Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Смирнова Светлана Викторовна

Подвижные народные игры с детьми дошкольного возраста во всех видах деятельности ДОУ

скачать документ

Вернуться назад
Подвижные народные игры с детьми дошкольного возраста во всех видах деятельности ДОУ

Смирнова Светлана Викторовна, Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение детский сад № 5 «Семицветик» (МБДОУ д/с №5«Семицветик»), город Протвино, воспитатель
Мир детства не может быть без игры. Игра в жизни ребенка – это минуты радости, забавы, соревнования, она ведет ребенка по жизни. Детские игры многообразны, это игры с мячом и другим спортивным инвентарем. В дошкольном возрасте дети играют постоянно – это их естественная потребность, это способ познания окружающего мира.
Игры являются неотъемлемой частью культуры каждого народа. Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились до наших дней из глубокой старины, передаваясь из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции.
Однако, в наше время и родители и педагоги уделяют недостаточно внимания использованию русских народных игр в образовательном процессе. Наблюдение показало, что дети практически не используют народные игры в самостоятельной деятельности, не проявляют к ним особого интереса. На прогулке воспитатели организуют такие игры от случая к случаю.
Значение народных подвижных игр для разностороннего развития детей велико: они являются одновременно и средством, и методом воспитания детей.
Подвижная игра как средство и как метод характеризуется разнообразием воздействия на ребенка за счет физических упражнений, включающих в себя все основные виды движений. В подвижных играх совершенствуются и развиваются разнообразие движений в соответствии со всеми их характеристиками, направляются особенности детей и проявления необходимых физических качеств. Они служат способом приобщения детей к народной культуре. Народные подвижные игры – естественный спутник жизни ребенка. Источник движения, эмоций, радости, познания, обладающий великой силой воспитания.
Народные подвижные игры включаются в занятия физической культурой. Они проводятся после упражнений в основных движениях с целью повышения физической нагрузки и эмоциональности занятия. Для этой цели подбираются игры, требующие активных действий всех детей одновременно. В связи с тем, что время проведения подвижных игр несколько ограничивается рамками занятия, лучше подбирать игры, не требующие длительного объяснения или уже знакомые детям, чтобы не тратить много времени на ожидание начала действий. Одна и та же игра может повторяться на двух – трех занятиях подряд, затем используется новая, а через несколько занятий можно снова возвратиться к первой игре.
В занятие физической культурой могут быть включены две игры. Одна, более подвижная - в основную часть, вторая, более спокойная – в заключительную часть физкультурного занятия; цель последней – успокоить детей, несколько снизить физическую нагрузку, полученную ими в основной части. Например, на одном физкультурном занятии могут быть проведены две такие игры: русская народная игра «У медведя во бору» (где все дети активно бегают, приседают, где имеется момент ловли, особенно увеличивающий активность и эмоциональность детей) и «Найди грибок» (в которой дети спокойно ходят, разыскивая заранее спрятанный воспитателем гриб). Могут проводиться занятия по физической культуре, полностью построенные на народных подвижных играх.
Народные подвижные игры могут использоваться не только на занятиях по физической культуре, но и включаться в предварительную работу при подготовке к образовательной деятельности или непосредственно во время ее при проведении динамических пауз по таким областям, как «Речевое развитие» (игры с речевым сопровождением, например, «Телефон»), «Социально-коммуникативное развитие» (игры-эстафеты, командные игры, сюжетные подвижные игры, например, «Встречные перебежки», «Парный бег»), «Художественно-эстетическое развитие» (игры с пением, например, «Ходит Ваня», «Ворон»), «Познавательное развитие» (например, образовательная деятельность, организованная по теме «Русская изба», «Праздники на Руси»).
Народные подвижные игры можно широко применять при организации праздников и развлечений в ДОУ: календарные, фольклорные, обрядовые, дни именин и т.д. В фольклорных праздниках принимают участие дети всех возрастов, меняется лишь долевое их участие от возраста к возрасту. В детском саду регулярно проводятся народные праздники: Осенние посиделки, Масленица, Зимние святки, Прилет птиц, активными участниками которых являются и взрослые и дети. При разработке сценария народного праздника особое внимание уделяется подбору словесно-музыкальных, драматических, игровых и хореографических произведений обрядово-календарного фольклора. Произведения должны соответствовать содержанию праздника, быть интересными и доступными для ребят.
Особое значение в физическом развитии детей имеет прогулка. На прогулке организуются народные подвижные игры разной степени подвижности. Тематика и содержание зависит от сезона, тематических праздников и соответствует календарно-тематическому планированию («Гуси-лебеди», «Горелки»). Для проведения подвижных игр подобраны необходимые атрибуты (маски, платочки, ленточки, мячи, кегли, шнурочки и т.д.)
При знакомстве с новой народной подвижной игрой необходимо рассказать детям о ней, показать иллюстрации, прочитать художественные и фольклорные литературные произведения («Солнышко - покажись», «Дождик - дождик», русские народные сказки «Гуси - лебеди», «Маша и медведь»). Можно заучить с детьми народные считалки, заклички, песенки, потешки.
Дети с удовольствием принимают участие в изготовлении атрибутов для подвижных игр (маски животных, флажки, мячи).
Народные подвижные игры можно использовать в работе с родителями, приглашая их на мероприятия в ДОУ и в качестве болельщиков, и в качестве участников («Масленица», «Спортивная семья»).
Народные подвижные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Важнейшее достоинство подвижных игр состоит в том, что в своей совокупности они, по существу, исчерпывают все виды свойственных человеку естественных движений: ходьбу, бег, прыжки, борьбу, лазанье, метание, бросание и ловлю, упражнения с предметами – потому являются самым универсальным и незаменимым средством физического воспитания детей.
Литература
1. «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования»
2. Волошина Л.Н., Курилова Т.В. «Игровые технологии в системе физического воспитания дошкольников». – М.: АРКТИ, 2005
3. Кенеман А.В., ОсокинаТ.И. «Детские народные подвижные игры». – М., 1995
4. Литвинова И.Н. «Детские народные подвижные игры». – М., 1993
5. Литвинова М.Ф. «Русские народные подвижные игры». – М., 2003
6. Полтавцева Н.В., Стожарова М.Ю., Краснова Р.С. «Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни». – М.: ТЦ Сфера, 2013










Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X