Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Кожевникова Нина Павловна

методическая разработка к уроку литературы

скачать документ

Вернуться назад

Конспект урока внеклассного чтения по теме «Писатели улыбаются, или Мелочи жизни». По произведениям М.А.Осоргина «Пенсне», И.С.Шмелёва «Как я стал писателем», Тэффи «Жизнь или воротник», М.М.Зощенко «История болезни», отрывки из «Всеобщей истории», обработанной журналом «Сатирикон».Автор публикации Кожевникова Нина Павловна Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №101 Дзержинского района Волгограда», (МОУ СШ №101)Тема урока: «Писатели улыбаются, или Мелочи жизни». По произведениям М.А.Осоргина «Пенсне», И.С.Шмелёва «Как я стал писателем», Тэффи «Жизнь или воротник», М.М.Зощенко «История болезни», отрывки из «Всеобщей истории», обработанной журналом «Сатирикон».Цели урока: 1.познакомить с некоторыми этапами биографии писателей, чьи произведения будут рассматриваться на уроке; на основе исследовательской работы с текстом рассказов в группах выявить их общую проблематику; 2.совершенствовать навыки работы с текстом; 3.развивать монологическую речь учащихся, умения сопоставлять, делать выводы, доказывать собственное мнение; повторить и закрепить понятия «метафора» и «олицетворение».Оборудование: компьютерная презентация; иллюстрации к прочитанным произведениям, предметы, о которых написаны мини-сочинения, схемы персонажей, выполненные ребятами .Эпиграфы к уроку: …И смешная же она, Русь-то, не глядя на весь трагизм её жизни. М. Горький …Ах, эти мелочи! Как чесоточный зудень, впиваются они в организм человека, и точат, и жгут его. Нет места для работы здоровой мысли, нет свободной минуты для плодотворного труда! Мелочи, мелочи, мелочи - заполонили всю жизнь. М.Е.Салтыков- Щедрин Ход урока.Организационный момент.Сегодня на уроках мы будем выполнять 2 вида деятельности:-защита групповых проектов (не более 5 минут)-проведем внеклассное чтение.Посмотрите распределение в группах: у вас 5- 6 человек- 1 ведущий группы, помощник, распределитель материала, эксперт по работе группы, остальные участники.А теперь обратите внимание на 1 и 2 слайд. Что вы видите? А когда люди смеются? А весело им когда? Скажите, как называют писателей, которые высмеивают недостатки людей или какие- то случаи, произошедшие с ними или с другими людьми? (юмористами или сатириками).-А может кто-то из вас знает, что такое юмор и сатира?(посмотрите 3 слайд и скажите, чем они отличаются?)Когда вы готовились к уроку, вы прочитали рассказы писателей, представленных для изучения, скажите, что их объединяет? Какова их проблематика? Так что же делают писатели, представляя своих героев?(они смеются) Какова же тема нашего урока? (слайд 4).А отсюда, какие цели мы можем поставить? (слайд 5)Сообщение темы и целей урока.Работа по новой теме.Слово учителя. А сейчас мы приступаем к самому главному: нашим гостям, представленных творческими группами. И первым, к кому мы обратимся – это Михаил Андреевич Осоргин,который облегчил работу его будущих биографов. Он сам подробно рассказал о своей жизни- в написанной в конце жизни книге воспоминаний «Времена», в десятках очерков. « Наше поколение, - говорил Осоргин ,- находится в исключительно выгодных мемуарных условиях: не успев состариться, мы прожили века». Неудивительно, что и в художественных его произведениях некоторые сюжеты имеют документальную основу, а многие герои- прототипов. Ведёт же повествование почти всегда рассказчик, которому автор передоверил собственные мысли и размышления. Осоргин – это псевдоним. Настоящая фамилия писателя - Ильин. Один из самых древних русских дворянских родов.