Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Зернова Марина Анатольевна

Система работы по формированию словесно-логического мышления у дошкольников с ТНР в рамках лексических тем

скачать документ

Вернуться назад

Название статьи: Система работы по формированию словесно-логического мышления у дошкольников с ТНР в рамках лексических темАвтор: Зернова Марина АнатольевнаОрганизация: МДОБУ «Детский сад 1 «Дюймовочка» комбинированного вида г. ВолховДолжность автора: учитель-логопедтемаУпражнения и игры по формированию словесно-логического мышления«Фрукты. Ягоды»Объясни и выучи:Красна весна цветами, а осень – плодами.Каков уход, таков и плод.Кто не ленится, тот садом гордится.Была бы водица, а фрукт народится. Найди лишнего. Объясни выбор. Назвать остальные предметы одним словом.- яблоко помидор, груша, слива;- баклажан, перец, лук, груша- калина малина, крыжовник, апельсин- мандарин, апельсин, лимон, слива - ананас, кокос, груша, мангоДидактическая игра «Во саду ли, в огороде»Цель: Развитие умений детей точно определять место произрастания фруктов и овощей.Дидактический материал: Картинки фруктов и овощей, картинка с огородом и картинка с садом.Четвертый лишний. Объяснить ответ.* Вишня, смородина, клубника, яблоко. * рябина, помидор, малина, крыжовник. * черемуха, вишня, клубника, крыжовник. * клюква, земляника, смородина, крыжовник.«Овощи»Дидактическая игра «Во саду ли, в огороде»Игра «Вершки-корешки»Педагог называет овощи, дети делают движения руками: если овощ растёт на земле, на грядке, дети поднимают кисти рук вверх. Если овощ растёт в  земле – кисти рук опускают вниз.Почему в народе говорится:«Без капусты щи не густы»; «Сей лук, от семи недуг»; «Кто ест лук, тот избавлен от мук»; «Лук да баня все правят»; «Хрен да редька, лук да капуста лихого не допустят»; «В нашем краю, как в раю: луку да рябины не проешь и половины»?«Осень»Игра «Чего не бывает осенью?»Поиск фактических ошибок «Исправь ошибки» (детям от 6 лет)Лето прошло, и наступила осень. Подули холодные ветры, завяли цветы, на деревьях распустились листочки. Звери стали делать запасы на зиму: ежик — мед, белка — орешки, медведь — капусту, лисичка — яблоки. С юга прилетели птицы.Дети надели панамки и вышли гулять во двор. Они играли в прятки, лепили снеговика и кормили крошками птиц.Игра «Чего не бывает осенью?»Дети загорают, купаются.Под ногами шуршат листья.Набухают почки, распускаются листья.Люди собирают урожай овощей и фруктов.Солнце светит ярко, греет сильно,Птицы собираются в стаи и улетают на юг,Дети надевают шапки, валенки, куртки и пальто,Бабье лето, паутинки летают по воздуху,Дети ходят в резиновых сапогах  по  лужам,Игра «Умный словесник»Цель: упражнять в подборе имен существительных: игра обогащает словарный запас детей.Листья растения, дерева, куста — (листва).Опадание листьев осенью — (листопад).Отражение звука от предметов, отзвук — (эхо).Осадки в виде водяных капель — (дождь).Движение воздуха над землей — (ветер).Мельчайшие капли воды в воздухе — (туман).Масса мельчайших капель воды в атмосфере — (облако). Большое темное облако, из которого может пойти дождь, снег, град — (туча).Яркий свет в небе во время грозы, сопровождаемый громом — (молния)«Деревья. Лес»«Какие бывают рощи?»Если в роще растут березы, то как называется роща? -березоваяЕсли в роще растут ивы, то роща - , Если в роще растут дубы, то роща -,Если в роще растут осины, то роща - , Если в роще растут клены, то роща - ,Если в роще растут липы, то роща - ,Если в роще растут тополя, то рощи - .