Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Кулагина Светлана Владимировна

Конспект занятия по теме «Свойства бумаги» в группе для детей с ОВЗ

скачать документ

Вернуться назад

Конспект ОД по познавательному развитиюв группе компенсирующей направленностиТема: «Бумага и ее свойства»Цель: Формирование  интереса детей к окружающему миру, удовлетворение детской любознательности.Задачи:Образовательные:Обогащать представления детей о бумаге, разных ее видах и качествах. Способствовать развитию исследовательских умений и навыков в изучении структуры, свойств бумаги, в процессе выполнения с ней различных действий (мнется, рвется, впитывает воду, горит).Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи в процессе выполнения практических опытов с бумагой.Активизировать словарь детей словами, обозначающими свойства бумаги, действия с ней.Воспитательные:Воспитывать любознательность, интерес к познанию окружающего мира. Формировать у детей бережное отношение к использованию бумаги, к предметам сделанных из бумаги, стремление беречь деревья, как важный объект для жизни человека.Оборудование: квадратные листочки бумаги разных видов (обычная бумага, салфетка, картон);картинки предметов, изготовленных из бумаги;графические карточки-значки;ёмкости с водой, ножницы, графитный карандаш, микроскоп, лупы.металлический поднос, спички (для воспитателя);мяч. Ход занятия:Коммуникативная игра «РАЗДУВАЙСЯ, ПУЗЫРЬ»Цель: развитие чувства сплоченности, развитие внимания.Дети стоят в кругу очень тесно — это «сдутый пузырь». Потом они его надувают: дуют в кулачки, поставленные один на другой, как в дудочку. После каждого выдоха делают шаг назад — «пузырь» увеличивается, сделав несколько вдохов, все берутся за руки и идут по кругу, приговаривая: Раздувайся, пузырь, раздувайся большой, Оставайся такой, да не лопайся! Затем воспитатель говорит: «Хлоп!» — «пузырь» лопается, все сбегаются к центру («пузырь» сдулся). - Ребята, я хочу загадать вам загадки:1. Разноцветные листы,Вырезай и клей их ты.Аппликации, картинки,Серебристые снежинки.Можешь сотворить и флагиИз листов любой (бумаги)2. Всех листов плотнее он,Белый и цветной… (картон)3. Знают взрослые и детиВытираем рот… (салфеткой) - Назовите предметы, при изготовлении которых используется бумага? (при затруднении детям помогают картинки)- Скажите пожалуйста, могут ли все предметы и вещи быть сделаны из бумаги? (ответы детей). Как вы думаете, почему из бумаги не делают автомобили, мебель, посуду, одежду? (варианты ответов детей). - Дома строят из камня, одежду шьют из ткани. Потому что эти материалы прочные и надежные. А прочная ли бумага? Как это узнать? (надо бумагу исследовать)Детям предлагается занять места за столами. - Ребята, возьмите листочки бумаги, рассмотрите ее, погладьте, ощупайте. Что вы можете сказать о бумаге? Какая она? (ответы: гладкая, шершавая, толстая, тонкая, гофрированная, бархатная, прозрачная, мягкая, цветная).Первый опыт: Свойство №1- мягкость.-У вас на столах лежат несколько листов бумаги, картона и салфеток. Попробуем согнуть бумагу. Что происходит с бумагой? (Мы ее можем согнуть, свернуть).- Согните бумагу пополам и проведите по ней пальцем, чтобы получилась четкая линия сгиба.-А теперь разогните бумагу и постарайтесь убрать линию сгиба.-Получится у нас сделать это? (Нет)-Почему не получилось убрать линию? (Потому что на бумаге остается след.)- Какой вывод мы можем сделать по, первому проведенному опыту? (Что бумага гнется и в месте сгиба остается след). Где можно использовать это свойство бумаги? (делая поделки)451739014732000- А теперь попробуйте смять бумагу. Что получилось? (Бумажный комок, бумага смялась)-Какой вывод сделаем? (Бумага мнется) Выставить значок-схему на доске. -Предлагаю вам проделать те же действия с картоном и с салфеткой, что и с бумагой.Дети самостоятельно выполняют работу.