Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Кумейко Галина Анатольевна

"Творческие проявления ребенка. Художественно-эстетическое развитие как важная составляющая формирования успешной личности"

скачать документ

Вернуться назад

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «АКСАЙСКИЙ ДЕТСКИЙ САД» ОКТЧБРЬСКОГОМУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ(МКДОУ «Аксайский детский сад») «Творческие проявления ребёнка. Художественно-эстетическое развитие как важная составляющая формирования успешной личности»Составила: Воспитатель Кумейко Галина АнатольевнаАктуальность данной темы определяется тем, что художественно-эстетическое воспитание - важнейшая сторона формирования успешной личности. Художественно-эстетическое воспитание способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает познавательную активность.Формирование успешной личности – одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Человек будущего должен быть созидателем, с развитым чувством красоты и активным творческим потенциалом.Детство – чуть ли не особый отрезок человеческой жизни, где творчество становится универсальным и естественным способом существования человека. Показатель детского творчества – это самостоятельное решение собственных возможностей в освоении мира. Это сложный психический процесс, связанный с характером, интересами, способностями личности.Ключевая роль детского сада – создание условий для формирования гармоничной, духовно богатой, интеллектуально-развитой, творческой личности. Приобщение детей к искусству – это именно тот «ключик», который раскрывает в детях творческий потенциал, дает реальную возможность адаптироваться им в социальной среде.Работа в детском саду строится в соответствии с требованиями примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Веракса. Использование данной программы создает педагогам возможность творческого подхода к организации работы с детьми, интеграции образовательного процесса при решении образовательных задач, приобщению к искусству, музыке, литературе, народной культуры.Так как, одним из направлений деятельности детского сада является художественно-эстетическое развитие, работа по данному направлению проходит через все разделы программы по образовательным областям: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».Основная цель педагогического коллектива детского сада – развитие творческого потенциала ребенка, создание условий для его самореализацииРеализация цели осуществляется через решение следующих задач:-организация предметно-развивающей среды-развитие продуктивной деятельности и творческого потенциала детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд, конструирование);-использование нетрадиционных, интегрированных форм непосредственно образовательной деятельности;-приобщение к традициям родного края;-привлечение родителей и детей к народному творчеству и совместной деятельности по художественно-эстетическому воспитанию.Для успешного освоения программы работа по художественно-эстетическому развитию строится по следующим направлениям:-работа с педагогическими кадрами;-работа с детьми;-взаимодействие с семьёй.Основными педагогическими условиями реализации художественно-эстетического развития являются:-создание обстановки эмоционального благополучия;-создание и обновление предметно-развивающей среды;-творческий подход к содержанию образования;-вариативность в выборе форм, средств, методов работы с детьми, предоставляемых материалов для изобразительной деятельности;-использование личностно-ориентированного подхода в воспитании детей;-синтез непосредственно образовательной деятельности по рисованию, лепке, аппликации с ознакомлением детей с природой;-использование музыкальных произведений на занятиях по изобразительной деятельности;-осуществление регионального подхода к отбору содержания изобразительной, музыкальной, игровой и другой художественной деятельности;-взаимодействие с семьями воспитанников.Наша работа по художественно-эстетическому воспитанию является частью целостного образовательного процесса и включает в себя всех участников: педагогов, детей, родителей.Работа по совершенствованию педагогического мастерства педагогов осуществляется в следующих направлениях:повышение квалификации в рамках курсовой подготовки;повышение квалификации педагогов по художественно-эстетическому развитию в рамках образовательного учреждения через педагогические советы, консультации, семинары - практикумы, открытые занятия, смотры – конкурсы, вебинары;Одним из важных условий реализации системы художественно-эстетического воспитания, является организация предметно-развивающей среды: - каждая группа детского сада эстетически оформлена, созданы условия для художественно-речевой и музыкальной деятельности, оснащены театральные, игровые уголки; уголки по изобразительной деятельности; музыкальные, книжные, уголки родного края, проводятся интегрированные занятия по ознакомлению с бытом и традициями русского народа. Эффективно используются холл: в нем размещаются выставки детских рисунков, поделок из природного материала. Созданная в детском саду предметно-развивающая среда способствует познавательному развитию, развитию интереса к миру искусства, навыков в изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности, развитию творчества.