Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Гайназарова Гузель Ринатовна

Доклад на тему: «Выразительное чтение на уроках русского языка и литературы как средство подготовки к ГИА»

скачать документ

Вернуться назад

Доклад на тему: «Выразительное чтение на уроках русского языка и литературы как средство подготовки к ГИА».Автор: Гайназарова Гузель РинатовнаОрганизация: Муниципальное боджетное общеобразовательное учреждение «Белогорская гимназия имени Н. Н. Ефимова»Адрес: Республика Саха (Якутия), пгт. Белая ГораДолжность: учитель русского языка и литературы Все формы ГИА по русскому языку и литературе составлены таким образом, что проверяют и оценивают не только грамотность устной и письменной речи, но и уровень владения ими и их использования. Ученики, сдающие государственные экзамены в 9 и 11 классах, должны продемонстрировать свои коммуникационные навыки, степень начитанности и знание предметов. На всех этапах процесса подготовки к ГИА активно используется выразительное чтение, которое принято считать одним из видов творческой деятельности в области искусства. Естественно, не каждый ученик в дальнейшем выберет актёрскую стезю и не каждый станет диктором на телевидении, но каждый выпускник в девятом классе проходит итоговое собеседование и сдаёт ОГЭ. И вопрос как обучить выразительному чтению каждого ученика требует более подробного рассмотрения и основательного подхода. В старших классах работа над выразительным чтением необходима как для более глубокого понимания художественного произведения, так и для лучшего усвоения правил синтаксиса и пунктуации. Проводимая параллельно на уроках чтения и письма работа над выразительной речью и чтением способствует правильному и более легкому осмыслению целого ряда правил синтаксиса и пунктуации, развитию навыков выразительной речи, развитию речевого слуха. Составляющими элементами выразительного чтения являются: интонация, логическое ударение, пауза, темп, сила и высота голоса. Все средства речевой выразительности находятся в тесной взаимосвязи и дополняют друг друга. Кроме этого чтение должно быть вдумчивым, ученик на экзамене после прочтения текста должен суметь воспроизвести его, поделить на смысловые части, выделить микротемы, определить проблему, выявить и прокомментировать позицию автора, высказать свою точку зрения. Подготовка к правильному выразительному чтению достигается на уроках русского языка и литературы различными приемами работы с текстом: чтение вслух и про себя, предупреждение ошибок в технике чтения, повторное чтение с различными заданиями; деление текста на смысловые части и выяснение связей между ними; определение цели чтения вслух; оценка событий или действующих лиц и определение отношения к ним (Самые простые вопросы: что здесь хорошо, а что плохо, с кем согласны, а с кем – нет. Что хотел передать автор? и т. д.). Значит, работе над выразительным чтением должен предшествовать также тщательный анализ художественного произведения. Создание воображаемых мысленно эпизодов, пейзажей, портретов по прочитанному произведению помогут ученикам воссоздать картину содержания текста. Тренировка воображения достигается графическим и словесным иллюстрированием, составлением диафильмов, написанием киносценариев, а также чтением по ролям, драматизацией. Воспроизводя текст выразительно, ученики учатся обращать внимание на знаки препинания, обороты речи, выразительные средства языка. Таким образом, прививаются навыки грамотности и богатства устной и письменной речи, которые важны при написании итоговых сочинений, изложения и составлении устных ответов на экзаменах. Однако нельзя думать, что работа над выразительностью чтения состоит только в использовании тренировочных упражнений. Обучение выразительному чтению - сложный процесс, который пронизывает все этапы урока русского языка и литературы, так как органически обуславливается и подготовкой к восприятию произведения, и первичным знакомством с произведением, и работай над идеей произведения. Основным методом обучения выразительному чтению является метод демонстрации: учитель сам может прочитать текст или использовать аудиозаписи. Методы анализа и синтеза активно применяются при осмыслении и восприятии художественного текста. Метод исследования реализуется в просмотре читаемого текста, его заголовка, определении темы, установлении связей, прогнозировании содержания. Ученик рассматривает структуру текста и пытается предугадать события. Психологический же метод поможет правильно ставить логическое ударение, делать логические и психологические паузы, повышать или понижать тон голоса, темп, тембр, придать эмоциональную окраску. Исходя из сказанного, можно утверждать, что тема данного доклада является актуальной, так как в настоящее время мало внимания отводится этой теме, и она важна для разностороннего развития детей. Выразительное чтение произведений способствует точному пониманию замысла писателя, чувств, которые вложены в произведение, и служит основой грамотности устной и письменной речи. А это уже подготовка к написанию выпускных сочинений. Следовательно, мы должны обучать выразительному чтению всех детей, чтобы у них развивались соответствующие способности.

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X