Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Боркина Мария Рувимовна

"Учиться, играя, так интересно" (почему очень важно развивать сенсорные способности младших дошкольников)

скачать документ

Вернуться назад

"Учиться, играя, так интересно"(почему очень важно развивать сенсорные способности младших дошкольников)Боркина Мария РувимовнаРеспублика Бурятия, город Улан-Удэ, детский сад №233 ОАО «РЖД»воспитательВ наше время, резкое обновление знаний во всех областях, рост потока информации, которую человек должен быстро усвоить и с пользой для себя использовать, ставят перед педагогической наукой и практикой новые, динамичные задачи. В связи с этим принят Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), в котором заложен значительный потенциал для дальнейшего познавательного, волевого и эмоционального развития ребёнка.Большое значение приобретает проблема умственного воспитания детей дошкольного возраста, основой, которого является сенсорное воспитание. Предметный мир существует для ребенка в контексте его субъективности, значимости этого мира для него лично. Сенсорное воспитание младших дошкольников, формирование любых представлений о свойствах предметов, происходит в результате действий восприятия, направленных на обследование формы, цвета, величины и других свойств и отношений, которые должны приобрести значение образцов. Однако этого недостаточно. Актуальность проблемы исследования заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с "живого созерцания", с ощущения (отражение отдельных свойств, предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувств) и восприятия (отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств). Хотя, известно, воспитание ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления). Развитая сенсорика - основа для совершенствования практической деятельности современного человека. Исследованиям в области сенсорного воспитания дошкольника уделяли многие отечественные и зарубежные ученые. В последнее время методисты все больше направляют свое внимание именно на зарубежных авторов. Однако наиболее важный вклад в воспитание исследований в этом направлений внесли такие отечественные авторы как А.П.Усова, А.В. Запорожец, А.Г. Рузская, Н.А. Ветлугина, Л.А. Венгер, В.П. Зинченко и многие другие. Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представления о сенсорных эталонах – общепринятых образцов внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности; в качестве эталонов формы – геометрические фигуры; величины – метрическая система мер. Свои виды сенсорные эталоны имеют в слуховом восприятии (это фонемы родного языка, звуковысотные отношения), во вкусовом и обонятельном. Таким образом, проанализировав и просинтезировав, указанные выше определения, можно сказать, что сенсорное воспитание – это целенаправленные, последовательные и планомерные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование у ребенка чувственного познания, развитие у него процессов ощущения, восприятия, наглядных представлений через ознакомление с сенсорной культурой человека.Основу восприятия составляют ощущения, вызываемые воздействиями на органы чувств, точнее воздействия на чувствительные аппараты (рецепторы). В зависимости от того, какой анализатор задействован или орган чувств, выделяют обонятельные, вкусовые, слуховые, зрительные, тактильные ощущения. Любая информация, поступающая к нам через органы чувств, имеет свой специфический вид для каждого из них. А в реальном мире каждый предмет может обладать разными видами информации (разными свойствами). Роль восприятия заключается в том, что оно объединяет все свойства предмета и формирует у нас представление о целом предмете со всеми свойствами. В педагогике и психологии сенсорное развитие ребенка подразумевает развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе, формирование музыкального слуха, совершенствование звукового анализатора речи и др. Развивать анализаторы ребёнка – значит обучать его действиям обследования предмета, которые в психологии называются перцептивными действиями. Следовательно, развитие восприятия определяется тремя параметрами: перцептивными действиями, сенсорными эталонами и действиями соотнесения. Выдающие зарубежные учёные в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли), а также известные представители отечественной дошкольной психологии и педагогики (Л.А. Венгер, Е.И. Тихеева, А.В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П. Сакулина и другие) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания. Подводя итог вышесказанному, можно сказать, что, готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные отечественными психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. Но дело не только в том, что низкий уровень сенсорного развития резко снижает возможность успешного обучения ребенка. Не менее важно иметь в виду значение высокого уровня такого развития для человеческой деятельности в целом, особенно для творческой деятельности. Важнейшее место в ряду способностей, обеспечивающих успехи музыканта, художника, архитектора, писателя, конструктора, занимают сенсорные способности, позволяющие с особой глубиной, ясностью и точностью улавливать и передавать тончайшие нюансы формы, цвета, звучания, и других внешних свойств предметов и явлений. