Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Сентябова Ирина Валерьевна

Экологический проект- "Лук- от семи недуг"

скачать документ

Вернуться назад

Экологический проект: « Лук – от семи недуг!»Актуальность: Дошкольный возраст – ценный этап в развитии экологической культуры у детей. В нынешнем мире проблемы экологии стоят на одном из ведущих мест, и на данный момент главной задачей является воспитание экологически грамотного человека. В воспитании и обучении детей наиболее перспективным является метод проектной деятельности, ведь в проекте участвуют и дети и родители. Для решения поставленной цели дети используют знания и навыки, приобретённые в разных видах деятельности – это способствует всестороннему развитию детей, формирует навыки сотрудничества. В наше время слово «пандемия» часто встречается в СМИ. Это наивысший пик эпидемии вирусных инфекций у людей. Как же с ней бороться, что надо сделать, чтобы вирусные инфекции не распространялись? А ещё лучше их предупредить. Как? Да с помощью целебных свойств репчатого лука. Ведь в нём есть витамины А, В, С, железо и кальций, магний и фтор. Сок лука – сильный антибиотик, оберегающий людей от простудных и инфекционных заболеваний. А в перьях зелёного лука содержится больше витаминов, чем в самой луковице. Это прекрасное средство для восполнения запаса витаминов, особенно весной. Свежая зелень лука возбуждает аппетит и придаёт привлекательный вид любому блюду. Мы предполагаем, что усвоение экологических знаний детьми будет более глубоким, если содержание этих знаний будет реализовано в ходе проектной деятельности с применением технологий ИКТ, в ходе экспериментирования, и творческой деятельности детей с использованием ТРИЗ технологий, ТРИЗ в изобразительной деятельности.Цель: Профилактика простудных заболеваний у детей дошкольного возраста в период пандемии.Задачи: 1.Закрепить экологические знания у детей /лук – овощ, из него можно вырастить зелёный лук, полезный для здоровья, так как в нём много витаминов, он оберегает людей от простудных заболеваний/. 2. Развитие у детей коммуникативных качеств. 3. Привлечение родителей к совместной работе с детьми. 4.Развитие творческих способностей у детей. 5. Учить детей экспериментировать, анализировать, делать выводы.Срок реализации проекта:Проект долгосрочный. Рассчитан на 1 год. Проект рассчитан на детей старшего дошкольного возраста и родителей.Этапы реализации проекта:1этап: Вводный.Цель: Дать детям знания о том, что с наступлением весны организм людей ослабевает, становится более восприимчивым к простудным заболеваниям.Вместе с детьми выявить проблему и цель проектной деятельности. Использовать в беседе с детьми средства ИКТ.Средства деятельности: личный опыт родителей и воспитателя.Оборудование: компьютер, СД диск, магнитофон, электронный носитель, сборник русских народных сказок.Методы и приёмы: - Просмотр русской народной сказки: «Рукавичка» на СД диске.- Прослушивание сказки: «Зайка заболел» на аудио кассете.-Чтение сказки : «Айболит».-Заучивание русского фольклора.- Беседа о простудных заболеваниях.- Использование дидактических и настольно – печатных игр.- Рассматривание натюрмортов.2 этап: Организационно-подготовительный.Цель: Развитие экологических знаний у дошкольников об окружающем мире. Воспитание позитивного отношения к природе. Закрепить знания детей о пользе зелёного лука для здоровья. Привлечь родителей к сотрудничеству.Средства деятельности: личный опыт детей и родителей.Оборудование: репчатый лук разной формы и цвета, разной формы ёмкостис землёй, баночки для воды.Методы и приёмы: - Использование ИКТ – СД диск о пользе витаминов.- Беседа о пользе зелёного лука: « О репчатом луке замолвите слово».- Совместная с детьми подготовка родителями разнообразных сказочных ёмкостей с землёй для посадки лука, баночек с водой.- Чтение русского фольклора /стихи, пословицы, поговорки, загадки /о здоровье и о репчатом луке: «Что дороже денег?» - /здоровье/. « Здоров будешь – всего добудешь». «Здоровье всему голова». « Здоровому всё здорово». «В здоровом теле – здоровый дух». «Лук – от семи недуг». «Лук и баня всё правят». «Лук – всем людям друг». «Кто его раздевает – тот слёзы проливает». «Пришла Таня в жёлтом сарафане, стали Таню раздевать, стали слёзы проливать».