Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Мельникова Любовь Валерьевна

Проект "Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста"

скачать документ

Вернуться назад

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Черлакский детский сад №9» Черлакского муниципального района Омской областиПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ по развитию мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста«Все в наших руках»Участники проекта: воспитатель, дети подготовительной группы, родители.Разработчик: Мельникова Любовь Валерьевна воспитатель2018Вид проекта:По содержанию: образовательный, игровой, творческий.По числу участников:групповой(дети подготовительной группы)По времени проведения: долгосрочный (со 02 октября 2017 года по 14 апреля 2018 года).По характеру: в рамках ДОУУчастники проекта: воспитатель группы; дети подготовительной группы «Буквоешки», родители воспитанников.Актуальность: Проблема  развития  мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста актуальна для дошкольного образования. Развитие мелкой моторики это важный показатель готовности ребенка к школе он играет важную роль в овладении учебными навыками. Ребенок имеющий высокий уровень развития мелкой моторики всегда умеет логически рассуждать, обязательно хорошо развиты память и внимание, связная речь. Ведь умение ребенка производить точные движения кистью и пальцами рук просто необходимо для овладения письмом. Очень часто первоклассники не могут проводить четкие и прямые линии (так называемая «дрожащая линия»), не точно вырезают по контуру, у многих детей отмечается плохая координация движений при беге, прыжках. Поэтому при подготовке ребенка к школе очень важно развить у ребенка именно мелкую моторику рук. Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаем импульсы в речевые центры, что и активизирует речь. Но, в достаточной степени, развитые навыки мелкой моторики рук ребенка влияют не только на его речь, но и на его общее развитие, на интеллектуальные способности. Наукой доказано, что одним из показателей нормального физического и психического развития ребенка является развитие руки, то есть мелкой моторики Именно поэтому очень важно с самого раннего возраста развивать у ребёнка эту самую мелкую моторику. Но просто делать упражнения детям будет скучно, поэтому мы стараемся превратить их в интересные и полезные игры, которыми ребенок будет заниматься с удовольствием и не однократно. Когда ребенок играет у него реализуется ситуация успеха, значит работа происходит естественно и у ребенка не возникает никакого напряжения. Развитие мелкой моторики в дошкольном возрасте важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, писать и рисовать да и просто выполнять множество различных действий. Предстоящая учебная деятельность потребует от ребёнка определённого уровня готовности тонких движений рук к выполнению мелких и точных действий. Мускулатура должна быть хорошо развитой, движения точны. Недостаточное развитие общей и мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания, может привести к возникновению задержки развития ребёнка, проблем в контакте со взрослыми и сверстниками и в конце концов может привести к негативному отношению к детскому саду, а потом и к учебе в школе. Даже самые незначительные нарушения мелкой моторики могут оказывать неблагоприятное влияние развитие ребенка дошкольника в целом.Цель: развитие мелкой моторики рук детей дошкольников посредствам использования различных приемов и методов..Задачи: - Изучить литературу по теме; - Провести диагностику развития мелкой моторики рук детей подготовительной группы; - Разработать комплекс мероприятий направленный на развитие мелкой моторики рук детей подготовительной группы; - Способствовать развитию внимания, мышления, памяти, речи, ловкости детей подготовительной группы; - Обогатить развивающую среду группы, способствующую развитию мелкой моторики рук детей подготовительной группы; - Привлечь родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества;Методы и приемы:  развития мелкой моторики рук:- массаж кистей рук; - пальчиковая гимнастика, физкультминутки;- пальчиковые игры со стихами;- пластелинография с использованием природного материала (семена, крупы, ракушки);- конструирование: из бумаги, салфеток работа с конструктором ЛЕГО;- разные виды аппликаций;- штриховка;- графические диктанты, работа в тетрадях;- игры с сыпучими продуктами;- игры с мелкими и крупными предметами;- пазлы, мозаика.