Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Костюк Надежда Сергеевна

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРАДИЦИОННЫХ И НЕТРАДИЦИОННЫХ МЕТОДОВ РАБОТЫ С ВОСПИТАННИКАМИ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ».

скачать документ

Вернуться назад
ТЕМА:«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРАДИЦИОННЫХ И НЕТРАДИЦИОННЫХ МЕТОДОВ РАБОТЫ
С ВОСПИТАННИКАМИ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ».

Своевременное и полноценное овладение речью является первым важнейшим условием становления у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного развития её. Речь, во всем её многообразии, является необходимым компонентом общения. Именно в процессе общения она и формируется.
 Цель занятий по развитию речи в детском саду – помочь ребенку овладеть родным языком. Развитие речи у детей также тесно связано с формированием мышления и воображения ребенка.
   Основными задачами развития речи в детском саду являются:
- воспитание звуковой культуры речи,
 - обогащение и активизация словаря,
 - формирование грамматического строя речи,
- развитие связной речи.
   Необходимо создать в работе эмоционально благоприятную ситуацию, которая способствовала бы возникновению желания у ребенка активно участвовать в речевом общении. И именно игра помогает создавать такие ситуации, в которых даже самые стеснительные и необщительные дети  раскрываются. Вовлечение детей в игровую деятельность помогает активизировать их речевое развитие.
   Связная речь – это развернутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений.
Связная речь предполагает овладение богатым словарным запасом языка, усвоением языковых законов и норм,  умением полно, связно, последовательно  передать содержание готового  текста.
Связная речь имеет две формы:
·        диалогическую (разговор между двумя или несколькими людьми)
·        монологическую(речь одного человека).
Каждая из них имеет свои особенности.
Диалогическая речь побуждает к неполным, односложным ответам. Основные черты диалогической речи неполные предложения, восклицания, междометья, яркая интонационная выразительность, жест, мимика.
Монологическая речь требует умения сосредоточить свою мысль на главном, не увлекаться деталями и в то же время говорить эмоционально, живо, образно. А также, требует развернутости, полноты и четкости высказывания.   Родители, поддерживая работу, начатую в детском саду по формированию связной монологической речи, сочиняйте со своим ребенком сказки и рассказы, придерживаясь структуры текста: начало, середина и концовка.
Дошкольное учреждение берет на себя большой объем работы по  развитию связной речи и без помощи и участия родителей педагогам не обойтись.
Основные условия развития ребенка, которые необходимо решать в семье и дошкольном образовательном учреждении:
Формировать интерес ребенка к художественной литературе.
Необходимо научить ребенка слушать. Это достигается не призывами к слушанию, а подбором интересной, доступной ребенку литературы, неспешным выразительным чтением взрослого.
Полученные в детском саду навыки по составлению связных текстов необходимо закреплять в семье.
  Речевые умения, которые дошкольник получает в игре, необходимо перенести в монологическую связную речь. Для этого в педагогический процесс  включается ситуация устного рассказа. Воспитатель помогает ребенку оформить свои мысли в виде рассказа: подсказывает сюжетный ход, логические связи, а иногда и начало каждого предложения. Ниже представлены примеры речевых игр и упражнений, которые проводятся с детьми, начиная со средней группы.
В арсенале современной педагогической практики существует множество методов и приемов развития связной речи дошкольников. Одни из них являются традиционными и основными, это, как вам известно:
Наглядные:
Наблюдение во время прогулок, экскурсий;
Рассматривание конкретного объекта и наблюдение за ним;
Знакомство с объектом опосредованным путем, т. е. по средством фотографий, картин, картинок, кинофильмов.
Словесные:
Заучивание наизусть;
Пересказ;
Составление различных видов рассказов;
Беседы.
Прием- это элемент метода. В настоящее время методика развития речи, как и общая дидактика, не располагает устойчивой классификацией приемов. Приемы развития речи можно разделить, прежде всего, на:
Наглядные:
Организация наблюдения;
Демонстрация иллюстраций, картин, предмета, макета и т. д. ;
Просмотров видеофильмов.
Словесные:
Речевой образец;
Повтор;
Вопрос;
Игровые:
Дидактические игры-упражнения;
Театрализованные игры;
Сюжетно-ролевые игры;
И другие виды игр с речевым содержанием.
Косвенные:
Подсказка;
Совет;
Исправление;
Реплика;
Замечание.
Чтобы научить детей связно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей среды, наряду с традиционными методиками, нужно использовать и инновационные комбинированные методы обучения:
Мнемоника (наглядное моделирование);
ТРИЗ
Постановка проблемного вопроса.
Прием «ИЗОсказка».
Вышеназванные технологии являются скорее только инструментарием основных методов и приемов, но не самостоятельной развивающей детскую речь единицей.
Рассмотрим подробнее:
