Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Полянская Галина Ивановна

Специфика профориентационной работы с детьми и подростками, имеющими ограниченные возможности здоровья (из опыта работы ГБПОУ «Ставропольский государственный политехнический колледж»)

скачать документ

Вернуться назад

Плеханова Людмила Юрьевна,зав. отделениемПолянская Галина Ивановна,преподавательГБПОУ «Ставропольский государственный политехнический колледж»Специфика профориентационной работы с детьми и подростками, имеющими ограниченные возможности здоровья(из опыта работы ГБПОУ «Ставропольский государственный политехнический колледж»)Введение.Кем быть, как выбрать профессию, найти правильную дорогу в жизни? Эти вопросы волнуют каждого подростка и его родителей.В школьные годы ребенок постепенно входит в мир науки, природы, искусства, социальных явлений. Вхождение в этот мир представляет большие сложности для каждого ребенка, а в особенности с ограниченными возможностями здоровья. Это порождает много вопросов у родителей и педагогов. Что представляет собой ребенок с ограниченными возможностями здоровья, как обучать и воспитывать его? Какие профессии доступны ему?Родителей и подростков часто тревожит мысль об ограниченных возможностях в выборе профессии, о сложности социальной адаптации в обществе, предстоящей ему в течение всей последующей жизни. В это время подросток нуждается в понимании, чутком и внимательном отношении со стороны родителей и педагогов.И поэтому очень важно создать у подростка правильный настрой, вселить оптимизм и максимально мобилизовать компенсаторные возможности. Надо сосредоточить внимание на позитивных его качествах , на том, что он может. И даже у подростка с особенностями здоровья остается еще много возможностей для занятия любимым делом, спортом, трудом. Поощрение за успешное выполнение задания и преодоление трудностей способствует укреплению в ребенке веры в собственные силы, стимулирует к достижению лучших результатов.Однако в жизни могут быть неудачи и трудности, которые он не может преодолеть и к которым его надо подготовить, не сломить его волю, не подавить стремления и надежды. Хочется предостеречь родителей от предъявления к подростку превышающих его истинные способности и возможности. Перенапряжение физическое и умственное наносит не только моральный ущерб личности ребенка, но и вредит его общему развитию. В результате может наступить истощение нервной системы, приводящее к конфликтам, морально-психологическим срывам, ухудшению состояния здоровья. Решить многие вопросы на жизненно важном этапе по выбору профессии, подростку поможет профориентация.Понятие о профориентации.Профориентация - система социальных, экономических, медицинских, психологических, педагогических и других мер, направленных на облегчение выбора профессий выпускников образовательных учреждений с учетом потребностей народного хозяйства в кадрах, возможностей, интересов и склонностей личности.Но в профориентационной работе для подростков с ОВЗ имеются еще некоторые недостатки. Не всегда полно учитываются индивидуальные особенности учащихся, характер их заболеваний, познавательные возможности, интересы, склонности и способности. И, как следствие этого, происходит снижение активности в учебном процессе, не умение подростка оценивать и соотносить свои возможности с требованиями профессии, что в конечном итоге отрицательно сказывается на выборе профессии, трудоустройстве, психологической готовности трудиться.В ГБПОУ «Ставропольский государственный политехнический колледж» профориентация лиц с ограниченными возможностями здоровья включает профессиональное просвещение, изучение и воспитание профессиональных интересов и способностей, медико-психологическое консультирование в выборе профессии, профессиональную адаптацию. В содержание профессионального просвещения входит ознакомление выпускников школ с будущей профессией, возможностями получения профессионального образования, требованиями, предъявляемыми той или иной профессией к здоровью, психофизиологическим и личным качествам человека. Профориентационная работа в нашем колледже для лиц с ОВЗ направлена на подготовку рабочих кадров по четырем профессиям:- Столяр строительный;- Штукатур;- Портной;-Слесарь-сантехник.