Слово предоставляется 1 группе – ведущая ученица…...Презентация биографии М.А.Осоргина – ученик представляетРассказ «Пенсне» представит ученица……..Вопросы по содержанию: (на листочках)Учитель: А в заключении по этому рассказу прочитать стижотворение: Наверно, в жизни часто так бывает,Наверно, с этим сталкивался каждый,Когда предмет на время пропадает.Какой-нибудь простой, но очень важный.Казалось бы, сережки и сережки!Они должны быть в паре непременно.Но стоит только расстегнуть застежку,И пропадет одна из них мгновенно!Зато потом она опять найдется,И вдруг ты, ужасаясь, понимаешь,Что заново теперь искать придется,Ведь, где вторая, ты уже не знаешь.Все можно объяснить, конечно, просто,Ведь мы так неловки, неосторожны,И память коротка, и ум не острый,И сто ещё придумать можно!Но есть один ответ на все сомненья:Смеясь, нас вещи просто за нос водят!У них есть свой характер и стремленья,И иногда они гулять уходят…А теперь предоставляется слово 2 творческой группе И.С. Шмелев 2.Учитель: Даром воображения Иван Сергеевич Шмелёв был наделён в полной мере. В детстве, когда читал басню про лису и виноград, видел : яркий солнечный день, лисьи глаза горят, язык вывалился, по нему бежит слюна…И самые обыденные предметы тоже оживали в его глазах.Презентация биографии И.С.Шмелева– (ученик представляет)Рассказ «Как я стал писателем» представит ученица ……Вопросы по содержанию: (на листочках)3.Учитель:: Творческое задание 3 группы - журнал «Сатирикон».Что же такое «Сатирикон», как вы понимаете это слово? Да, действительно Сатириконцы рассказывали об истории легко и непринуждённо, произвольно меняя темы и приводя безответственные объяснения тем или иным историческим событиям. Наверное, примерно так мог бы рассказать об истории Хлестаков, начитавшись популярных газетных статеек и брошюрок. Судя по всему, сатириконцы как раз и высмеивали подобное отношение к истории среди «образованных» классов, издевались над превращением великих и страшных событий во вздорные анекдоты. Передавать исторические события юмористически сатириконцам помогали неожиданные сравнения (сравнение Тридцатилетней войны с пьяной дракой в трактире), эпитеты («глупые, с тупыми физиономиями полководцы», «бестактная война», «изголодавшиеся страны»), сочетание несочетаемых слов («ходили голые и вообще задавали тон»).Презентация журнала – ученик представляет.Письма из журнала представляют 2 ученика1.Воспитание детей (приложение 1)2.Современное письмо (приложение 2)Вопросы по содержанию: (на листочках)4.Учитель: А теперь предоставляется слово 4 творческой группе ТЭФФИ. Версия происхождения псевдонима Тэффи изложена самой писательницей в рассказе «Псевдоним». Она не хотела подписывать свои тексты мужским именем, так как часто делали современные ей писательницы: «Прятаться за чужой псевдоним не хотелось. Малодушно и трусливо.Лучше выбрать что-нибудь непонятное, ни то ни се.Но-что? Нужно такое имя, которое принесло бы счастье. Лучше всего имя какого-нибудь дурака-дураки всегда счастливые». Ей вспомнился один дурак, звали его Степан, а домашние называли его Стеффи, отбросив из деликатности первую букву писательница «решила подписать пьесу» ТЭФФИПрезентация биографии ТЭФФИ (представляет ученица)Рассказ «Жизнь и воротник» представит ученица ……Вопросы по содержанию: (на листочках)5.Учитель: Творческое задание 5 группы учащихся (по творчеству М.М.