Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Джепаров Алим Ризаевич

Основные проблемы у учащихся при организации проектно-исследовательской деятельности по биологии во внеурочное время

скачать документ

Вернуться назад

Основные проблемы у учащихся при организации проектно-исследовательской деятельности по биологии во внеурочное времяДжепаров Алим РизаевичГБОУ Республики Крым «Крымская гимназия-интернат для одаренных детей» с. ТанковоеУчитель биологииКлючевые слова: Проектно-исследовательская деятельность, внеурочное время, биология, самостоятельность, организация и проблемы проектно-исследовательской деятельности.АннотацияВ статье описывается личный опыт учителя биологии при организации проектно-исследовательской деятельности в гимназии-интернат для одаренных детей и основные проблемы организации данного процесса, а также пути их решения. В настоящее время во всех сферах общественной жизни востребованы люди адаптированные, творческие, активные, мобильные, инициативные, т.е. самостоятельные, умеющие жить среди людей. В соответствии с последними исследованиями в области социальной и педагогической психологии, творчество выступает необходимым условием успешной социализации современного человека.Очевидно, что актуальным в педагогическом процессе сегодня становится повышение качества образования, использование методов и методических приемов, которые сформируют у гимназистов навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения. Задача образования - помочь ученикам освоить такие способы действия, которые окажутся необходимыми в их будущей жизни, помочь учащимся этот выбор сделать осознанно, то есть объективно оценить свои силы и возможности, способности, интересы и склонности.На смену человеку-исполнителю должен прийти человек-творец, человек-исследователь. Что является ведущей деятельностью в творчестве? Поиск. Именно поисковая деятельность в нашем понимании может стать основополагающей идеей для развития поисковых компетенций учащихся, как в урочное, так и во внеурочное время.В современном обществе быстрыми темпами растет поток информации. Знания, которые учащиеся получают на уроках, бывает недостаточно для общего развития. Отсюда возникает необходимость в самостоятельном добывании знаний, что открывает потребность в работе во внеурочное время. Но не все учащиеся способны самостоятельно добывать знания, для этого нужны ключевые компетенции и возможности овладения ими.Работая в нашей гимназии-интернат, я убедился, что дети в нашей школе любознательны и трудолюбивые. Данная реалия конечно же должна подтолкнуть наш педагогический состав к работе с детьми в проектно-исследовательском направлении для формирования у воспитанников компетенций в исследовательской деятельности.В своей практике я столкнулся с разными трудностями в плане работы в исследовательской деятельности. Конечно же первой трудностью был свой собственный страх перед этой работой. Само выражение «исследовательская работа» уже звучало, как-то устрашающи, особенно для тех выпускников университетов, где к курсовым и дипломным работам относились очень серьезно.Следующий этап касается, уже касается наших воспитанников, которые в своём большинстве не понимают и не осознают всю прелесть данного формата работы с информацией. На учителя накладывается весь груз пропаганды и организации этой работы.Организация исследовательской деятельности рассматривается сегодня как мощная инновационная образовательная технология. Она служит средством комплексного решения задач воспитания, образования и развития в современном обществе. Помимо учебных целей и задач, современное образование ставит перед учащимися и задачи, направленные на развитие и формирование навыков исследовательской деятельности.Основная трудность для учащихся - самостоятельный поиск информации, добывание знаний, поэтому одним из важнейших условий повышения эффективности учебного процесса является организация исследовательской деятельности. Компетентность, интерес, творчество, саморегуляция, самопознание – именно исследовательская деятельность формирует те компоненты интеллекта человека, которые необходимы для будущей социальной и профессиональной адаптации выпускников. Именно, в процессе исследовательской деятельности формируются многие, если не все, ключевые компетенции:- ценностно-смысловая компетенция;- общекультурная компетенция;- учебно-познавательная;- информационная;- коммуникативная;- социально-трудовая;- личностная компетенция – самосовершенствование.