Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Иванова Ольга Анатольевна

Проектная деятельность в начальной школе

скачать документ

Вернуться назад

Проектная деятельность в начальной школеТворческий проект «Моя родословная»Проблема активности учащихся, их интереса к обучению уже давно стала актуальной. Опыт показывает, что необходима новая технология обучения. Это технология исследовательских проектов.Проекты в младших классах – это трудно? Да! Но всё-таки это возможно.Я пришла к выводу, что в настоящее время необходимо формировать у учащихся социальные компетенции, социальную активность через проектную деятельность.Перед собой я поставила задачи: воспитывать и развивать думающих, мыслящих людей, полезных обществу. Систематически и целенаправленно стала включать учащихся в различные виды деятельности, развивая социальные компетенции, укреплять самоуправление в классе как основу социальной активности.Работу решила построить через метод проектов, самый распространённый вид исследовательского труда, который развивает социальный аспект личности за счёт включения её в различные виды деятельности, прививает учащимся жизненно необходимые знания и умения.Метод проектов – это такой способ обучения, при котором учащийся самым непосредственным образом включён в активный познавательный процесс; он самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя «по кирпичикам» новые знания и приобретая новый учебный и жизненный опыт. Мой опыт является актуальным и перспективным, так как в процессе проектирования изменяется тип отношений, повышается уровень ответственности и компетентности, как ученика, так и учителя. Роль учителя радикально меняется. Он постепенно превращается в коллегу, в старшего партнёра по исследованию и разработке проекта. Этот метод можно рассматривать как технологию сотрудничества. Его главный принцип – принцип деятельности – можно проиллюстрировать древней мудростью: «Скажи мне, и я забуду. Покажи мне – я смогу запомнить. Позволь мне это сделать самому, и это станет моим навсегда». Кроме того, проектная деятельность связана с работой в коллективе и способствует развитию таких важных качеств, как способность действовать вместе с другими людьми, учитывать позиции и интересы партнёров, вступать в коммуникацию, понимать и быть понятым другими.Работа над проектом – это творчество, как для взрослого, так и для ребёнка, помогающее ребёнку реализоваться, выразить себя в этом процессе. Здесь ученики и учитель творцы, где учитель всегда находится в поиске, вместе с ребёнком проживает новое знание и его создаёт.Мой педагогический принцип: “Если не творчески, то зачем?” Ученикам я часто напоминаю мудрые слова М. Горького: “Нужно любить то, что делаешь, и тогда труд возвышается до творчества”. Я стремлюсь научить школьников думать, анализировать, выдвигать идеи, творчески подходить к решению любых задач, ценить прекрасное. Творческие люди быстрее адаптируются в обществе, на работе, лучше осваивают профессию и выполняют свое дело.Работая над творческим проектом, дети открывают субъективно новые для них факты и строят новые для них понятия, а не получают их готовыми от учителя или из учебников. Ведь то, к чему они приходят в результате наблюдения, поисков, размышлений и споров, им заранее никто не рассказывал, не показывал, не объяснял. Занимаясь с неподдельным удовольствием, они каждый раз заново совершают свой микроподвиг первооткрывателей.Проект – это, по сути дела, просто специальное задание, план, замысел, путь решения проблем, в результате которого должно получиться что-то новое: продукт, отношение, книга, фильм, модель, сценарий, презентация и т.д.Каждый проект – вполне реальное дело для ученика, который знает цели, может предвидеть затруднения, составить план своей несложной работы. Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения, даёт силы и желание работать над другими.Этот метод я использую уже давно, работа заняла особое место и позволяет учащимся приобретать знания, которые не достигались бы при традиционных методах обучения, помогает связать то новое, что узнают ребята, с чем–то знакомым и понятным из реальной жизни. Эта работа охватывает огромное количество задач, а именно: формирование, развитие и приобретение индивидуальных навыков, навыков общения, междисциплинарных навыков и навыков работы в группе.Метод проектов – это совместная деятельность учителя и учащихся, направленная на поиск решения возникшей проблемы, проблемной ситуации.