Зощенко). А о Зощенко я хочу сказать словами некоторых деятелей : Есенин «В нем есть что-то от Чехова и Гоголя, у этого писателя большое будущее», Олеша «Его страшно любит публика. Когда председатель объявил его, выходившие с полпути вернулись… Люди стали пересаживаться ближе. Замечательный, поистине замечательный русский писатель Зощенко», Сталин «Кто не хочет перестраиваться, например, Зощенко, пускай убирается ко всем чертям ….Разве этот дурак, балаганный рассказчик, писака Зощенко может воспитывать»Презентация биографии М.М.Зощенко (ученик представляет)инсценированный отрывок «История болезни».Посмотрите инсценированный отрывок из рассказа «История болезни».(приложение 3)ВопросыИ последнее задание - это рефлексия – тестовые задания (приложения 4,5,6), листки лежат на столе, вам дается несколько минут, чтобы вы поделились ими с другими группами и, подписав листки, обвели правильные ответы. Приступили. А одна группа будет работать с тестом на экране. Время пошло.Домашнее задание на выбор:1.Написать сочинение-рассуждение на тему «Над чем смеются Зощенко и Тэффи в своих рассказах «История болезни» и «Жизнь и воротник».2.Написать мини-сочинение на тему: «Мир вещей в моей жизни».3.Прочитать и проанализировать главу (на выбор) из «Всеобщей истории, обработанной Сатириконом»Приложения:Приложение 1Воспитание детейВоспитание детей было очень суровое. Чаще всего их сразу убивали. Это делало их мужественными и стойкими. Образование они получали самое основательное: их учили не кричать во время порки. В двадцать лет спартиат сдавал экзамен по этому предмету на аттестат зрелости. В тридцать лет он делался супругом, в шестьдесят освобождался от этой обязанности.Девушки спартанские занимались гимнастикой и были столь прославлены своей скромностью и добродетелью, что везде богатые люди старались наперерыв заполучить спартанскую девушку в кормилицы для своих детей.Скромность и уважение к старшим было первым долгом молодых людей.Самым неприличным у спартанского молодого человека считались его руки. Если он был в плаще, он прятал руки под плащ. Если он был голым, то засовывал их куда ни попало: под скамейку, под куст, под собеседника или, наконец, садился на них сам (900 г. до Р. Х.).Они с детства приучались говорить лаконически, то есть коротко и сильно. На длинную витиеватую ругань врага спартанец отвечал только: "От дурака слышу".Женщина в Спарте пользовалась уважением, и ей разрешалось изредка тоже поговорить лаконически, чем она пользовалась, воспитывая детей и заказывая обед кухарке-илотке. Так, одна спартанка, отдавая щит сыну, сказала лаконически: "С ним или на нем". А другая, отдавая кухарке петуха для жарения, сказала лаконически: "Пережаришь - вздую".Как высокий пример мужественности спартанской женщины приводится следующая история.Однажды женщина по имени Лэна, знавшая о противозаконном заговоре, чтобы не выдать случайно имени заговорщиков, откусила себе язык и, выплюнув его, сказала лаконически:- Милостивые государи и милостивые государыни! Я, нижеподписавшаяся спартанская женщина, имею честь сказать вам, что если вы думаете, что мы, спартанские женщины, способны на низкие поступки, как-то:а) доносы,б) сплетню,в) выдачу своих сообщников иг) клевету,то вы сильно ошибаетесь и ничего подобного от меня не дождетесь. И пусть странник передаст Спарте, что я выплюнула здесь свой язык, верная законам о гимнастике своего отечества.Ошеломленные враги вставили в Лэну еще одно "э", и она стала Лээна, что значит "львица".