важному условию целенаправленной организации уроков хора и внеклассной работы. К внеклассной работе можно отнести концерты, выступления на родительских собраниях, различные музыкальные праздники, тематические музыкальные мероприятия, конкурсы и т.д, то есть все мероприятия, на которых начинающие певцы могут показать результаты своей работы в классе. Программа по предмету «Хор» ДПОП «Хоровое пение» (которая сейчас используется в работе) содержит примерные репертуарные списки для младшего хора, но календарно – тематического плана, примерных поурочных планов она не предлагает. Подразумевается, что преподаватель составляет их сам, исходя из особенностей своей работы и учебного плана своей образовательной организации.Календарно-тематический план помогает преподавателю грамотно выстроить хоровую работу в течение года, запланировать концертные и конкурсные мероприятия, определить ожидаемые результаты работы по поставленным целям и задачам.Поурочные планы определяют ближайшие задачи, конкретные цели, чёткое распределение различных форм работы по времени.Основой творческого планирования хоровой работы с первоклассниками является методический замысел преподавателя. В замысле всегда отражаются:- постановка целей и задач в начале учебного года, пути их решения и ожидаемый результат в конце года;- применение различных методик, разнообразных форм работы на уроке;- поиск новых и интересных вокально-хоровых технологий в работе с младшим хором;-репертуар, составленный на год, в соответствии с поставленными учебными задачами и календарно-тематическим планом.Какие цели и задачи ставит перед собой хормейстер в начале учебного года, когда в класс приходят совсем ещё юные певцы? Первая и основная цель – это развитие интереса учащихся к академическому хоровому искусству. Очень важно с первых уроков «зажечь» детей хоровым пением, так как от этого будет зависеть дальнейшее создание, взращивание и воспитание будущего хорового коллективаДети младшего школьного возраста наполнены необычайным оптимизмом, энергией, тяге к познанию всего нового. Это удивительный возраст, когда они чрезвычайно гибкие и отзывчивые, способные на непосредственное выражение самых глубоких и искренних чувств. Поэтому именно в младшем возрасте легче всего приобщить ребёнка к музыке и привить любовь к хоровому пению.Задачи на первом году обучения в хоре достаточно сложные. Дети за год должны получить основную музыкальную базу, с которой начнётся их рост и совершенствование в хоровом коллективе.4Эти задачи включают в себя:-развитие музыкальных способностей: слуха, памяти, чувства метра и ритма, музыкальности и артистизма;- формирование и развитие вокально-хоровых навыков: певческой установки, дыхания, звукообразования, звуковедения, артикуляции, дикции, хорового унисона и ансамбля;- обучение навыкам самостоятельной работы с музыкальным материалом и чтению нот с листа;-приобретение учащимися опыта творческой деятельности и публичных концертных выступлений;Чтобы достичь высоких результатов и выполнить поставленные задачи, преподаватель составляет примерный календарно-тематический план (на четверть, год). В нём отражены:- темы занятий;-количество часов, запланированное на развитие музыкальных способностей, освоение и закрепление вокально-хоровых навыков, работы над репертуаром;- общие цели и задачи занятий;-контрольный урок (контрольные уроки);- упражнения и музыкальные игры;- репертуар;- внеклассная работа.Далее рассмотрим, как подготовиться к уроку, чтобы хоровое занятие с первоклассниками прошло динамично, интересно, и главное, профессионально и полезно.При подготовке к уроку, важно составить план-конспект, отталкиваясь от общего примерного плана. Данный план поможет преподавателю грамотно выстроить структуру урока и чётко распределить все формы работы по времени (урок хора в 1 классе составляет 1,5 академических часа, куда также включён 5 минутный перерыв, согласно учебному плану ДПОП «Хоровое пение»).Общий примерный план урока хора в 1 классе:1. « Допевческие» упражнения – 5 минут.2. Вокально-хоровые упражнения – 25 минут.3. Работа над репертуаром (1-2 произведения) -15 минут.4. Перерыв (перемена) -5 мин.4. Музыкальные подвижные игры, пальчиковая гимнастика – 5 минут.5. Работа над репертуаром (1-2 произведения) – 15 минут.