«Скажи наоборот»:Высокое дерево - Корявое дерево - Толстый ствол - Большой куст - Шершавый ствол - Густая крона - Хвойное растение –Вопросы на развитие логического мышления.Назови части дерева.Белоствольное дерево.Что растет в дубраве, в роще, в бору.Какие листья трепещут от ветра Лучший медонос.«Поющее дерево»«Человек»Викторина по теме «Части тела»Чем мы топаем?.. Ногами.Чем рисуем мы?.. Руками.Чем же смотрим мы?.. Глазами.А чем слушаем?.. Ушами.Нюхаем и дышим?.. НосомА едим и пьем мы чем?.. Ртом.И язык во рту зачем?.. Говорить.Чем мы думаем, друзья?.. Головой.Что на голове растет непрерывно круглый год?.. Волосы.Чем мы узелок завяжем .И куда идти покажем?.. Пальцами. Чем мы можем наклониться, а потом и распрямиться. Вправо, влево повернуться и опять к земле нагнуться?.. Телом.Викторина по теме «Я – человек»* Сколько лет тебе сейчас?* Назови дату рождения? (Когда ты родился (ась) ?)* Сколько лет было в прошлом году?* Сколько лет будет в следующем году?* Кем ты будешь, когда вырастешь, мужчиной или женщиной?* Кем ты будешь, когда состаришься, стариком или старухой?* Как вместе с тобой растет и будет дальше расти твое имя?* Как (каким именем) тебя ласково называли в семье, когда ты был(а) младенцем?* Как тебя называют сейчас, когда ты повзрослел(а)?* А как тебя будут звать учителя, когда ты станешь старшим?* Назови свое полное имя и отчество?Толкование пословиц и фразеологизмов «Когда так говорят?»«Близок локоток, да не укусишь». «Хоть бы одним глазком взглянуть».«Задрать нос». «Голову повесить».«Найди ошибку»руками прыгают, а ногами трогают;глазами нюхают, а носом смотрят;ушами едят, а ртом слушают;ногами хлопают, а руками топают;ногтями берут, а руками царапают. Книга читает девочку. Сначала мы глотаем еду, а потом хорошо ее разжевываем. Мы почистили зубы, а потом проснулись. Таня вытерла лицо полотенцем и умылась.«Домашние звери»« Исправь ошибку»Теленок живет с кошкой, — Нет, теленок живет с коровой.Котенок живет с собакой. — Нет, котенок….Поросенок живет с козой. — Нет. поросенок живет ….Козленок живет со свиньей. — Нет, козленок живет ….Жеребенок живет с коровой. — Нет, жеребенок живет с…..Кошка скачет-Собака бодается-Кошка грызет траву-Свинья сторожит дом-Кролик дает молоко-Конь мяучит. Кошка скачет, а коза бегает. Кролик дает молоко, а корова мех. Кошка грызет траву, а коза пьет молоко. Конь мяукает, а а кот ржет. Собака бьет копытом, а бык перебирает лапами.Аналогии Корова- теленок, лошадь-Куры-курятник, свинья-Свинья -хрюкать, лошадь-Кошка-кот, овца-Конь-нога, собака-Исправь ошибку.У утки – гусята, у индюшки – цыплята, у гусыни – индюшата, у курицы – утята.«Дикие звери»Скажи, что здесь не так? Наступила зима, потому что заяц стал белым. (Наоборот, зайчик стал белый, потому что пришла зима)Осенью стало холодно, потому что люди оделись в теплую одежду, а звери сменили летние шубки на зимние (наоборот, люди оделись в теплую одежду, потому что стало холодно)Дерево находится в дупле.Зимой насекомых нет, потому что птицы улетают в жаркие страны.Зимой зайцы питаются капустой и морковкой. (нет, они грызут кору деревьев и ветки).Зимой корма нет, поэтому хищники голодают и едят кору деревьев. Вопросы по теме.Кого называют санитаром леса? Какое животное самое крупное на земле?Почему зверей называют хищными? Почему лиса Патрикеевна?