-Что вы скажете? Что случилось с картоном и салфеткой? (Они тоже смялись, но салфетку легче смять, и комок получается меньше, а картон – труднее и комок получился больше).-А как вы думаете почему? (Салфетка мягче, картон - твёрже). Где используют эти свойства? (салфетки используют для вытирания рта после еды, из картона делают прочные коробки)Второй опыт: Свойство №2 – прочность.-Возьмите любой кусочек бумаги и начните ее рвать. Рвется бумага? Как она рвется? (легко)-Какой вывод сделаем? (Бумага легко рвется)-Если бумага легко рвется, значит какая она? (непрочная)Поместить картинку-схему на доску. -А теперь попробуйте выполнить те же действия с салфеткой и картоном. (Дети самостоятельно выполняют действия).2501908255000-Что скажете? Какой вывод сделаете? Что легче рвется: картон или салфетка?Какую бумагу легче порвать тонкую или толстую, картон? (Салфетка рвется легче, картон – труднее). Как вы думаете, почему? (Салфетка тоньше картона, картон плотней).- Ребята, давайте посмотрим разрыв бумаги под лупой. Что вы видите? Она состоит мелких растительных волокон - целлюлозы. Целлюлоза – это вещество, которое можно найти во всех растениях. А как же целлюлоза попала в бумагу? (бумагу делают из деревьев) Давайте рассмотрим место разрыва под микроскопом.Сейчас возьмите ножницы и разрежьте бумагу, какая бумага режется легче?468376019177000Вывод: бумага режется Физминутка.Мы бумагу рвали, рвалиМы бумагу мяли, мялиТак, что пальчики усталиМы немножко отдохнёмИ опять её порвём.Третий опыт: Свойство №3 – водопроницаемость.-А сейчас мы опустим бумагу в воду. Обратите внимание, ребята, у вас на столе стоят мисочки с водой. Опустите бумагу в эту мисочку. Понаблюдайте. Что случилось с бумагой. (По мере намокания она тонет).-Какой сделаем вывод? (бумага впитывает воду) Воспитатель вывешивает картинку-схему на доску. Где используют это свойство? (бумажные кухонные полотенца)-Сделаем то же самое и с салфеткой, и с картоном.6921517399000Дети самостоятельно выполняют действия с салфеткой и картоном.- Что вы заметили, когда опускали в воду салфетки? (Салфетка быстро намокла, впитала воду).-А картон? (Картон впитал воду медленней)-Как вы думаете почему? (Картон - плотней, салфетка - тоньше). 485902031877000Вывод: бумага намокает в воде. Четвёртый опыт: Возьмите графитный карандаш и проведите на бумаге линию. Получилось? Что на ней осталось? (след) Вывод: на бумаге остаются следы от карандаша, ручки. Где используют это свойство? (печатают книги, пишут письма, рисуют)Значит, на бумаге можно писать, рисовать. 472821020066000Пятый опыт: - Сейчас я вам покажу ещё одно свойство бумаги, бумага очень хорошо горит. Но это свойство бумаги очень опасно, его можно проверять только взрослым! Вывод: бумага хорошо горит, она пожароопасная! Где используют это свойство? (растапливают печь, разжигают костёр)- Вот мы и познакомились со свойствами бумаги. А где же можно использовать бумагу, поиграем в игру.Игра «Волшебная бумага»Дети стоят полукругом. Бросается мяч. Кому бросили мяч, должен сказать, что можно делать из бумаги. (книги, тетради, коробки, обои и т. д.)А теперь называем, что можно делать с бумагой (рисовать, резать, клеить, мять, рвать и т. д.).Итог. Ребята, назовите, какие свойства бумаги вы узнали? (дети называют свойства с помощью знаков-схем) Бумага мнется, рвется, намокает, режется, горит. Значит, бумага материал непрочный. Вот поэтому нужно бережно относиться к вещам, которые сделаны из бумаги. Беречь книги, картонные коробочки, в которых лежат игры. А почему нужно беречь бумагу? Не рвать и не выбрасывать ее понапрасну. Да, бумагу делают из деревьев. Чтобы сделать 10 альбомов для рисования пришлось срубить одно небольшое деревце. Чем больше делается бумаги, тем меньше остается деревьев. Если вы будете беречь бумагу, то сохраните много деревьев.Рефлексия: - Ребята, что вам понравилось на нашем занятии? Что нового узнали?

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X