Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Ольга Васильевна Гурьянова

"Мешок Деда Мороза"

скачать документ

Вернуться назад

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Ореховская средняя школа»Ульяновской области Радищевского районаКонспект педагогического мероприятия с детьми старшего дошкольного возраста на тему:«Мешок Деда Мороза» Гурьянова Ольга Васильевна Музыкальный руководительВысшей квалификационной категории2020-2021 учебный годЦель: формирование у детей знаний о народной культуре, приобщение к ценностям семейных и национальных традиций русского народа;познакомить детей с историей традиционной русской обуви – валенки и способом их изготовления. Дать понятие, что они часть русской истории, а также герои народного фольклора.Программные задачи ОД:1.Закреплять у детей интерес к возрождению традиций русского народа.- умение петь народные песни и играть в народные игры; желание украшать изделия самостоятельно, проявив фантазию, поощрять добрые отношения, внимание друг к другу; знание традиций изготовления, использования обуви русского народа – валенок; умение использовать знакомые движения в хороводе, петь частушки.2.Активно использовать в речи народные приметы, пословицы, загадки.3.Обобщить знания детей о валенках, их назначении в жизни человека.4.Формировать позитивный опыт взаимодействия ребенка с окружающим миром. Поддерживать у детей и родителей интерес к совместной познавательной и творческой деятельности.5. Развивать ловкость, быстроту реакции, координацию движений, внимание, настойчивость в достижении цели; воспитывать чувство коллективизма, учить получать радость от своих результатов; развивать эмоциональную отзывчивость, сопереживание.Предварительная работа:Провести беседу на тему: «Откуда появились валенки?», «Как делают валенки?», познакомить с обычаями, связанными с этой обувью. Заучить пословицы, загадки по теме «Валенки». Разучивание хоровода «Сами саночки бегут». Индивидуальная работа по изучению песен, частушек. чтение художественной литературы (сказки о валенках).Словарная работа: катанки, самовалочки, чесанки, колодка, войлок, мастер-валяльщик.Развивающая предметно-пространственная среда:Выставка рисунков и поделок на тему «Чудо валенки»Используемые технологии(методы): Беседа, игровой момент, объяснение, использование ТСО: видеофильм; рассматривание иллюстраций, фотографий разных видов валенок, обсуждение их; чтение художественной литературы: «Волшебные валенки» -Клименкова Евгения; поощрения; прослушивание аудио записи русской народной песни “Валенки”; отгадывание загадок, разучивание стихов, потешек и частушек; музыкальное сопровождение.Материалы и оборудование: Демонстрационный материал: аккордеон, ноутбук, проектор, видеофильм, презентация Power Point; выставка рисунков и поделок на тему: «Чудо валенки». Ход НОД:1. Вводная часть.Организационный момент в группе.Муз.рук-ль - Здравствуйте, ребята! Шла к вам и увидела мешок. Как вы думаете, чей он? (ответы детей: Деда Мороза)Муз.рук-ль - Интересно, а что в этом мешке? У меня есть подсказки-загадки. (приложение1)Муз.рук-ль: Вы, наверное, догадались о чём мы сегодня будем говорить.Дети: О валенках.Муз.рук-ль: Верно, о валенках. А в какое время года можно ходить в валенках? (ответы детей). 2. Основная часть.Муз.рук-ль: Ребята, давайте вспомним все, что мы знаем о валенках. (Беседа с детьми и показ видеофильма). (приложение2)- Ребята, а что такое валенки? (Дети: это обувь.)- Почему эту обувь назвали - валенками? (Дети: валенки так называют, потому что их валяют, от слова валять)- Как еще называют валенки? (ответы детей)- Раньше валенки называли по - разному.