Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Лариса Салимгараевна Исакова

Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста

скачать документ

Вернуться назад

Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста.Автор: Исакова Лариса СалимгараевнаОрганизация: МАДОУ Детский сад № 73Населенный пункт: Тюменская область город ТюменьДолжность: воспитатель Недостаток общения родителей со своими детьми увеличивает число дошкольников с речевыми нарушениями. Большинство детей имеют ряд проблем в речевом развитии: неумение формулировать вопрос, скудный словарный запас, нарушение внимания и другие. Речевое развитие является одним из ведущих направлений развития детей дошкольного возраста. Важно с раннего возраста начинать работу по развитию речевой активности ребенка и предупреждению речевых нарушений. Вовремя заметить и скорректировать отставание в формировании речевой функции, стимулировать ее развитие, способствуя полноценному развитию. Игра – ведущий в этом возрасте вид деятельности, благоприятно оказывающий влияние на развитие психического и личностного развития. Это творческий труд ребенка. Его жизнь. Развитие дошкольника происходит через игру. Только в игре осваиваются правила человеческого общения. Идея включения дидактической игры в процесс обучения всегда привлекала отечественных педагогов. К.Д. Ушинский рекомендовал стараться делать занятия более занимательными, т.к. это одна из задач обучения и воспитания детей. Одним из важнейших положений теории детской игры является подход к игре как к ведущей деятельности. Дидактическая игра – одна из форм обучаемого воздействия педагога на ребенка. В то же время игра – это основной вид деятельности детей. Таким образом, игра реализует обучающую и игровую цели. Важно, чтобы эти две цели дополняя друг друга, обеспечивали усвоение программного материала. Дидактическая игра является ценным средством умственной активности. «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи» утверждал Л.С. Выготский. Словарная работа в детском саду проводится на основе ознакомления с окружающей жизнью. Дидактические игры – эффективное средство закрепления навыков. Играя, ребенок накапливает знания, осваивает язык, общается, развивает мышление и воображение. И именно в игре ребенок свободно владеет речью, говорит то, что думает, учится фантазировать. Дидактическая игра – это средство всестороннего воспитания личности ребенка. В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на три вида: игра с предметами, настольно – печатные и словесные. В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, знакомиться со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. Упражняются в решении определенных дидактических задач, расширяя свой словарный запас. Игры с использованием предметов, игрушек и картинок. Игра « Угадай, что изменилось» проводится во всех возрастных группах, но в зависимости от возраста с усложнением задач. Игра « Чудесный мешочек». В младшей группе дети достают предмет и называют его. В более старшем возрасте – подробно его описывают, могут загадать загадку об этом предмете, придумать рассказ. Настольно – печатные игры – это интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам. Лото, домино, парные картинки. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи. Описывают предметы, выделяя характерные признаки. Кроме речевого развития осуществляется также познавательное развитие, совершенствуется внимание, память и наблюдательность, развивается мелкая моторика. Дидактические Организация дидактических игр педагогом осуществляется в трех направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, ее проведение и анализ. В подготовку к проведению игры входят: отбор игры; определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры; определение количества играющих; подготовка необходимого материала для игры; подготовка к игре детей, обогащение их знаниями, необходимыми для решения игровой задачи. Проведение дидактических игр включает: ознакомление детей с содержанием игры; показ игровых действий; подведение итогов игры. Анализ позволяет выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей; организовать индивидуальную работу с каждым ребенком. Уровень речевого развития младших дошкольников может выявляться как в начале учебного года, так и в конце. С целью проверки словарного запаса можно задать на начальном этапе детям следующие вопросы: Каких ты знаешь животных? (домашних и диких)Каких ты знаешь птиц, рыб, насекомых? Какие ты знаешь деревья, цветы?Какие ты знаешь овощи, фрукты, ягоды?Какую ты знаешь мебель?Какую ты знаешь посуду?Какую ты знаешь одежду, обувь? В зависимости от уровня знаний можно разработать комплекс занятий по развитию речи с использованием дидактических игр, создать определенную картотеку дидактических игр. Важно в этот период применить все имеющиеся методы и приемы для развития речевых умений и навыков. Дидактические игры – оптимальный прием для работы с детьми. Они оказывают положительное влияние на развитие всех компонентов речи дошкольника. Литература:Арушанова, Л.Г. Речь и речевое общение детей. – М.: Мозаика – Синтез, 2002 – 272с. Бородович, А.М. Методика развития речи детей. – М.: Просвещение, 1981 – 255с. Запорожец, А.В., Лисина, М.Н. Развитие речи у дошкольников. – М.: Педагогика, 1974 -288с. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста/ Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 2000 – 560с.

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X