Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Гурьева Любовь Васильевна

Индивидуальный подход к обучающимся коррекционных групп с ОВЗ во время урока производственного обучения. Обмен опытом

скачать документ

Вернуться назад

Индивидуальный подход к обучающимся коррекционных групп с ОВЗ во время урока производственного обучения. Обмен опытом Гурьева Любовь Васильевна Сварич Елена Ивановна ГБПОУ «Ставропольский государственный политехнический колледж» Преподаватели Индивидуальный подход к обучающимся – это система педагогических мер, направленных на создание оптимальных для каждого обучающегося условий обучения и воспитания. В колледже индивидуальный подход особенно важен в плане способностей к обучению. Изучение его надо начинать с изучения индивидуальных особенностей обучающихся.Задача преподавателя производственного обучения заключается в передачи обучающимся практических знаний, умений, навыков, воспитании на таком уровне, который позволил бы подготовиться обучающимся с ОВЗ к предстоящей самостоятельной жизни в соответствии с социальными нормами, действующими в обществе, с одной стороны и с другой, педагогическими возможностями производительного труда, обусловленными современным содержанием специального образования. С этой целью необходимо упорно и кропотливо изучать индивидуальные особенности обучающихся. При изучении следует обращать внимание на изучение их физического состояния и здоровья, от которых во многом зависит их внимание на уроке, и общая работоспособность. Заранее надо знать перенесенные их заболевания, тяжело отразившиеся на его здоровье, хронические болезни, состояние зрения и склад нервной системы. Все это будет помогать правильно распределять физические нагрузки на уроке и участие в различных спортивно-массовых мероприятиях. Не оставлять без внимания свойство их памяти, склонность и интересы, а также предрасположенность к более успешному изучению тех или иных предметов. С учетом этих особенностей осуществляется индивидуальный подход в обучении - более сильные нуждаются в дополнительных занятиях с тем, чтобы интенсивнее развивались их интеллектуальные способности; более слабым обучающимся необходимо оказывать индивидуальную помощь в обучении, развивать их память, сообразительность, познавательную активность, проявлять педагогический такт. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому обучающемуся, развитие в нём веры в собственные силы и возможности. Своевременно выявить их эмоциональные чувства, кто отличается повышенной раздражительностью, болезненно реагирует на замечания, не умеет поддерживать благожелательных контактов с товарищами. При организации коллективной деятельности - распределении общественных поручений необходимо учитывать характер каждого обучающегося. Большую помощь в изучении особенностей обучающихся, оказывает отслеживание условий домашней жизни и воспитания, их внеколледжные увлечения и контакты, которые оказывают значительные влияния на их воспитание и развитие. Таким образом, только глубокое изучение и знание особенностей развития каждого обучающегося создает условие для успешного учета этих особенностей в процессе обучения и воспитания.Необходимость индивидуального подхода к обучающимся на уроках производственного обучения вызвана тем, что любое воздействие на него преломляется через его индивидуальные особенности, через «внутренние условия», без учёта которых невозможен по-настоящему действенный процесс воспитания. Как и умственно полноценные дети, обучающиеся придя из коррекционных школ различаются темпераментом и характером, темпом работы и мотивацией к обучению. У них обнаруживается разная направленность личности (идеалы, стремления, интересы, профессиональная направленность). Все эти факторы действуют в разных сочетаниях и влияют на них неодинаково. Основной контингент обучающихся из школ VIII вида – это дети, которые могут быть подготовлены к квалифицированному труду по ряду несложных профессий. Они способны усваивать материал учебных программ, однако их учебные возможности, остаются в значительной мере неоднородными. Непосредственно в учебном процессе оптимальные условия для каждого создаются с помощью методов и приёмов индивидуального подхода. В его содержании можно выделить две основные задачи: 1- выявление индивидуальных особенностей обучающихся в процессе обучения; 2- организация такого обучения, которое позволяет