В зависимости от региона России: «пимы» – в Сибири; «чесанки» и «катанки» – в Нижнем Новгороде; «валенцы» — в Тамбовской и Тверской областях. В зависимости от шерсти: «волнушечки» и «выходки» – валенки из козьей шерсти; «катанки» – из овечьей. - Как вы думаете, почему их называли самовалочки? (ответы детей)- Правильно, это настоящие валенки, которые делали руками, сами валяли. Получались они мягкие, теплые, потому что они были сделаны с любовью.Мастерство изготовления валенок передавался из поколения в поколения.- Из чего делают валенки? (Дети: Из шерсти овец и коз)- Какими ножницами стригут животных? (Дети: специальными)- А что делают с шерстью дальше? (ответы детей)- Шерсть очищают, моют от грязи, чешут, чтоб она стала мягкой. Прогоняют через шерстобитную машину, в результате получается тонкое, мягкое полотно. Из этого полотна словно из пластилина «лепят» форму валенка, вручную выкладывают голенище и подошву. Вываривают заготовку в кипящей воде. Затем эту заготовку натягивают на колодку и отбивают со всех сторон деревянной колотушкой, пока изделие не примет обычного для валенка размера. Потом валенок отправляют сушиться, и его остаётся только побрить, чтобы он сделался мягким и блестящим. Ребята, а вы знаете, чтобы изготовить одну пару валенок мастер затрачивает 3,5 дня. Вот какой процесс долгий и трудный. В настоящее время открыты мастерские, а в крупных городах появились заводы по производству валенок. Раньше старики не снимали валенок даже летом, считалось, что они улучшают действие кровообращения в организме.Русских солдат зимой обували только в валенки. Они защищали не только от мороза, но и от осколков снарядов. Для фронта в годы войны изготовили около 100 миллионов пар валенок.- Ребята, раньше в валенках не только ходили и гуляли, а еще что с ними делали? (ответы детей)-В старину на Крещение девушки бросали валенок за порог или за забор с левой ноги через плечо - куда его носок укажет, оттуда жди жениха. В них праздновали масленицу, колядовали, невеста выбирала жениха по валенкам. У кого имелись валенки считались богатыми людьми. Валенки на Руси были очень дорогим подарком, а иметь собственные валенки было престижно. Валенки берегли, носили по очереди, передавали по наследству. Валенки не просто природная натуральная обувь, она ещё и полезная, и самая модная. -Давайте посмотрим нашу выставку рисунков и поделок, которые вы сделали вместе с родителями. Посмотрите, какие разные получились валенки, но все они очень красивые. Валенки- исконно русская обувь. В русском фольклоре достаточно загадок, пословиц, частушек, посвящённых валенкам. Давайте вместе вспомним пословицы о валенках (ответы детей). (приложение 3)Физминутка. игра «Передай валенок» Дети встают в круг и под музыку передают валенок. По окончанию музыки, у кого остался валенок, тот ребенок исполняет частушку про валенки. (приложение 4)Муз.рук-ль: Ребята, кто знает, чем полезны валенки? (ответы детей: помогают справиться с простудой – согревают, удобная обувь для больных ног…).- Послушайте сказку «Волшебные валенки» (Клименкова Евгения) –работа над произведением. (приложение 5)Молодцы! А сейчас давайте поиграем (игры с валенками приложение 6) (Стук в дверь – почтальон приносит письмо. Муз.рук-ль читает его). «Здравствуйте, ребята! Это Дедушка Мороз! Потерял я где-то валенок. На улице мороз крепчает, а без валенка никак! А в одном уж больно холодно. Ребятушки, помогите мне найти мой валенок. Выручайте!Муз.рук-ль: Ну, что ребята, поможем вернуть Деду Морозу его валенок? Жалко его. Ой, а что это мешок то тяжелый? Дедушка Мороз, видно, в валенке гостинцы припас для ребят. Спасибо ему! (Дети и муз.рук-ль отправляют мешок с валенком Деду Морозу).Муз.