Проект включает в себя три этапа:1.Подготовительный этап (со 02 октября 2017 г. по 31 октября 2017 г.)2.Основной этап (с 01 ноября 2017 г. по 30 марта 2018 г.)3.Заключительный этап (со 02 апреля 2018 г. по 14 апреля 2018 г.)Предполагаемый результат:Дети:- Развита мелкая ручная моторика рук;- положительная динамика в развитии речи детей (расширен активный словарь, совершенствована грамматическая структура речи);- у детей стало более развито внимание, память, мышление, воображение;- появление интереса у детей к пальчиковым играм.Родители:- тесное сотрудничество с педагогами; активное участие родителей в создании условий для развития мелкой моторики рук у детей;- расширение педагогической грамотности родителей по вопросам развития мелкой моторики рук.Воспитатель: - повышение знаний по развитию мелкой моторики рук; - создание картотеки разнообразных игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики;- оформление центра развития мелкой моторики рук;- взаимосвязь с родителями по созданию совместных проектов.Этапы работы над проектом:1. Подготовительный этап (со 02 октября 2017 г. по 31 октября 2017 г.)Содержание деятельности воспитателя и детей: выбор темы и ее актуальность; формулировка цели и определение задач; подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративный материал по данной теме; подбор игрушек, атрибутов для игровой деятельности по развитию мелкой моторики рук (Приложение 1); подбор информации для родительского уголка (консультации, папки-передвижки по теме проекта) (Приложение 2); музыкальная подборка песен; подбор игр, физминуток; составление плана основного этапа проекта; опрос детей.Работа с родителями: беседа с родителями о предстоящей работе над проектом; объявление о начале работы проекта о его целях и задачах; родительское собрание на тему «Что такое мелкая моторика и как ее развивать» (Приложение 3); анкетирование родителей (Приложение 4).2. Основной этап(с 01 ноября 2017 г. по 30 марта 2018 г.)Содержание деятельности воспитателя и детей:Знакомство с художественной литературой по теме (Приложение 5) В составлении перспективного плана были учтены лексические темы недели. Изучив опыт работы по данной проблеме, я пришла к выводу, что работа по развитию мелкой моторики должна строиться на комплексном подходе, а именно в сочетании физкультминуток, массаж кистей рук с использованием чистоговорок, скороговорок, стихотворений, пальчиковой гимнастики, играми с различным материалом в том числе и природными (семена, камни мелкого и среднего размера, счетные палочки, бумага, пластелинография, тестопластика, шнурки, пуговицы и т.д.). Мной был составлен игровой тематический комплекс на неделю:- Пальчиковая гимнастика; - Игры со счетными палочками;- Самомассаж кистей рук и пальцев;- Игры с мелкими предметами, крупами;- Художественное творчество детей. (Приложение 6)Тема неделиСодержание работыОборудование«Наш поселок»Пальчиковая гимнастика «Наши грядки»Самомассаж шишкамиСоставление фигур из счетных палочек «Двор»Игры с прищепками «Молодая травка»Рисование пальчиками «Лучи солнца»Карточка №22ШишкиСчетные палочкиПрищепкиПальчиковые краски«Виды транспорта»Пальчиковая гимнастика «Машины», «На парковке», «Посчитаем».Самомассаж шишкамиСоставление из пуговиц «Трактор»Рисование на манке «Ракета»Карточки №1,7,25 ШишкиПуговицы разного размераПоднос, манная крупа«Наши игрушки»Пальчиковая гимнастика «Любимые игрушки»Самомассаж массажными мячамиСоставление фигур из счетных палочек «Заяц»Игры с решеткой для раковиныРисование пальчиками «Кукла»Карточка №2Массажные мячиСчетные палочкиРешетка для раковины Краски, трафареты матрешек«Моя семья»Пальчиковая гимнастика «Мои родные»Самомассаж массажными шарикамиСоставление из мелких геометрических фигур «Мама и папа»Игры с прищепками «Ежик – мой друг»Карточка №17Массажные шарикиГеометрические фигурыПрищепки макет ежика«Домашние животные»Пальчиковая гимнастика «Коровка и бычок», «Наша ферма»Составление фигур из счетных палочек «Коза»Самомассаж грецкими