Профориентационная работа в колледже проводится поэтапно.1 этап - ознакомительный. Педагоги колледжа посещают школы нашего города Ставрополя и выезжают в школы Ставропольского края. Встречаются с учащимися выпускных классов, рассказывают об истории колледжа, традициях, демонстрируют видеоролики о жизни колледжа, учебе и досуге наших студентов. При этом особое внимание уделяется популяризации профессий, доступных для ребят с ограниченными возможностями здоровья. Беседы с классными руководителями выпускных классов, социальными педагогами и медицинским работником данной школы дают определенную картину возможностей будущих абитуриентов.2 этап - знакомство с родителями выпускников школы. Посещая родительские собрания школы, педагоги нашего колледжа знакомят родителей с условиями приема и обучения студентов в нашем образовательном учреждении. Особенностями профессиональной подготовки с учетом индивидуальных возможностей каждого подростка, дальнейшее трудоустройство. Досуг, питание и проживание в общежитии иногородних студентов, не менее важен для родителей.3 этап - знакомство абитуриентов и их законных представителей с колледжем.Ежегодно администрация колледжа совместно с психолого-педагогической службой проводит день открытых дверей. В этот день школьники и их родители знакомятся с колледжем, его материально-технической базой. Их внимательно представлена выставка творческих работ, выполненных руками студентов. Педагоги в учебных мастерских колледжа совместно с обучающими проводят мастер-классы по каждой из профессий. Школьники и их родители могут пообщаться с педагогами и студентами колледжа, увидят, чем конкретно будет заниматься каждый, выбрав ту или иную профессию. Конечно, увиденное всегда пробуждает интерес. Известно, что наличие интереса к деятельности повышает активность мыслительной работы, мобилизует внимание, снимает утомление, создает эмоциональный настрой. Все это приводит к более интенсивному и глубокому овладению знаниями, умениями и навыками. Интерес к деятельности способствует успешному применению знаний на практике. Знания, приобретенные с интересом, более глубокие и разносторонние.В Ставропольском государственном политехническом колледже особое внимание уделяется техническому и прикладному творчеству. Работает более 10 кружков и творческих объединений по всем профессиям, в которых занимаются ребята из различных учебных групп, в том числе и ребята с ограниченными возможностями здоровья. Техническое творчество - неотъемлемая часть учебно-производственного процесса, развивающее любознательность, жажду познаний. Искра творчества не зародится в душе, лишенной интереса к самому процессу учения, добывания знаний. Разбудить интерес, выработать устойчивый потребность в знаниях, творческом их осмыслении - вот основная цель, к которой необходимо стремиться.4 этап - индивидуальная работа с абитуриентами. Педагоги колледжа приглашают выпускников школ посетить творческие объединения и кружки с целью более полного представления о заинтересовавшей профессии. У ребят есть возможность принять участие в обсуждении и решении творческих задач, почувствовать профессиональный интерес. Стойкие профессиональные интересы формируются в деятельности. Чтобы развивать интерес, необходимо включить обучающихся в изучение того или иного вида деятельности. Иногда профессиональные интересы не согласуются с трудовыми возможностями. Имеется немало примеров, когда характер заболевания не позволяют овладеть интересующей профессией. В этом случае важно хорошо изучить и проверить возможности ребенка, проконсультироваться с врачом и психологом.5 этап - заключительный.На заключительном этапе профориентационной работы, когда абитуриенты и их родители определились в выборе профессии, проведены медико-психологические консультации, наступает самый сложный и ответственный момент для педагогов - формирование студенческого коллектива, профессиональных компетенций, воспитание способностей и личных качеств у обучаю- щихся. Способности формируются в целенаправленной деятельности. Сочетание основных свойств нервной системы, лежащих в основе индивидуально-психологических качеств человека, не предопределяет само по себе успех в той или иной сфере трудовой деятельности. Соответствие личных качеств человека той или иной профессии достигается в процессе профессионального совершенствования.Заключение.Говоря о профориентационной работе с выпускниками школ с ограниченными возможностями здоровья и о последующем их трудоустройстве, следует отметить, что выбор профиля и рабочего места должен соответствовать их функциональным возможностям, не оказывать отрицательного влияния на состояние здоровья и исключить воздействие противопоказанных факторов.

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X