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития, достигаемом в ранние периоды детства. Таким образом, ощущение и восприятие человека – это необходимые предпосылки, и условия его жизни, и практической деятельности. В дошкольной педагогике дидактические игры с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. На них почти полностью возлагалась задача формирования сенсорики ребенка. Много таких дидактических игр представлено в работах отечественных исследователей и педагогов (Е.И. Тихеевой, Ф.И. Блехер, Б.И. Хачапуридзе, А.И. Сорокина, Е.Ф. Иваницкой, Е.И. Удальцовой и др.), а также в специальных сборниках игр. В психолого-педагогическом словаре дидактические игры понимаются как специально создаваемые или приспособленные для целей обучения игры.Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей.Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности.Исследователями в области игры А.И. Сорокина, А.К. Бондаренко, Л.В. Артемова, Л.А. Венгер, В.Н. Аванесовой и др. выделена ее структура: дидактическая задача, игровые правила, игровые действия.Игра, используемая для обучения, содержит обучающую, дидактическую, задачу. Играя, дети решают эту задачу в занимательной форме, которая достигается определенными игровыми действиями. Мотивом выполнения дидактической задачи становится естественное для дошкольника стремление играть, желание достигнуть игровой цели, выиграть. Именно это заставляет детей внимательнее всматриваться, вслушиваться, быстрее ориентироваться на нужное свойство, подбирать и группировать предметы, как это требуется по условиям и правилам игры. Эффективность применения дидактических игр для развития сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста может быть проверена при проведении опытно-экспериментальной деятельности. Дидактические игры проводились 2 - 3 раза в неделю, продолжительностью 10-15 минут, использовались не только в непосредственной образовательной деятельности, но и в условиях повседневной жизни детей. Основными методами деятельности педагога с детьми являлись: игровые приемы, речевой образец, показ способа действий, использование элементов сюрпризности, конкретизации общения воспитателя и ребенка по ходу или в конце занятия: «И Вова, и Таня, все дети будут слушать, что расскажет и покажет кукла Катя». Когда детям предлагались игры, они достаточно живо и с интересом принимали участие. Для поддержания интереса вводился соревновательный момент: «Кто быстрее соберет фрукты?», «Кто быстрее разложит по клеточкам?» и т.п. Дети с интересом выполняли предложенные им задания. В процессе проведенной работы дети не только визуально изменили свое отношение к сенсорной деятельности, но и практически. Анализируя знания воспитанников, мы отмечаем, что дети:успешно выделяют и учитывают цвет, форму, величину, фактуру и другие признаки предметов и явлений при выполнении ряда практических действий;большинство умеют группировать в соответствии с образцом предметы по цвету, форме, величине и другим свойствам при выборе из четырёх разновидностей;соотносят разнородные предметы по цвету, форме, величине, фактуре;узнают в разнообразных цветовых пятнах предметы или явления, имеющие характерный цветовой признак (снег, трава, апельсин и т.п.) в пятнах разной величины медведя и медвежонка, кошку и котёнка;активно используют «опредмеченные» слова-названия для обозначения формы (кирпич, мяч, шар, крыша, яйцо, огурец), цвета (трава, помидор, цыплёнок и др.); отбирают предметы необходимой формы или цвета для развития самостоятельной сюжетной игры (грузят на машину бруски-«кирпичики» или кубики определённого цвета, подбирают детали нарядов для кукол в соответствии с цветом их одежды);начинают активно пользоваться общепринятыми словами-названиями цвета, часто в отрыве от конкретного предмета (синим он может называть и жёлтый, и зелёный предмет).В утренние часы проводили индивидуальную работу, предлагая детям разный дидактический материал для игр. Это "Разложи цветные палочки", "Найди фигуре свой домик", "Найди серединку для цветка", "Кто большой, кто маленький". Так же использовали в своей работе дидактические игры в программе Aktiv inspier, с помощью интерактивной доски. Это сенсорный экран, работающий, как часть системы, в которую также компьютер и проектор. Такие игры, как «Разложи фигуры в сумки», «Ниточки для шариков», «Бусы для матрёшки», «Одень ёлочку», значительно расширяет возможности предъявления учебной информации, позволяет усилить мотивацию ребенка. Применение мультимедиа технологий (цвета, графики, звука, современных средств видеотехники) позволяет моделировать различные ситуации. Интерактивная доска активизируют познавательную деятельность обучающихся и усиливают усвоение материала и развивает у детей: внимание, мышление, память. Также для развития сенсорной культуры мы предлагаем детям универсальный дидактический материал – логические блоки Дьенеша, которые состоят из объемных геометрических фигур, отличающихся по форме, цвету, размеру и толщине. Дети учатся различать предметы по свойствам, а так же осваивают понятия «такой же как», «не такой как» по таким признакам как форма, цвет, размер, толщина. Игра «Найди меня» (классификация по одному признаку), «Что изменилось», «Какая фигурка лишняя». Серия игр «Выложи картинку». Для этих игр использую как готовый альбом «Блоки Дьенеша для самых маленьких», так и свои разработанные карточки, при выкладывании которых используются все фигуры комплекта. Накладывая цветные блоки на изображения, дети испытывают радость созидателя, наблюдая, как под их руками плоскостные изображения превращаются в объемные предметы.