-Чтение сказки: «Три брата луковки» А.Костенко:Экологическая сказка. ТРИ БРАТА ЛУКОВКИКогда картофель закончил свой рассказ, к Илюше подбежали три мальчика: один — маленький и черненький, другой — побольше, в золотистом костюмчике с зелеными перышками, а третий — самый большой, румяный и крепкий, в золотистых латах и с большим зеленым луком в руках. — Лук Чернушка, лук Севок, лук Репчатый, — по очереди поклонились они Илюше и сказали: — Мы все братья. Нас тетушка Тыква послала проведать, все ли у тебя в порядке. Ведь мы, луки, — известные защитники, как и наш братец Чеснок. — А кого вы защищаете? — спросил Илюша. — Всех: овощи от вредителей, человека от микробов, дом от бед да болезней, — гордо ответили луки. — Какие вы молодцы, я бы тоже хотел быть таким храбрым защитником, — сказал Илюша. — Это очень просто: нужно только всегда заботиться о тех, кто рядом с тобой, — объяснил маленький лук Чернушка. Я, например, самый маленький, просто луковое семечко, но без меня наш средний брат — лук Севок не вырастет. Посадят меня в грядку, я тут же принимаюсь выращивать для него золотистый костюм и зеленые перышки. Чтобы все видели, что мои перышки любому на помощь прийти готовы, свой самый первый стебелек я изгибаю в виде лука. — Без меня наш старший брат — Репчатый лук, никогда не вырастет, — сказал лук Севок. — Как только меня в землю весной сажают, я для старшего брата начинаю медные латы изготовлять: выращиваю для него в луковице много-много чешуек и крупные, сочные перья. Мои зеленые перья весной первыми спасают человека от авитаминоза! — Я, все что подарили мне мои младшие братья, должен людям отдать и братьям моим за их заботу добром отплатить, — сказал Репчатый лук. — В каждой чешуйке у меня тысячи храбрых, летучих воинов-фитонцидов. Только увижу, что микробы вредные на кого-нибудь напасть готовятся, я тут же выпускаю своих воинов. Они всех микробов гонят прочь без оглядки. Ешь, Илюша, меня почаще, и не тронет тебя ни один вредный микроб. — Но почему, Репчатый лук, у тебя такой дух едкий? У меня всегда щиплет в глазах и в носу, когда мама для салата лук режет, — спросил Илюша. — Это потому, что мои воины-фитонциды сразу же в атаку бросаются, стоит их только на волю выпустить: ведь в воздухе и на любом человеке всегда полно вредных микробов, — объяснил Репчатый лук. — С помощью фитонцидов я любую болезнь вылечиваю. Недаром про меня говорят: «Кто сеет лук, тот избавится от мук». Если хочешь избавиться от моего едкого духа, подержи меня несколько минут в холодной воде, прежде чем резать. — А как ты своим братьям добро возвращаешь? — поинтересовался Илюша. — Для того чтобы род наш не прекращался, я выпускаю стрелку и выращиваю на ней белое шаровидное соцветие. Из него-то и вырастают мои младшие братья — семена-чернушки. Но не всегда мне удается в первое лето братцев моих вырастить. Если лето короткое, я не успеваю зацвести. Бывает два-три лета проходят, прежде чем я смогу семена вырастить. — Какие вы все дружные! — с уважением произнес Илюша. — Нас трое братцев в роду лука Репчатого, а всего в луковой семье около четырехсот братцев-луков, и все они дружат, — засмеялся лук Репчатый».3 этап: Практический.Цель: Формирование практических навыков деятельности. Задачи: Прививать интерес к посадке лука. Учить детей ухаживать за посаженным луком. Наблюдать за появлением зелёных перьев у лука. Показать влияние света, тепла, влаги и питательных веществ на рост овощей. Развивать самостоятельность, трудолюбие. Развивать творческое воображение при зарисовке используя ТРИЗ в изобразительной деятельности. Развивать коммуникативные качества у детей.Экологические связи: земля – луковицы – полив – свет – появление зелёных перьев.Предмет деятельности: репчатый лук в горшках с землёй и в баночках с водой.Средства деятельности: личный опыт детей и родителей.Оборудование: рабочие инструменты / лейка с водой, рыхлилки, лопатки/,репчатый лук, разной формы сказочные горшочки с землёй, баночки с водой, фартуки для детей, тряпочки.