Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Домшоева Ирина Анатольевна

Бальный танец , как средство воспитания

скачать документ

Вернуться назад

Методический доклад на тему«Бальный танец как средство воспитания»Термин «бальные» относится к парным непрофессиональным светским танцам, возникшим в средневековой Европе. Эти танцы очень сильно видоизменялись — любая эпоха европейской истории — Возрождение, Просвещение, классицизм, романтизм — порождала своеобразный танцевальный комплекс. На протяжении всего европейского культурного развития на бальный танец влияли самые разнообразные этнические источники, а также профессиональный танец.Бальные танцы ХХ века сложились на основе европейского танца, в который на рубеже XIX—XX веков вдохнула новую жизнь африканская и латиноамериканская музыкальная и танцевальная культура. Громадное большинство современных бальных танцев имеют африканские «корни», уже хорошо замаскированные технической обработкой европейской танцевальной школы.В 1920-е годы в Англии при Императорским обществе учителей танцев возник специальный Совет по бальным танцам. Английские специалисты стандартизировали все известные к тому времени танцы — вальс, быстрый и медленный фокстроты, танго. Так возникли конкурсные танцы, и с тех пор бальный танец подразделился на два направления — спортивный и soсial dance. В 1930—1950-е годы число стандартных бальных танцев увеличилось за счет того, что к ним добавилось пять латиноамериканских танцев (в таком порядке: румба, самба, джайв, пасодобль, ча-ча-ча).Сейчас по спортивным танцам проводятся соревнования. Сформировалось три программы: европейская, латиноамериканская и так называемая «десятка», куда входят все десять танцев. Любительские чемпионаты мира проводятся под эгидой IDSF, а профессиональные — под покровительством английских танцевальных организаций. Наиболее престижными в мире продолжают оставаться английские конкурсы, в частности, UK Open.Слово «бал» пришло в русский язык из французского и происходит от латинского глагола ballare, который означает «танцевать». Из огромного разнообразия как элитных (историко-бытовых), так и народных танцев в группу бальных попали танцы, характеризующиеся следующими признаками.Все бальные танцы являются парными. Пару составляют кавалер и дама, танцующие с соблюдением точек контакта. В Европейской программе этот контакт более плотный. Он сохраняется в течение всего танца. В Латиноамериканской программе контакт более свободный, чаще всего осуществляется за счет соединенных рук и иногда может как вообще теряться, так и усиливаться за счет натяжения при исполнении фигур.Поскольку исполнение бальных танцев требует определенных навыков и тренированности, их популярность в обществе снизилась с течением времени. Появление твиста в 1960-х годах ознаменовало конец парных танцев. Такие танцы, как вальс, танго, фокстрот и т. д. фактически перестали служить для массового развлечения. В истории бального танца открылась новая страница.Европей ская программаВ Европейскую программу (стандарт) входят 5 танцев: медленный вальс (темп — 28-30 тактов в минуту), танго (темп — 31-33 тактов в минуту), венский вальс (темп — 58-60 тактов в минуту), медленный фокстрот (темп — 28-30 тактов в минуту) и квикстеп (быстрый фокстрот) (темп — 50-52 тактов в минуту). Все танцы Европейской программы танцуются с продвижением по линии танца (по кругу против часовой стрелки). Дамы должны быть одеты в специальные, соответствующие требованиям, бальные платья. Кавалеры должны быть одеты во фраки черного или темно-синего цвета и носить галстук-бабочку.Латиноамериканская программаВ Латиноамериканскую программу входят танцы: самба (темп — 50-52 тактов в минуту), ча-ча-ча (темп — 30-32 тактов в минуту), румба (темп — 25-27 тактов в минуту), пасодобль (темп — 60-62 тактов в минуту) и джайв (темп — 42-44 тактов в минуту). Из Латиноамериканских танцев только самба и пасодобль танцуются с продвижением по линии танца. В остальных танцах танцоры более или менее остаются на одном месте, хотя и в этих танцах возможно перемещение танцоров по танцевальной площадке с возвратом к исходной точке или без. Платья дам, как правило, короткие, очень открытые и облегающие (в соответствии с теми же требованиями). Костюмы кавалеров тоже очень облегающие, часто (но не всегда) черного цвета. Смысл таких костюмов — показать работу мышц спортсменов.Бальный танец играет немаловажную роль в воспитании молодёжи. Это связано с многогранностью бального танца, который сочетает в себе средства музыкального, пластического, спортивно-физического, этического и художественно-эстетического развития и образования. Конечно, в процессе обучения все эти средства взаимосвязаны, взаимообусловлены.