Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Рыжонкова Мария Алексеевна

Программа "Семьеведение для малышей"

скачать документ

Вернуться назад

Муниципальное учреждениеПсихолого-социальный центр «НАДЕЖДА» младший дошкольный возраст ПЛАН ПРОГРАММЫ«СЕМЬЕВЕДЕНИЕ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ»Социальный педагог Рыжонкова Мария Алексеевнаг. Заречный Тематический план программы « Семьеведение для малышей» в младшем дошкольном возрастеРаздел программыТема занятияЗадачиФормы и методы работы с детьмиЭлементы предметно-развивающей средыСЕНТЯБРЬВсе разделыДиагностика уровня развития МОМ у девочек и СОО у мальчиков младшего дошкольного возрастаСм.: Комплексная диагностика семейного воспитания дошкольниковОКТЯБРЬМоя семья1.«Мама, папа, я – дружная семья! Углубить представления детей о составе своей семьи: папа –глава семьи, мама – хозяйка, я – ребёнок, член семьи (сын/дочь); Конкретизировать представления о различиях между людьми по возрасту: папа и мама – взрослые, я – ребёнок. Учить откликаться на общее эмоциональное состояние: радоваться вместе с родителями; сопереживать, помогать им, жалеть, утешать их, говорить ласковые слова. Воспитывать доверие к родителям. Вызывать чувства уважения и любви. Активизировать проявление заботы, бережного отношения, уважения к родным. 1.Рассказы педагога на темы:- «Ты и твоя семья»;- «Как семейный альбом рассказал о моей семье»;- «Чем можно порадовать маму, папу»;- «Гороховый стручок – дружная семья»;- «Как мы с папой маме помогали»;- «Я помогаю папе и маме».2. Системный оператор «Человек».3. Рассказ педагога о разных социальных функциях членов семьи.4. Проблемные ситуации «Как поступить?»5. Чтение:- хакасская сказка «Три брата»;- стихотворения: А. Плещеев «Внучка», Э. Мошковская «Добежали до вечера»;- -потешки.6. Продуктивная деятельность:- лепка «Угощение для семьи»;- аппликация «Украсим платочек», «Украсим платье».7. Сюжетно-ролевая игра «Семья».8. Дидактические игры: «Одень куклу», «Подбери причёску», «Кому что подарить».9. Пальчиковые игры: «Семья», «Апельсин».10. Познавательная игра «Семейка медвежат».11. Самостоятельная деятельность: рассматривание альбомов «Моя семья»; игра с зеркалом.Книги о семье в уголок чтения.Театр на фланелеграфе: спектакль «Репка».Предметная среда для изодеятельности.Семейные фотоальбомы.Иллюстрации к сказке «Репка».Игрушки для организации сюжета «К нам гости пришли».Атрибуты для сюжетно-ролевой игры « Семья».Тематические альбомы: - «Как появляется семья»;- «От младенца до бабушки, дедушки»;- «Мамины колыбельные».Выставка фотографий «Моя дружная семья».Картотека дидактических игр, пословиц о семье.НОЯБРЬМоя семья2. Как вести себя в семье» Формировать представление о нравственном поведении в отношениях между взрослыми и детьми; о таких понятиях, как забота, любовь, уважение. Учить помогать маме и папе, младшим и старшим братьям и сёстрам различными способами (стирать, убирать, подавать различные вещи, предметы, играть с младшими детьми и т.д.) Воспитывать доброе отношение ко взрослым, уважение, доверие, взаимопонимание и желание взаимопомощи; чувство признательности и любви к своей семье.1.Рассказы педагога о семье, правилах поведения в семье.2. Рассматривание фотоальбомов детей.3. Чтение:- стихотворения: И. Демьянов «Не хочу…», А. Барто (сборник «Все на всех»), Н. Сынгаевский «Помощница»;- рассказы: Л.Толстой «Косточка», Я.Тайц «По ягоды»;- русские народные сказки: «Репка», «Курочка Ряба».4. Общение, ситуации: «Добрый поступок Вани», «Как дети решили стать взрослыми», «В гостях у Мишутки».5. Пальчиковые игры: «Семья», «Курица-хохлатка», «Ладушки».6. Исполнение песен о маме, бабушке.7. Беседа на тему «Чем можно порадовать маму».8. Игра-драматизация «Найди свою маму».9. Этюды: «Любящий сын», «Маме улыбаемся», «Бабушка заболела».10. Рисование: «Подарки папам, дедушкам», «Подарки мамам, бабушкам», «Я и мой папа (мама)»11. Конструирование: «Мебель для квартиры», «Подарок маме».12. Дидактические игры: «Кому что нужно для работы», «Найди хозяина вещам», «Кому что подарить», Кто что потерял», «Маленькие помощники», «Грязи – нет! И пыли – нет!».13. Исполнение танцев (совместно с музыкальным руководителем): «Подружились», «Мы запели песенку».