Сенсорное воспитание, как первая ступень умственного развития, тесно связана с различными сторонами деятельности ребёнка. Поэтому во время непосредственно образовательной деятельности по: ознакомлению с окружающим; конструированию; изобразительной деятельности; коммуникации; формированию двигательной активности мы старались развивать именно сенсорное, чувственное восприятие ребёнка. Так, например, при ознакомлении с окружающим использовали серию игр с куклами, мишками, собачками. В гости к детям приходили куклы Женя (вся в жёлтом), Катя (вся в красном), Зина (вся в зелёном), Саша (вся в синем). Мы приглашали кукол к столу и угощали чаем. Причём нужно было подобрать каждой кукле, соответственно её цвета, чайный набор. Воспитатель спрашивала у детей какого цвета кукла Женя, а какой Зина. "Лиза, какую чашку мы дадим Жене" – спрашивала воспитатель, - "А какую, Света, мы поставим кукле Зине?", "Антон, а какого цвета чашка у Саши и Кати?", "А теперь Матвей, поставим куклам тарелки" и т. д Важным условием сенсорного развития детей младшего возраста является правильно организованная предметно-развивающая среда по разделу «Сенсорное воспитание». Правильно подобранные по цвету, форме, величине дидактические пособия имеют большой эмоциональный заряд, определяемый фактурой, пропорциями, гармонией цвета. В повседневной жизни детям надо давать возможность наблюдать за формой, цветом, пропорциями предметов, явлений. Помимо различных дидактических игр и пособий, таких, как «Собери любой предмет»; «Строитель»; «Волшебная мозаика»; «Цветные квадраты»; «Квадратные забавы», «Матрёшки»; «Шары»; «Найди по цвету, форме», «Геометрическая мозаика», разрезные картинки, складные кубики и т. д., был организован сенсорный центр, который пополнили специфическими для экспериментов материалами: клубками ниток, различной фактуры тканями, прищепками, природным материалом, емкостями с водой и песком и многим другим. Здесь организуется совместная деятельность воспитателя с детьми, а также различные игры по желанию детей. Правильно подобранные по цвету, форме, величине дидактические пособия имеют большой эмоциональный заряд, определяемый фактурой, пропорциями, гармонией цвета. В повседневной жизни детям надо давать возможность наблюдать за формой, цветом, пропорциями предметов, явлений. Предметно — развивающая среда не должна создавать только внешнюю красоту. Это открытая, меняющаяся, живая система, обогащающаяся новизной. Предметно-развивающая среда несёт в себе огромные возможности воздействия на ребёнка, она воспитывает и развивает его. Одним из условий, обеспечивающих сенсорное развитие детей раннего возраста, является единство педагогических воздействий со стороны всех участников педагогического процесса. Особая роль при этом принадлежит родителям. В рамках эксперимента с целью выявления интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их компетенции по вопросам сенсорного развития детей была разработана анкета, которая позволила сделать следующие выводы:большинство родителей имеет поверхностное представление о сенсорном воспитании и не могут оценить уровень сенсорного развития своего ребёнка;все родители заинтересованы в получении квалифицированной помощи по данному вопросу. В анкетах было отмечено, что дети любят собирать пирамидки, играть с кубиками и с конструктором, но не все родители придают значение развитию различных видов восприятия. По результатам анкетирования было выявлено, что  только 30 % родителей владеют знаниями по развитию сенсорных способностей у детей. С целью устранения пробелов в знаниях в работу с родителями были включены  разнообразные формы взаимодействия, обобщенные темой "Сенсорное воспитание ребенка в детском саду и дома». Был организовано родительское собрание "Путешествие в страну "Сенсорика", которое значительно повысило интерес к сенсорному развитию детей. В уголке для родителей постоянно помещались консультации: "Что такое сенсорика?", "Сенсорное развитие ребенка", "Игры и игрушки в раннем возрасте", "Знакомим малыша с признаками разных предметов", "Особенности сенсорного развития детей". На стенде размещались информационные листы «Изготовим игрушку своими руками» «Учись, играя». Была  организована тематическая фотовыставка «Поиграй со мной», где были представлены фотографии игр детей  в детском саду в сенсорных зонах. Так же во время проведения эксперимента с целью анализа профессиональной деятельности по теме «Сенсорное развитие и воспитание младших дошкольников» педагогам ДОУ было предложено ответить на вопросы анкеты, составленной совместно с педагогом-психологом. Данная анкета помогает выявить уровень знания и владения методикой сенсорного воспитания, трудности, возникающие у педагогов в реализации данной темы и пути