Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Вяткина Стелла Сергеевна

Экологическое воспитание дошкольников

скачать документ

Вернуться назад

Методы работы с семьей по развитию наблюдательности и интереса к жизни природы у дошкольников. «Дети должны рано и на долгое время окунуться в природу, впитать в себя её впечатления, пережить те мысли и чувства, которые она возбуждает в каждой живой душе. Детям непременно самим нужно мерзнуть зимой, играть в снежки, кататься на санках, попадать руками в снег, ясно понимать, как мороз щиплет щеки и уши; им нужно насладиться прелестями лета, собирать грибы и ягоды, купаться, изнывать от жары, прятаться от нее в тени леса, мокнуть под дождем, шлепать по грязи… Было бы крайне печально, если бы дитя начало знакомиться с природой в парках и экологических садах» Пётр Фёдорович Каптерев Эта тема стала для меня интересной так, как мир находится на грани экологической катастрофы. Под угрозой будущее всего человечества и ни один человек не станет отрицать, что экологическое воспитание и образование является одной из актуальнейших проблем современности. Важным направлением в развитии нашего общества является любовь к природе, внимание, забота и уважение к её живому и растительному миру. Эти чувства можно развить в процессе равностороннего экологического образования уже в дошкольном возрасте.     Дети дошкольного возраста по природе своей - пытливые исследователи окружающего мира. Очень полезно не сообщать знания в готовом виде, а помочь ребенку получить их самостоятельно, поставив небольшой опыт. В этом случае детский вопрос превращается в формулирование цели. Возникает проблема - и мы превращаемся в исследователей, а может даже и в волшебников, которые раскрывают тайны окружающего мира. Очень важно, чтобы опыт или эксперимент был интересен всем участникам. И если в детском саду проводятся наблюдения, эксперименты, опыты, то дома , зачастую, родители считают, что проще ответить на детский вопрос, или просто отмахнуться, нежели заниматься наблюдением или экспериментом. Проблема заключается в том, что не в полной мере используется потенциал семьи в экологическом образовании детей. Необходимо было объяснить, что преодолевая трудности, возникающие по ходу проведения эксперимента, наблюдения дети  развивают волю, терпение, и способность отстаивать своё собственное мнение. Я поставила перед собой цель: заинтересовать родителей в формировании экологической культуры детей. Чтобы реализовать эту цель, необходимо было выявить отношение родителей к вопросам экологического образования дошкольников в детском саду и его реального осуществления в семье. С помощью анкетирования «Экологическое образование в семье» было выявлено, что родители имеют недостаточно информации по данному вопросу, но поддерживают совместную работу детского сада с семьей по экологическому образованию. Через брошюры и листовки я предложила такую форму работы родителям с детьми , как наблюдения в природе и специальные задания типа: прислушаться к голосам птиц, полюбоваться красками заката... И если подобное предлагать детям и родителям регулярно, то они научатся слушать музыку «лугов и полей, любоваться травами, насекомыми, птицами — одним словом, пристально вглядываться, всматриваться в жизнь».Детей необходимо не только просвещать, но и учить тому, как вести себя в природе. Нормы поведения в природе должны быть усвоены каждым ребенком как таблица умножения. В этом мне помогло совместное с родителями составление  правил поведения в природе.Например.Лекарственные растения — это общее достояние, это наше богатство, которое надо бережно использовать и охранять. Собирать растения нужно грамотно, со знанием дела. Не разрешайте детям бесцельно их рвать.Насекомые опыляют растения, создают красоту нашему лугу. Ловля их — браконьерство. Без бабочек, кузнечиков, стрекоз, шмелей и пчел наш луг — не луг. Не ловите бабочек, кузнечиков, стрекоз, шмелей и пчел.