Для исследовательской работы весьма важно сформировать у учащихся не только учебные навыки, но и рефлексивные способности, креативность. Поэтому исследовательская деятельность сама по себе является мощным развивающим инструментом. И тут у нас появляется следующая проблема по развитию креативности среди учеников. Думаю, это отдельное направление по раскрытию и разработки среди учеников. В своей практике по работе с исследовательскими работами я столкнулся с разными направлениями: экология, психология, зоология. И как показала практика для успешной рецензии, а также работы и защиты мне как научному руководителю пришлось в первую очередь провести через самого себя весь пласт информации по данным направлениям, а также быть, как говорится в «тренде», по проблематике данных исследований, что конечно же должно отражаться на компетенциях самого учителя.Следующий этап — это выбор ученика, с которым вы собираетесь вести данную работу. И как оказалось самой главной чертой данного ученика, в нашем понимании, должна являться ответственность. Дальше трудолюбие, стрессоустойчивость и желание к научным познаниям.Уметь грамотно излагать мысли и быть готовым к публичным выступлениям- это уже те компетенции, которые можно развивать в ходе работы с учениками. И как показала практика исследовательская на ряду с чисто поисковой и аналитической деятельностью ведет к развитию ораторских способностей.Как известно первым, что надо сделать в процессе реализации исследовательской деятельности — это найти или по-другому «выстрадать» название проекта. Это действие ложиться в большинстве случаев на плечи научного руководителя. После определения названия идет поиск литературы по данной проблематике и тут, как мы считаем, все полностью должно перекладываться на ученика, так как, теория в исследовательской деятельности является фундаментом «понимания и осмысления» данной работы. Ученик должен «прожить» всю теорию. Формы работы в данном случае это работа разных библиотеках, работа в интернет пространстве. Конечно же, вся эта работа должна правильно фиксироваться на бумаге для дальнейшего использования. После идет процесс по обработке литературы и правильной расстановки ее в работе. Данный вид работы вырабатывает у учеников компетенции по введению научных тестов, что конечно же является сильным развивающим процессом.Дальше мы работаем с практической часть, что вырабатывает практико-ориентированные компетенции у учеников и с еще большей степени закрепляет теоретический материал в исследовательской деятельности. На данном этапе появляется проблема, связанная с отсутствием или недостаточно сформированных навыков, учащихся по отбору и обработке практического материала. Научить этим действиям, конечно должен учитель, который сам владеет необходимыми навыками.В конце разрабатывается презентация и текстовка к выступлению, которые должны между собой быть синхронизированы для успешной презентации во время защиты исследовательской работы. Тут уже у ученика развивается умение правильно преподнести свою работу и правильно её оформить как презентацию и конечно же само выступление, которое должно быть отшлифовано. Устраняя все перечисленные выше проблемы можно сказать что, при работе над проектом у учеников формируются положительные качества личности:-Коммуникативность: возможность говорить самому, задавать вопросы, выражать мысли и отстаивать свою точку зрения.-Толерантность: положительное отношение к другим ученикам, умение выслушивать, договариваться, корректно делать замечания, высказывать пожелания.-Интеллектуальные качества: наблюдение, анализ, выделение существенных признаков, сравнение, обобщение, умение работать с различными источниками информации.-Рефлексивные навыки: адекватность самооценки, оценки деятельности товарищей.В нашей практике по исследовательским работам были темы, связанные с экологическим мониторингом, сущностью психологических расстройств личности, и зоо- и биоизувечение организмов. В целом можно сказать, что ученики приобрели большой опыт работы по написанию и презентации работ. Исходя из вышесказанного можно выделить следующие проблемы при написании проектно-исследовательских работ-психологическая готовность руководителя вести данный вид работы-организация учащихся в процессе написания и практической деятельности- умение учащимися правильно составлять и презентовать собственную работу- подготовка к презентации проекта на всевозможных конференциях Как итог, можно отметить что данный вид работы имеет мощнейшею развивающею сторону для воспитанников нашей гимназии-интернат, так как расширяет кругозор не только в теоретической составляющей, но ораторском мастерстве, а также в правильном понимании работы с научными тестами.

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X