Приложение 2Позвольте поприветствовать вас, о досточтимые отроки и девы! Не побрезгуйте скудоумием моим, не осудите скромный труд, чёрт знает для чего начатый мною и по лени моей, которая вперёд меня родилась, ещё не законченный, и который, чтоб он провалился, вряд ли будет закончен. Как это ни скучно, но нам приходится обратиться к делам давно минувших лет, когда берёт начало эта запутанная история возникновения и становления славного коллектива, в дальнейшем именуемого «Нашим классом». История умалчивает, кто, зачем и почему, чтоб ему провалиться на этом месте, направил маленькие, не твёрдо стоявшие на земле стопы детей к зданию Храма Науки, в дальнейшем именуемому «нашей школой», но притопали они сюда в 200 каком-то году. И по сю пору остаются тут, хотя коварные и беспощадные служители Храма Великого Бога Просвещения прилагают неимоверные усилия досрочно закончить тот многотрудный путь, на который мы ступили много лет назад. В те давние - давние времена, желая некоторым образом ознаменовать сие важнейшее событие своей жизни, эти достойные представители касты первоклассников, проливали горькие слёзы и мусолили распухшими, красными носами элегантные наряды своих матерей. В это досточтимое племя 1 «Б» класса вошли девы и отроки, достигшие уже того возраста, когда их плечи и мудрые главы возвышались из-за скамей, именуемых ныне партами. В течение долгих 4-х лет они демонстрировали чудеса мужественности, прогрызая глубокие дыры в граните науки. Некоторые наиболее увлекшиеся индивиды в своём рвении попробовать на вкус все науки переключились и на стены коридора, и на камни ступеней, и на дерево перил и подоконников. Что вызвало лёгкое неудовольствие главного жреца Храма науки, который лаконично и доходчиво объяснил свою позицию, сказав: «Погодите, я до вас доберусь, спиногрызы зубастые!» И до сих пор продолжаются их многотрудные мытарства. И много ручек сломано, и много карандашей очинено, и много ремней порвано о части тела, кои из-за природной стыдливости не может назвать смиренный летописец перед лицом столь уважаемых персон. А до покорения Храма Науки им ещё пилить и пилить. И пожелаем им на этом трудном пути всяческих успехов. Смиренный раб ваш, ученик 8 «б» класса, руку приложил в лето 2021 числа 21 марта.Приложение 3М.М.Зощенко «История болезни»АВТОР-РАССКАЗЧИК: Откровенно говоря, я предпочитаю хворать дома. Конечно, слов нет, в больнице, может быть, светлей и культурней. И калорийность пищи, может быть, у них более предусмотрена. Но, как говорится, дома и солома едома. А в больницу меня привезли с брюшным тифом. Домашние думали этим облегчить мои неимоверные страдания. Но только этим они не достигли цели, поскольку мне попалась какая-то особенная больница, где мне не всё понравилось. Всё-таки только больного привезли, записывают его в книгу, и вдруг он читает на стене плакат: «Выдача трупов от 3-х до 4-х». Не знаю, как другие больные, но я прямо закачался на ногах, когда прочёл это воззвание. Главное, у меня высокая температура, и вообще жизнь, может быть, еле теплится в моём организме, может быть, она на волоске висит — и вдруг приходится читать такие слова. Я сказал мужчине, который меня записывал: БОЛЬНОЙ: Что вы, товарищ фельдшер, такие пошлые надписи вывешиваете? Всё-таки, больным не доставляет интереса это читать. АВТОР-РАССКАЗЧИК : Фельдшер, или, как там его,— лекпом, удивился, что я ему так сказал, и говорит: ФЕЛЬДШЕР:Глядите: больной, и еле он ходит, и чуть у него пар изо рту не идёт от жара, а тоже, наводит на всё самокритику. Если, вы поправитесь, что вряд ли, тогда и критикуйте, а не