Ягоды — источник пищи не только человека, но и животных. Сборы ягод в букетики дорого обходятся растениям: они долго болеют и даже могут погибнуть. Ягоды, орехи собирайте так, чтобы не повредить веточки. Моя задача - показать родителям необходимость воспитания у детей экологического самосознания, побудить их к содействию и на личном примере демонстрировать ребенку верное поведение в природе. Работа с родителями должна быть постепенным и непрерывным процессом, а экологическая информация, которую воспитатель предлагает родителям, лично значимой для них. Абстрактная информация о глобальных экологических проблемах, не вызывает особого интереса, а катастрофизм, зачастую пронизывающий эту информацию, вызывает ее отторжение. Таким образом, для повышения компетенции родителей я выбрала несколько письменных консультаций, более интересных для них: “Зависимость состояния здоровья ребёнка от качества окружающей среды”, “Экология жилища”, “Как вырастить экологически безопасный урожай”, “Комнатные растения: вред и польза” и др. Эффективность проектной деятельности для родителей - это их положительная оценка моей деятельности в экологическом развитии детей; их готовность и желание принимать участие в экологических мероприятиях, организованных мной. Для этого я подготовила и реализовала проекты : «ВЫ - нам , МЫ – вам» , «Счастливые дети на нашей планете», «Вместе весело шагать». Итогом проектов были замечательные праздники, с использованием фольклора . В работе с родителями я использовала как традиционные формы , так и нетрадиционные. Активность данного взаимодействия повысило участие в экологических акциях. При этом родители активно их подготавливали и организовывали. Были проведены акции: «Подарок природы», «Защитим природу», «Берегите птиц», «Братья наши меньшие». Чтобы активизировать взаимодействие родителей в вопросах экологического образования детей организовывались фотовыставки: «Отдыхаем не вредя», «Цветы нашего сада», «Я и море», «Всегда и везде человек нуждается в воде» Так же я использовала привлечение к совместной деятельности : организация выставки «Дары природы», совместное озеленение территории детского сада, совместные целевые прогулки в парк и лес, тематические рисунки , нарисованные совместно с родителями. Проведение родительских собраний в форме «КВН» и «Поле чудес» положительно повлияло на эмоциональный фон всей группы. Родители стали более открыты и более заинтересованы жизнью своих детей в детском саду. Хорошей традицией коллектива нашей группы стало ведение панорамы «Добрые дела» , в которой родители с помощью фотографий показывают , что доброго для природы, они сделали. Например : родители приносили фотографии на которых всей семьёй сажали деревья в парке, строили скворечники, вешали кормушки, участвовали в субботниках. В результате проделанной мною работы ожидаемые результаты подтвердились :У детей: Сформировались глубокие знания о том, что исключение из природной цепи одного живого или неживого элемента может привести к исчезновению видов, разрушениям, катаклизмам.Сформировались начальные природоведческие, природоохранные знания, умения сопереживать бедам (через восприятие отрицательной человеческой деятельности).Сформировались первоначальные навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту.Расширились перспективы развития поисково-познавательной деятельности детей.Повысилось ответственное отношение детей к окружающей среде, и к своему здоровью.Дети научились грамотно защищать природу и бороться за её сохранение ,через практическую общественную деятельность.У родителей:Повысился уровень экологического сознания.Сформировались знания и умения целостного подхода к оздоровлению детей средствами природы.Повысился интерес к проводимым экологическим мероприятиям ДОУ.Мой вывод таков, что только совместно с семьей мы можем достичь цели экологического воспитания — становление начал экологической культуры у детей, развитие экологического сознания, мышления, экологической культуры у взрослых, их воспитывающих, формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности. Сама природа понимается не только как внешняя по отношению к человеку среда — она включает в себя, человека.Семья занимает важное место в экологическом воспитании человека. Именно в семье формируются основы духовного и культурного облика, закладываются вкусы и привычки. Маленькие дети чрезвычайно зависимы от своей семьи, поскольку она обеспечивает:• физическое благополучие, включая еду, жилье, одежду заботу о здоровье;• эмоциональное  благополучие, включая любовь, поддержку, постоянные и мягкие напоминания о том, что хорошо и что плохо;• условия развития, включая общение, возможности ползать, ходить, бегать, лазать, играть, а также получать новые впечатления. Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску. Только совместными усилиями мы можем решить главную задачу – воспитать экологически грамотного человека.

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X