Преимущество проекта состоит в том, что ограниченный временными рамками урок “выплёскивается” во внеурочную деятельность и объединяет практически все уроки: окружающий мир, русский язык, изобразительное искусство, информатику, уроки технологии и другие.В основе метода проектов лежит развитие познавательных интересов учащихся, проявление компетенции в вопросах, связанных с темой проекта, развитие критического мышления. Этот метод всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которая продолжается в течение определённого отрезка времени.При создании проектов я тесно сотрудничаю с учителями – предметниками, работниками школьной и городской библиотек, родителями В работе использую методики игры, театра, поисковой и исследовательской работы.В своей работе придерживаюсь следующих требований:Проект разрабатывается по инициативе учащихся.Тема проекта для всего класса может быть одна, а пути его реализации в каждой группе – разные.Проект является значимым для окружения моих учащихся – родителей, знакомых.Работа по проекту является исследовательской.Проект должен быть педагогически значим, то есть учащиеся приобретают знания, строят отношения, овладевают необходимыми способами мышления и действий.Что является критериями успеха работы над проектом?достигнут конечный результат.создана активная команда участников проекта, способная продолжать работу в будущем.результат проекта может быть использован другими коллективамиИнформация о проекте широко распространена.Затронуты все аспекты: природный, социальный, экономический.Получено удовольствие от своей деятельности.Хочу поделиться опытом работы с детьми над творческим проектом «Моя родословная»Работу делю на несколько этапов.1. Подготовка: Определяем тему, цель, актуальность, выдвигаем гипотезы данного проекта;а) определяем объект исследования –учащиеся 3 классаб) предмет исследования – родословная каждого ученика в отдельностив) цель исследования – познакомиться с историей создания и развития каждой семьи2. Планирование:а) определяем источники информации, собираем и анализируем информацию.Для этого нам необходимо:-Спросить у родителей о своих родственниках- Провести родительское собрание на тему «Моя семья»- Написать сочинение на тему «Традиции моей семьи»- Составить совместно с родителями генеалогическое дерево своей семьи3. Исследование.а) формулируем проблему;б) выдвигаем гипотезы решения проблемы;в) выбираем методы исследования.Для этого детям надо:Подумать самостоятельно над вопросами:Что я об этом знаю?Какие мысли я могу высказать про это?Какие выводы я могу сделать из того, что мне уже известно?Понаблюдать.Записать интересную информацию, полученную с помощью наблюдений, удивительные факты и парадоксы. По возможности сделать фотографии или зарисовки.Провести эксперимент.Записать план и результаты эксперимента.4. Результаты и выводы:а) анализируем информацию и формулируем выводы.Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, осязаемыми: конкретное решение теоретической проблемы; рассказ, рисунок, фотография5. Представление или отчёт проходит в виде внеклассного мероприятия на тему «Моя родословная»6. Оценка результатов и процесса - организация рефлексии, самооценка, взаимооценка.После выполнения проекта очень важно обсудить с учениками итоги работы, определить, в какой степени были достигнуты основные цели проектной деятельности, отметить положительные результаты, проанализировать недостатки, обсудить вклад каждого члена группы в копилку общего успеха.Выводы Каждый проект – это творчество, это личностное знание, он расскажет о своём создателе больше, чем безликая оценка.  Результаты работы уже видны. Все ученики моего класса стали активными читателями школьной и городской библиотеки, они уже сейчас могут самостоятельно найти информацию, и ответить на поставленный вопрос. Все ученики моего класса постоянно принимают участие в разных конкурсах, проектах .Я призываю вас, уважаемые учителя, внедряйте в свою работу проектную деятельность! Пусть проект станет неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса. Но не забывайте, что главным в работе над проектом является ученик, а не учитель. Мы с вами только координируем действия учащихся. «В школе, в которой работают по методу проектов, первое слово за ребенком, последнее за учителем”.

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X