то мы действительно от трёх до четырёх выдадим вас в виде того, что тут написано, вот тогда будете знать. АВТОР-РАССКАЗЧИК :Хотел я с этим лекпомом схлестнуться, но поскольку у меня была высокая температура, 39 и 8, то я с ним спорить не стал. Я только ему сказал: БОЛЬНОЙ: Вот погоди, медицинская трубка, я поправлюсь, так ты мне ответишь за своё нахальство. Разве, можно больным такие речи слушать? Это, морально подкашивает их силы. АВТОР-РАССКАЗЧИК: Фельдшер удивился, что тяжелобольной так свободно с ним объясняется, и сразу замял разговор. И тут сестричка подскочила. МЕДСЕСТРА: Пойдёмте, больной, на обмывочный пункт. АВТОР-РАССКАЗЧИК : Но от этих слов меня тоже передернуло. БОЛЬНОЙ: Лучше бы, называли не обмывочный пункт, а ванна. Это, красивей и возвышает больного. И я, не лошадь, чтоб меня обмывать. АВТОР-РАССКАЗЧИК Медсестра говорит: МЕДСЕСТРА: Даром что больной, а тоже, замечает всякие тонкости. Наверно, вы не выздоровеете, что во всё нос суёте. АВТОР-РАССКАЗЧИК :Тут она привела меня в ванну и велела раздеваться. И вот я стал раздеваться и вдруг вижу, что в ванне над водой уже торчит какая-то голова. И вдруг вижу, что это как будто старуха в ванне сидит, наверно, из больных. Я говорю сестре: БОЛЬНОЙ: Куда же вы меня, собаки, привели — в дамскую ванну? Тут уже кто-то купается. МЕДСЕСТРА: Да это тут одна больная старуха сидит. Вы на неё не обращайте внимания. У неё высокая температура, и она ни на что не реагирует. Так что вы раздевайтесь без смущения. А тем временем мы старуху из ванны вынем и набуровим вам свежей воды. БОЛЬНОЙ: Старуха не реагирует, но я, может быть, ещё реагирую. И мне определённо неприятно видеть то, что там у вас плавает в ванне. КОГО ЗАИНТЕРЕСОВАЛ РАССКАЗ, МОЖЕТЕ ЕГО ДОЧИТАТЬ, ЧЕМ ВСЕ ЗАКОНЧИЛОСЬ.Приложение 4 Тест по биографии М.А. Осоргина и рассказу «Пенсне»1. Настоящая фамилия М.А. Осоргина была…А) Васильев; Б) Игнатьев; В) Ильин; Г) Завьялов.2. В каком городе родился М.А. Осоргин?А) Пермь; Б) Пенза; В) Саратов; Г) Вятка.3. Как назывался рассказ М.А. Осоргина, опубликованный в журнале «Для всех»?А) Там, где я был счастлив; Б) Отец; В) Сивцев Вражек; Г) Пенсне.4. В какую страну уехал Осоргин после освобождения из тюрьмы в мае 1906 года? А) в Испанию; Б) во Францию; В) в Германию; Г) в Италию.5. Во время заграничного путешествия, Осоргин говорил, что города были его комнатами. Какой город писатель называл своим «рабочим кабинетом»?А) Рим; Б) Неаполь; В) Флоренция; Г) Милан.6. Во время заграничного путешествия, Осоргин говорил, что города были его комнатами. Какой город писатель называл «библиотекой»?А) Рим; Б) Неаполь; В) Флоренция; Г) Милан.7. Во время заграничного путешествия, Осоргин говорил, что города были его комнатами. Какой город писатель называл «террасой, с которой открывается такой прекрасный вид»?А) Рим; Б) Неаполь; В) Флоренция; Г) Милан.8. Какую организацию возглавлял М.А. Осоргин после революции 1917 года?А) Союз писателей;                       Б) Союз издателей; В) Союз библиотечных работников; Г) Союз журналистов.9. Какой из предметов или устройств в рассказе «Пенсне» «мыслит»?А) часы; Б) печка; В) книги; Г) шляпа.10. Какой из предметов или устройств в рассказе «Пенсне» «хворает, кашляет»?А) часы; Б) печка; В) книги; Г) шляпа.11. Какой предмет в рассказе «Пенсне» характеризуется как сплетница?А) шляпа; Б) термометр; В) марка; Г) свечка.12. Этот предмет в рассказе «Пенсне» назван «интеллигентом».А) стакан; Б) кресло; В) платок; Г) термометр.13. Какой предмет в рассказе «Пенсне» отсутствует среди тех, у которых есть страсть к путешествиям?