Резюмируя данный план, хочется обратить внимание на этапы урока. Первый раздел – это «допевческие» упражнения, которые выполняют несколько задач:-концентрируют внимание маленьких певцов, отличающихся гиперактивностью, и настраивают их на работу в классе; - «разогревают» и настраивают голосовой аппарат на пение;-развивают дикцию и решают логопедические проблемы, часто встречающиеся в младшем школьном возрасте;5- развивают звуковысотный слух;- способствуют развитию эмоциональной отзывчивости. Второй раздел – работа над формированием и развитием вокально-хоровых навыков:- певческого дыхания;- артикуляции и дикции;- хорового унисона;- головного резонирования;- академической манеры пения;- пения кантилены;- чистого интонирования диатонических ступеней лада;- пения в ансамбле.Этот раздел урока является особенно важным, так как здесь происходит наиболее кропотливая и тщательная работа над формированием вокально-хоровой базы, от которой будет зависеть дальнейшее успешное развитие маленьких певцов. Эта работа строится на основе различных небольших упражнений игрового характера, коротких песенок-попевок в удобной тесситуре.После работы над формированием вокально-хоровых навыков переходим к разучиванию репертуара. За урок проходим примерно 3-4 небольших произведения. При этом важно учитывать, что дети в силу своего возраста быстро устают на уроке, поэтому работу над репертуаром целесообразно разбить на два блока, а между ними дать детям небольшой отдых и «разрядку» в виде подвижной музыкальной игры или пальчиковой гимнастики.6II. Формы работы на уроках хора в 1 классе1. «Допевческие» упражнения. Допевческие упражнения условно можно поделить на два вида:- декламация (выразительное чтение скороговорок, небольших стихотворений нараспев);- упражнения на развитие звуковысотного слуха для формирования навыка координации слуха и голоса (работа с «гудошниками»)Декламация (Чтение скороговорок и небольших стихотворений нараспев) развивает дикцию, эмоциональную выразительность и отзывчивость, формирует и развивает понимание фразировки, тренирует дыхание. Материал подбирается лаконичный и яркий по образному содержанию, чтобы дети легко и быстро смогли его запомнить, и он вызывал интерес и радостное восприятие.Как правило, на первых уроках дети читают скороговорки и стихи по слогам. Поэтому важно научить их осмысленно относится к тексту. Находить кульминации, главные слова, внимательно относится к безударным слогам, которые очень часто дети выделяют, вопреки логическому развитию фразы. Большое значение также уделяется чёткому произношению согласных. В этом возрасте у многих детей еще сохраняются физиологические дефекты речи, поэтому работа над дикцией окажет большую помощь в решении логопедических проблем. Основной метод обучения – показ учителя. Ребёнок должен понять, осознать и повторить показанное преподавателем.Обязательным условием в работе над скороговорками и стихами является использование различных жестов, помогающих выделить кульминационные моменты. Также необходимо добиваться выразительной подвижной мимики у детей. Формы работы со скороговорками и стихами могут быть различны: всем хором, по одному, «цепочкой» по фразам, распределение по ролям; произнесение одной и той же скороговорки, стихотворения с разной интонацией, расстановкой разных смысловых вершин.Большое количество интересных детских скороговорок, упражнений со звуками, слогами, стихами можно найти на различных Интернет-ресурсах. Среди них можно выделить такие как: deti-onlin.com, borovik.ucoz.ru . (borovik.ucoz.ru. - это сайт Татьяны Боровик – известного педагога, музыковеда, автора множества книг и статей по музыкальному воспитанию и развитию креативности и нестандартному мышлению детей.)Развитие звуковысотного слухаВ младшем хоре у многих детей существует проблема отсутствия координации слуха и голоса. Таких детей условно называют «гудошниками».Большую помощь в музыкальном развитии таких детей оказывают допевческие упражнения на противопоставление и освоение низких, средних и высоких звуков. Одно из любимых детьми это – «Музыкальный зоопарк». В основе этого упражнений – глиссандо вверх и вниз на гласные звуки, интонирование согласных на разной высоте .2. Вокально-хоровые упражнения. Планируя работу над формированием вокально-хоровых навыков в первом классе, нужно учитывать, что для запоминания, усвоения материала младшими школьниками недостаточно повторить упражнение два или три раза. Это нужно сделать много раз. Поэтому на занятиях в младшем хоре обязательно используются различные варианты какого – либо упражнения для многократных повторений, чтобы закрепить тот, или иной навык. Для более понятной и интересной подачи материала, упражнения можно использовать в игровой форме.7Работа над певческим дыханием«Искусство пения – искусство дыхания». Это известное высказывание принадлежит итальянского вокальному педагогу 19 века Франческо Ламперти. Общеизвестным фактом является прямая взаимосвязь красоты певческого звука и правильной работы певческого дыхания. Именно поэтому нужно начинать обучение вокально-хоровым навыкам с певческого дыхания.