Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Зуева Светлана Васильевна

Инновационная деятельность современного педагога

скачать документ

Вернуться назад

Инновационная деятельность современного педагога.Зуева Светлана Васильевнамуниципальное автономное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа № 2(МАОУ – СОШ № 2), Свердловская область, БогдановичВ российском образовании провозглашён принцип вариативности, который даёт возможность педагогическим коллективам учебных заведений выбирать и конструировать педагогический и методический процессы по любой модели, включая авторские. В этом направлении идёт процесс образования: разработка различных вариантов его содержания; использование возможностей современной науки в повышении эффективности образовательных и методических структур; научная работа и практическое обоснование новых идей и технологий. Изменение роли образования в обществе обусловило большую часть инновационных процессов. «Из социально пассивного, рутинизированного, совершающегося в традиционных социальных институтах, образование становится активным. Актуализируется образовательный потенциал, как социальных институтов, так и личностный». Раньше безусловными ориентирами образования были формирование знаний, навыков, информационных и социальных умений (качеств), обеспечивающих «готовность к жизни», в свою очередь, понимаемую как способность приспособления личности к общественным обстоятельствам. Теперь образование все более ориентируется на создание таких технологий и способов влияния на личность, в которых обеспечивается баланс между социальными и индивидуальными потребностями, и, которые, запуская механизм саморазвития (самосовершенствования, самообразования), обеспечивают готовность личности к реализации собственной индивидуальности и изменениям общества 4. В педагогическом процессе инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося 12.А в словаре С.И.Ожегова даётся следующее определение нового: новый – впервые созданный или сделанный, появившийся или возникший недавно, взамен прежнего, вновь открытый, относящийся к ближайшему прошлому или к настоящему времени, недостаточно знакомый, малоизвестный 11. В данном определении нет ничего, чтобы говорило об эффективности нового. Прогрессивно не всё новое, а только то, что эффективно и не зависит от того, когда возникло. Любое нововведение будет успешным, если какие-либо новые средства позволят решить задачи развития любого уровня образовательного учреждения. В целом под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию (рождению, разработке), освоению, использованию и распространению новшеств 10. Укрупненно инновационный процесс в образовании включает следующие стадии: научные исследования — экспериментальная работа — освоение и тиражирование новшеств в образовательной практике (учебно-воспитательном процессе). Базисом инновационного процесса являются научные исследования и разработки. На этой стадии исследуются проблемы выявления закономерностей развития обучения и воспитания, разрабатываются информационные модели будущих образовательных (педагогических) новшеств, осуществляется их проектирование. На второй стадии осуществляется экспериментальная апробация образовательных (педагогических) новшеств, в учебно-воспитательном процессе, управлении образованием. На заключительной, третьей стадии осуществляется освоение и последующее тиражирование (распространение) новшеств.Объектами инновационных процессов в образовании являются: содержание и структура образования, технологии учебно-воспитательных процессов, методы и средства обучения и воспитания, организационно-экономический механизм управления.Инновации в системе образования, как целенаправленные изменения, вызывающие переход системы из одного состояния в другое, возникают в результате активного взаимодействия опыта с наукой [Зотина Р. С. , Зотин А. И.Кинетика приближения открытой системы к стационарному состоянию. В сб. :Переходные процессы в биологических системах. – М. : 1977]. Для обеспечения инновационного развития образования наука должна опережать практическую деятельность, поскольку от нее требуется разработка нового, того, чего еще нет в практике деятельности учебных заведений . Развитие инновационных процессов характеризуется последовательной передачей и преобразованием результатов на разных стадиях определенными исполнителями 6.