Бальный танец оказывает также большое влияние и на формирование внутренней культуры человека. Занятия бальным танцем органически связаны с усвоением норм этики, немыслимы без выработки высокой культуры общения между людьми. Выдержка, безупречная вежливость, чувство меры, простота, скромность, внимание к окружающим, их настроению, доброжелательность, приветливость – вот те черты, которые воспитываются у учащихся в процессе занятий танцем и становятся неотъемлемыми в повседневной жизни. Поскольку учебный процесс протекает в коллективе и носит коллективный характер, занятия танцем развивают чувство ответственности перед товарищами, умение считаться с их интересами.Бальный танец одно из средств эстетического воспитания и воспитания творческого начала в человеке. Как и всякое искусство, бальный танец способен приносить глубокое эстетическое удовлетворение. Человек, который хорошо танцует, испытывает неповторимые ощущения от свободы и лёгкости своих движений, от умения владеть своим телом, его радуют точность, красота, пластичность, с которыми он исполняет сложные танцевальные pas и т.д. Всё это само по себе уже служит источником эстетического удовлетворения. В танцевальном искусстве красота и совершенство формы неразрывно связаны с красотой внутреннего содержания танца. В этом единстве заключена сила его воспитательного воздействия. Исполнение танца, в том числе и бального, несёт в себе элементы художественного творчества. Танцующий стремится в красивой, эстетически совершенной форме танца выразить своё настроение, эмоции, проявляет свои внутренние качества, выражает своё мировоззрение. Активным, творческим, пробуждающим в человеке художественное начало является и сам процесс обучения танцу. Осваивая танцевальную лексику, человек не просто пассивно воспринимает красивое, он преодолевает определённые трудности, проделывает определённую немалую работу, для того чтобы эта красота стала ему доступна. Познав красоту в процессе творчества, человек глубже чувствует прекрасное во всех его проявлениях: в искусстве, в жизни. Его художественный вкус становится более тонким, эстетические оценки явлений жизни и искусства - более зрелыми.2. Школа бального танца. Школа это подготовка начинающих танцоров для танцевально-спортивных клубов, в которых повышается уровень танцевальной культуры, а также участие на танцевальных соревнованиях: конкурсах, турнирах, чемпионатах городского, областного, регионального, российского, международного масштаба. Школа танца, как и танцевально-спортивный клуб входит в состав культурно-массового отдела дома или дворца культуры и утверждается в районных органах культуры. За реализацию плана работы школы отвечает руководитель того отдела ДК, к которому школа будет прикреплена.При организации школы бального танца важно определить принципы работы, цели и задачи школы, совместно с администрацией дворца культуры, разработать конкретное положение о школе и составить её смету. Как правило, все школы танцев существуют на самоокупаемости, поэтому количество обучающихся должно обеспечивать рентабельность школы.При составлении плана работы школы танцев, учитываются следующие разделы:цели и задачи школы танцев;организационная работа;учебно-воспитательная работа;правила работы школы;программа школы;план построения занятий;расписание занятий;педагогический состав школы;общественные органы управления.3. Построение урока бального танца. В школу танца приходят люди разных возрастов и профессий, объединённые общим желанием – научиться танцевать. Поэтому, занятия в школах проходят группами по возрастам. Длительность занятий, их периодичность и содержание могут быть разными. В школе бального танца принята такая же форма организации учебных занятий, как и в танцевально-спортивных клубах: группа занимается по времени с учётом возрастных особенностей.В начале урока группа занимает положение в зале в шахматном порядке: первые линии – девочки (девушки), задние линии мальчики (юноши), иногда построение в зале может быть попарно, т.е. дама справа от партнёра также в линии и в шахматном порядке. Педагог здоровается с группой, делает поклон, группа отвечает поклоном.Затем следует первая часть урока – разминка под музыку. Задачей этого этапа урока является овладение правильной постановкой корпуса, головы, ног, рук, развитие координации движений, необходимой для исполнения танцев, правильной постановкой дыхания. Педагог использует весь богатый арсенал упражнений классического, бального танца и современной танцевальной пластики. Упражнения, включаемые в разминку, помогают учащимся приобрести выразительность и красоту в движениях. Разминка заставляет учащихся не только разогреть мышцы, но и психологически настроиться на разучивание элементов, из которых затем сложатся танцевальные вариации.