Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Козик Ольга Владиславна

Условия сохранения и укрепления здоровья ребенка.

скачать документ

Вернуться назад

Условия сохранения и укрепления здоровья ребенка.В процессе физического воспитания оздоровительные задачи занимают главное место. Главной задачей является – сохранение здоровья ребенка, часто бывает, что ребенок рождается здоровым, а на протяжении детства показатели здоровья ухудшаются. Так из общего количества детей пришедших в детский сад с 1 группой здоровья, только 40% сохраняют группу неизменной, а в начальной школе только 10% детей первой группы остаются здоровыми. Поэтому задача детского сада по меньшей мере– сохранить здоровье ребенка таким какое оно было изначально, и в лучшем случае укрепить его. Для сохранения и укрепления здоровья детей необходимо соблюсти ряд условий, среди которых выделяются следующие:соблюдение гигиены помещения, одежды, оборудованияорганизация правильного питания и режима дняобеспечение двигательной активностиработа с педагогическими кадрами по повышению квалификации в области охраны здоровья детей, знакомство с новыми направлениями работы.взаимодействие педагогов и сотрудников ДОУ с родителями.В группе оздоровительных задач особое место занимает охрана жизни и укрепление здоровья детей, их всестороннее физическое развитие, совершенствование функций организма, повышение активности и общей работоспособности. Средствами реализации задач этой группы являются гигиенические и социально-бытовые факторы, полноценное питание, оздоровительные силы природы, рациональный режим жизни, физические упражнения. Педагогическая работа, направленная на решение данной задачи, включает в себя организацию режима жизни детей, закаливающих процедур, специальных упражнений по развитию движений. Образовательными задачами предусматривается формирование у детей двигательных навыков и умений, развитие физических качеств, получение дошкольниками элементарных знаний о своем организме; роли физических упражнений в его жизнедеятельности, способах укрепления собственного здоровья.Для дошкольных учреждений разработаны необходимые правила и нормативы, соблюдение которых обеспечивает успешное проведение всей воспитательной работы, способствует нормальному физическому и нервно-психологическому развитию, укреплению здоровья детей.Соблюдение гигиены помещения, одежды, оборудованияВ дошкольной гигиене оценка любого фактора среды определяется тем, какое влияние он оказывает на процессы развития и состояния здоровья детей. Ввиду того, что реализация требований дошкольной гигиены в значительной мере создает фундамент здоровья, оказывая влияние на уровень работоспособности и продолжительность жизни, появляется необходимость решения ряда проблем в социальной сфере. Исходя из этого, каждый воспитатель дошкольного учреждения должен обладать необходимыми систематизированными знаниями и практическими навыками в работе по охране и укреплению здоровья детей.Предметом изучения дошкольной гигиены являются:— гигиена среды (гигиенические требования к земельному участку, зданию и оборудованию дошкольных учреждений, освещенности и т. д.);— физиолого-гигиеническое обоснование режима дня (выполнение требований к организации сна и бодрствования детей раннего и дошкольного возраста);— основы рационального питания (с учетом анатомо-физиологических особенностей и состояния здоровья ребенка);— гигиена физического воспитания (требования к местам проведения занятий, оборудованию, инвентарю, организации закаливания, медико-педагогическому контролю за организацией физического воспитания);Основные принципы организации правильного питания:• Питание должно быть полноценным и сбалансированным - содержать нужное количество белков, жиров и углеводов (для дошкольников их соотношение составляет 1:1:3 или 1:1:4; иначе даже высококачественная пища будет усваиваться плохо), а также минеральных веществ, витаминов, воды, т.е. обеспечивать организм материалом, необходимым для роста и развития.• Энергетическая ценность питания должна соответствовать энергозатратам детей (суточную калорийность пищи распределяют так: обед - 35-40%, полдник - 10-15%, завтрак и ужин -примерно по 25%).• Чем разнообразнее набор продуктов, входящих в меню, тем полноценнее удовлетворяется потребность в еде.• Пища должна быть вкусной. Необходимо, чтобы ребенок ел с аппетитом.• Следует ограничить потребление продуктов и блюд с повышенным содержанием соли, сахара и специй. Важным фактором здоровья является физическая активность. Двигательная активность обеспечивает человеку выживание. В каждом возрасте она наполняется разным содержанием, но должна быть всегда. Маленькому ребенку полезны и необходимы не только ходьба, но и игры с беганием, лазанье по деревьям, всяческое напряжение сил. К сожалению, и воспитатели, и родители сдерживают активность малышей, не позволяют им свободно двигаться и тем наносят вред их здоровью. Для режима дошкольного учреждения обязательны утренняя гимнастика, подвижные игры, спортивные развлечения. Хорошо, если есть бассейн, если организуется обучение езде на велосипеде, катанию на лыжах, коньках и т.