Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Рябухина Светлана Михайловна

Использование пальчиковых игр для развития двигательных навыков начинающего пианиста

скачать документ

Вернуться назад

Использование пальчиковых игр для развития двигательных навыков начинающего пианистаРябухина Светлана Михайловна. Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Новосибирской области Бердская детская музыкальная школа им. Г.В. Свиридова, г. Бердск (ГБУДО НСО БДМШ имени Г.В. Свиридова), Преподаватель фортепиано Для достижения независимости пальцев, гибкости рук, расслабления мышц тела педагоги-музыканты издавна использовали специальную гимнастику. Целую систему упражнений, с опорой на знания предшественников, предлагал в свое время известный венгерский педагог-методист Й. Гат, а Ф. Лист делал специальные упражнения перед тем, как садиться играть. Педагоги-современники А.Д. Артоболевская, Т.Б. Юдовина-Гальперина и др. также используют подобные упражнения.В настоящее время большой популярностью у педагогов старшего дошкольного и младшего школьного возраста в образовательной системе пользуются, так называемые, пальчиковые игры. По общему мнению педагогов и детских психологов, игры с пальчиками развивают не только ловкость, точность, координацию рук, но и ум ребенка, стимулируя развитие творческих способностей. Тысячи оригинальных пальчиковых игр собраны в специальных сборниках. Многие игры очень полезны для маленьких музыкантов.Из огромного числа пальчиковых игр выбираем те, которые способствуют выработке двигательных навыков у начинающих пианистов. Такие игры можно включать в процесс обучения пианистов еще до первого прикосновения к клавиатуре. Упражнения для правильной осанки, для крупных мышц, для ладонных мышц, для пальцев рук – все эти разновидности движений присутствуют в пальчиковых играх. Фортепианная игра является эффективным средством развития, прежде всего, мелкой моторики, что является, по мнению ряда исследователей (Л.В.Антакова-Фомина, П.Н.Ермакова, Е.И.Ильин, А.Л.Сиротюк и др.), эффективным средством развития межполушарных взаимодействий мозга и таких психических процессов, как восприятие, внимание, память и мышление. И несомненным подспорьем для более успешного формирования нервно-мышечных реакций, обеспечивающих функционирование пианистических двигательных способностей организма, могут служить пальчиковые игры.Эти игры всегда яркие и образные. Все движения и слова мы сначала сочетаем с ритмичной музыкой, а затем предлагаем ученику сочинить на слова мелодию. В дальнейшем, поем попевки под музыку, изображая действия пальчиками, руками. Одновременно с физической ловкостью формируем важнейшую предпосылку музыкальности – темпо-ритмическую способность ученика, позволяющую воспроизводить главную особенность музыки – ее временную природу.На каждом уроке на несколько минут отправляемся в пальчиковый театр, в котором озорные, непоседливые пальчики – это настоящие артисты, которые могут изобразить любого героя, создать любой образ. А если этот образ мы выражаем еще и звуковым представлением, то получаем синтез движения, речи и музыки, побуждая малыша эмоционально сопереживать.Рассмотрим примеры пальчиковых игр для учеников-пианистов.РыбкиРыбки плавали, ныряли_ _ _ _ _ В чистой голубой воде.Пальцы обеих рук сложены «щепотью». Руки двигаются волной от плеча, изображая ныряющих рыбок.То сожмутся, _ _ _ _ _ _ _ _ _ _Пальцы рук очень плотно сжимаются.Разожмутся, _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Пальчики резко и сильно растопыриваются в стороны.То зароются в песке._ _ _ _ _ _ Снова, сложив пальцы «щепотью», руками поочередно совершаем движения, как будто раскапываем песок.В этой игре образ быстрой извивающейся рыбки изображаем гибкими движениями рук, используем свободные движения от плеча, укрепляем ладонные мышцы. Слова «сожмутся», «разожмутся» совпадают с сильными долями музыки. Дома дети выражают свое представление от игры в рисунке – нужно передать настроение игры в цвете, а также предполагается сочинить мелодию на слова. Танцующий платочекС первым пальцем потанцую,Потанцую со вторым,С третьим пальцем подружусь,А с четвертым покружусь.А теперь с любимчиком –С пятым, мизинчиком.Эта игра воспитывает зрительно- движений.Ритмично передавать платочек из руки в руку, названными пальцами: 1-2, 1-3, 1-4, 1-5.моторную координацию, точностьМячПокачусь,Ритмично катать теннисный мячик из руки в руку (начать правой рукой).Покачусь,Прокачусь,Остановлюсь.Вверх лечу!Правой рукой подбросить мяч вверх, поймать правой.Вниз лечу!Правой рукой отпустить мяч, поймать внизу левой.Все скачу!Левой рукой подбросить мяч вверх, поймать левой.Да скачу!Левой рукой отпустить мяч, поймать внизу правой.Ах! Ах! Перебрасывать мяч из руки в руку в другом ритме.Красота! Ох! Ох! Мну бока! Поверчусь,Раскрутить мяч правой рукой.Покручусь,Раскрутить мяч левой рукой.И опятьДвижения аналогичные первоначальным: Покачусь!Катать мяч из руки в руку.Игра формирует нервно-мышечные реакции: ловкость кисти, пальцев и ладони, а также воспитывает временную координацию рук. Эти двигательные навыки необходимы и в фортепианной технике.Гусь Игру можно представить как диалог между педагогом и ребенком. Все движения выполняет ученик.Где ладошки? _ _ _ _ __ _ _ _ __ _ _ Отвести руки за спину.– Тут! Тут! _ _ _ _ __ _ _ _ __ _ _ _ _Показать ладошки.На ладошке?Указательным пальцем правой руки Пруд! Пруд! _ _ _ _ __ _ _ _ __ _ _ _ обводить круг посередине левой ладошки.Палец большой –Гусь молодой. _ _ _ _ __ _ _ _ __ _ _ Загнуть большой палец.Указательный –Поймал! _ _ _ _ __ _ _ _ __ _ _ _ __ _ Средний –Гуся ощипал!Этот палец –Печь топил!Этот палец –Суп варил!Загибать остальные пальцы поочередно, дотрагиваясь подушечками пальцев до большого пальца.При повторе игры пруд рисуем средним пальцем, затем безымянным, мизинцем.Данная игра решает ряд задач: формирует независимость пальцев, воспитывает чувство ритма, чувство формы. Мелодию ребенок сочиняет сам. Примерный вариант:Таким образом, происходит соединение пальцевой пластики с выразительным интонированием. Изображение персонажа на рисунке также активизирует усвоение движений. Пальчиковая игра – это не только гимнастика для юного пианиста. Во время игры включаются и наглядно-образные, и образно-ассоциативные ощущения, что приводит к эмоциональному самовыражению ребенка. Эмоциональная отзывчивость на маленькие игры-упражнения определяет мотивационную готовность к освоению необходимых движений. Процесс обучения не только оживляется, но и формируется собственная активность ученика в развитии двигательно-временных реакций организма.Список литературы:Бугаева З. Музыкальные занятия в детском саду. – Москва : АСТ; Донецк : Сталкер, 2005. – 301 с.Сафарова И. Игры для организации пианистических движений. – Екатеринбург : ГЭЛ, 1994. – 49 с.Соколова Ю. Игры с пальчиками. – Москва : ЭКСМО, 2008. – 48 с.Черенкова Е. Оригинальные пальчиковые игры. – Москва : Рипол классик-XXI, 2007. – 186 с.Анисимов В. Диагностика музыкальных способностей детей. – Москва : Владос, 2004. – 128 с.

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X