Следующая - основная часть урока – непосредственное разучивание танцевального материала. Разучивание танцев проводится в следующей последовательности:Вводное слово педагога. Перед разучиванием нового танца педагог сообщает о нём некоторые сведения. Если название не совсем понятно, даёт объяснение к названию (например, полонез – старинный танец польского происхождения). Затем педагог даёт общую характеристику танцу – говорит об истории его возникновения, отмечает характерные особенности музыки и хореографии. Если танец построен на элементах народной пляски, рассказывает о характерных чертах плясок данного народа. Если танец относится к группе старинных, то сообщает сведения о времени, когда он появился, о стиле исполнения и этикете тех лет и т.д.Затем слушается музыка к танцу, определяется её характер, темп, музыкальный размер, ритмический рисунок, определяется строение (части музыкального предложения, фразы).Следующий этап - разучивание элементов танца, танцевальных движений, поз, переходов и рисунка танца. Приступая к разучиванию движений, поз, переходов, рисунка, педагог объясняет и показывает их сам, затем тоже повторяют ученики. Этот метод является традиционным и широко используется при обучении. Существуют и другие методы разучивания танцевальных движений. Выбор метода зависит от сложности его структуры, входящих в него элементов. Метод разучивания по частям сводится к делению движения на простые части и разучиванию каждой части отдельно с последующей группировкой частей в нужной последовательности в единое целое. Этим методом разучивается, например шаг польки, который можно разложить на две части: подскок и тройное переступание; или движение вальса, где можно разучивать отдельно сначала первую половину поворота, затем вторую. Целостный метод разучивания заключается в разучивании движения целиком в замедленном темпе. Этим методом удобно разучивать простые движения – боковой галоп, русский переменный шаг, а также сложные движения, которые нельзя разложить на отдельные самостоятельные части – шассе, балансе и т.д. Для разучивания особенно сложных движений может быть применено временное упрощение – этот метод заключается в том, что сложное движение сводится к упрощённой форме, а затем движение постепенно усложняют, приближаясь к законченной форме. Например: шаг польки разучивают как приставной шаг, затем приставной шаг на полупальцах, без подскока на «и» при подъёме ноги вперёд и в окончательном виде – с подскоком. Каждый метод имеет свои достоинства и недостатки, но, используя их вместе можно добиться хороших результатов. «При развитии танцевальных способностей следует в равной степени работать над движением рук и ног. Если внимание обращено только на ноги и забываются руки, корпус и голова – не будет достигнуто полной гармонии движений» - А. Я. Ваганова. Этим принципом должен руководствоваться педагог, работающий в самодеятельных коллективах, в том числе и педагог бального танца. Одновременно с разучиванием упражнений для рук и корпуса должна вестись постоянная работа над позами и положениями в парном танце. Положения рук и позы в парном танце разучиваются сначала в положении стоя на месте, затем закрепляются на простом танцевальном шаге, и лишь когда положения рук и поза легко и естественно принимаются учащимися, можно закрепить их на шаге польки, шассе, вальса и т.д. Полезно при разучивании положений рук и поз в парном танце объяснять и показывать каждый элемент отдельно. Такой метод позволяет добиться лучшего запоминания правил исполнения, более точного повторения элементов всеми учащимися. В заключении разучивается соединение танцевальных движений, поз, переходов, рисунка в танцевальные комбинации, которые разучиваются и отрабатываются. Затем комбинации собираются в фигуры танца, а фигуры в целый танец. Фигуры танца и весь танец многократно повторяются учащимися и в целях запоминания, и для достижения более грамотного музыкального и выразительного исполнения.Движения – комбинации – фигуры – танец.В спортивном бальном танце существуют:возрастные категории:Дети – 1 Дети в возрасте 9 лет и младшеДети – 2 Дети в возрасте 10 – 11 летЮниоры – 1 Возраст 12 – 13 летЮниоры – 2 Возраст 14 – 15 летМолодёжь Возраст 16 – 18 летВзрослые Возраст 19 – 35 летСеньоры Возраст 35 лет и старше.спортивно-танцевальная классификация:Классы - E D C B A по сложности исполняемых фигур и вариаций обязательных танцев.Класс E – начинающие взрослые и юные танцоры исполняют программу этого класса сложности. Европейская программа – медленный вальс, венский вальс, квикстеп (в такой последовательности они и проучиваются); Латиноамериканская программа – самба, ча-ча-ча, джайв (в такой последовательности они и проучиваются). В каждом танце есть ограничения в композиции и подборе исполняемых фигур. В категории «Юниоры – 1» существуют ограничения даже по танцевальным костюмам – запрещается использовать украшения из камней, стразов, перьев.