Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Калякина Инесса Валерьевна

Влияние художественной литературы на развитие личности ребёнка старшего дошкольного возраста

скачать документ

Вернуться назад

Влияние художественной литературы на развитие личности ребёнка старшего дошкольного возрастаКалякина Инесса Валерьевна, воспитатель 1 категорииМуниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 464 "Лукоморье" (МАДОУ "Детский сад № 464 "Лукоморье")г. Нижний НовгородХудожественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. И в дошкольном детстве формируется та важность, с помощью которой будет происходить всё последующее знакомство с огромным литературным наследием. Художественная литература служит огромным, действенным средством умственного, нравственного, и эстетического воспитания детей, она оказывает неоценимое влияние на развитие и обогащение речи ребенка. Она расширяет эмоции, способствует развитию воображения и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка. Цель ознакомления дошкольников с художественной литературой, по определению С. Я. Маршака, - формирование будущего большого «талантливого читателя», культурно образованного человека.Главной ролью художественной литературы остаётся воспитание, нравственное развитие, верное представление о моральных ценностях. Сюжеты художественных произведений показывают ребёнку что хорошо, а что плохо, учат нормам поведения, опыт которого можно перенести в свою жизнь. Любая книга по возрасту помогает понять самого себя, других людей, их жизненные ценности. Всё это является залогом для формирования гармоничной, всесторонне развитой личности.Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя. Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих его людей. В них начинают пробуждаться гуманные чувства – способность проявить участие, доброта, протест против несправедливости. Это основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, неравнодушие к окружающему. «Чувство предшествует знанию; кто не почувствовал истины, тот и не понял, и не узнал её», – писал В.Г. Белинский.В старшем дошкольном возрасте появляется стабильный интерес к книгам, готовность к прослушиванию чтения. Дети в этом возрасте осознанно воспринимают смысл произведения, действия героев, мотивацию их поведения, обращают внимание на особенности языка, образность речи, могут правильно судить о поступках героя, ссылаясь на свои понимания о нормах поведения и личный опыт. На данном этапе становятся популярны у детей произведения, полные приключений и путешествий («Волшебник изумрудного города» А. Волкова); русские народные сказки, полные фантастичности, конфликта и препятствий («Морозко»). Все эти произведения распахивают дверь в мир фантазии, дают «пищу» для размышления о сложном мире, в котором сталкиваются непримиримые силы добра и зла, где добро непременно должно победить. В этом возрасте ребёнок способен воспринимать текст без иллюстрации, она начинает играть вспомогательную роль, уточняя появляющиеся восприятия, облегчая понятие смысла художественного произведения.В подготовительной группе перед педагогом стоят задачи воспитывать у детей любовь к книге, к художественной литературе, способность чувствовать художественный образ; развивать поэтический слух (способность улавливать звучность, музыкальность, ритмичность поэтической речи), интонационную выразительность речи: воспитывать способность чувствовать и понимать образный язык сказок, рассказов, стихотворений. Необходимо поощрять творческие проявления детей в области слова и предлагать старшим дошкольникам задания на придумывание сказок и рассказов. Систематическая работа, направленная на развитие поэтического слуха, приведет к тому, что дети будут стремиться к самостоятельному сочинению произведений в самых разных жанрах и на разные темы.По мнению многих психологов (Л. Выготского и О. Никифоровой) дошкольный возраст является первой ступенью в развитии будущего читательского таланта, но при этом дошкольники не являются активными читателями, скорее их нужно воспринимать как активных слушателей.Чтобы верно, правдиво донести до детей колорит произведения, помочь им правильно понять идею произведения, педагог должен уметь выразительно его прочитать или образно рассказать. Очень важно раскрыть метафорическую структуру произведения, выражаемую в языке, за словами увидеть образы, ведущие к пониманию идеи, замысла писателя.В процессе восприятия художественного произведения участвуют все познавательные процессы: память, мышление, воображение. Особое внимание при чтении художественного произведения уделяется выразительности чтения. М.К. Боголюбская  считает, что выразительное чтение складывается из техники речи и приемов художественного исполнения.А) Техника речи – совокупность умений и навыков, посредством которых реализуется язык в конкретной обстановке общения. Имеется в виду дыхание, дикция, орфоэпия. Дыхание - периодически повторяющиеся  акты: вдох, выдох, остановка и т.