Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Ниязбаева Венера Бикбулатовна

Проектирование, как один из эффективных методов содержательной деятельности воспитателя по развитию познавательной активности дошкольников.

скачать документ

Вернуться назад

Проектирование, как один из эффективных методов содержательной деятельности воспитателя по развитию познавательной активности дошкольников.Воспитатель МБДОУ «Ягодка» Ниязбаева Венера Бикбулатовна Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Для достижения целей образовательного процесса, поставленных политикой государства и запросами социума, первостепенное значение имеет использование инновационных технологий обучения дошкольников. Поэтому задача педагога - научить дошкольников ориентироваться в потоке информации, уметь целенаправленно искать её. Самостоятельно ребенок дошкольного возраста не всегда может найти ответы на все, интересующее его. Как показывает образовательная практика, что наряду с объяснительно-иллюстративным методом обучения должны использоваться дополнительные методы. Одним из эффективных методов работы с детьми старшего дошкольного возраста является метод проектной деятельности. Проектная деятельность представляет собой интегрированный процесс, объединяя несколько областей. Он позволяет в процессе воспитания и обучения расширить образовательное пространство, придать ему новые формы и даёт возможность организовать работу в разных центрах активности, что способствует развитию познавательной активности и творческих способностей ребёнка. Используемая форма работы - это продукт совместного творчества ребенка и взрослого (воспитателя, родителей, обеспечивающий особую атмосферу, которая позволяет каждому ребенку реализовать свою познавательную активность, подводит детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению художественно-творческих способностей. Вовлекать ребенка надо ненавязчиво, давая ему посильные задания: раскрашивать рисунки, рисовать, вырезать, наклеивать, заучивать стихи и загадки, решать кроссворды и т. д. Начнём с того, что выясним, что же такое интеграция? (ответы педагогов). Верно, интеграция – это состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность образовательного процесса. В настоящее время перед детским садом поставлена совершенно иная задача - разработать не интегрированные занятия через синтез образовательных областей, а предложить целостный интегративный процесс взаимодействия взрослого и ребёнка на определённую тему в течение одного дня или недели, в котором будут гармонично объединены различные образовательные области для целостного восприятия окружающего мира. Таким образом, педагогическое проектирование – это процесс создания проекта, который отражает решение той или иной проблемы. Представляет собой деятельность, осуществляемую в условиях образовательного процесса и направленную на обеспечение его эффективного функционирования и развития. Дайте определение «Что такое проект?». Проект – это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.Метод проектов - система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий - проектов. Этот метод всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы. Метод проектов описывает комплекс действий ребенка и способы (техники) организации педагогом этих действий, то есть является педагогической технологией. Он стал результатом "педагогизации", включения в образовательный процесс (в котором ведущей деятельностью ребенка является познавательная деятельность) проектирования как вида деятельности. Советы воспитателю по работе над проектом:•Глубоко изучить тематику проекта, подготовить предметно-пространственную развивающую среду.•Создавать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик.•Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на их личный опыт.•Заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, поддерживать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме.•При составлении совместного плана работы с детьми над проектом поддерживать детскую инициативу.•Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.•Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом.•В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход.•Развивать творческое воображение и фантазию детей.•Творчески подходить к реализации проекта; ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений.•Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.•Заключительный этап - презентация проекта. В младших группах выбор проекта осуществляет воспитатель, основываясь на интересах детей или данных диагностики.В группах старшего дошкольного возраста – выбор темы проекта может осуществлять как педагог, так и дети в, соответствии со своими желаниями и уровнем развития. Дети – это участники планирования, их вопросы, идеи, предложения и жизненный опыт являются важными критериями отбора содержания проекта. И хорошей опорой для составления плана проектной деятельности является наше календарно-тематическое планирование, что обеспечит, как говорилось выше, целостный интегративный процесс взаимодействия взрослого и ребёнка на определённую тему в течение недели, в котором будут гармонично объединены различные образовательные области для целостного восприятия окружающего мира. Например: тематическая неделя «Ямальские просторы» (Приложение №4). Это образец проекта на неделю, где каждый день ставится определённая проблема по теме, в рамках решения которой будет проводиться работа по всем образовательным областям. Таким образом, можно сделать вывод, что проектная деятельность является одним из наиболее эффективных методов работы в современной системе образования, и позволяет организовывать работу так, чтобы в наиболее легкой форме охватить как можно больший объем знаний.

Наша группа ВК

X