обучающимся, с одной стороны, в максимальной степени проявить свои возможности, с другой развивать недостающие способности. Чтобы выявить индивидуальные способности наблюдение должно быть целенаправленным. Можно выделить три группы свойств показателей индивидуального подхода. К первой группе относятся свойства, отражающие процессы восприятия и понимания изучаемого материала. В процессе восприятия трудовых приемов, обучающимися, мной применяются следующие приемы и методы выработки устойчивого внимания – одного из важных факторов способствующих усвоению теоретического материла с целью применением его в практической деятельности. Так, при изучении темы «Приемы набрасывания раствора на поверхность» я акцентирую внимание обучающихся на том, что данная операция работы будет повторяться при выполнении трех видов обычной штукатурки, но в чем-то по характеру своего выполнения будет отличатся от гипсовой штукатурки. В целях лучшего восприятия и понимания изучаемого материала я стремлюсь к четкому его изложению на доступном к пониманию обучающихся языке в соответствии с их возрастными особенностями. Практические действия на первом этапе выполняются мной в замедленном темпе в сопровождение комментариев относительно приёмов труда и соблюдения правил безопасности. Затем та же работа выполняется в рабочем темпе, и в заключение – вновь в замедленном. Это даёт возможность обучающимся проследить ход выполнения работ в разных рабочих ритмах. В одном случае они имеют возможность следить за ходом выполнения задания и фиксировать в памяти те или иные трудовые приёмы. В другом случае определяют для себя темп предстоящей работы. Выполняемый третий показ, убеждает обучающегося, что трудовая операция, которую им нужно осуществить, может быть выполнена без особого труда. Ко второй группе свойства отражающие процессы восприятия и понимания изучаемого материала следует отнести повторение обучающихся с элементами теории, связанными с практическим выполнением заданий. Знакомство такое происходит во время повторения инструкционно-технологической карты, выполненной на уроках теории, в процессе которых обучающиеся имеют возможность наблюдать за последовательностью выполнения штукатурных работ и сопоставлять теоретические сведения и практические результаты.К третьей группе следует отнести трудности познавательной деятельности. Недостатки восприятия и понимания изучаемого материала у отдельных обучающихся объясняются низким интеллектуальным уровнем их развития. В состав учебной группы обычно входят обучающихся, которые значительно хуже других усваивают теоретический материал. Во многих случаях, несмотря на встречающиеся в обучении трудности, они положительно относятся к урокам производственного обучения. Во время учебной практики в мастерской, они не испытывают больших трудностей, так как обычно имеют возможность постоянно получать помощь от преподавателя и товарищей. Главная трудность при обучении таких обучающихся – приобщить их к знаниям теории, поскольку они плохо воспринимают содержание наглядного материала. В результате материал, преподнесенный в устной форме, усваивается обучающимися только частично, хотя они и стараются понять преподавателя. Чтобы сформировать познавательные навыки обучающихся, я предлагаю им, предметы, лишь немного различающиеся деталями. Отличия эти обучающимся необходимо найти и сделать вывод о наблюдениях. Основное в моей работе с обучающимися заключается, в первую очередь, в более четком и продуманном использовании всего арсенала методических средств, применяемых во время объяснения на уроках. Я понимаю, что допущенные методические ошибки отрицательно сказываются, прежде всего, на усвоении материала обучающимися с более низким уровнем интеллекта, поскольку особенные трудности для наших обучающихся представляет освоение теоретических дисциплин. Помощь состоит в обеспечении понимания ими главного содержания объясняемого материала. Не усвоив тот материал, о котором будет идти речь, обучающиеся рассматриваемой группы плохо воспринимают объяснение, особенно его начало. Поэтому при объяснении учебной задачи я учитываю не только особенности основного состава группы, но и характерные черты более слабых обучающихся. Например, индивидуальный подход к отстающим обучающимся – объяснение нового материала , включает в себя обращенные к ним по ходу объяснения вопросы. Вопросы такие повышают умственную