Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Мець Татьяна Валентиновна

"Дикция и артикуляция в исполнении упражнений и вокального произведения"

скачать документ

Вернуться назад

Конспект открытого занятия по вокалу на тему: «Дикция и артикуляция в исполнении упражнений и вокального произведения» Автор: Мець Татьяна Валентиновна, педагог дополнительного образованияМуниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества» (МБОУ ДО ДДТ), г. Новый УренгойТема занятия: «Дикция и артикуляция в исполнении упражнений и вокального произведения» Тип занятия: Усвоение и закрепление пройденного материала.Цель: Развитие певческой дикции и артикуляции, способствующих повышению уровня вокального исполнительства.Задачи:Образовательные:-закрепить знания о дикции и артикуляции, -обучить выразительному исполнению музыкально - тренировочного материала и вокального произведения через певческую артикуляцию, дикцию.Развивающие:-развитие и раскрепощение артикуляционного аппарата,-умение донести слово до слушателя,-развитие мышления, памяти, речи.Воспитательные:-воспитывать сознательный подход к выполнению артикуляционных, вокальных упражнений.Методы, приемы: объяснение, демонстрация, практическая работа (беседа, демонстрация упражнений, исполнение учебно-тренировочного материала, повторение и исполнение песен)Форма организации работы: групповое занятиеФорма контроля: практическое заданиеОборудование и материалы.-синтезатор-микрофоны-ноутбук-мультимедийная установка-видео ритмических упражненийСтруктура учебного занятияОрганизационный момент.Вводная часть.Приветствие. Введение в тему: «Дикция и артикуляция в исполнении упражнений и вокального произведения».Основной этап.Теория: Артикуляция и дикция как важнейшее условие работы над вокальным произведением.Практика:Учебно-тренировочные упражнения:-Дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, вокальные упражнения -Ритмическая минутка-Работа над дикцией и артикуляцией в вокальных произведенияхЗаключительный этап.Подведение итогов. Рефлексия.-Задача: вспомнить содержание учебного занятия, повторить и закрепить основные понятия.Домашнее задание.Планируемый результат занятия- Хорошее усвоение материала и правильное применение полученных знаний на практике.-Умение эмоционально - выразительно, на хорошем певческом дыхании и с хорошей дикцией исполнять вокальные произведения.Организационный момент(П – педагог, О – обучающиеся)П: Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас на занятии по вокалу.-Вы готовы к работе на занятии?-Вижу, что у вас хорошее настроение. Давайте поделимся друг с другом улыбкой.Игра «Передай соседу» (создание атмосферы радости и уверенности)Вводная часть. Введение в тему.П: Ребята, на каждом занятии мы учимся правильно и красиво петь, слушать друг друга, работаем над голосом. А что такое голос для вокалиста?О: Ответы детей. (Голос – это наш инструмент).П: А чтобы наш инструмент звучал красиво, что нужно сделать?О: Ответы детей. (Настроить его, разогреть голосовой аппарат, распеться)П: Правильно разогреть (настроить) голос и уметь им управлять – значит правильно и легко петь. Как вы думаете, что является наиболее важным в пении?О: Ответы детей.П: Верно, в пении важным является и правильное дыхание, и чистая интонация, правильное звукообразование и подача звука. А без чего мы не сможем донести до зрителей смысл и содержание песни? Без чего наше пение окажется непонятным, неинтересным?О: Ответы детей. (Без чёткой дикции)П: Правильно. Сегодня на занятии мы продолжим работать над четким и правильным произношением слов при исполнении песни.Тема нашего сегодняшнего занятия «Дикция и артикуляция в исполнении упражнений и вокального произведения».Основной этап.П: Каждое слово в речи или пении должно быть чётким по произношению, выразительным и достаточно громким. Чтобы зрители услышали и поняли нас даже в последнем ряду, необходима хорошая дикция, то есть чёткое, ясное произношение слов и фраз в целом, правильное звучания каждой гласной и согласной в отдельности. А хорошая дикция невозможна без правильной артикуляции и хорошей подачи звука, правильного певческого дыхания.Упражнения на дыхание.П: С чего начинается процесс пения? (с вдоха)П: Куда направляем воздух при вдохе? (в живот). Корпус свободный, плечи опущены.1.Надуваем воздушный шар (вдох носом, закрепили дыхание, длинный выдох на ссс)2.Короткий вдох в живот, короткий выдох на с, с, с, с…3.Короткий вдох в живот, счет до 8, до 16П: Давайте повторим еще раз, что же такое дикция?О: Ответы детей. (Дикция – это чёткое, ясное, разборчивое произношение (пропевание) слов).П:.Правильно, от чего зависит четкая дикция?О: (Ответы детей)П: Правильно, четкая дикция зависит от активной работы речевого аппарата.Что входит в речевой аппарат? Какие органы участвуют в образовании звуков?