Иллюстрации о труде и играх детей, об их негативных поступках.Сказки: «Репка», «Курочка Ряба», «Три поросёнка», «Два жадных медвежонка», «Волк и семеро козлят»; сборник стихотворений А. Барто из сборника «Все на всех»; стихотворение И. Демьянова «Не хочу!».Фотоальбом о семье.Настольно-печатные игры: «Хорошо-плохо», «Найди маму».Атрибуты к играм, шапочки к подвижным играм: «Курочка хохлатка», «Дочки-матери», «Семья».Атрибуты для свободной художественной деятельности.Выставка книг: О. Дриз «Мы мужчины».Л. Квитко «Бабушкины руки», С. Капутикян «Бабушка», Г.Григорьев «Ладушки», Е. Трутнева «Наша бабушка», Р. Гамзатов «Мой дедушка», Г. Виеру «Рядом с мамой».ДЕКАБРЬМои мама и папа3. «Любимые мама и папа» Формировать целостное представление о маме и папе (внешний вид, профессия, любимые занятия, спортивные увлечения, отдых). Развивать добрые и нежные чувства к родным людям. Воспитывать чувство гордости и радости за своих близких. Учить отвечать на вопросы педагога, составлять с его помощью короткий рассказ о своей семье, пользуясь предложенными алгоритмами.1.Рассказ педагога о своих родителях с использованием фотоснимков.2. Чтение рассказов и стихов: А. Костецкий «Самое дорогое»; О.Дриз «Сыро, хмуро за окном…»; е, Благинина «Посидим в тишине»; В. Руссу «Моя мама»; С. Капутикян «Спросим папу…»; частушек для девочек и мальчиков.3. Беседы на темы: «Моя семья», «Мой папа».4. Этюды: «Мой папа – мастер», «Помашем маме», «Любящие родители».5. Рисование: «Моя мама», «Мой папа».6. Аппликация: «Цветы для мамы».7. Лепка: «Угощение для всех».8.Подвижная игра «Наседка и цыплята».9. Исполнение песенки «Курочка и цыплята».10. Дидактические игры: «Маленькие помощники», Моя любимая мама», «Весело и грустно», «Я и моя мама».11. Пальчиковая гимнастика «Семья».12. Настольный театр: спектакли «Репка», «Курочка Ряба».Атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Дочки-матери», «Семья».Фотоальбомы о семье.Материалы для дидактических игр.Картотека пословиц о маме и бабушке; упражнений пальчиковой гимнастики.Атрибуты для свободной художественной деятельности, шапочки для игр.Куклы и атрибуты для настольного театра.ЯНВАРЬМама – женщина, папа - мужчина.4. «Мужчины и женщины (такие разные люди)» Формировать первоначальные представления о сущности человека как биопсихосоциального существа (внешний вид, различия по полу). Расширять кругозор, формировать доброжелательное отношение к другим людям. Формировать представление о себе как личности (отличительные качества). Побуждать вести ролевые диалоги (мама – дочь, папа – сын и др.)1.Рассказы педагога: «Я – мальчик, Я – девочка».2. Дидактические игры: «Моё тело», «Одень куклу», «Подбери причёску», «Подбери игрушку», «Кто кем будет?», «Чья вещь?»; игры с зеркалом; игра-упражнение «Моя одежда»; игра-рассуждение «Семья».3.Ответы на вопросы и обсуждение ситуаций: «Кем ты доводишься мама?», «С кем ты любишь играть больше всего?», «Кому ты любишь помогать по хозяйству?», «Чем ты занимаешься?».4. Сюжетно-ролевая игра «Семья».5. Лепка: «Угощение для бабушки», «Подарок папе».6. Чтение стихотворений: И. Косяков «Все она»; М. Лермонтов «Спи, младенец мой прекрасный…»; Саша Чёрный «Про Катюшу»; О. Дриз «Мы мужчины»; Л. Квитко «Дочка».7. Работа с фотографиями:- «назови имена людей, с которыми ты живёшь»;- раздели фотоснимки на несколько групп (по полу).8. Загадки-движения.Уголок ряжения (одежда для мальчиков и девочек, аксессуары к ним);уголок «Семья» (куклы мальчика и девочки (по 2 шт.), альбом с семейными фотографиями).