Система педагогического взаимодействия педагогов и детей, направленная на эстетическое развитие, строится в лицее в трех направлениях:организованная деятельность (непосредственно образовательная деятельность, экскурсии, развлечения, индивидуальная работа, игры);совместная деятельность педагогов и детей;самостоятельная деятельность детей, направленная на укрепление интереса к художественной деятельности и развитие творческих способностей (игры, концерты, инсценировки, продуктивная деятельность).Работа с детьми ведется в данных направлениях не изолированно, а в интеграции:музыкальное воспитание,художественно-речевая деятельность,изобразительная деятельностьтеатрализованная деятельностьЗнания, полученные в непосредственно образовательной деятельности художественно-эстетического цикла, отражаются в игровой деятельности воспитанников. Они с удовольствием музицируют, танцуют, пересказывают сказки, занимаются собственным сочинительством.Организация разнообразных форм работы с детьми отражается на результатах: дети проявляют интерес и творчество в изобразительной, музыкальной, художественно-речевой, театрализованной деятельности; участвуют в выставках и конкурсах.Сотрудничество с семьей осуществляется через вовлечение семьи в образовательный процесс. При этом используются различные формы: дни открытых дверей; выставки, конкурсы поделок, родители привлекаются к участию в праздниках, театральных утренниках, к изготовлению костюмов. Все это помогает сделать их своими союзниками и единомышленниками.Формирование творческой личности особенно ярко проявляется в изобразительной деятельности детей.Одно из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества – разнообразие и вариативность работы с детьми. Их очень привлекают нетрадиционные материалы и техники в изобразительной деятельности и чем разнообразнее они, тем интереснее с ними работать. Это такие, как оттиск смятой бумагой, тычок жесткой полусухой кистью, рисование пальчиками, рисование ладошкой, печать по трафарету, отпечатки листьев, набрызг, рисование свечой и акварелью, тиснение, рисуем по мокрому. Используя нетрадиционную технику в работе, дети познают выразительные возможности изображения, что также приводит к положительному эмоциональному отношению к изобразительной деятельности, удовлетворение потребности детей в познании нового, интересного, активизирует творческую активность. Рисование, лепка аппликация и художественный труд - это те виды творческой деятельности, которые, способствуют познанию мира, развитию эстетического восприятия окружающего, наблюдательности, воображения, мышления, памяти и продуктивной творческой активности ребенка.Аппликация и ручной труд – это творческая работа ребенка с различными материалами, в процессе которой он создает полезные и эстетически значимые предметы и изделия для украшения быта. Такой труд является декоративной, художественно-прикладной деятельностью ребенка, поскольку при создании красивых предметов он учитывает эстетические качества материалов на основе имеющихся представлений, знаний, практического опыта, приобретенных в процессе трудовой деятельности.Развивать творчество детей можно с таким простым материалом, как бумага: рисование, аппликация, художественное конструирование, моделирование.Особенно привлекает дошкольников возможность самим создавать такие поделки из бумаги, которые затем будут использованы в играх, в украшениях группы, в качестве подарков сувениров. Эта работа, как никакая другая удовлетворяет познавательную активность ребенка, способствует развитию технического мышления, творчества. Ребенок учится прогнозировать, предвидеть, представлять, как измениться поделка, если ее переделать по-другому, добавить новые элементы оформления, изменить размеры, цветовое решение, применить бумагу другой фактуры. Маленький дизайнер творит по законам красоты и гармонии, приобщается к красоте природы и мира, созданного руками человека, учится понимать и ценить прекрасное, при этом развивается его фантазия художественный вкус, творчество.