д. Организуя двигательную активность детей, воспитатель уделяет внимание смене разных видов деятельности, регулирует активность и отдых, но помнит при этом, что движения должны быть энергичными и продолжительными. Движения, физические упражнения считаются специфическим средством физического воспитания. Двигательная активность - биологическая потребность организма, от степени удовлетворения которой зависит здоровье детей, их физическое и общее развитие. Движения, физические упражнения обеспечат эффективное решение задач физического воспитания, если они будут выступать в форме целостного двигательного режима, отвечающего возрастным и индивидуальным особенностям двигательной активности каждого из детей. Воспитатель сам разрабатывает двигательный режим для детей своей группы, руководствуясь следующими научными рекомендациями:- общая продолжительность двигательной активности составляет не менее 50- 60% периода бодрствования ребенка;- содержанием двигательного режима является двигательная деятельность, разнообразная по составу движений, физических упражнений, видам и формам деятельности. При этом целесообразными движениями должны быть насыщены и игры детей, бытовая и трудовая деятельность;- определенную часть двигательного режима составляют физические упражнения, специально подобранные для формирования систем и функций организма, коррекционной работы, которые включаются в организованные и индивидуальные формы работы с детьми;-периоды двигательной активности чередуются со спокойными «сидячими» видами деятельности;-каждый ребенок по своему желанию должен иметь возможность двигаться самостоятельно в любое время дня.Воспитатель не должен быть безразличным к тому, что отдельные дети не любят зарядку, ленивы в движениях. Физкультура нужна всем. Для каждого необходим свой подход - то средство, которое заставит «неумейку» научиться, вовлечет малоподвижного в интересную двигательную деятельность. Планируя работу с дошкольниками, воспитатель должен учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка.Планируя работу с дошкольниками, воспитатель должен учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка. Коллективные формы работы по физкультуре целесообразны лишь тогда, когда они интересны для всех детей, обеспечивают для каждого оптимальную физическую нагрузку и моторную плотность, индивидуальный темп двигательной активности и не допускают заорганизованности, командного стиля отношений с детьми. Следующее условие - повышение педагогической грамотности родителей. Г. Е. Жемчужников, автор программы «Энергию молодых родителей — оздоровлению общества» основной содержательной единицей оздоровления детей и общества в целом считал «довоспитание родителей», своеобразное повышение их педагогической квалификации. Суть его модели общения: взрослый придерживается положения «не рядом и не над, а вместе». Например, одной из основных форм организации физического воспитания стала игра, основанная на свободном сотрудничестве педагога с детьми и самих детей друг с другом. Главное при таком сотрудничестве — ребёнок становится человеком, наделённым физическими и психическими качествами, необходимыми каждому члену общества. В результате, овладевая основными видами движений, дошкольник получил возможность воспринимать мир, думать, общаться с другими людьми, управлять своим поведением как самостоятельный член общества. Родитель должен знать общие этапы развития ребенка (физиологического и психического), понимать их связь, осознавать основные принципы развития — что, зачем и как развивать. Необходимо понимать, что в мир пришел Новый Человек, со своей индивидуальностью, способностями, с пока не раскрытым потенциалом. Осознание этого факта сразу все меняет в роли родителя: его воспитательная задача не «сформировать», «преодолеть», «сломить», а раскрыть, сохранить и развить потенциал ребенка, не навредив ему. Список использованной литературыГлазырина Л.Д., Овсянкин В.А. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста. - М.: "Владос", 2000. - 176с.Голубева Л., Прилепина Л. Роль семьи и детского сада в формировании здоровья детей.//Дошкольное воспитание № 1 – 01.Голубев В.В., Голубев С.В. Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста. - М.:"Академия", 2000. - 320 с.Дмитриева Т. В детский сад можно и на несколько часов. // Школьный двор - № 11 – 2004. Приложение к газете «Сургутская трибуна»Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста. Под ред. О.М. Дьяченко. - М.: "Гном", 200. - 144с.Здоровый дошкольник. Социально-оздоровительная технология 21 века. – М.,2001. Козлова С.А., Куликова. Дошкольная педагогика. - М.: "Академия", 2000.-416с.Кокоткина О. Питание дошкольников. Психолого-педагогические аспекты его организации. // Дошкольное воспитание № 10 – 2004. – С.114 – 118.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Лицензия на образовательную деятельность № 040318 от 09.09.2019

X