орехамиИгры с решеткой для раковиныРисование жесткой кистью «Моя собачка»Карточки №24,6Счетные палочкиГрецкие орехиРешетка для раковиныЖесткая кисть, акварель«Дикие животные»Пальчиковая гимнастика «Лесные звери»Самомассаж карандашами с гранямиСоставление фигур из счетных палочек «Лев»Рисование на манке «Моя любимая обезьянка»Тычок жесткой полусухой кистью «Зоопарк»Карточка №14Граненные карандашиСчетные палочкиМанная крупа, подносЖесткая кисть, гуашь«Деревья»Пальчиковая гимнастика «Дерево»Самомассаж шишкамиСоставление фигур из пуговицИгры с решеткой для раковиныТехника рисования ладошкой «Деревце у дома»Карточка №21Шишки разные по размеруПуговицы разной фактуры и размераРешетка для раковиныПальчиковые краски«Овощи и фрукты»Пальчиковая гимнастика «Огород»Самомассаж карандашами с гранямиИгры с прищепкамиИгра «Найди сокровище» (сухой пальчиковый бассейн)Оттиск печатками из овощей и фруктов «Сказочное дерево»Карточка №16Карандаши с гранямиПрищепкиСухой пальчиковый бассейнШтампы сделанные из овощей и фруктов«Готовимся к празднику.Новый год»Пальчиковая гимнастика «Блестящий дождь»Самомассаж массажными мячамиСоставление фигур из счетных палочек «Елка елочка – зеленая иголочка»Украшение елочной игрушки пальчиками Игры с массажной дорожкойКарточка №1Массажные мячиСчетные палочкиПальчиковые краскиМассажная дорожка«Знай ПДД»Пальчиковая гимнастика «На дороге»Самомассаж массажными мячамиСоставление фигур из счетных палочек «Мой друг Светофор»Сортировка круп (Рис и крупные макароны)Изонить «Красный, зеленый, желтый»Карточка №1Массажные мячиСчетные палочкиРис и макароныЦветные нити«Птицы нашего края»Пальчиковая гимнастика «Уточка с утятами», «Перелетные птицы»Самомассаж грецкими орехамиСоставление из геометрических фигурИгра «Найди и сосчитай птичек» (сухой пальчиковый бассейн)Рисование пальчиками «Ласточка»Карточки №10,8Грецкие орехиНабор геометрических фигурСухой пальчиковый бассейн Краски«Комнатные растения»Пальчиковая гимнастика «Полью цветы»Самомассаж зубной щеткойСоставление фигур из счетных палочек «Кактус»Игры со шнуровкой «Цветы для фиалки»Игры с прищепками «Цветочный горшокКарточки №23,17Зубная щеткаСчетные палочкиШнуровкаПрищепки, цветочный горшок«Животный мир морей и океанов»Пальчиковая гимнастика «Жители моря», «Большие и маленькие рыбы»Самомассаж шишкамиСоставление фигур из пуговиц «Аквариум с золотыми рыбками»Игры с решеткой для раковиныСоставление композиции из крашенных макарон «Речные рыбы»Карточки №17,3ШишкиПуговицы разной фактуры и размераРешетка для раковиныОкрашенные макароны«Зимние забавы»Пальчиковая гимнастика «Снег снежок»Самомассаж массажными мячамиСоставление фигур из счетных палочек «Я с горы качусь»Пластелинография «А снег идет»Карточка №6Массажные мячи разных размеровСчетные палочкиПластелин нужных цветов«День защитников Отечества»Пальчиковая гимнастика «Солдат»Самомассаж шишкамиСоставление из геометрических фигур «Российский флаг»Игра «Найди круглые предметы» (сухой пальчиковый бассейн)Бумагопластика «Портрет папы»Карточка №12ШишкиСчетные палочкиСухой пальчиковый бассейн с крупамиСтоловые салфетки нужных цветов«Будь здоров»Пальчиковая гимнастика «Силачи»Самомассаж массажными мячамиСоставление фигур из счетных палочек «Спортсмен»Игры с прищепками «Пусть всегда будет солнце»Рисование пальчиками «Витамины»Карточка №13Массажные мячи разных цветовСчетные палочкиПрищепкиКраски«Весна пришла»Пальчиковая гимнастика «Солнышко»Самомассаж карандашами с гранямиСоставление фигур из крупных геометрических фигур «Весеннее дерево»Сортировка круп (фасоль и чечевица)Оттиск поролоном «Снег сошел»Карточка №21Карандаши с гранямиНабор геометрических фигурКрупы фасоль и чечевицаПоролон, краски«Мамин день»Пальчиковая гимнастика «Украшение для мамы»Самомассаж шишкамиСоставление фигур из счетных палочек «Любимой бабушке цветок я подарю»Игра «Найди бусины для бус» (сухой пальчиковый бассейн)Рисование пальчиками «Прическа для мамы»Карточка №19ШишкиСчетные палочкиСухой пальчиковый бассейн с крупами Краски«Труд взрослых. Профессии»Пальчиковая гимнастика «Шины от машины», «Строитель»Самомассаж массажными мячами Составление из мелких геометрических фигур «Строим дом»Игры с прищепками «Я артист»Карточки №18,12Массажные мячи разной формыМелкие геометрические фигурыПрищепки разных цветов.