Данный процесс не может быть стихийным, так как он нуждается в управлении. При инновации необходим целостный педагогический процесс, в котором существенно возрастает роль директора школы, учителей и воспитателей как непосредственных носителей новаторских процессов. Какие бы технологии обучения не реализовывались – ведущая функция остается за учителем, как консультанта, советчика, воспитателя. Это требует от них специальной психолого-педагогической подготовки, так как в профессиональной деятельности учителя реализуются не только специальные, предметные знания, но и современные знания в области педагогики и психологии, технологии обучения и воспитания. Современной школой накоплен богатый педагогический опыт, который должен быть реализован в конкретной педагогической деятельности, но часто остается невостребованным, так как у большинства учителей и руководителей не сформирована потребность в его изучении и применении, отсутствуют навыки и умения в его отборе и анализе. Педагогический опыт может быть массовым и передовым. Передовой педагогический опыт исторически ограничен, так как на каждом новом этапе с расширением материальных, методических, кадровых и других возможностей школы возникают новые требования к педагогической деятельности. Разновидностями передового педагогического опыта являются новаторский и исследовательский педагогический опыт как своеобразные ступени восхождения от эмпирического к теоретическому анализу и обобщению. Образцы уникального новаторского и исследовательского педагогического опыта таких педагогов и ученых России, как И.П.Волков, Т.И.Гончарова, И.П.Иванов, Е.Н.Ильин, В.А.Караковский, С.Н.Лысенкова, Р.Г. Хазанкин, М.П.Щетинин, П.М.Эрдниев, ЕА.Ямбург и другие, уже стали достоянием учительства всей страны. Инновационная направленность деятельности учителей включает и вторую составляющую — внедрение в практическую педагогическую деятельность результатов психолого-педагогических исследований. Результаты научных исследований по педагогике и психологии для школьных работников часто остаются неизвестными из-за отсутствия своевременной информации. В специальных работах В.Е.Гмурмана, В.В.Краевского, П.И.Карташова и других показано, что внедрение результатов педагогических исследований предполагает специальное ознакомление практических работников с полученными данными, обоснование целесообразности их внедрения, развитие на этой основе потребности в применении научных результатов в практике. Это возможно при условии специально организованного обучения способам и приемам реализации научных рекомендаций при оперативной методической, консультативной помощи со стороны специалистов 5.На сегодняшний день потребность в обучении очень высока, особенно в сфере высшего образования, которое является приоритетным. Темпы роста российского рынка образовательных услуг как важнейшей отрасли, обеспечивающей воспроизводство человеческого капитала, ежегодно составляют 10-15%.Одновременно с ростом количества обучающихся растут и цены. Несмотря на это, спрос полностью не насыщается, а потребность в обучении намного больше, чем нынешний потенциал образовательных программ, особенно с повышенной степенью специализации и индивидуализации. Очевидна следующая тенденция: деловая Россия всеми силами стремится к знаниям, и в ближайшее время этот процесс вряд ли остановится. Уже сегодня по количественным показателям Россия входит в группу стран с самым высоким уровнем образования .9 Сегодня новое качество профессионального образования является наиболее привлекательным для инвестиций со стороны всех участников образовательной деятельности. Соответственно дополнительным условием инвестиционной привлекательности высшей школы становится её реконструкция с целью реализации условий для воспитания выпускника, обладающего «эрудированной дееспособностью» .13Современная образовательная система - глобальная система открытого, гибкого, индивидуализированного, созидающего знания, непрерывного образования человека в течении всей его жизни.Эта система представляет собой единство:- производственных инноваций в сфере образования, а именно новых технологий (технологических инноваций), новых методов и приемов преподавания и обучения (педагогических инноваций);- управленческих инноваций, включая экономические механизмы в сфере образования (экономические инновации) и институциональные формы в области образования (организационные инновации) .7Педагоги применяют современные технологии обучения: Web-технологии, технология электронной почты, компьютерные обучающие программы, «кейс-стади», Интернет-технологии, рефлексия как метод самопознания и самооценки, технология обучения с применением метода проектов, тренинговые технологии.Преподаватель вуза должен уметь проектировать учебный процесс, применять различные подходы к технологиям обучения, используя инновационные системы обучения, т.е. подходить творчески.Профессорско-преподавательский состав должен расширять и углублять квалификацию за счёт умения создавать междисциплинарные программы.Инновационная деятельность преподавателя позволяет ему не только генерировать новые знания, но и осуществлять их конверсию в образовательную среду. Создание новшеств неразрывно связано с интеллектуальным совершенствованием личности преподавателя, его способностей осуществлять поиск необходимой информации, ее креативную переработку, на этой основе структурировать новые знания и реализовывать их в своей педагогической практике. Инновационная деятельность при этом становится важнейшим фактором развития информационной культуры преподавателя, позволяющей добывать, приобретать и создавать новые знания, а, следовательно, продолжать собственное саморазвитие в условиях «информационного взрыва», ускоряющего инновационные процессы 7.