Основная задача педагогов состоит не в том, чтобы научить ребенка мастерить конкретного зайчика или котика, а в том, чтобы дать обобщенные способы изготовления, усваивая которые ребенок сам смастерит множество поделок, проявляя при этом неистощимую фантазию и выдумку, найдя выразительные способы для передачи образа. Для решения всех этих задач необходимо создать комфортную и радостную атмосферу творчества. Так, например волшебный мир бумажных салфеток. Бумажная салфетка-это удивительный художественный материал для создания ярких декоративных образов. Этот необычный вид творчества вполне можно назвать оригинальным видом декоративно-прикладного искусства. Бумажные салфетки-это экологически чистый, неаллергенный материал, на ощупь мягкий, теплый, приятный, яркий, красочный, несущий заряд положительной энергии, ему легко придать любую форму. Именно эти свойства открывает для себя ребенок, взяв в руки неизвестный материал и испытав новые ощущения. Творческая работа с бумажными салфетками особенно полезна для детей с повышенным и пониженным тонусом рук, так, как во время работы хорошо массируются активные точки пальцев рук, что способствует нормализации тонуса. Работа с бумажными салфетками приучает детей быть более усидчивыми, сосредоточенными, внимательными, мыслить неординарно; развивает воображение и фантазию, мелкую моторику рук, формирует эстетическое отношение и художественные способности в активной творческой деятельности. Существует множество различных техник работы с бумагой. Это такие как сминание, разрывание, скатывание шариков, скручивание жгутиков и полосочек, бумажная скульптура, торцевание на плоскости и по объему. Эта техника проста, но в то же время требует от ребенка большого внимания, акуратности, усидчивости, творчества. Особым и любимым видом творчества детей является пластилинография, представляющий собой создание лепных картин с изображением более или менее выпуклых полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности. Уникальность пластилинографии состоит в том, что пластилин выступает в роли «краски», как изобразительный материал, инструментом для работы служит не кисть, а ладошки и пальчики. Пальчики во время работы находятся так сказать в «подогретом состоянии» и постоянном движении, в результате усиливается кровообращение, развивается особо тонкая чувствительность пальцев. Ребенок учиться анализировать формы и размеры, наблюдает, сравнивает, выделяет черты сходства и различия объектов по расположению в пространстве пропускает все через свое сознание, что благоприятно способствует всестороннему развитию и творчеству.Всеми этими видами изобразительного творчества дети с удовольствием занимаются не только в непосредственно образовательной деятельности, но и в самостоятельной деятельности.Важное место в реализации художественно-эстетического развития через художественное творчество детей отводится музыкальной и театрализованной деятельности, которые неразрывно связаны друг с другом. Эти виды деятельности, как ни какие другие развивают творческие способности детей. Они ориентированы на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности, его раскрепощение, вовлечение в действие, активизируя при этом все имеющиеся у него возможности на самостоятельное художественное творчество.Детское музыкальное творчество – важный фактор в развитии личности ребёнка. Оно проявляется во всех видах музыкальной деятельности: пении, танцах, игре на детских музыкальных инструментах. Дети любят инсценировать песни, придумывать движения к хороводам. В танцевальном творчестве дети также проявляют интерес и желание двигаться в различных образах, используя всевозможные атрибуты: цветы, листики, ленты, платочки, кубики, шарики и др. Музыка активизирует фантазию ребенка, побуждает к творчеству, использованию выразительных движений. Элементы этюдов находят свое место в праздничных инсценировках, спектаклях, играх, хороводах.Использование элементов театрализованной деятельности на музыкальных занятиях и в досуговой деятельности позволяет решить многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественного творчества.Театрализованная деятельность красной нитью проходит через все виды непосредственно образовательной и самостоятельной деятельности детей.Таким образом, в дошкольном возрасте зарождаются ростки творчества, которые проявляются в развитии способностей детей к созданию замысла и его реализации, в умении комбинировать свои знания, представления, в искренней передаче мыслей, чувств, переживаний. О работе нашего коллектива в данном направлении хочется сказать такие слова: «Художественные и эстетические чувства, так же как и моральные, не являются врожденными. Они требуют специального обучения и воспитания. Заниматься этой работой необходимо тонко, последовательно и долго. Следовать такому принципу: Увидеть, почувствовать, понять».

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X