Мнемоника, или мнемотехника – это система различных приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Мнемотехника – помогает развивать:
ассоциативное мышление
зрительную и слуховую память
зрительное и слуховое внимание
воображение
связную речь
мелкую моторику рук.
Мнемосхемы могут быть использованы в работе над всеми видами связного высказывания:
пересказ;
составление рассказов по картинке и серии картин;
описательный рассказ;
творческий рассказ;
разучивание стихотворений, скороговорок, чистоговорок;
отгадывание и составление загадок.
Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
Мнемотехникой можно начинать заниматься с младшего возраста,но рациональнее вводить её в занятия с 4-5 лет,когда у детей накоплен основной словарный запас.
Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса- рыжая, мышка- серая, ёлочка- зелёная.
Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не привлекать внимание на яркость символических изображений.
Дошкольное детство – это возраст, когда появляется способность к творческому решению проблем, возникающих в той или иной ситуации жизни ребенка. Умелое использование приемов и методов ТРИЗ (теории решения изобретательных задач) успешно помогает развить у дошкольников изобретательную смекалку, творческое воображение, связную речь.
Несомненно, эта технология эффективна при формировании у младших дошкольников элементарного речевого творчества, а в группах среднего и старшего дошкольного возраста при формировании навыка составления описательных загадок, сравнений, сравнительных оборотов, метафор, образных выражений и т. д. При помощи ТРИЗ мы учим детей фантазировать, находить причинно-следственные связии высказывать умозаключения.
Приемы ТРИЗ а в детском саду не требуют специально отведенного времени - это вопрос мышления и подхода к детям. Например, читая с детьми какую-то сказку, можно проанализировать линию поведения главного героя.
Если обратиться к классическому детскому стишку про бычка, у которого "доска кончается, сейчас я упаду", то можно побудить детей поразмышлять над следующими вопросами:
как помочь бычку не упасть? Пусть он остановится.
Но ему нужно идти дальше, что делать? Подложить другую досочку и так далее.
Главное, не принимать решения вместо ребенка, а учить его мыслить и анализировать ситуацию с разных сторон и с точки зрения эффективности.
Игровая ситуация «Маша-Растеряша»
Цель : развитие речи, внимания, умения увидеть все необходимые ресурсы.
Вступление :: рассказать детям о рассеянных и забывчивых людях, которые все путают и забывают (не забыть сделать воспитательный вывод). А затем спросить: кто хочет помочь Машам-растеряшам? Далее игру можно проводить двумя способами по желанию. 1.Ведущий будет Машей. Растерянно оглядываясь по сторонам, он говорит:
- Ой!
Что случилось?
- Я потеряла (называет какой-то предмет, например, ложку). Чем же я теперь буду суп есть (или назвать любое другое действие)? Сочувствующие помощники начинают предлагать свои способы решения проблемы: можно взять чашку и выпить бульон, а потом вилкой съесть все остальное и т. д. 2. Развитие игры происходит так же как и в первом, но роль Маши-Растеряши исполняют разные дети, а не только ведущий. Например, кто предложил лучшую альтернативу потерянному предмету, тот становится Машей. Таким образом, обеспечивается активность всех участников игры.
Игровая ситуация «Сломалась игрушка»
Элементы ТРИЗ можно использовать и в житейских ситуациях, тем самым помогая ребенку не только анализировать ситуацию, но и, в дальнейшем , достигать самостоятельного поиска выходов из ситуации. Например:
У ребенка сломалась игрушка. Используя принцип противоречий, можно уточнить, хорошо это или плохо. Скорее всего, что ответ будет «плохо».
Тогда вступает в силу использование всех интеллектуальных ресурсов: а как ее можно сейчас использовать? Как подставку? Или это машинка, которая может ездить на трех колесах?
Кто-кто в теремочке живет?
Цель: научить ребенка элементам анализа, побудить его замечать общие признаки путем их сравнения.
Понадобятся: красочные изображения разных предметов (груша, ручка, дом, рюкзак, кастрюля, цветок и так далее) Можно самим сделать эти заготовки вместе с детьми. Для теремка идеально подойдет большая коробка или шкаф - фантазия детей подскажет им все остальное.
Вступление: вспомнить вместе с детьми сказку "Теремок" и предложить разыграть ее так, как это делают в стране Перевертышей. Ход игры : каждый ребенок с закрытыми глазами вытягивает свой рисунок и играет за нарисованный предмет. Ведущий выбирает хозяина теремка - короля Перевертышей, который созвал своих друзей на пир. Персонажи по очереди подходят к теремку. Первый приглашенный задает вопрос: - Тук, тук, кто в теремочке живет.
Я - ... (называет себя, например, цветок). А ты кто? - А я - ... (называет себя, например, груша). Пустишь меня в теремок? - Пущу, если скажешь, чем ты на меня похож.
Гость внимательно сравнивает два рисунка и называет найденные общие моменты. Например, он может сказать, что и у цветка, и у груши есть веточка. После этого первый участник заходит в теремок, а к хозяину уже стучится следующий гость. Важно сохранить дружелюбную атмосферу: если кто-то не может ответить, то помогают остальные дети.