Эффективность инновационной деятельности во многом зависит от разработанной системы моральных и материальных стимулов повышения педагогического мастерства педагогов, формы и содержания, повышения квалификации, нацеленных на формирование и развитие инновационного потенциала учителя. Основные условия: 1) системность в работе семинаров (важна постепенность и поступательность в достижении целей; в работе семинара желательно осмысление, анализ каждой новой освоенной позиции, возврат назад для оценки ее результативности, проектирование новых шагов; и т.д.); 2) регулярный анализ успехов и достижений в работе педагогов по проблематике, обсуждаемой в семинаре. Даже маленькое движение вперед желательно оценивать как ситуацию успеха педагога;3) наличие у педагогов личного плана профессионального развития. Для разных участников инновационного проекта его эффективность может быть различной. Эффективность инновационных проектов может оцениваться количественными и качественными характеристиками. При анализе инновационных проектов в зависимости от их характера и целей используются показатели общей и/или сравнительной эффективности.Эффективность инновационного проекта в общем включает в себя:  общественную (социально-экономическую) эффективность проекта и  коммерческую эффективность проекта.  Если коммерческая эффективность определяется на основе расчетов, то общественная чаще всего на основе экспертных оценок3.В сфере образования большинство инновационных проектов имеют общественную эффективность, которая оценивается экспертными методами и часто самими разработчиками.Проектирование инновационных процессов необходимо осуществлять параллельно на разных уровнях: инновационный проект педагога - проект педагогической системы образовательного учреждения - проект образовательной системы - проект образовательной среды. На эти уровни должны накладываться уровни управления: федеральный, региональный, муниципальный, уровень образовательного учреждения8.Социальное развитие неизбежно требует изменений в нормах, ценностях, способах организации социальных практик. Причина изменений в том, что социальный порядок не может сохранять постоянный набор характеристик. Это обусловлено изменением внешних и внутренних факторов развития общества, условий и возможностей его существования, приводящих к возникновению новых социальных потребностей, и требующих новых подходов, методов, принципов. Инновационные изменения являются ответом на социальную потребность и направлены на оптимизацию социальных процессов, повышение эффективности функционирования социальных подсистем и устойчивости общества в целом. Поэтому они являются неотъемлемым условием развития общества. Однако, чрезвычайно важен поиск оптимального баланса между инновациями и традициями. Он достигается, если силы взаимосвязи элементов внутри социальной системы превышают энергию преобразовательных процессов, т.е. если инновации не затрагивают фундаментальных оснований социального порядка. Роль традиции заключается в сохранении позитивных характеристик системы, в поддержании определенной инерционности, при которой инновации адекватно встраиваются в социальный порядок, не нарушая его системных оснований и выполняя оптимизирующую функцию2.Библиографический список.Тодосийчук А.В. Теоретико-методологические проблемы развития инновационных процессов в образовании.- М.:ОРГСЕРВИС-2000, 2005Кройтор С.Н. Инновации в образовании: социологический анализ (на примере системы высшего образования в республике Беларусь). Автореферат. Г Н У «Институт социологии национальной академии наук Беларуси»,Минск,2010. vivakadry.com, Цветков В.Я., д.т.н, профессор МИИГАиК,  Романов И.А., аспирант МИЭМ. Анализ особенностей инновационных проектов в сфере образования.cvj2@mal.ru.Лещина М.В. Доклад к педагогическому совету «Инновационные процессы в образовании», МОУ Юрловская СОШ.Сластенин В., Исаев И. и др. Педагогика: Учебное пособие. Глава 25. Инновационные процессы в образовании. Повышение квалификации учителей.Тодосийчук А.В., д.э.н., профессор, академик РАЕН. Проблемы и перспективы развития инновационной деятельности в образовании.Абдуллаева Т.К., Муллахмедова С.С. Статья «Развитие инновационных процессов в системе образования».Каплан С.Л., д.п.н. Становление и развитие инновационных процессов в российском образовании(часть автореферата).М..,2004.Грудцына Л.Ю., к.ю.н. Управление инновационными процессами в образовании. ИНИ и мониторинга РАО.Лекция по теме «Инновационные процессы в педагогике».Ожегов, С.И. Словарь русского языка/ С. И. Ожегов. – М.: 1978. – с.381Сластёнин, В. А. Педагогика/ В. А. Сластёнин. – М.: Школа-Пресс, 2000 г.– с. 492.Высшее образование в России: состояние и направление развития/ Под ред.проф.В.Л.Глазычева.М., 2004

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X