Какие животные заготавливают запасы на зиму? Кто впадает в зимнюю спячку? Кто меняет зимой цвет шкурки? У кого больше лап – у зайца или у медведя? У кого длиннее уши – у зайца или у волка? А у кого длиннее хвост? Сколько ушей у двух зайцев? А сколько лап? Про каких животных говорят: хитрая, колючий, злой, неуклюжий, косой. АналогииМедведь-берлога, белка-Кабан-ноги, заяц-, лось –жевать, мышь-,Волк-хищник-, олень-Еж-иголки, рысь-Лось-жевать, мышь-Еж-иголки, рысь-«Угадай зверя»Патрикеевна, Верхняя губа нависает над нижней, «санитар леса», наедает осенью жир, толстый лоб, «путает следы», детеныши рождаются зимой, задние лапы длиннее передних, живут стаей, скатывает листья кубарем, , хвост помогает парить, бросается с ветки на добычу, «хлопотунья»Исправь логические ошибки.У лисы короткий, черный хвост.Волк смелый, про него говорят «Заячья душа»Лось ложится на зиму в спячку. Белка живет в логове.«Мебель»«Что лишнее?»1. Диван, кресло, тумбочка, буфет2. Кровать, шкаф, кастрюля, стол3. Стол, стул, телевизор, шкаф4. Комод, шкаф, тумбочка, стул5. Кушетка, полка, стул, табурет6. Диван, кресло, кровать, люстраПредложить ребенку внимательно слушать стихотворение, если услышит названия мебели в нем – загибать на каждое название пальчик. По окончании посчитать сколько пальчиков загнул ребенок.Наша квартира. В нашей комнате – столовой, есть отличный стол дубовый,Стулья – спинки все резные, ножки гнутые, витые.И ореховый буфет для варенья и конфет.В комнате для взрослых – спальне ,есть для платьев шкаф зеркальный,Две широкие кровати с одеялами на ватеИ березовый комод, мама там белье берет.А в гостиной кресла есть, телевизор смотрят здесь.Есть диван и стол журнальный, в стенке – центр музыкальныйОтветь на вопросы:Диван, кровать, шкаф, стол, стул… - что это? Кто делает мебель? Где делают мебель? Для кого и чего нужна мебель? Где она стоит?«Посуда»игра «Да и нет»       Ожидаемый результат: дети должны знать, что можно приготовить в кастрюле и сковороде; уметь быстро реагировать движением на слова педагога.       Цели: развивать внимание, быстроту мышления, двигательной реакции, память; формировать интерес к совместным со сверстниками играм, честность при оценке их действий.* * *       Педагог высказывает суждение о приготовлении того или иного блюда в кастрюле или сковороде, а дети, если согласны, поднимают руки вверх и говорят «да», а если не согласны, говорят «нет» и не поднимают рук. Тот, кто ошибается, пропускает кон или выбывает.Варианты: в кастрюле можно ... (варить суп, жарить картошку, варить борщ, печь блины, тушить овощи, варить компот, печь пироги, варить кисель, жарить сырники, варить кашу); в сковороде можно... (жарить котлеты, варить суп, жарить рыбу, варить компот, тушить овощи, варить кисель, печь блины, жарить сырники, варить кашу, жарить пирожки, варить борщ).Дидактическое упражнение «Найди причину»       Ожидаемый результат: дети должны знать особенности использования разной посуды, ее назначение; уметь находить причинно- следственные связи, строить сложное предложение.       Цели: развивать логическое мышление, речь; формировать жизненно необходимые представления.       Педагог предлагает детям найти причину названного события и достроить предложение. Варианты обсуждаются.Огонь на газовой плите под кастрюлей с супом погас, потому что...Картошка при жарке на сковороде сгорела, потому что…Вода из чайника вся выкипела, потому что...Чашка разбилась, потому чтоВ раковине лежала грязная посуда, потому что...Все кастрюли блестели, потому что ...От  Федоры в сказке убежала вся посуда, потому что  ...Мама не смогла налить суп из супницы в тарелку, потому что…Дети не смогли начать обедать, потому что...К чаю мама подала чайный сервиз, потому что.. .