Методы и приёмы:- Рассматривание луковиц /разные по форме и цвету, твёрдые на ощупь, в сухих чешуйках/.- Посадка луковиц в землю, поливка./Дети объясняют необходимость поливки /.- Посадка луковиц в банки с водой, поставить на подоконник./ Дети объясняют необходимость света и тепла для роста и развития зелёного лука/.- Использование ТРИЗ технологии – через системный оператор дети видят закономерность роста и развитие луковицы.- Сделать дневник наблюдений за появлением и ростом зелёных перьев у лука, с указанием числа.- Использование ТРИЗ в изобразительной деятельности для зарисовки роста зелёных перьев у лука.- Использование ТСО /Фотомонтаж: «Витаминная семья», «Как мы садили лук»/.- Использование дифференцированного подхода к детям / Сначала в проекте участвовали те дети, которым был этот проект интересен, остальные дети постепенно включились в совместную деятельность /.4 этап: Заключительный.Цель: Анализ проделанной работы. Закрепить знание детей о пользе зелёного лука, профилактике простудных заболеваний.Предмет деятельности: дневник наблюдений, зарисовки, фотомонтаж.Средства деятельности: личный и коллективный опыт.Методы и приёмы: - Наблюдения.- Зарисовки детские с использованием ТРИЗ в изобразительной деятельности.- Фотомонтаж: / «Витаминная семья», «Как мы садили лук»/.- Анализ и выводы.- Самостоятельная творческая деятельность детей – словотворчество – придумывание загадок: «Сначала жёлтый, затем – зелёный, съешь меня и будешь здоров»./Алина Ничкова/ «Я горький, но очень полезный». /Кирилл Козлов/ «Расту в земле я, а зелёный хвост – на улице, кто меня съест – тот выздоровит». /Алёша Иванов/-Использование дидактических игр: «Сложи луковицу», «Что сначала – что потом», «Части – целое», «Вершки – корешки», «Витаминный салат», «Угадай, что не дорисовали», «Рост зелёного лука», «Найди овощи по их силуэтам».-Использование художественного слова: «А у нас дела в порядке Зелёный лук растёт на нашей грядке Что на грядке подрастёт Скоро нам на стол придёт».- Приготовление витаминного салата.Результат деятельности: защита проекта.Работа с родителями:- Совместная деятельность родителей и детей дома – подготовка разнообразных по форме сказочных горшочков с землёй для посадки лука.Совместное экспериментирование дома с детьми.- Анкетирование родителей на тему: «Экологическое образование в семье».- Фотомонтаж на тему: «Лук от 7 недуг».- Беседы и консультации с родителями: «Формирование начал экологической культуры». «Для чего нужно развивать у детей интерес к природе». «Воспитываем в ребёнке бережное отношение к природе». «Добро пожаловать в экологию». « Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников в семье». - Папки – передвижки: «Занимательные вопросы по экологии». «Сюжетно – ролевые и творческие игры в экологии». «Игры с рисунками».- Изготовление родителями экологических пособий.- Использование ИКТ, ТСО, ТРИЗ технологий и ТРИЗ в изобразительной деятельности, русского фольклора.Вывод: Тема проекта интересна детям и родителям. Произошло расширение кругозора у детей - дети сделали вывод, что для роста зелёного лука нужны все условия /вода, свет, тепло, рыхление /. Лук в группе хорошо растёт, потому что созданы все условия. Зелёный лук является профилактическим средством от простудных заболеваний.У детей развиваются коммуникативные качества: товарищество, помощь ближнему, партнёрские отношения. Дети умеют работать с разными источниками информации / чтение художественной литературы, использование ИКТ - просмотр СД фильмов, рассматривание натюрмортов, прослушивание аудиокассет/.Благодаря внедрению инновационных подходов в процессе самостоятельной творческой деятельности по рисованию у детей развиваются деятельностные качества – способность к постоянному развитию и самовыражению.Через дидактические игры, практическую деятельность у детей формируются такие качества, как осознание ценности здорового образа жизни.Список использованной литературы: Экологическое образование в детском саду. Н.А.Рыжова:Издательство – Дом «Карапуз», 2001 г. «Я в большом мире» под редакцией Куровского. 3. Русские народные игры. И.Панкеев, М. Яуза, Москва, 1998г.

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X