Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Макеева Татьяна Петровна

Роль народной песни в эстетическом и патриотическом воспитании подрастающего поколения.

скачать документ

Вернуться назад

«Роль народной песнив эстетическом и патриотическом воспитании детей»автор Макеева Татьяна Петровна, ПДО, « Дом детского творчества №2», г.ЧитаВспомним известное высказывание о народном творчестве: «...самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что запечатлено народом, что народом сохранено, что народ пронес через столетия... в народе не может сохраниться то искусство, которое не представляет ценности»-М.И.КалининИнтерес и внимание к народному искусству, в том числе и к музыкальному, в последнее время в нашей стране еще более возрос. Мы отмечаем появление интересных художественных коллективов, профессиональных и самодеятельных, как взрослых, так и детских, пропагандирующих русскую музыку, песни, танцы.Музыкально-эстетическое воспитание человека целесообразно начинать с изучения музыки своего народа. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в весёлой, игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом и бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора. Знакомство с музыкальным фольклором осуществляется на музыкальных и других занятиях, в повседневной жизни, на вечерах развлечения, народных праздниках. Всё это вызывает интерес у детей, приносит им чувство радости, создаёт хорошее настроение, снимает чувство страха, беспокойства, тревоги, словом обеспечивает эмоционально -психологическое благополучие. Обучение музыкальному фольклору является одной из форм освоения отечественной культуры. Музыкальный фольклор должен быть представлен не традиционным набором общеизвестных народных песен, а достаточно полным кругом самобытных и ярких образцов народного песнетворчества. Обучающиеся должны приобрести специальные знания и навыки музыкального фольклорного творчества, получить определенный багаж подлинно народных песен, научиться исполнять их и чувствовать народно-песенный стиль. Каждый ребенок должен иметь возможность стать непосредственным творцом-исполнителем народной песни. Только такой подход открывает путь к истинному пониманию сущности народного песнетворчества, наиболее полному проявлению личностных качеств обучающихся, развитию подлинного интереса к народной песне, эстетического вкуса к народному искусству в целом. Современные исследования доказывают, что пение- наиболее ранняя функция человеческого организма. Особое воздействие оно оказывает на человека в детском возрасте, когда психика очень восприимчива и чувствительна. Не зря в народе бытовало множество колыбельных песен, припевок, пестушек, забав, предназначенных для самых маленьких. Народная песня, как одно из ярких произведений музыкального фольклора входит как основа русской музыкальной культуры в жизнь ребёнка и обладает огромной художественно – воспитательной ценностью. Родная песня обогащает детей музыкальными образами, формирует художественный вкус ребенка, обогащает речь типично народными выражениями, эпитетами, поэтическими оборотами: травушка - муравушка, трава шелковая, зимушка - зима, Ванечка - дружок, девицы - красавицы, ходила младешенька по борочку, брала, брала ягоду земляничку, сама в пляску я пойду, рассыплюся яблонькой. Несмотря на то, что в песнях встречаются незнакомые современным детям или звучащие непривычно слова коромысел, грать, сенички, дети проявляют живой интерес к содержанию, быстро запоминают текст, а, верно поняв смысл таких слов, быстро находят им синонимы. Правдивость, поэтичность, богатство мелодий, разнообразие ритма, ясность, простота формы -характерные черты русского народного песенного творчества. Интонационно выразительный напев и образно-поэтическое содержание оказывают огромное воздействие не только на сознание, но и на подсознание человеческой психики, пробуждают в человеке скрытую генетическую память народной мудрости и чувство красоты.Русский фольклор богат хороводными и игровыми песнями. Этот жанр был наиболее излюбленным в народе, особенно в среде молодежи. Являясь средством развлечения, эти песни одновременно учили молодежь этическим нормам поведения. В хороводах, например, нередко разыгрывались жизненные ситуации, разрешение которых предполагало приобретение определенных навыков поведения, необходимых для общения с людьми в повседневной жизни. Фольклор был создан народом для того, чтобы через поэтическое образное содержание песен передавать свой духовный жизненный опыт последующим поколениям. Народная песня была для человека нечто гораздо более значимым, чем мы представляем ее себе сейчас. Сегодняшняя практика показывает, что дети, поющие в фольклорных коллективах, ансамблях русской песни, по-иному проявляют себя в суждениях, поведении. Они, как правило, отличаются большей естественностью, раскованностью. Это и понятно: ведь народная песня требует от исполнителя правдивости, искренности, эмоциональной открытости. Передать это состояние возможно только по-настоящему проникнувшись этими чувствами, которые в конечном счете оказывают влияние на формирование характера человека, его духовную сущность.Заниматься фольклором с детьми должны специалисты, хорошо знающие специфику народного пения, умеющие убедительно и в доступной форме дать верные эстетические представления о народной песне, условиях ее бытования и функциональной приуроченности. Чтобы обучать народному творчеству, надо самому знать и чувствовать его, понимать и воспроизводить.Народная песня как исторически сложившееся национальное достояние должна занять более существенное место в культуре общества, полнее использоваться в духовном становлении и развитии подрастающего поколения. Народный песеннный материал дает колоссальные, поистине неограниченные педагогические возможности в художественном, нравственном, физическом, интеллектуальном, патриотическом воспитании детей и подростков и развитии их творческих способностей.

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X