«Одежда. Головные уборы. ОбувИгра «Кто подберет больше слов»- Давайте еще раз посмотрим, кто во что одет. Отвечайте на мои вопросы. Картинки вам в этом помогут.- Что можно связать?- Что можно завязывать?- Что можно надеть?- Что можно обуть?- Что можно застегнуть?- Молодцы. Упражнение «Скажи наоборот»- Я назову слова, а вы скажете наоборот.Чистая -…(грязная)              Мять -…(гладить)Новый — …(старый)              Надевать -…(снимать)Белая -…(черная)ПОДБЕРИ СЛОВА, ПРОТИВОПОЛОЖНЫЕ ПО ЗНАЧЕНИЮ:Длинный рукав - короткий рукав.Глубокий карман - ....Большой воротник - ....Высокая стойка - ....Дорогая куртка - ....Чёрные полоски - ....Чистая куртка - ....Новый комбинезон - .....Сравнить зимнюю и летнюю одежду, обувь и головные уборы.Знать, чем отличаются: рубашка и футболка, шорты и брюки, варежки и перчатки, носки и гольфы, платье и юбка, платье и сарафан. «Зимующие птицы»Игра «Да -нет» Ворона: крупная птица, красная грудь, черные крылья, лапы с перепонками, ест лягушек. Снегирь: крупнее вороны, красногрудый, воркует, клюет ягоды, кукует, быстро бегает.Сорока: белые крылья, быстро бегает, плавает, каркает, пищит, меньше вороны.Клест: перекрестный клюв, живут стаей, высиживает птенцов зимой. «Вопрос – ответ»1..Назовите зимующих птиц. 2.Назовоте птицу, которая не растит своих птенцов. 3.Назовите птицу, которая охотится по ночам. 4.Какие птицы живут в нашем городе круглый год? 5.Как можно помочь зимующим птицам? 1.Назовите перелётных птиц. 2.Назовите птиц, которые не умеют летать. 3.Какую птицу называют «лесным доктором»? 4.Какую птицу называют «белобока»? 5. От чего птицы страдают больше: от холода или от голода? .6.Птичий домик. (гнездо) 7.Руки птицы.(крылья) 8.Ноги утки.(лапы) 9.Лесной доктор.(дятел) 10.Дети птиц.(птенцы) 11.Нос птицы.(клюв) «Правда-неправда».. 1. Правда ли, что голубь почтовая птица? (да) 2. Правда ли, что у синицы имеется черный галстук на желтой манишке? (да) 3. Правда ли, что сова ночью спит, а днем летает? (нет)4. Правда ли, что дятел питается корой деревьев? (нет) 5. Правда ли, что кукушка не вьет своих гнезд? (да) 6. Правда ли, что птицы, которые улетают на юг, называются кочующими? (нет) 7. Правда ли, что птичий дом называется кормушкой? (нет) 8. Правда ли, что пингвины не умеют летать, но хорошо плавают? (да) 9. Правда ли, что страус хорошо бегает? (да) 10. Правда ли, что соловей – самый лучший певец? (да) 11. Правда ли, что птицы, которые зимуют с нами, называются перелётными? (нет) 12. Правда ли, что у снегиря птенцы появляются зимой? (да) «Зима»«Ответь правильно». Развитие умения отвечать на вопросы логопеда.Снег белый или синий? Лед твердый или мягкий? Снег капает или идет?Зимой бывает снегопад или листопад? Лед скользкий или шершавый?На улице мороз или жара? Зимой одеваемся тепло или легко?Снеговика лепят или строят? На коньках катаются или качаются?  Толкование пословиц и поговорок «Объясни, как ты понимаешь»Аналогии Лето-дождь, зима-Барсук-нора, медведьКапля-вода, снежинка-Птица -летать, снег-Кошка-молоко, белка-Лето- согреваться, зима- Понедельник-день недели, декабрь-«Весна»Игра «Весной бывает – не бывает»Воробьи возвращаются из жарких стран. Птицы вьют гнезда.На деревьях распускаются почки. Птицы улетают в теплые края.Листья желтеют и опадают. Листья распускаются. Расцветают цветы.На реке тает лед. Солнышко светит все ярче. Сильный мороз. Появляется первая травка. Становится тепло. Люди собирают урожай.Люди сажают рассаду в огородах и саженцы деревьев в саду.