Важным моментом в этой работе является освоение детьми нижнерёберно-диафрагматического дыхания. Как правило, в сентябре на первых уроках, весь младший хор дружно «дышит плечами», пользуясь ключичным дыханием. Для того чтобы научить детей пользоваться певческим дыханием, хорошо использовать дыхательные упражнения в форме игровых заданий. Они могут быть разными: как с пением, так и без пения звука. Они должны быть продуманы и систематизированы в зависимости от целей работы. Это могут быть упражнения на глубокий спокойный вдох и экономный постепенный выдох, на короткий активный вдох, на тренировку задержки дыхания и т.д. Упражнения на формирование артикуляции, певческого зевкаОдна из самых распространенных проблем в младшем хоре – это «зажатый» артикуляционный аппарат. Важно научить детей не только хорошо открывать рот, но и овладеть певческим зевком, который даёт объём звука. Дети должны научиться поднимать мягкое нёбо и опускать гортань при вдохе, а также сохранять эту позицию во время пения. Существует несколько упражнений на формирование артикуляции и преодоления зажатия нижней челюсти:- потягиваемся и зеваем перед началом пения (этот приём использовал А.В. Свешников), при этом снимаются все мышечные зажимы голосового аппарата и активизируется мягкое нёбо;- вдох на зевке;-упражнение «Замочек»: ощутить работу суставчика около уха, поставив туда указательный пальчик (открыли рот – сустав «замочек» открылся);- упражнения из сборника «Песни доктора Лазарева» .Упражнения на формирование хорового унисона:Большинство методистов предлагают начинать работу над формированием хорового унисона с гласной «У», так как она наиболее одинаково произносится детьми. Использование гласной «У» имеет положительное значение для формирования навыка певческого дыхания, устранения форсированного звука, освобождения глотки от мышечных зажимов, достижения прикрытия звука. Эта гласная помогает сглаживать регистры на переходных звуках и округлять их. В высоком регистре фонема «У» способствует формированию высокой певческой позиции, стимулирует головное звучание голоса. Начинать распевание рекомендуется на одной ноте с так называемых примарных тонов – середины диапазона детского голоса: « ми – соль» первой октавы. Затем постепенно расширять границы, добавляя по одной ноте вниз и вверх (концентрический метод М.И.Глинки).На начальном этапе детям бывает скучно тянуть одну ноту и сосредоточиться на вокальных задачах. Поэтому целесообразно использовать различные игровые приёмы в работе над унисоном. Большую помощь окажут такие песенки-попевки как:8русская народная прибаутка «Ворон», русск.нар.песня в обр.М.Андреевой «Барашеньки-крутороженьки», «Артистка» муз. Д.Кабалевского, «Эхо» муз. М.Андреевой. На основе этих и многих других песенок-попевок можно сочинять целые музыкальные сказки .Упражнения на головное резонированиеГоловное резонирование или близкая вокальная позиция формирует звонкое, светлое звучание детских голосов. Выработке близкой позиции способствуют сонорные согласные: «М», «Н», «З», «Л», «Р». Поэтому целесообразно использовать упражнения с этими согласными: пение закрытым ртом на «м», использование слогов «ма-мэ-ми-мо-му», «ли – до-ли», «ри-до-ри», «лё-ли», «лю -ли», «ни-ни», «нэ-нэ». Учитывая возраст детей, это должны быть небольшие песенки-попевки, лёгкие для запоминания и яркие по образному содержанию .Упражнения на постепенное расширение диапазона, интонирование разных ступеней лада. В методической литературе существует разнообразное количество песенок-попевок игрового характера, написанных в удобной тесситуре, начиная от нескольких нот, и заканчивая использованием всех ступеней лада Их можно найти в таких сборниках как: «С песенкой по лесенке» (Т. Бырченко), «Нотная папка хормейстера» №1 (Н. Аверина), «Современный хормейстер» (И. Роганова), «Работа с младшим хором» (И. Роганова) и др. Также огромное количество песенок-попевок можно найти на различных методических Интернет-ресурсах, например на сайте infourok.ru.3. Музыкальные подвижные игры и пальчиковая гимнастика.