Класс D - европейская программа – медленный вальс, танго, венский вальс, квикстеп (в такой последовательности они и проучиваются); латиноамериканская программа – самба, ча-ча-ча, румба, джайв (в такой последовательности они и проучиваются).В остальных классах исполняются полные программы танцев в соответствии со спортивно-танцевальной классификацией.В школе бального танца обучающиеся изучают танцы и их фигуры не сложнее класса D так, как задачей школы бального танца является грамотное исполнение учебных вариаций и фигур, входящих в них. Участники школы танца, окончив полный курс обучения, могут по желанию продолжить занятия в танцевально-спортивном клубе, пройдя конкурсный отбор. Далее они продолжают обучение спортивному бальному танцу, и по мере подготовленности (в той или иной возрастной категории) принимают участие в танцевальных турнирах.4. Музыкальное сопровождение урока бального танца. Важным компонентом урока является его музыкальное сопровождение. Как известно музыка является ритмической основой любого танца, но далеко не ритмом ограничивается её роль. Если бы это было так, то танцевали бы только под счёт и удары. Музыка создаёт эмоциональную основу, определяет характер танца, его развитие. Связь музыки и жеста, музыки и движения органична для природы человека. Восприятие музыки в танце активно, оно вызывает действие, действие танцевальное, т.е. обусловленное той или иной хореографической образной формой, организованное во времени и пространстве. В этой созидательной активности кроются особенности музыкально-пластического воспитания – одной из задач обучения бальной хореографии. Умению слушать и понимать образный язык музыки, разбираться в основных формах и выразительных средствах, легко и непринуждённо двигаться в ритме определённой музыки, получать удовольствие от её красоты – всему этому учит танец. Безусловно, качество музыкального произведения, характер исполнения имеют первостепенное значение. Поэтому так важен отбор музыкального сопровождения и в период обучения, и для вечеров танца. Общая черта танцевальной музыки – определённость и повторность ритмов, внятная акцентировка сильных долей, отчётливость их выражения. Отступления от этого правила редки.В написании танцевальной музыки, в том числе бальной, имеются богатые традиции. Многие народные и бальные танцы получили отражение в творчестве ведущих композиторов и даже композиторов классиков. Это придала танцевальной музыке художественную ценность. На протяжении веков танцевальные мелодии культивировались целым рядом поколений музыкантов. Так накопились определённые традиции в создании музыки для бальной хореографии. Музыкальный материал для каждого изучаемого танца должен быть в нескольких вариантах: для разучивания – замедленный темп, для исполнения – нормальный темп. Музыка для танцев должна быть ясной и выразительной.Наряду с практическим освоением танцев, программа школы бального танца должна включать и лекции по истории танца, основам музыкальной грамоты, правилам этикета и культуре поведения, беседы о роли танца в общественной жизни, характере и технике исполнения различных танцев. С первых уроков следует воспитывать у обучающихся сознательное отношение к занятиям, собранность и дисциплину, начиная с внешнего вида обучающихся, умения правильно стоять, ходить, вежливо пригласить на танец.5. Роль педагога в школе бального танца. Направление работы коллектива, его конкретные задачи определяют выбор методов и приёмов обучения, индивидуальный состав и подготовленность учащихся каждого конкретного коллектива, вносят коррективы в работу. Поэтому так важен вдумчивый, творческий подход педагога к каждому определённому коллективу учащихся. Именно такая аналитическая работа, как в начале, так и в процессе всего обучения обеспечит эффективность освоения учащимися программы.Наибольшую сложность для педагога представляет работа с начинающими. Они быстро устают, допускают много ошибок при исполнении, быстро забывают пройденный материал. Чтобы добиться хороших результатов в обучении и воспитании, педагог должен использовать такие приёмы, которые делают урок интересным, концентрируют внимание учащихся. Однако занимательное надо умело сочетать с малоинтересным, но необходимым, находить правильное соотношение между - занимательным и серьёзным в обучении.