«Почемучка?» (установление элементарных причинно - следственньгх связей) Почему весной тает снег? (Снег тает, потому что пригревает солнышко) Почему бегут ручьи? Почему тает лед? Почему трескается лед? Почему набухают почки? Почему лопаются почки? Почему прилетают птицы? Почему радуются люди? Почему люди одеваются легче, чем зимой?Что лишнее, почему?Зима, весна, март, лето. Март, апрель, весна, май.Какое время года наступило? (наступила весна). Какие весенние месяцы ты знаешь? Назови текущий. (март, апрель, май). Расскажи, какие изменения в природе произошли весной (приметы весны – чаще и ярче светит солнце, тает снег, бегут ручьи, на земле появляются проталины, звенит капель, небо стало голубое, по нему плывут белые облака, из теплых стран возвращаются птицы, животные просыпаются от зимней спячки, меняют свои шубки, готовятся к появлению детенышей .Скоро на деревьях набухнут почки, на земле появятся первые весенние цветы – подснежники и мать – и мачеха, зазеленеет травка)«Перелетные птицы»Викторина по темеКому не лень куковать весь день? (Кукушка.) Кто рано встаёт, в небе над полем поёт? (Жаворонок.)Серый, маленький такой, а певец удалой! (Соловей.) Если на крыше гнездо совьёт — то счастье дому принесёт. (Аист.) Как земля он чёрный, ловит червяков проворно. (Грач.) Днём в дупле высыпается, ночью на охоту собирается. (Сова.) Длинные ноги, клюв и шея. И ловко лягушек ловить умеет. (Цапля.) Кто в скворечнике живёт, звонко песенки поёт? (Скворец.) Кто чирикает? (Воробей.) Воркует? (Голубь.) Трещит? (Сорока.) Кто каркает? (Ворона.) Стучит? (Дятел.)Кто зелёною весной вернётся с юга в край родной? (Перелётные птицы).Упражнение на логическое мышление:Чего больше - птиц или крыльев? Крыльев или перьев?Исправь предложения:Птица высидела птенцов и отложила яйца.Птенцы свили гнездо и к ним прилетела мама.Журавли прилетают раньше стрижей. Какие птицы прилетают первыми, а какие птицы прилетают позже.«Насекомые»«Исправь ошибку». Развитие слухового внимания.       Логопед показывает детям картинку с насекомым и говорит:Бабушка летает около цветка (бабочка).Пила летит и жужжит (пчела).Лук ползет по веточке (жук).Воробей залез в муравейник (муравей).Мура села на сыр (муха).Самовар укусил Машу (комар).        Дети исправляют ошибку и повторяют предложение.Выделите лишнее слово, объясните свой выбор:• заяц, еж, лиса, шмель;трясогузка, паук, скворец, сорока;бабочка, стрекоза, енот, пчела; кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук;Какое животное могло бы о себе так сказать:1. «Пою» крыльями, «слушаю» ногами (кузнечик)2. Я трижды меняю облик, когда рождаюсь, прежде, чем стать взрослой (бабочка)3. Я самое прожорливое животное на планете. (стрекоза)4. Черен, да не ворон, рогат, да не бык, лечу - вою, сяду – землю рою (жук)5. Сок из цветов я наберу и в сотах сладкий мед коплю (пчела)6. Спинка в веснушках, ах, как неловко, и покраснела … (божья коровка)Викторина по теме1. От какого слова произошло слово «насекомые» и что это означает? (от слова «насечка», т.к. тело насекомого покрыто полосками, будто насечено).2. Общие черты всех насекомых? (тело имеет 3 части: голова, грудь, брюшко; и 6 ног).3. Для чего насекомым усики? (органы чувств – для обоняния и осязания, как у человека нос и пальцы).4. Есть ли зубы у насекомых? (у некоторых, например, кузнечиков).5. Все гусеницы и червяки превратятся со временем в бабочек? (нет, только гусеницы; червяки другой вид животных).6. Кто самый сильный на земле? (муравей, переносит тяжести в 10 раз превосходящие его вес; например, слон весит 5 тонн – поднимает 1,5 тонны).7. У каких насекомых в доме всегда порядок и даже есть место для туалета? (у муравьев в муравейнике).8. Как поет кузнечик? (с помощью крыльев, одно из которых имеет зубчики и при трении крыла о крыло слышится стрекотание).9. Чем питаются комары и комарихи? (комары только нектаром цветов и соком растений, комарихи – кровью, без которой они не могут отложить яйца). 