Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Антонова Ольга Владимировна

"Сам седе учитель!" Самообразование как важная часть формирования личности ребёнка

скачать документ

Вернуться назад

«САМ СЕБЕ УЧИТЕЛЬ!»САМООБРАЗОВАНИЕ КАК ВАЖНАЯ ЧАСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКААнтонова Ольга Владимировна,преподаватель муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Иланская детская школа искусств»(МБУ ДО «Иланская ДШИ»)Непрерывное образование – вот истинный путь к развитию всесторонней творческой личности. Обучение ребёнка не должно ограничиваться только работой ученика в классе под чутким руководством своего преподавателя. Важной частью обучения является обучение вне класса, вне урока, то, что мы называем самообучением, обучением, дополняющим содержание полученной на уроке информации. Как объяснить это ребёнку? Как развить в ребёнке стремление учиться «без учителя»? Как научить его продолжать урок дома и быть самому для себя учителем? Эти вопросы в современной педагогике остро волнуют каждого преподавателя, который стремиться создать для своего ученика равноценные условия для развития, как в школе, так и за её пределами. Умение делать что-либо без посторонней помощи позволит ребёнку в будущем самостоятельно решать разные жизненные проблемы. В процессе самообразования происходит формирование компетенций: личностных, информационных, коммуникативных, ценностно-смысловых, познавательных. Общая тенденция развития современного общества такова, что творческий, исследовательский поиск становится неотъемлемой частью любой профессии. Исследовательское поведение - стиль жизни современного человека. Считаясь высшей формой удовлетворения познавательной потребности личности, самообразование связано с проявлением значительных волевых усилий, высокой степенью сознательности и организованности, принятием внутренней ответственности за свое самосовершенствование. Знания, приобретаемые путем самообразования, очень прочно сохраняются в памяти и продуктивно реализуются. Древняя китайская мудрость гласит: «Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Дай мне сделать самому, и я научусь». Самообразование - это целенаправленная, самостоятельная, систематическая познавательная деятельность человека по расширению и углублению своих знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых умений, навыков, способов действий, отношений. Результатом самообразования становится саморазвитие. Самообразование выступает в качестве средства самовоспитания, личностного самоопределения и самосовершенствования, поскольку способствует развитию различных сфер личности (интеллектуальной, волевой, эмоциональной, мотивационной) и базовых качеств развивающегося человека (целеустремленности, организованности, трудолюбия). Путь к активизации стремления к саморазвитию для каждого ученика преподаватель выстраивает индивидуально, учитывая интересы, возможности ребёнка, его психологические особенности. Если преподаватель грамотно объединит формы и содержание обучения с интересами ученика, ученик сам будет стремиться узнать – а что же дальше? Если преподаватель в процессе обучения использует правильное сочетание темпа, ритма и сложности обучения с возможностями ученика, ребёнок почувствует свою успешность и сам пожелает её подкрепить. Важно, чтобы обучение вне урока стало форматом обучения через деятельность (поиск дополнительной информации, исследование), через применение своих знаний на практике. Самыми действенными механизмами активизации самостоятельной деятельности учащихся является вовлечение детей в саму внеурочную деятельность:- участие в олимпиадах, викторинах и т.п.;- подготовка выступления на внеклассном школьном мероприятии, тематическом празднике;- поиск дополнительной информации об изучаемом музыкальном произведении, о композиторе, об эпохе;- участие в оформлении класса.Примеров может быть множество, главное не бояться поручать ученику дополнительные задания и правильно, ненавязчиво отслеживать выполнение порученного дела. Важно направлять ребёнка, не ущемляя самостоятельности, к которой мы его так активно приучаем! Безусловно, родители учащихся должны быть посвящены во все особенности вашей совместной работы, поддерживать единую с преподавателем линию развития самореализации ребёнка. Умение ответственно и правильно работать самостоятельно поможет ученику более качественно готовиться к урокам. Безусловно, обращение к одноклассникам, к родителям или к учителю за помощью в каком-либо вопросе здесь не отрицается. Важно, чтобы ребёнок умел самостоятельно понять, что такая помощь необходима, знать, к кому обратиться с тем или иным вопросом для правильного его решения и не бояться это делать!Очень важно, чтобы ребёнок понял, что учеба – это не погоня за хорошими отметками, а увлекательный процесс познания мира и самого себя. Полученные знания –  это бесценный багаж, который подскажет и выручит в трудной ситуации, поможет определиться со своим предназначением. Обязательно, уже в процессе начального школьного обучения, ребёнок должен заметить, понять, что непрерывное саморазвитие помогает ему достигать новых вершин. Но для того, чтобы постоянно развиваться, необходимо грамотно ставить цели, анализируя достижения и неудачи, как неотъемлемые составляющие процесса обучения. На уроке давайте ребёнку возможность некоторые посильные для него задачи решать самостоятельно (под вашим ненавязчивым, аккуратным доброжелательным контролем). После выполненной работы важно сказать ученику: «Молодец, ты сам понял, как это нужно сделать!». Направьте ученика на самоанализ и самооценку выполненной работы, дайте возможность самостоятельно найти хорошие стороны выполнения задания и недостатки, составить план дальнейших действий для улучшения своего результата. Пусть попробует сам для себя определить домашнее задание. Говорите ученику о важности внимательного отношения к самостоятельной работе, о самоконтроле. Не забывайте повторять фразу: «Дома ты сам себе учитель!». Учите ребёнка учить себя самостоятельно. В первую очередь - личным примером. Мудрый преподаватель в любом вопросе начинает с себя! Преподаватель, сумевший расположить к себе ребёнка, завоевать его доверие и уважение станет мощным мотивом, побуждающим ученика к самообучению.Безусловно, первые шаги на пути развития самостоятельной работы ребёнка проходят в сочетании с учебной деятельностью совместно с преподавателем, а дома – с родителями. Во взрослой жизни накопленные с детства навыки помогут ребёнку развиваться дальше, идти в ногу с изменяющимся миром, быть интересным для окружающих.Работа по развитию самообразования позволяет обеспечивать эффективное усвоение больших объемов знаний и формировать творчески развитую личность. Чем шире круг знаний, тем больше открывается возможностей для самореализации. Благодаря знаниям ребенок сможет верно определить свое призвание, которое будет приносить ему духовное удовлетворение. Если с детства привить ребёнку любовь к самообразованию, став взрослым, он обязательно скажет вам: «Спасибо!».СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫБондаревский В. Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию: Книга для учителя, М., “Просвещение”, 1985 – 144с.Самообразование личности – путь к успеху и просветлению [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://salid.ru/journal/samoobrazovanie-lichnostiКак вдохновить ребёнка – учимся учить и получать удовольствие от самообразования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.planet-kob.ru/articles/6454Статья: развитие у школьников навыков самообразования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://infourok.ru/statya_razvitie_u_shkolnikov_navykov_samoobrazovaniya-357457.htmСтатья: формирование у учащихся навыков самообразования и саморазвития в соответствии с индивидуальными психическими различиями [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nsportal.ru/sites/default/files/2018/07/26/samorazvitie_i_samoobrazovanie_tekst_vystupleniya.docx

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X