Заключительный этап (со 02 апреля 2018 г. по 14 апреля 2018 г.)Содержание деятельности воспитателя, детей и родителей: «Выставка совместных работ родителей и детей»; консультация для воспитателей по теме;повторная диагностика детей группы; родительское собрание на тему: «Итоги работы за год».Вывод: Тема проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей и актуальностью проблемы. Использование пальчиковых игр, игровых упражнений вызвало положительную реакцию и интерес детей, они с большим желанием выполняли упражнения, пользовались играми и пособиями даже в свободной деятельности. Речевая активность детей возросла, их речь стала более ритмичной и эмоциональной. Родители приняли участие в реализации проекта, начали использовать игры с различными материалами для развития мелкой моторики дома, что меня очень радует. Хочется надеяться, что работа в данном направлении принесёт в будущем детям хорошие результаты в школе.Список литературыБеззубцева Г.В., Андриевская Т.Н. Развиваем руку ребенка, готовим ее к рисованию и письму. – М. 2003г.Кормилицына Е.С. Игры с бельевыми прищепками.// «Дошкольная педагогика» – 2006г. № 5, Новоторцева Н.В. Учимся писать. Обучение грамоте в детском саду. Яр. 2000г.Ткаченко Т.А. Физкультминутки для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи. – М. 2001г.Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М. 1983г. О.Н. Навицкая – «Веселые пальчиковые игры»Н. Л. Стефанова – «Комплексные занятия с детьми 3-7 лет»С.Е. Большакова «Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения»С. Шанина «Играем пальчиками, развиваем речь»А. Хворостовцев «Умные ручки».Информационные ресурсыhttp://proigrushku.ru – Детские игрушки и развивающие игры.ПриложенияПриложение 1Приложение 2Консультация для родителей по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. »В. А. Сухомлинский      Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека – от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятия, мышление, внимание.     Преждевременное обучение ребенка недопустимо, так как в результате может быть сформирована минимальная мозговая дисфункция (один участок мозга развивается быстрее за счет другого) .    Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. Каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов.   Рекомендуется стимулировать умственное развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. Пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему ребенка. На кистях рук расположено множество акупунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные.    Тренировку пальцев рук уже можно начинать в возрасте 6 – 7 месяцев: сюда входит массаж кисти рук и каждого пальчика, каждой его фаланги. Проводится разминание, и поглаживание ежедневно в течении 2 – 3 минут. При такой тренировки речевые области будут формироваться в обоих полушариях мозга.  При выполнении каждого упражнения нужно стараться вовлекать все пальчики, упражнения выполнять как правой, так и левой рукой. Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись ребенком легко, без труда, чтобы занятия приносили ему радость.    Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая, не только оказывает благоприятное влияние на умственное развитие, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму, Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений – это в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма.   При организации работы по укреплению мышц рук, развитию ловкости и координации движений используйте разнообразное спортивное оборудование, игрушки и мелкие предметы.   Личный контакт с ребенком, атмосфера увлеченности и радости помогает детям чувствовать себя уверенно при проведении подобных упражнений.  Для того чтобы их выполнение стало увлекательной игрой, используйте разнообразные приемы:- пальчиковая гимнастика- показ при помощи рук различных изображений («очки», «стул», «зайка», и др.) которыми сопровождается чтение потешек, сказок.- конструирование из счетных палочек- лепка из соленого теста, пластилина или глины- разрывание бумаги на мелкие кусочки- сминание, а затем разглаживание ладонями и пальцами скомканного листа бумаги- выкладывание из камушков и ракушек на бумаге декоративных узоров, букв, геометрических фигур- «нанизывание» бус и пуговиц на леску, тесьму или проволоку- завязывание бантов и узлов- перебирание и сортировка различных круп и семян (рис, фасоль, горох, бобы, пшено, гречка и т. д.)