Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Коровина Ирина Игоревна

Коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста

скачать документ

Вернуться назад

«Коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста»Коровина Ирина ИгоревнаМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №2 п.Верховье» Орловской области(МБДОУ «Детский сад №2 п.Верховье»)Педагог-психолог«Агрессивность не порождена частной собственностью, а имеет глубокие основы в психике человека». Зигмунд Фрейд Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Особенно важным изучение агрессивности является в дошкольном возрасте, когда эта черта находится в стадии своего становления и когда еще можно предпринять своевременные корригирующие меры. Агрессия – мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленные и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности. Агрессивный ребенок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе. В последние годы научный интерес к проблемам детской агрессивности существенно возрос. Однако, несмотря на значительное количество исследований, и монографий, посвященных этой тематике, ключевые вопросы, связанные с природой и истоками агрессивности, остаются открытыми. Ученые разных направлений предлагают различные подходы к определению сущности агрессивного поведения, его психологических механизмов. Главной задачей, стоящей перед воспитателями и родителями, должно быть воспитание не только интеллектуально развитого, с богатым духовным миром человека, а в первую очередь человека психически здорового. Проблема детской агрессивности нашла довольно широкое отражение в работах зарубежных и отечественных ученых (Н. Голдсмит, Дж. Доллард, Джен Нельсон, Росс Кэмбел, Б. Спок, Дэн Трембол, Л.Беркова, А. Бандура, И.Клемантович, Л.Леви, В.Г. Маралов, И.А. Невский, С.Розенцова, В.А. Ситаров, В.А. Трифонова и др.). В них раскрываются причины детской агрессивности, прослеживаются механизмы ее формирования на разных возрастных этапах, описывается симптоматика, определяются основные подходы к коррекции нарушений поведения. Причины появления агрессии у детей могут быть самыми разными. Возникновению агрессивных качеств, способствуют некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга. Огромную роль в развитии тех или иных качеств ребенка играет воспитание в семье, причем с первых дней жизни ребенка. Социолог М. Мид доказала, что в тех случаях, когда детей резко отлучают от груди и общение с матерью сводят к минимуму, у них формируются такие качества, как тревожность, подозрительность, жестокость, агрессивность, эгоизм. И наоборот, когда в общении с ребенком присутствуют мягкость, он окружен заботой и вниманием, эти качества не вырабатываются. Для коррекции и профилактики агрессивного поведения использую разнообразные методические средства такие как: - игровая терапия; - психогимнастика; - релаксация; - проектное рисование. Таким образом, игровая терапия - метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. Игра способствует созданию близких отношений между участниками группы, снимает напряженность, тревогу, страх перед окружающими, повышает самооценку, позволяет проверить себя в различных ситуациях общения, снимая опасность социально значимых последствий. Снятию агрессии у детей дошкольного возраста могут послужить следующие игры: «Золотая рыбка», «Боксер», «Штурм крепости» и др. Психогимнастика – это курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как ее познавательной, так и эмоционально-личностной сферы). Психогимнастика примыкает к психолого-педагогическим и психотерапевтическим методикам, общей задачей которых является сохранение психического здоровья и предупреждение эмоциональных расстройств у детей. Например: игра» Минута баловства», «Дожди» и др. У агрессивных детей отмечается высокий уровень мышечного напряжения. Особенно он высок в области рук, лица, шеи, плеч, грудной клетки и живота. Такие дети нуждаются в мышечной релаксации. Релаксационные упражнения лучше проводить под спокойную музыку. Упражнения позволяют ребенку овладеть навыками саморегуляции и сохранить более ровное эмоциональное состояние. Например: игра «Воздушный шарик», «Полет высоко в небо», «Необычная радуга», «Замедленное движение», «Потянулись – сломались», «Лимон», «Рот на замочке», «Улыбнись», «Бубенчик», «Раскачивающееся дерево», «Спящий котёнок», «Холодно – жарко», «Солнышко и тучка» и другие. Ежедневное проведение таких упражнений учит детей саморегуляции своего душевного состояния. Научившись расслаблению, каждый ребенок получает то, в чем ранее испытывал недостаток. Это в равной степени касается любых психических процессов: познавательных, эмоциональных и волевых. В процессе расслабления организм наилучшим образом перераспределяет энергию и пытается привести тело к равновесию и гармонии. Расслабляясь, возбужденные беспокойные дети постепенно становятся более уравновешенными, внимательными и терпеливыми. Проективный рисунок – творческий акт, позволяющий ребенку ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, развить эмпатию, быть самим собой, свободно выражать мечты и надежды. Основная задача проективного рисунка состоит в выявлении и осознании трудновербализуемых проблем, переживаний ребенка. Например: «Свободная тематика». Для того чтобы помочь ребенку избавиться от агрессивных форм поведения, нужно научить его выражать или выплескивать свои эмоции. Сдерживая свою агрессию, ваш малыш «загоняет» ее внутрь. В этом случае постепенно накапливаются отрицательные чувства, которые со временем будут способствовать возникновению стресса. Не отреагировав сразу, ребенок рано или поздно почувствует необходимость выплеснуть все «накопившееся» из себя. Но не на того, кто вызвал это чувство, а на того, кто «подвернется» под руку, кто слабее и не сможет дать отпор. Дайте ребенку возможность выплеснуть свою агрессию, и вы увидите, что в реальной жизни агрессивность снизится.

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X