рук-ль: Ну, вот. Сделал дело, гуляй смело. Теперь можно и отдохнуть.-А сейчас давайте споём и поведём хоровод «Сами саночки бегут».Итог занятия. Что было самое интересное на занятии? Что больше всего запомнилось? Что было самым трудным? Что очень понравилось? (завершить можно чаепитием с подаренными Дедом Морозом сладостями).Приложение №1ЗагадкиНе ботинки, не сапожки, но их тоже носят ножки.В них мы бегаем зимой утром – в садик, днём – домой.2. Тёплые, удобные ноги согревают,Долго, долго по сугробам ходить позволяют?3. Знает взрослый человек, знает даже маленький.Чтоб зимою не болеть, надевают…. (валенки).Видеофильм (приложение 2)(Приложение 3)Пословицы и поговоркиСани и валенки готовь с лета.-Прост как сибирский валенок.- Тупой как валенок.-Мы не левые и не правые, потому что валенки.- С какой бы ноги мужик не встал, валенок всегда оденет правильно.-Кто раньше встал, того и валенки. Валенки служили предметом для игр. Приложение №4Частушки:1.Ах, спасибо папеньке,Что свалял мне валенки.Ах, какая благодатьВ валенках то танцевать!2. Танцуй, Аня, дорогаяТанцуй и не дуйся.Если жалко валенкиВозьми и разуйся!3. На окошке два цветочка Голубой да аленький,Я возьму да променяюСапоги на валенки.4. Мёрзнут уши, мёрзнет нос.На дворе зимой мороз.Надо валенки надеть,Чтобы ноженьки согреть.5. Всё бы пела, всё бы пелаВсё бы веселилася.Всё бы в валенках плясала,Как юла крутилася!6. В наше время позабытыРусские завалинки.Остаётся вспоминатьЧастушечки про валенки! Приложение №5Сказка «Волшебные валенки» (Клименкова Евгения)Жил-был лесник – трудолюбивый, добрый, вежливый человек. Никогда никого не обижал, а наоборот, помогал всем. Его лучшими друзьями были звери лесные. Попадет лисичка в капкан, а он ее освободит и лапку залечит.Были у лесника валенки, которые спасали его в лютые морозы, берегли от разных болезней. Подарила ему их лесная фея, благодарная за то, что не раз спасал он ее лес от пожаров, жителей лесных – от охотников.А дело было так. Однажды зимой пошел лесник проведать лесную фею. Налетела на него вьюга – злая колдунья, сбила с ног, заморозить захотела. Но лесная фея не дала ему погибнуть, помогла добраться до дома и подарила леснику валенки, которые спасали от лютых морозов и любых болезней.Долго прожил лесник, состарился, да и валенки постарели вместе с ним, потеряли волшебную силу. Как-то раз пошел старик-лесник за хворостом. Налетела на него опять неугомонная вьюга – злая колдунья. Упал лесник в снег, не смог устоять против злодейки. Так и вьюжит, так и хочет его заморозить. Вовремя подоспела фея, прогнала колдунью и валенки наполнила новой силой. Стали они как новые. Поблагодарил старик лесную фею и спросил, что может сделать для нее.Фея попросила лесника, чтобы взял он лопату и пошел к старому дубу, выкопал там яму и посмотрел, что будет. А о том, что увидит, людям рассказал.Сделал лесник все, о чем она его попросила. Теперь вместо той ямы родник течет, а на ветках старого дуба висят валенки! Всяк, кто лес бережет, зверей любит, обязательно найдет это место и сможет взять валенки с дерева, которые будут оберегать доброго человека от хворей всяких и напастей. Приложение №61.конкурс «Бой валенками» (2 участника стоят в обруче. Каждый из них, при помощи валенка, должен вытолкнуть соперника из него);2.конкурс «Передай валенок» (Дети передают валенок под ногами, вставая близко друг к другу, расставив ноги по шире);3.конкурс «Лошадка» (на палку надевается валенок, изображая лошадку. Прыгая на палке до ориентира и обратно, участник передаёт «лошадку» следующему участнику).4.конкурс «Игра в футбол» (участник бьёт валенком по мячу, стараясь забить его в ворота).

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X