- сматывание шерстяной или хлопковой пряжи в клубкиСамомассаж кистей рук и пальцев- Массаж пальцев.Массаж пальцев начинают с большого и до мезинца. Растирают сначала подушечку пальца, затем медленно опускаются к его основанию.Такой массаж желательно сопровождать веселыми рифмовками («приговорками») .- Массаж ладонных поверхностей.Массаж проводится каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками. Детям предлагаются шарики, которые можно просто вертеть в руках, щелкать по ним пальцами и «стрелять», направлять в специальные желобки и лунки, состязаясь в меткости.- Массаж грецкими орехами.Предлагается: а) катать два ореха между ладонями.б) прокатывать один орех растопыренными пальцами ведущей руки.в) удерживать несколько орехов между растопыренными пальцами ведущей руки.г) удерживать несколько орехов между пальцами обеих рук.- Массаж шестигранными карандашами.Грани карандаша легко «укалывают» ладони и активизируют нервные окончания, снимают напряжение. Детей учат пропускать карандаш между одним и двумя – тремя пальцами; удерживать его в определенном положении в правой и левой руке.- Массаж «четками».Перебирание «четок» (бус) развивает пальцы, успокаивает нервную систему. В это время можно считать количество «четок» в прямом и обратном порядке.Как развивать ручную умелость?- Запускать пальцами мелкие волчки.- Разминать пальцами пластилин и глину.- Катать по очереди каждым пальцем камушки, мелкие бусинки, шарики.- Сжимать и разжимать кулачки, при этом можно играть, как будто кулачок – бутончик цветка (утром он проснулся, а вечером «заснул» - «закрылся», «спрятался») .- Делать мягкие кулачки, которые можно легко разжать, в которые взрослый может просунуть свои пальцы, и крепкие, которые не разожмешь.- Двумя пальцами руки (указательным и средним) «ходить» по столу, сначала медленно, как будто кто – то крадется, а потом быстро, как будто - бежит. Упражнение проводится сначала правой рукой, а потом левой рукой.- Барабанить всеми пальцами обеих рук по столу.- Махать в воздухе пальцами.- Кистями рук делать «фонарики».- Хлопать в ладоши тихо и громко, в разном темпе.- Собирать все пальцы в щепотку (пальчики собрались вместе – разбежались) .- Застегивать пуговицы, крючки, молнии, замочки, закручивать крышки, заводить механические игрушки.- Игры с мозаикой, пазлами, конструктором, кубиками.- Рисование пальцами в воздухе.- Рисовать, раскрашивать, штриховать, резать ножницами.- Мять руками поролоновые шарики, губку.- Рисование различными материалами (ручкой, карандашом, цветными мелками, акварелью, углем, фломастерами и т. д.) .Факторы успешного речевого развития:- Эмоциональное общение с ребенком с момента рождения.- Создавать условия для общения с другими детьми.- Речь взрослого – пример для подражания.- Совместные игры детей и взрослых.- Чтение художественной литературы, разучивание стихов.- Удовлетворение любознательности ребенка, ответы на все его «почему? »- Совместные выезды на природу, экскурсии, посещение музеев.- Рассказывание стихов руками.- Развивать мелкую моторику руки, это ведет к развитию речи ребенка.Приложение 3Родительское собрание «Развитие мелкой моторики рук у дошкольников»Форма проведения: собрание практикум.Цель родительского собрания:Показать важность работы по развитию мелкой моторики руки;Обозначить взаимосвязь развития мелкой моторики рук и речи дошкольника;Научить родителей психотехническим играм и упражнениям по развитию мелкой моторики руки.Повестка:1. Сообщение «Значение работы по развитию мелкой моторики руки у ребёнка».2. Практикум «Приёмы развития мелкой моторики руки с помощью изонити».3. Рекомендации родителям «Многообразие способов развития мелкой моторики руки у ребёнка».Ход мероприятия:Жили-были ручки,Ручки-закорючки,Что они не брали;Все они ломали:Только тронут вазу –Разбивают сразу,Чуть коснуться книг –Разрывают вмиг.Но страшнее бомб и пушекБыли ручки для игрушек.Горевали мама с папой,Ручкины родители:«Долго ли нам мучиться,Что из них получится? »Годы шли – и ручки вдругСтали парой взрослых рук.