Перечень некоторых игр по методике ТРИЗ-технологии:
«Круги Луллия».
Пособие представляет собой несколько кругов разного диаметра, нанизанных на общий стержень. В верхней части стержня устанавливается стрелка. Все круги разделены на одинаковое количество секторов. Круги и стрелка подвижны. Свободное вращение всех частей приводит к тому, что под стрелкой оказываются определённые сектора на каждом из кругов.
Цель данного пособия: уточнять знания дошкольников в различных предметных областях; развивать вариативность воображаемых образов. "Составь слово" - используется для составления слов.
"Смешивание цветов" - закрепление получения цвета и его оттенков.
"Сочини сказку" - используется для составления различных вариантов сказок.
Пособие «Гусеничка»
Формирует умение сравнивать объекты по нескольким различным признакам. Составлять загадки, используя признаки, представленные в виде зрительных символов. Учить классифицировать объекты по данным признакам, составлять описательные рассказы.
«Волшебная дорожка».
В основе сюжета многих сказок - действия какого- либо героя: он путешествует с определенной целью, при этом взаимодействует с другими объектами (преодолевает препятствия, решает задачи, изменяясь при этом сам и меняя объекты взаимодействия, и многому может научиться.
"Дидактический мяч»
Активно используется в младшем возрасте, с помощью этого пособия детей учим находить слова - антонимы. Приведём пример использования пособия в разных возрастных группах:
Задания для детей 4-х лет. Воспитатель предлагает слово - существительное (прилагательное, глагол, а ребёнок говорит противоположное по значению. Пример: грусть - радость; белый - чёрный; плакать - смеяться.
Пособие «Часы»
Символы имён признаков вводились постепенно: от простых (цвет, форма, размер)к более сложным (температура, вес, расстояние, запах и т. д.). В пособиях расположили 17 имён признаков, оставили ещё дополнительные пустые ячейки для будущего. Пособие можно использовать на разных видах занятий, как алгоритм составления описательных рассказов.
«Вертолина»
Игра, способствующая расширению и активизации словарного запаса детей, поле разделено на несколько предметных областей: птицы, посуда, одежда и др. раскручивается стрелка и находится определённая область, дети по очереди называют слова, относящиеся к данной области. Побеждает тот, кто наберёт наибольшее количество баллов.
Существует и такой нетрадиционный прием, как постановка проблемного вопроса. Этот прием учит детей рассуждать.
Проблемные вопросы начинаются вопросительными наречиями почему? зачем?
Эти вопросы сложнее по синтаксической конструкции, а главное по содержанию, так как требуют определенной мотивации ответов, осмысливания причинно-следственных связей, установления смысловых ассоциаций и следовательно непосредственно связаны с развитием логического мышления.
Ответы на проблемные вопросы представляют собой сложноподчиненные предложения с придаточными причины или цели, предполагающие четкое грамматическое оформление и использование более абстрактной книжной лексики.
В обучении ответам на проблемные вопросы еще большую роль играет помощь педагога, как в форме образца ответа, так и в использовании такого приема, как подсказывающее начало ответа на поставленный вопрос.
Следующий нетрадиционный прием, стимулирующий речевое развитие детей младшего и старшего дошкольного возраста. Прием – ИЗОСКАЗКИ.
Что из себя представляет этот прием в первой младшей группе? Воспитатель рассаживает малышей в кружок за столом. Берет себе и дает каждому ребенку несколько небольших кусочков пластилина. В ходе рассказывания сказки, быстрыми движениями способом вытягивания лепит сама и предлагает детям лепить вместе с ней сказочных героев.
Когда у детей формируются элементарные навыки в рисовании (вторая половина года) воспитатель прием ИЗОСКАЗКА начинает использовать в сочетании сказка-рисунок. По той же схеме. При использовании приема ИЗОСКАЗКА воспитатель не обращает внимание на технику рисования или лепки, эта детская деятельность служит для развития мелкой моторики.
Со средней группе прием ИЗОСКАЗКА можно использовать в сочетании с настольными играми типа «Жили-были», «Сказочный калейдоскоп», «Придумай сказку» и т. п. В ходе таких игр дети придумывают сюжет сказки, одновременно прорисовывая и озвучивая его.
Таким образом, нетрадиционные формы работы в детском саду не отрицают традиционные, а их совершенствуют, модернизируют, дополняют. И созданы они в данный момент в соответствии с требованиями времени. Что соответствует задачам, поставленным на государственном уровне, чему и свидетельствует и концепция модернизации образования. Когда используешь в работе что-то новое, интересное – увлекаешься сам, а соответственно и увлекаешь детей, а когда данная деятельность приносит ощутимый видный результат – это интересно и увлекательно вдвойне.









Список использованной литературы:

Большева Т.В. Учимся по сказке. Пособие для воспитателей детского сада. / С – Пб., «Детство – пресс», 2001. 
Периодические издания: - «Дошкольное воспитание»  № 8 (1988 г.) , № 5, 6 (1989 г.), № 1, 2, 3, 5 (1990г.) , № 4 (1993г.) , № 1 (1994 г.),  № 5 (1996 г.) , № 11 (1997 г.), № 5, 9 (1998 г.); - «Ребёнок в детском саду»:  №1, 2, 4 (2001г.)
Дьяченко О.М.  Методика развития творческого воображения под ред. Ткаченко, Т.А. Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи малыша. Пособие для воспитателей детского сада/ Т.А. Ткаченко. - М.: Эксмо, 2006

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X