их решения. В опросе приняли участие 17 педагогов. Из них 5 – молодые специалисты, с опытом работы менее двух лет, 8 – с опытом работы от 5 до 20 лет, 4 - с опытом работы более 30 лет. На основе анализа анкет можно сделать следующие выводы: сенсорное воспитание детей в группах младшего возраста реализуется на 70%; в старших - 50%у педагогов (особенно у молодых специалистов) по вопросу сенсорного воспитания прослеживается недостаток некоторых знаний;трудности возникают с подбором методической литературы, планированием данного раздела работы. В связи с этим была организована консультация педагогов по этому вопросу на педагогическом совете. В целях улучшения планирования работы педагогов предлагается тематический план занятий по сенсорному развитию, а также методическое пособие "Поиграй со мной", где предлагаются дидактические игры для развития сенсорных способностей детей. Таким образом, данные, полученные в ходе эксперимента, подтверждают, что дидактические игры повышают уровень сенсорного развития младших дошкольников при условии их планомерного и систематического использования в работе. Это способствует развитию личности дошкольника в целом, а именно благотворно влияет на познавательную активность ребенка в повседневной жизни. Результаты опытно-экспериментальной работы по развитию сенсорных способностей младших дошкольников подтвердили и позволили сделать следующие выводы:1. Проведенная работа показала, что именно дошкольный возраст чрезвычайно важен для развития сенсорных способностей ребенка. Развитие у каждого ребенка этих способностей должно быть постоянно в поле зрения у воспитателя, родителей и осуществляться различными методами и средствами, в том числе с помощью дидактических пособий и игр. 2. Развитие сенсорных способностей посредством дидактических пособий и игр способствовало накоплению у детей сенсорного опыта. Это позволило детям действовать не только под руководством педагога, но и самостоятельно. 3. По ходу изложения теоретического и экспериментального материала подчеркивалось, что сенсорное развитие происходит в процессе самой разнообразной практики. Содержание дидактических пособий, их структура, игровые действия и правила направлены на то, чтобы помочь систематическому и планомерному развитию ребенка. Игры просты и доступны, они позволяют детям самостоятельно упражняться в усвоении способов сенсорных действий. На сенсорной основе выстраивается сложная структура всестороннего развития детей. Список литературы: Большунова Н.Я. Психологические условия воспитания сенсорной культуры ребёнка. Н.: Учебно-методическое пособие. - 2002. - 122с.Венгер Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников.— М.: Просвещение, 2008. - 49, 212с.Выготский, Л.С. Психология развития ребенка: моногр. / Л.С. Выготский. – М.: Смысл, Эксмо, 2004. – 99, 312 с.Глушкова, Г. Игра или упражнение // Дошкольное воспитание, – 2008. – №12. – с.29 – 34.Гогоберидзе, А. Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: учебник для бакалавров по направлению 050100 "Педагогика" / А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева. - Санкт-Петербург : Питер, 2013. - 464 с. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. - 232с.Деркунская В.А., Ошкина А.А Игровая образовательная деятельность дошкольников, - учебно-методическое пособие, 2014. - 114с.Дошкольная педагогика: учебник для студ. сред.проф. учеб. заведений / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. М: Академия, 2001. - 113, 224с.Дьяченко, О.М. Психологические особенности развития дошкольников / О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьева. – М. :Эксмо, 2009. – 176 с. Краснощёкова Н.В. Развитие ощущений и восприятия у детей от младенчества до младшего школьного возраста. - Ростов на Дону: Феникс, 2007.Монтессори, М. Помоги мне это сделать самому / Сост., вступ. статья М. В. Богуславский, Г. Б. Корнетов. – М.: Карапуз, 2000. – 272 с. 32. Морозова, Н.Г. Воспитание познавательных интересов у детей. – М.: Педагогика, 2011. Панов, В.И. От активности к становлению деятельности, от субъекта к становлению субъектности // Проблемы и перспективы социальной психологии образования: Материалы междунар. научн. конференции. - Саратов: ИЦ Наука, 2010. - 216с.Пешкова Н.В. Развивающие занятия с детьми раннего возраста. Простые секреты успешной работы. Учебно-методическое пособие. Санкт - Петербург,"Детство Пресс" 2014 г.Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста: Пособие для воспитателей детского сада. – М., 2003.Поддьяков, Н.Н. Ребенок-дошкольник: проблемы психического развития и саморазвития // Дошкольное воспитание, 2013, №12.- 42с.Программа «Детство» В.И. Логиновой, Т.И. Бабаевой, Санкт -Петербург, "Детство Пресс" 2014 г. Ермолаев С.Д. "Сенсорное развитие детей дошкольного возраста" (из опыта работы), Санкт - Петербург,"Детство Пресс" 2011 г.- 73с.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013г. Регистрационный № 30384. Хохрякова Ю.М. Сенсорное воспитание детей раннего возраста . Учебно -методическое пособие. — Москва: ТЦ Сфера, 2014. - 141с.Эльконин, Д.В. Детская психология (развитие ребенка от рождения до семи лет). – М.: Академия, 2013. – 320 с.

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X