А хозяин этих рукСтал известный врач – хирург.Стали для наукиЗолотые руки!Тема нашего собрания – практикума посвящена детским ручкам, а точнее – развитию мелкой моторики рук у ребёнка.Вопрос к родителям: Известно, что в последние 5-10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. Как вы думаете, с чем это связано? (Обмен мнениями) .Это можно объяснить несколькими причинами:- взрослые меньше говорят с детьми, потому что многие из них заняты и на работе, и дома.- дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают (теле-аудио-видео).- дети редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т. д.).Почему же так важно подготовить руку ребёнка к письму?Ученые доказали, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением малыша. Обычно ребёнок с развитой мелкой моторикой умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание и связная речь.  "Рука - это инструмент всех инструментов", - сказал еще Аристотель.  "Рука - это своего рода внешний мозг!" - писал Кант.Движения руки человека формируются в процессе воспитания и обучения как результат ассоциативных связей, возникающих при работе зрительного, слухового и рече двигательного анализаторов.Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, что в дальнейшем сказывается на подготовке руки к письму.Педагог В. А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От них образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детских рук, чем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, а тем сложнее движения этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Неподготовленность к письму, недостаточность движений ручной моторики может вызывать негативное отношение к обучению в школе уже с самых первых его этапах. Вот почему работа по развитию мелкой моторики является важной составляющей обучения ребенка. В дошкольном возрасте важна работа именно по подготовке к письму, а не само письмо.В процессе игр и упражнений на развитие мелкой моторики у детей улучшаются внимание, память, слуховое и зрительное восприятие, воспитывается усидчивость, формируется игровая и учебно-практическая деятельность.К старшему дошкольному возрасту возможность точных, произвольно направленных движений возрастает, поэтому дети способны выполнять задания, требующие достаточной точности и согласованности движений кистей рук. К ним относятся завязывание узелков, бантиков, нанизывание бусинок, разные виды плетений из бумаги и ткани, тесьмы, верёвочек (плетение ковриков из бумажных разноцветных полос, плетение верёвочных косичек…).Большую роль в развитии ручной умелости играет умение уверенно пользоваться ножницами.Симметричное вырезание, аппликация, вырезывание фигурок из открыток – развивает зрительно-двигательную координацию, воспитывает аккуратность, настойчивость, терпение.Изготовление поделок из бумаги также является хорошим средством развития мелкой моторики кистей рук. Эта работа увлекает дошкольников, способствует развитию воображения, конструктивного мышления.Особую роль в подготовке руки к письму играет рукоделие: вышивка, шитьё, вязание.И сегодня мы хотели бы познакомить Вас с некоторыми способами развития мелкой моторики – это изонить и театр теней. Внимание родителей на выставку работ детей нашей группы (работы детей по изонити). И то, что это действительно важно, нужно, необходимо, но еще и интересно, мы попробуем выполнить сегодня сами.Сегодня мы предлагаем Вам выполнить «Валентинку» в технике изонить с элементами аппликации, рисования и лепки, а вашими помощниками будут дети.Изонить - это техника, получения изображения нитками на картоне или другом твёрдом основании. Особое переплетение нитей дает эффект объема изображения. Графический рисунок выполняется нитями, натянутыми в определенном порядке на твердой основе.Изонить, нитяная графика, изображение нитью, изографика, ниточный дизайн, вышивка по картону – вот неполный список названий этой техники.У Вас на столе лежат иголки, нитки и заранее приготовленные шаблоны для работы.У каждого на столе есть буклет: «Правила безопасности», «Последовательность составления рисунка для изонити.», «Правило заполнения угла и круга».