10. Жук с названием животного? (Жук-олень.)11. Где у кузнечика находятся уши? (в передних ножках).12. Какие насекомые оберегают тлей и за что? (муравьи, за сладкий сок).«Профессии»Подвижная игра «Будь внимателен». Дети встают вокруг ведущего, который износит слова (лампа, нож, прохожий, таксист, яблоко, самолёт, мельница,   обруч, столяр, магазин, земля, гроза, экскурсовод, пекарь, художник, карандаш и т. д) Услышав название профессии, дети должны подпрыгнуть. В конце игры ведущий предлагает повторить названные профессии.Найди причину. Цели: знать, какими умениями и знаниями должны обладать люди разных профессий (доступных пониманию детей данного возраста); уметь устанавливать причинно-следственные связи, выражать их в речи придаточным предложением,       Педагог начинает предложение, дети его заканчивают.Сшитое платье было слишком длинным, потому что...После посещения врача Сережа быстро пошел на поправку, потому что...Покупатель поблагодарил продавца за товар, потому что...В городском парке засохли на клумбах все цветы, потому что...Дом сгорел до основания, потому что...Вещи и люди во время пожара были спасены, потому что...Нарушитель на границе был быстро пойман, потому что...Во время землетрясения многие люди были спасены, потому что...Люди, попавшие в автокатастрофу, были спасены, потому что...Урожай пшеницы успели убрать до дождя, потому что...Все коровы были здоровыми и давали много молока, потому что...Зимой коровы похудели и стали давать мало молока, потому что...ПУТАНИЦА.Маляр шьет одежду. Водитель управляет самолетом. Парикмахер вяжет кофту. Библиотекарь разносит почту. Фотограф сочиняет музыку. Тракторист шьет одежду«Транспорт»Цель – учить детей классифицировать предметы; находить предмет, который отличается от остальных по одному или ряду признаков.Материал – набор карточек, на каждой из которых нарисовано несколько предметов, один из которых отличается от остальных.Например:1. автобус, легковой автомобиль, пожарная машина, велосипед2. автомобильная дверь, колесо, руль, стол3. грузовик, автобус, легковой автомобиль, самолет и т. Д4.Автомобиль, самолет, велосипед, автобус 5.Вертолет, яхта, катер, парусник 6. Автобус, троллейбус, метро, трамвай 7.Поезд, электричка, трамвай, грузовик 8.Бульдозер, ледокол, ракета, автомобильа/ ракета, автобус, олень, метро.б/ бабочка, самолёт, жук, птица. 2. Выбери правильное предложение:а/ Машина остановилась, потому что кончился бензин.б/ Кончился бензин, потому что остановилась машина.«Хорошо – плохо»Цель – учить видеть «тайну двойного» в предметах и явлениях, познакомить детей с противоречивостью явлений через понятие «хорошо – плохо»1. Когда есть автомобили – это «хорошо». Почему?Например, можно быстро передвигаться, перевозить тяжелые грузы, перевозить много пассажиров, машины красивые, крепкие и т.д.2.  Когда есть автомобили – это «плохо». Почему?Например, автомобиль шумный, тратит много бензина, нуждается в ремонте, нужно много умных людей, чтобы его построить, нужно учиться его водить, учить правила дорожного движения, засоряет атмосферу, можно попасть в аварию и т.д.

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X