Учитывая физиологические особенности детей младшего школьного возраста (гиперактивность, невозможность сконцентрировать внимание на длительное время, быстрая утомляемость и др.) целесообразно на уроке хора вводить различные музыкальные ритмические подвижные игры, пальчиковую гимнастику. Движение доставляет детям радость, формирует положительный фон обучения, снимает усталость от занятий. Движения, связанное с чёткой ритмической организацией и музыкальным сопровождением, выполняют также множество учебных задач: развивают чувство метра, ритма, понимание музыкальной формы, темпа, динамики, способствуют более быстрому запоминанию материала. Музыкальные подвижные игры могут быть разнообразны: маршевого характера (воспитание чувства метра), хлопки в ладоши различных ритмических комбинаций, упражнения с использованием мячей, детских ударных инструментов, созданием различных игровых ситуаций и т.д. Пальчиковая гимнастика – это упражнения для развития мелкой моторики с использованием стихотворных текстов. Огромную роль в развитии речи ребёнка играет сформированность мелкой моторики. Не случайно в старину мудрые люди играли с детьми в пальчиковые потешки. Позднее учёные обнаружили, что в коре головного мозга центр речи и центр мелкой моторики (т.е. двигательная зона, отвечающая за кисти рук) находятся рядом. При выполнении мелких моторных движений импульсы, поступающие в центр моторных движений, возбуждают и речевой центр. Связь рук с мозгом перекрестная: правая рука связана с левым полушарием, отвечающим за процесс мышления, а левая - с правым полушарием, отвечающим за творческое начало. При этом происходит воздействие на всю территорию коры головного мозга: развиваются и мышление, и творческие навыки. Чем больше умеют руки, тем умнее их обладатель. 9ЗаключениеВ данной разработке я раскрыла свои методические приёмы в работе с хоровым коллективом на начальном этапе обучения, а также обобщила опыт работы других преподавателей: Авериной Н.В (хормейстера Детской хоровой школы «Весна» г. Москвы), Рогановой И.В.(хормейстера, дирижёра, основателя хоровой капеллы «Гармония» г.Гатчина).Процесс создания детского хора очень непростой, требующей от хормейстера не только высокого профессионализма, но и огромного терпения, выдержки, изобретательности, а главное любви к детям. Каким будет начало в становлении детского коллектива зависит его будущее успешное развитие. Детский хор – это живой организм, постоянно растущий и изменяющийся. Его невозможно получить готовым. Его нужно вырастить, научить, воспитать, находя такие методы работы, которые были бы чрезвычайно интересны детям.Руководитель детского хора должен помнить, что хоровое пение – это, с одной стороны серьезное занятие, где учащиеся получают новые умения и навыки, а с другой стороны - это творческий процесс, в котором должны присутствовать и шутка, и игровые моменты, и двигательная активность ребят. Он должен обладать большим терпением и тактом в кропотливой хоровой работе, уметь находить верные слова, рождающие ассоциации с близкими и понятными ребенку явлениями, поддерживать и ободрять своих певцов, чтобы они чувствовали свою победу над трудностями. И тогда дети с радостью и большим желанием перейдут в среднюю группу хора.10Список использованных источниковМетодическая литература1. Куликов Б, Аверина Н. «Золотая библиотека педагогического репертуара» Нотная папка хормейстера №1, тетрадь №1«С чего начинается детский хор». М., «Дека – ВС», 2007;2. Роганова И. «Работа с младшим хором». СПб, «Композитор – Санкт-Петербург», 2016;3.Роганова И. Сборник методических статей «Вокально-хоровые технологии». Выпуск 2. СПб, «Композитор – Санкт-Петербург», 2014;4. Михайлова М. «Развитие музыкальных способностей детей». Ярославль, «Академия развития», 1997;5. Струве Г. «Школьный хор». М., «Просвещение», 1981;6. Халабузарь П., Попов В. «Теория и методика музыкального воспитания». СПб, «Композитор – Санкт-Петербург», 2000;Нотная литература1. Бырченко Т. «С песенкой по лесенке». М., «Советский композитор» ,1984;2. Гавришева Л., Нищева Н. «Логопедические распевки, музыкальная пальчиковая гимнастика и подвижные игры». СПб, «Детство – Пресс», 2009;3. Добровольская Н. «Распевание в детском хоре начальной школы». М., «Музыка», 1964.4. Забурдяева Е., Перунова Н. «Посвящение Карлу Орфу». Выпуск 1 «Движение и речь». СПб, «Невская нота», 2009;5. Роганова И.В. Хрестоматия «Младший хор. Одноголосие» Часть1. СПб, «Композитор – Санкт-Петербург», 2015; 6. Поддубная Е. «Музыкальные пальчиковые игры». Ростов-на-Дону «Феникс», 2013.11

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X