д. Это - непроизвольное дыхание. При исполнении произведения используют произвольное дыхание. Здесь компоненты дыхания изменяют свою последовательность. При чтении вдох, потом остановка, затем медленный выдох. Дикция – ясное, четкое, произношение каждого отдельного звука, слова и всей фразы в целом. Можно отметить характерные черты плохой дикции:1. «Проглатывание» отдельных звуков;2. «Сглатывание» отдельных слогов и окончаний;3. Шепелявость, картавость (неправильное произнесение звуков, замена звуков в словах);4. Излишняя  торопливость или растягивание слов.Орфоэпия – совокупность правил произношения литературного языка. Норма литературного произношения – историческая категория, т.е. она  менялась и меняется в процессе развития языка. Примером правильного произношения для нас является московское наречие, примеры которого можно услышать по радио, телевидению и т.п.Б) Приемы художественного чтения и рассказывания: основной тон, интонация, логика чтения, паузы, темп, сила голоса, поза, мимика и жест.1)  Основной тон - основное звучание литературного произведения. Основной тон бывает: торжественный, спокойный, радостный, грустный.2) Интонация – смысловая, эмоциональная окраска речи. Это разнообразные оттенки голоса рассказчика, выражающие его чувства и мысли, помогающие ему рисовать художественные образы.3) Логика  чтения (логическое ударение) - выделение во фразе главного по смыслу слова.4)  Пауза – перерыв, краткая остановка в чтении. Применяют три вида пауз: логические, психологические и стиховые.5) Темп – зависит от характера содержания произведения. Использование разнообразных оттенков темпа речи, придает ей особую динамику, живость, богатство выразительного звучания.6) Сила голоса - это его звучность, полноценность, умение им управлять. В соответствии с содержанием, то уменьшают, то увеличивают силу голоса. Сила голоса помогает ярче нарисовать чтецу образы героев.7) Поза чтеца - положение тела чтеца во время исполнения произведения.    Дети старшего возраста способны более глубоко осмысливать содержание литературных произведений и понимать некоторые особенности формы, выражающей содержание, т. е. могут уже различать литературные жанры и характерную их специфику. Они легко различают прозу и поэзию, говорят, что стихи написаны складно, их можно петь, т. е. замечают ритмическую и метрическую организованность созвучие стихотворных строчек, Надо обращать внимание детей на особенности жанров, тогда они будут глубже осознавать художественные достоинства литературных произведений.Чтение литературных произведений доводит до сознания детей неисчерпаемое богатство русского языка, способствует тому, что они начинают пользоваться этим богатством в самостоятельной деятельности  - словесном творчестве. Художественная  литература является универсальным развивающее -образовательным средством. Таким образом, роль художественной литературы в развитии личности ребенка старшего дошкольного возраста очень велика. Чтение, рассказывание и пересказывание художественных произведений оказывает огромное влияние на интеллектуальное, умственное, творческое, психологическое и психофизиологическое развитие. Все эти приоритеты, заложенные в дошкольном возрасте, способствуют гармоничному развитию полноценной личности ребёнка.Приобщая детей к художественной литературе, мы развиваем не только моральные и нравственные качества, но и психологические.Список использованной литературыБоголюбская М. К., Шевченко В. В. Художественное чтение и рассказывание в детском саду. Изд.-3-в. М., «Просвещение», 1970.Гурович Л.М. Проблема содержания работы по ознакомлению детей с художественной литературой в детском саду [Текст] / Л.М. Гурович // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М., 1999. - С. 501-510.Запорожец А.В. Психология восприятия ребенком-дошкольником литературного произведения. //Избранные психологические труды в 2 т. - М., 1986г.Конина М.М. Художественная литература, как средство нравственного воспитания. // Вопросы эстетического воспитания в детском саду. - М., 1960г.Комплексная  подготовка детей к школе. Книга для детей и взрослых. / Под ред. Ю.Г. Исаевич. – М., 2002.Кузнецова А.Б. Обучение дошкольников  творческому  рассказыванию по картине. – Ульяновск, 1997.Карпинская Н. С. Художественное слово в воспитании детей. М., «Педагогика», 1972.Лушкова О. Н. Влияние художественной литературы на развитие личности ребенка-дошкольника [Текст] / О. Н. Лушкова // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития: материалы III Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 11 дек. 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — С. 183-185. — ISBN 978-5-9909215-3-5.Найденов  Б. С. Выразительность речи и чтения. М., «Просвещение», 1969.Панкратова Л.Я. Содержание и методы обучения художественно-речевой деятельности детей 4 - 7 лет. // Эстетическое воспитание в детском саду. - М., 1985г.Подготовительная  к школе группа в детском саду. Под ред. М. В. Залужской. Изд. 2-е. М., «Просвещение, 1975.Программа воспитания и обучения детей в детском саду. - М., 2008.Соловьева О.И. О принципах отбора художественных книг для круга чтения в детском саду. // Вопросы эстетического воспитания в детском саду. - М., 1960.Стрелкова Л.П. Влияние художественной литературы на эмоции ребенка. - М., 2000.

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X