А) спички; Б) чайник; В) мундштук; Г) карандаш.14. Какой способ пытался применить в поисках пропавшего пенсне знакомый автора?А) индуктивный; Б) дедуктивный; В) интенсивный; Г) вариативный.15. Вид тропа, в котором отдельные слова или выражения сближаются по сходству их значений или по контрасту. Приложение 5Тест на усвоение рассказа Тэффи «Жизнь и воротник»1.Что может закружить и перевернуть всю судьбу не в ту сторону?А) дорогой подарок;Б) родные и знакомые;В) невзрачная вещица.2.Олечка носила фамилию…А)Ромашова;Б) Розова;В) Рябинина.3.В каком магазине Олечка увидела крахмальный дамский воротничок?А Гостиный двор;Б) Петровский пассаж;В) торговый центр.4.Чтобы получить деньги для очередной покупки, Олечка…А) продала картины;Б) обменяла мебель;В) заложила серебро и браслетку.5.Когда воротничок потребовал новых башмаков, она…А) все рассказала мужу;Б) все рассказала соседям;В) проплакала весь вечер.6.Бесхарактерная Оля скоро опустила руки и поплыла по течению. Она…А) стала курить;Б) пристрастилась к спиртному;В) стала играть в карты.7. После ужина студент вызвался проводить Олю домой. Они сели…А) на конку;Б) на извозчика;В) в пролетку.8. Воротник ухарски произносил одну и ту же фразу:А) ещё-ещё;Б) давай-давай;В) только-то.9. Утром, когда Олечка вернулась, честный муж её встречал. А Олечка при этом заложила…А) ногу на ногу;Б) руки в карманы;В) руки за спину.10. Что же сделала Олечка с деньгами?А)растранжирила;Б)пробросала;В)профукала.11.Муж бросил Олечку и …А)перевелся на другую работу;Б)перевелся на ночную смену;В)Перевелся в другой город.12. Воротничок потерялся при стирке и его отдали..а)прачке; б)горничной; в)экономке.Приложение 6Тест на восприятие рассказа М.М.Зощенко «История болезни»1.Где предпочитает хворать рассказчик? а)в больнице;б) дома;в)на даче.2.Он объясняет это тем. Что…а)на родной стороне светло и при луне; б)в родном доме и стены помогают;в)дома и слома едома.3.Рассказчика привезли в больницу…а)с брюшным тифом; б)с ветрянкой; в)со скарлатиной.4.На стене в приемной висел плакат с надписью:а)прием поситетелейс3-х до 4-х;б)консультация врача от 3-х до 4-х; в)выдача трупов от 3-х до 4-х.5.На тот момент у рассказчика была высокая температура: а)38; б)39 и 8; в)40.6. Лекпом любил больше всего, когда люди поступали…а)в бессознательном состоянии; б)с высокой температурой; в)с ветряной оспой.7.На комплекте белья рассказчика больничное клеймо стояло…)на груди: б)на рукаве; в)на спине.8.Рассказчика положили в небольшую палату, где лежало…а)около пяти больных; б)около пятнадцати больных;В)около тридцати больных.9.Рассказчик спросил сестрицу:а)Я попал в больницу для тяжелобольных; б) Я попал в больницу для душевнобольных; в) Я попал в инфекционную больницу.10. перед выпиской рассказчик заболел детской болезнью… а)ветрянкой; б)корью; в)коклюшем.11. Перед самой выпиской больной снова захворал…а)инфекционным заболеванием;б)нервным заболеванием; в) психоневрологическим заболеванием.12.рассказчик нервничал просто потому, что…а) его неправильно лечили; б) его не выписывали; в) его просто не замечали.Список использованной литературы:1.М.А.Осоргин «Пенсне», 2.И.С.Шмелёв «Как я стал писателем», 3.Тэффи «Жизнь или воротник», 4.М.М.Зощенко «История болезни», 5.Отрывки из «Всеобщей истории», обработанной журналом «Сатирикон».6.Уля Данилова «Вещи время от времени уходят гулять»7. Использование презентаций учителя и учащихся по данному материалу.

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X