О: Ответы детей. (Щёки, губы, язык, челюсти, мягкое нёбо)П: Верно, всё это и называется артикуляционным аппаратом. К нему относятся губы, язык, челюсти, мягкое нёбо, зубы.Попробуйте без участия губ или языка произнести скороговорку«Бык-тупогуп, тупогубенький бычок». (обучающиеся произносят скороговорку)Видите, ничего не получается. Какой же вывод мы можем сделать?П: Все органы артикуляционного аппарата должны работать активно и правильно и естественно: не зажимать нижнюю челюсть, язык должен быть свободным и крепким, губы активные, мягкое нёбо – «на полузевке».Активная, правильная работа артикуляционного аппарата для достижения хорошей дикции называется артикуляцией. Чтобы сделать звучание голоса выразительным, научится красиво говорить и петь, нужно укреплять артикуляционный аппарат, разрабатывать и тренировать его. Для этого вокалисту необходимо выполнять артикуляционную гимнастику.Артикуляционная гимнастика- «Часики» - круговые движения языке при сомкнутых губах,- «Укольчики» - движение языка вправо-влево-вверх-вниз при сомкнутых губах,- «Улыбка Буратино» - Растянуть губы в улыбке без обнажения зубов,- Растянуть губы в улыбке с обнажением зубов - вытянуть губы вперед трубочкой,- Упражнения для нижней челюсти, щек, для мягкого нёба. (Выполняем в медленном темпе, контролируем активное, свободное, правильное выполнение упражнений)П: Хорошо разогреть артикуляционный аппарат и добиваться четкой дикции нам помогают скороговорки. На что мы будем обращать особое внимание при произношении скороговорок?О: Ответы детей.П: На четкое произношение согласных. Прознесите скороговорки:Бык - тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа. От топота копыт пыль по полю летит. Достаточно ли четкое произношение было у вас?О: Ответы детей.П: Для более активной работы речевого аппарата мы сомкнем передние зубы, делая тем самым преграду для произношения слов, и произнесем скороговорку ещё раз в медленном темпе. В данном случае все органы речевого аппарата начинают работать более активно.П: Молодцы. А теперь разомкнем зубы и произнесем скороговорку еще раз, утрируя согласные звуки. Следите, чтобы язык и губы работали активно, крепко, но в то же время свободно. Говорить скороговорки будем сначала медленно, затем постепенно ускоряя, но следить за тем, чтобы четкость произнесения не снижалась.Теперь приступим к вокальным упражнениям.П: Ребята, а как вы думаете, для чего нужны вокальные упражнения?О: Ответы детейВо время выполнения вокальных упражнений обращаю внимание на правильное произношение и пропевание гласных звуков, точное воспроизведение интонационного и ритмического рисунка.Вокальные упражнения.1.Пение гласных А-Э-И-О-У на одном звуке. Закрепляем навыки правильного, синхронного вдоха и выдоха, следим за ровностью звука (непрерывно льющийся звук, когда последующий звук является продолжением предыдущего, как бы «выливается» из него, не толкая звук), чистотой интонации, округляя гласные. 2.Добавляем согласные ма-мэ-ми-мо-му, бра-брэ-бри-бро-бру, вра, гра, дра… (Активная работа губ и языка). При пении необходимо следить за чётким произнесением согласных звуков, но при этом чтобы гласные звуки не укорачивались.3. Упражнение на расширение диапазона, чистое интонирование:Я шагаю через мостик,Я иду сегодня в гостиДзынь, дзынь, дзынь.Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте. 4.Лью-у-у-у-у (пение стаккато по основным ступеням лада). Упражнение на расширение диапазона, активизации диафрагмы.5.Пение скороговорок в медленном и быстром темпе:Бык - тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.От топота копыт пыль по полю летит.П: Молодцы. Отлично разогрелись. Предлагаю вам немного отдохнуть и почитать ритмические рисунки (Видео упражнений)П: А теперь переходим к песне «Любознайки»П: На что мы сегодня будем обращать особое внимание при исполнении песни, учитывая тему занятия?О: Ответы детей.П: Особое внимание обращаем на согласные звуки в начале и в конце слов, они должны быть четкие, активные и короткие, а гласные остаются длинными и круглыми.1.Проговариваем слова песни с сомкнутыми зубами.2.Проговариваем слова песни, утрируя согласные, активно артикулируя.3.Пропеваем песню, по сигналу поем про себя, продолжая активно артикулировать.После исполнения необходимо провести анализируем свое исполнение. 3.Заключительный этапПодведение итоговП: Подведём итоги нашего занятия. Давайте вспомним тему нашего занятия? Что же такое дикция? Что такое артикуляция?Как вы думаете, удалось ли вам добиться четкой дикции при исполнении песни? О: Обучающиеся анализирует свою работу на занятии.П: Сегодня мы большое внимание уделили укреплению речевого аппарата, поработали над согласными и гласными звуками в упражнениях, скороговорках, в песне.Домашнее заданиеПеред зеркалом выразительно проговаривать скороговорку и текст песни без звука и со звуком. Не забывайте про улыбку!Спасибо за работу. До встречи на следующем занятии!

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X