активность обучающихся, обостряют их внимание, способствуют лучшему усвоению понимания и позволяют мне, контролировать процесс их усвоения.. Например, при изучении простого оштукатуривания поверхностей, я задаю детям общий вопрос: какими инструментами мы выполняем каждый слой простой штукатурки? Слабые обучающиеся получают более простое задание: я им предлагаю определить назначение и разницу между применением ковша и кельмы. Об этих инструментах обучающиеся рассказывают после того, как послушают ответы более успешных обучающихся. Наиболее «трудным» обучающимся я помогаю отвечать путем «наводящих», «подсказывающих» вопросов. Например, если вопрос для всей группы будет звучать так: Для чего выполняется затирка поверхности и по какому слою она выполняется при простой и улучшенной штукатурки?, то вопрос: накрывка – это какой слой штукатурки, и для чего она нужна?, будет обращен к более слабым обучающимся. Усвоению знаний слабыми обучающимися помогает проговаривание фраз вслух вслед за мною надписей на плакатах и схемах. Например, объясняя назначение инструментов для штукатурки, я показываю эти инструменты на стенде и образцы на рабочем столе. Над каждым инструментом на стенде написано название и они же лежат на столе. После объяснения предлагаю одному – двум слабым обучающимся прочесть эти названия вслух и показать образцы взяв со стола, назвав их. Некоторые приемы индивидуального подхода к обучающимся, которые я использую в своей работе, можно представить в следующем перечне: индивидуальное объяснение значения слов и выражений, понятных остальным обучающимся; работа с более простым по содержанию материалом; стимулирование дополнительного изучения обучающимися инструментов, наглядных пособий, образцов готовой продукции; повторное восприятие материала со слов хорошо успевающих обучающихся (чтобы этот приём был действенным, необходимо предупредить обучающегося о том, что ответ ему нужно будет повторять; развитие умения с помощью вопросов выделять основное в объяснении преподавателя; использование сравнения; привлечение межпредметных связей. Но часто у таких обучающихся обнаруживаются нарушения в поведении: они либо заторможены и им требуется больше времени на переключение внимания с одного вида деятельности на другой, либо, наоборот, вспыльчивы, обидчивы, агрессивны, нарушен самоконтроль. Они отказываются отвечать на вопросы. Чаще всего бывает обусловлено низким уровнем формирования памяти. Поэтому определенные успехи достигаются путем убеждения в необходимости знаний для будущей самостоятельной работы на производстве. Для достижения положительного результата в работе с такими обучающимися, нередко провожу на уроках беседы о нравственности и о межличностных отношениях в рабочем коллективе. А, у которых нарушены процессы торможения, обычно стремятся первыми ответить на вопрос преподавателя, но при этом часто ошибаются, несмотря на то, что материал знают. Определенную помощь им оказывает рекомендация предварительно проговаривать ответ про себя. Чтобы рекомендация была действенной, она должна иметь характер внушения. Для развития исполнительских свойств у слабых обучающихся я дополнительно использую следующие приемы индивидуального подхода: ответ на вопрос по плакату с планом ответа; ответ на вопрос с использованием средств наглядности; контроль и помощь преподавателя в процессе выполнения практических заданий; активизация действий самоконтроля (напоминание, включение контрольных действий в план выполнения практического задания); приучение к предварительному обдумыванию исполнительных действий; применение технологических карт; предоставление большего времени на обдумывание ответа; особое внимание уделяется рациональной организации выполнения практических заданий (организация рабочего места, исключение потерь рабочего времени, самостоятельность выполнения задания). Недостатки, относящиеся к энергетическому обеспечению познавательной деятельности, проявляются в повышенной утомляемости, невнимательности, слабости волевых усилий, в преобладании отрицательных эмоций, в пассивном или отрицательном отношении к данному виду деятельности. Основной путь преодоления недостатков – развитие у обучающихся интереса к практической работе, который в той или иной мере переносится и на познавательную деятельность.. Их интерес зависит также от внимания, которое им оказывает преподаватель, и от его отношения к