Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Московская Мария Александровна

Дидактические игры, направленные на устранения предпосылок различных видов дисграфии

скачать документ

Вернуться назад

Дидактические игры, направленные на устранения предпосылок акустической и артикуляторно – акустической дисграфииИгра «Объяснялочки»Объяснить значение каждой пары слов или придумать предложения с этими словами.Например: «Мелом пишут на классной доске, а мель – это мелкое место на реке».Ребенок сможет правильно выполнить это задание лишь при условии различения им соответствующей пары звуков, в данном случае – звуков Л и ЛЬ. Здесь подобраны пары слов на все наиболее часто смешиваемые детьми звуки:Угол – уголь Галина - калинабалка – палка Дина - тинадрова – трава суп - зубгора – нора соя - Зоягардина – картина Лука – рука и т.д.Игра «Пароход»Педагог говорит детям: «Сейчас мы поедем с вами кататься на пароходе. Вы знаете как пароход гудит? Послушайте: «ы- ы-ы». Повторим все вместе, как гудит пароход … А теперь, положите широкий язык между зубами, закусите его слегка и погудите, как пароход: «ы-ы-ы»». Получается межзубный звук Л. Педагог: «Пароход может давать несколько гудков» (Произносит звук Ы, держа широкий кончик языка между зубами, то закусывая его, то отпуская, но не снимая кончика языка с зубов. Получается многократное повторение слога ЛЫ.Игра «Буря»Дети делятся на две группы: одна изображает бурю, другая – лес. Дети, изображающие бурю, садятся на стульчики и по сигналу педагога «буря» громко говорят «З-З-З-…), подражая вою ветра. Дети, изображающие лес, сидят напротив. По сигналу «буря» они качают поднятыми вверх руками. По сигналу «буря кончилась» дети замолкают, опускают руки, потом участники игры меняются ролями.Игра «Кто больше»Из имеющихся в комнате предметов ребенок должен сначала назвать те, в названии которых есть звук Р, а затем те, где имеется звук Л. (На других занятиях детям предлагаются другие пары звуков: С – Ш, З – Ж, Б – П, К – Г и т. д.Дидактические игры направленные на устранение предпосылок дисгафии на почве несформированности фонематического анализа и синтеза слов.Игра «Цветочки» Определение позиции звука в слове (начало, конец, середина) по схеме, где Цветочек - необходимый звук. У каждого ребенка на столе по три карточки.Детям предлагаются:- на начальном этапе слова на слух с изучаемым звуком;- на последующих этапах картинки, в названиях, которых есть данный звук.Дети должны определить позицию звука и поднять соответсвующую карточку.Игра «Звуковая линейка»Здесь дети должны определить порядковый номер звука или звук по порядковому номеру. У каждого ребенка лежит «звуковая линейка», где каждая клеточка – домик для звука, а вся линейка – слово. Перед детьми лежат также фигурки из киндер – сюрпризов, которые «ходит в гости» либо к какому-то конкретному звуку, либо в какой-то конкретный домик. (В каком домике живет звук…?, какой звук живет в домике № 5?)Игра «Цепочка изменений»Как вариант игры «измени слово», но усложненный: берем за основу какое-либо слово и, изменяя по одному звуку, зарисовываем получающиеся слова. Далее детям предлагается ответить на вопрос, какие звуки и на какие мы заменили в каждом конкретном случае. Затем детям дается установка на запоминание рисунков слов в течение 10 сек., после чего рисунки стираются, а дети вспоминают последовательность слов.Например: ДАЧКА – ПАЧКА – ПОЧКА – ТОЧКА- ТУЧКА - РУЧКА – РЕЧКА- РЕЧКА- ПЕЧКА – ПАЧКА – ДАЧКА.Игра « Строители»Собираем и разбираем слова по звукам. Логопед предлагает детям собрать слова, которое он произносит по звукам. Б-А-Р-А-Н-К-А = баранка. Затем дети сами разбирают по звукам предложенные слова. Кот = К-О-Т.Игра «Подбери словечко»Детям предлагается:а) определить по схеме, какое слово предложено логопедом к схеме или б) для данного слова выбрать одну из предложенных схем.На более позднем этапе слова вслух не произносятся, а детям предлагается ряд картинок, из которых необходимо выбрать нужную и объяснить свой выбор.Игра «Волшебники»Детям предлагается «превратить» слово, имеющее определенное количество слогов, в слово с большим или меньшим количеством слогов.Например: КОТ - КО - ТИК ЛИСТОК - ЛИСТДидактические игры, направленные на устранение предпосылок оптической дисграфии. Игра «Техники»Детям предлагается «отремонтировать» сломанные буквы.Игра «Ластик»Педагог рисует фигуру, ребенку предлагает стереть все что не нужно букве.Игра «Распутай буквы»Графические изображения букв накладываются друг на друга, при этом общие элементы не совпадают: «П», «К», «М» и т.д.Ира «Разгляди буквы»Графические изображения букв накладываются друг на друга с совпадением общих элементов: «П», «Н», «Г», «К», «И» и т.д.Игра «Зеркало»Детям рассказывается история о буквах-модницах, которые так любили смотреться в зеркало, что в конце концов запутались: где они, а где их отражения. Детям предлагается помочь буквам, зачеркнув их неправильные отражения.Дидактические игры, направленные на устранение предпосылок аграмматической дисграфии.Игра «Из чего сделан»Игра проводится с перекидыванием мяча. Логопед называет предмет, дети прилагательное, характеризующее материал, из которого он сделан.Например: Вилка из металла – металлическаяСтакан из стекла –Ваза из хрусталя –Шапка из меха –Игрушка из пластмасса –Стул из дерева – и т.д.Игра «Котенок»Логопед показывает детям игрушечного котенка и говорит: « К нам в гости пришел котенок. Он будет прятаться, а вы его ищите». Логопед прячет игрушку. Дети отыскивают и говорят: « Котенок на стуле», «Котек в шкафу», и т.д. Затем логопед тихо, чтобы остальные не слышали, дает задание одному ребенку. После того, как он выполнит задание, логопед спрашивает детей, что делает их товарищ. Дети строят свой ответ в виде распространенного предложения. Игра «Где стоит машина»Логопед выставляет на фланелеграф картинки. Детям предлагается ответить на вопросы. - На какой по счету картинке можно сказать про машину, что она стоит перед домом (проезжает между домами и т.д.)?- Назовите маленькие слова ( предлоги) в данных предложениях.- Соедините слова в предложении маленьким словом. например: Машина подъехала… гаражу, машина отъехала…гаража, машина едет…гараж и т.д.Игра «Скажи правильно»Ребенок предлагается самостоятельно отобрать слова с любыми уменьшительным суффиксом Большой ключ, а маленький… большой петух, а маленький…большой зеркало, а маленькое…большая ваза, а маленькая…большой пень, а маленький…большое платье, а маленькое…большое перо, а маленькое и т.д.Игра « Закончи предложение»Подобрать данным существительным подходящие по смыслу глаголы со значением движения сначала вовнутрь, а затем изнутри.Например: Человек по дороге идет, в дом входит, а из дома выходит.Мальчик по дороге бежит, в дом… , а из дома … .Машина по дороге едет, во двор…, а из гаража … .Птица летит, в окно… , а из окна… .Змея ползет, а в палатку …, а из палатки … .

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X