И так приступаем к работе…У нас три сердечка. Одно из них вышивают родители в технике заполнения окружности «Изонить», а два сердечка дети должны приклеить на открытку составляя композицию и украсить сердечки разными техниками, у вас на столе клей, бумага, бисер, пшено, нитки, пластилин, кофе, гуашь…Рефлексия занятия в кругу.Что вы узнали нового, чего не знали ранее?Чему научились?Как вы примените на практике?Своим родительским собранием я показала работу «Ребёнок-Родитель-Воспитатель». Это собрание очень сближает как родителя к ребёнку, так и воспитателя к ним.Теплоту и любовь материнского сердца не заменит ни кто и ни чем.Мы с вами убеждаемся в том, что дети растут быстро в темпе будничной суеты, мы даже не замечаем, как быстро вырастают наши дети.Так давайте же эту частицу любви отдавать самому дорогому, что у нас есть, это дети.В итоге занятия были вручены на память «Буклеты». Приложение 4АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ«Что такое мелкая моторика? Как её развивать?». Ваш ребенок воспитанником детского сада. Он посещает наше дошкольное учреждение, где ему приходится на некоторое время оставаться без Вас. Мы хотим помочь малышу в Ваше отсутствие шагать по тропинке развития. А для этого нам необходимо лучше узнать и понять Вашего малыша. Поэтому просим Вас ответить на некоторые вопросы в рамках темы «Что такое мелкая моторика? Как её развивать?». Ваши ответы  помогут нам сориентироваться в том, чем мы сможем помочь Вам и Вашему малышу. Рассчитываем на Ваше сотрудничество и взаимопонимание в достижении общей цели.1. ФИО заполняющего анкету (заполняется по желанию)2. Фамилия, имя ребёнка (заполняется по желанию)3. Знаете ли Вы, что значит развивать мелкую моторику рук детей? (нужное подчеркните)Знаю.Смутно представляю.Не знаю.4. Считаете ли Вы утверждение о том, что важно развивать мелкую моторику рук детейправильным? Почему? (нужное подчеркните) Да, потому что ... Нет, потому что... Затрудняюсь ответить.5. Знаете ли Вы как это делать? (нужное подчеркните) Знаю. Смутно представляю. Не знаю.6. Какие способы развития мелкой моторики рук Вы знаете? Какие используете в своей практике?(перечислите)7. Имеются ли дома у Васспециальные пособияигрылитература по данной теме?(нужное  подчеркните)8. Что из ниже перечисленного есть в арсенале Вашего малыша?(нужное подчеркните)- Шнуровки.- Вкладыши.- Кубики (пластмассовые или деревянные).- Мелкий конструктор.- Дидактические кубы.- Мозаики.- Пазлы, разрезные картинки.- Пирамидки.-Дидактические игрушки с застегивающимися, завязывающимися и прилипающими элементами («молнией», пуговицами, шнуровками, кнопками, «липучками»).- Специальная детская литература с пальчиковыми играми. 9. Доступно ли малышу в самостоятельной деятельности манипулирование с лоскутками, клубками, ватными шариками? (нужное подчеркните)Да.Иногда.Нет.10. Имеется ли у ребенка возможность играть с мелкими предметами, такими как пуговицы, бусины, пробки, прищепки, шнурки, природным материалом? (нужное подчеркните)Да.Иногда.Нет.11. Разрешаете ли Вы малышу играть в так называемые «игры на кухне» (перебирание и пересыпание круп, «возня» с тестом и т.п.) (нужное подчеркните)Да.Иногда.Нет.12. Какие развивающие игры, игрушки предпочитаете покупать малышу Вы?  (перечислите).13. Укажите ведущую руку Вашего малыша (нужное подчеркните)Правая.Левая.Обе.Затрудняюсь ответить. 14. Поделитесь, пожалуйста, Вашим мнением по вопросу «Какие средства развития и активизации речи детей Вы знаете» (помимо стимулирования и развития мелкой моторики рук) 15. Мы будем рады, если Вы поделитесь с нами Вашим опытом в данном направлении и предлагаем принять участие в семинаре-практикуме на тему: «Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук посредством материалов. Используемых в изготовлении народных тряпичных кукол, их роль в развитии детской речи».16. Задавайте вопросы. Мы вместе найдем решениеУважаемые родители! Без Вашей помощи просто нельзя.Спасибо за уделенное нам внимание. Надеемся на взаимопонимание!Приложение 5О.Н. Навицкая – «Веселые пальчиковые игры»Н. Л. Стефанова – «Комплексные занятия с детьми 3-7 лет»С.Е. Большакова «Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения»С. Шанина «Играем пальчиками, развиваем речь»А. Хворостовцев «Умные ручки».Приложение 6

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X