таким обучающимся. Неправильные ответы не должны вызывать усмешки обучающихся, а тем более преподавателя. Разъяснение неправильно понятого материала во всех случаях должно быть доброжелательным. Формирование энергетических свойств обучающихся тесно связано с общей результативностью их труда. Если практическая работа получается плохо, а устные ответы часто оказываются неверными, обучающийся теряет веру в свои возможности, и занятия в учебных мастерских не только не приносят ему радости, но и действуют на него угнетающе. Проводя работу с отстающими в познавательном отношении обучающимися, я организую её таким образом, чтобы она была достаточно действенной и в тоже время не наносила ущерба обучению успевающим. Выше отмечалось, что к отстающим обучающимся могут быть обращены отдельные моменты объяснения (вопросы, замечания). Время уделяю таким обучающимся, несколько минут после фронтального опроса, когда основная группа готовится и приступает к практической работе. В это время могу задать вопросы отстающим, провожу дополнительное разъяснение. Помощь отстающим в познавательной деятельности могу оказывать и во время текущего инструктажа, если усваиваемые знания связаны с практической работой. На усвоение знаний отстающим - большое влияние оказывает оценка результатов их познавательной деятельности со стороны преподавателя. Оценка должна стимулировать усвоение знаний, в этом и состоят её главное назначение. Однако, подчеркивая успехи, нельзя умалчивать и о недостатках, хотя делать это необходимо так, чтобы не вызывать у обучающегося угнетенного состояния. Даже в случае полного незнания целесообразно обнадежить обучающегося, что на другой вопрос он ответит лучше. Одной из характерных ошибок преподавания является установка преподавателя на определенный образ обучающегося. Так, решив в начале занятия, что данный обучающийся относится к слабым, преподаватель не меняет свое мнение, хотя отдельные учебные способности обучающегося со временем развиваются, и успеваемость его может быть лучше, чем вначале, при первом его знакомстве с преподавателем. Важно заметить этот прогресс и соответствующим образом изменить организацию обучения такого обучающегося (дать ему возможность быть более самостоятельным, усложнить его практические задания и т.п.). Выявление индивидуальных недостатков, учет динамики развития каждого обучающегося и организация дифференцированного подхода в обучении по справедливости могут быть расценены как задачи особой важности.Заключение.Работая над индивидуальным подходом к обучающимся с ОВЗ во время уроков производственного обучения я заметила, как у них появился устойчивый интерес к переходу выполнения более сложных задач, часто находят интересные способы их решения.  Повысился уровень самостоятельности, мастерства, появились результаты влияния такой работы. И если мы хотим видеть обучающихся творчески свободными личностями, то, вступая в контакт с ними, должны уметь понять их мотивы и потребности и умело направлять ход их развития.  С усилением стремления к творческой активности, постепенно увеличился объём работы на уроке, как следствие повышения внимания и хорошей работоспособности. Улучшается и общий психологический климат на уроке: обучающиеся не боятся ошибок, помогают друг другу, с удовольствием участвуют в различных мероприятиях, проводимых в колледже.  Таким образом, широко используя различные приемы изучения индивидуальных особенностей обучающихся и применяя их в учебном процессе, я добиваюсь положительных результатов в обучении и воспитании своих обучающихся.Литература1.Акимова М.К. Индивидуальность учащихся и индивидуальный подход / М.К. Акимова, В.П. Козлова. - М.: Просвещение, 2002. 2. Безюллева Г.В., Малышева В. А., Панина A.A. Профессиональная подготовка лиц с умственной отсталостью (методические рекомендации)- М.: ИРПО, 2003. .3. Завражин С.А., Фортова JI.K. Адаптация детей с ограниченными возможностями. Учебное пособие для вузов. М.: Академический проект. Трикста, 2005. 4. Паншина И.А. и др. Профессиональная подготовка лиц с умственной отсталостью,- М.: ИРПО, 2003. 5. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2111 \"Дефектология\".- 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 19866. Патракеев В.Н. Трудовая подготовка в школах VIII вида для детей с нарушением интеллекта//Дефектология, 1996. .

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X