Способы повышения эффективности обучения бальному танцу:Занятия должны быть разнообразными по содержанию (ритмические упражнения, задания на ориентировку, разучивание упражнений тренировочного характера, разучивание и повторение танцев), по набору применяемых методов (беседа небольшая в виде вопросов и ответов, прослушивание музыки и самостоятельный её разбор, наблюдение учащихся за объяснением и показом педагога, разучивание и повторение движений, танце). При повторении необходимо избегать однообразия, скуки, вносить в знакомое движение, танец элемент новизны, предъявлять требования, ставить новые задачи. Любое задание, которое предлагает педагог, должно соответствовать степени подготовленности к нему. Весь процесс обучения необходимо строить на сознательном усвоении знаний и навыков. Это пробуждает интерес к занятиям, повышает запоминание. Занятия должны идти в хорошем темпе, не следует долго отрабатывать одно и тоже движение, танец, долго объяснять, пытаться научить всему сразу. На уроке следует закрепить все навыки, которые вырабатывались ранее, повторить пройденные движения и фигуры, уточнить освоенное не до конца.В возрасте 11 -14 лет начинается половое созревание детей, что, в свою очередь, сказывается на внешнем виде и взаимоотношениях мальчиков и девочек. Они стесняются становиться в пары, смущаются при выполнении танцевальных движений.Серьёзная вдумчивая работа с детским коллективом по обучению танцу, правильный учёт возрастных психологических особенностей позволяют выделить основную направленность в работе педагога: внимание сенсорному воспитанию, развитие музыкальности, танцевальной координации движений, умения ориентироваться в пространстве, формирование первоначальных навыков и умений.Методические указания для самоподготовки:После изучения основных вопросов темы ответьте на следующие вопросы:Дайте характеристику роли бального танца в воспитании детей и молодёжи.Сравните структуру урока бального танца и классического танца.Что такое школа бального танца?Перечислите возрастные категории и классы спортивного бального танца.Танцы и фигуры, какого класса изучают в школе бального танца?Какие методы и приёмы может использовать педагог при обучении в школе бального танца?Методические указания по проведению самостоятельной работы по теме «Методика проведения занятий по бальному танцу»Цель:Образовательная – создать условия для расширения теоретической подготовки по методике преподавания бального танца, для составления плана урока бального танца, для подготовки и проведения урока бального танца;Развивающая – создать условия для развития информационных, коммуникативных, рефлексивных и аналитических умений;Воспитательная – создать условия для воспитания интереса к профессиональной литературе, устойчивого внимания, любви к детям.После изучения темы ученики должны знать:особенности построения урока бального танцаПосле изучения темы студенты должны уметь:проводить урок бального танцаФормулировка задания для самостоятельной работы:Задание № 1 – Обзор учебно-методической литературы по бальному танцу, подбор музыкального материала к уроку.Алгоритм выполнения задания:Подберите и изучите учебную литературу по теме «Методика проведения занятий по бальному танцу».Для выбора темы и цели урока необходимо определить спортивно-танцевальную классификацию (E D C B A) и возрастную категорию.При прочтении учебной информации обратите внимание на:основные задачи каждого года обучения;структурные элементы урока бального танца;последовательность выполнения элементов экзерсиса урока бального танца;методику проучивания движений, комбинаций, фигур;методику исполнения элементов у станка, характерные ошибки;выбор основных элементов, движений танцев европейской и латиноамериканской программы, которые характерны выбранному Вами классу спортивно-танцевальной классификации, для составления комбинаций.Результатом работы является конспект в виде тезисов, а также графических зарисовок.Подберите и изучите дополнительную литературу: статьи из журнала «Балет», научно-популярной и методической литературы.Подберите и просмотрите видеозаписи конкурсов бального танца. При просмотре видеоматериала необходимо обратить внимание на:композиционное построение фигур, характерное определённому танцу европейской и латиноамериканской программы;Танец- это жизнь, красивая и яркая, чувственная и непредсказуемая.Танец- это способность выразить свои чувства, эмоции и мысли через движения.Список использованной литературы1. Неминущий Г.П. Дукальская А.В. Бальные танцы. История и перспективы развития. Ростов-на-Дону, 20012. Неминущий Г.П. Дукальская А.В. Физическая нагрузка: ее сущность, структура, общая характеристика и методология исследования. Ростов-на-Дону, 19963. Неминущий Г.П. Дукальская А.В. Танцевальная нагрузка: ее сущность, структура, общая характеристика и методология исследования. Ростов-на-Дону, 19964. Краснов С.В. Спортивные танцы. Москва, 19995. Лабинцев К.Р. Характеристика нагрузок в танцевальном спорте. Москва, 20016. Касаткина Л.В. Танец – это жизнь. Санкт-Петербург, 20067. Арамов М.Я. Танцы живота. Москва, 20058. Попов В., Суслов Ф., Ливадо Е. Пластика тела. Москва, «Физкультура и спорт», 1997 г.

Наша группа ВК

X