Иллюстрации с изображениями людей разного пола.Фотовыставка «Мы играем».Книги для рассматривания: сборник А. Барто «Всё на всех», книги о семье В. Сатир, Я. Тайц «По ягоды», К. Чуковский «Радость».Атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Семья».Картотека загадок.ФЕВРАЛЬМоя семья.5. «Как начинается семья» Расширить представления о празднике «День всех влюблённых» (14 февраля). Углубить знания о том, как появляется семья, составе семьи (семью образуют двое людей – муж и жена; когда появляются дети, они становятся папой и мамой). Развивать доброжелательное отношение к родным. Воспитывать любовь и уважение к членам семьи.1.Рассказ педагога о появлении семьи, любви молодых людей друг к другу.2. Рассматривание фотоальбомов с фотографиями (свадебные), беседа о создании семьи.3. Рассматривание иллюстраций из журналов.4. Беседа на тему «Мои родители».5. Исполнение песен (совместно с музыкальным руководителем): «Мамочка», «Солнышко лучистое», «Будем знакомы», музыкальная игра с куклой.6. Чтение стихотворения К. Чуковского «Радость». 7. Дидактические игры: «Мамины помощники», «Добрые мамы», «Как помочь маме».8. Аппликация: «Платочек маме», «подарок папе».Создание условий для сюжетно-ролевых игр «Дочки-матери», «Семья».Подбор иллюстраций, фотоснимков о молодых семьях: свадебные, семейные.Журналы, книги для рассматривания.Игрушки для настольного театра.Тематические альбомы «Как появляется семья», «Рождение ребёнка», «Свадьба».МАРТМоя семья6. «Уважение в семье» Углубить представления о составе своей семьи. Способствовать формированию понятий о специфике взаимоотношений со взрослыми и детьми в семье. Учить откликаться на общее настроение, радоваться совместным действиям, играм. Развивать доброжелательные отношения к членам семьи, любовь к родителям. Вызывать чувства уважения и благодарности по отношению к родителям. Формировать способы проявления эмоций (сочувствие, любовь, уважение).1.Рассказ педагога о том, кто о детях заботится дома, как члены семьи уважают и любят друг друга2. Беседа на тему «Мои семья».3. Рассматривание семейных альбомов, беседа по ним.4. Чтение стихотворений: Е. Благинина «Посидим в тишине»; Г. Виеру «Рядом с мамой», «Мама я тебя люблю»; С. Капутикян «Спросим папу…»; Е. Серова «Не терпит папа…»; Е. Трутнева «Наша бабушка».5. Игры-ситуации: «Кукла устала – утешь её», «Скажи ласковое слово».6. Сюжетно-ролевая игра «Семья».7. Дидактические игры: «Кто они?», «Мамины помощники», «Хорошо-плохо», «И весело, и грустно».8.Игра-размышление «Как помочь маме, папе, бабушке, дедушке?»9. Размышление над сказкой «Курочка Ряба» (формирование понимания того, что человека можно утешить словом).10. Лото «Разные поступки».11. Игра-драматизация «Учимся не ссориться».Атрибуты для игр «Дочки-матери», «Семья».Иллюстрации: «Семья», «Помогаем маме», «Разные поступки людей».Фотовыставка «Наша дружная семья».Условия для продуктивной деятельности.Выставка книг: Е Благинина «Посидим в тишине», Г, Виеру «Рядом с мамой», «Мама я тебя люблю», С. Капутикян «Спросим папу», Е.Серова «Не терпит папа», Е. Трутнева «Наша бабушка».АПРЕЛЬМои мама ипапа7. «Качества настоящих мам и пап». Развивать доброжелательные отношения, любовь и уважение к родителям. Вызывать чувство гордости и радости за дела и поступки родных людей, благодарности за заботу. Закрепить умение работать со схемами.Развивать нежные чувства.1.Рассказ педагога о мамах, папах, их заботе о детях и их работе.2. Беседа на тему «Моя семья».3. Общение на темы: «Моя мила мама», «Мой смелый папа», «Почему мама поздно ложится спать», «Что капелька рассказала о своей маме», «Мы с папой –мужчины», «Как папа обедом кормил», «Много дел у настоящих мужчин».4. Игры: «Семья», «Дочки-матери», «Папы-сыночки», «Сварим куклам обед».5. Игра-инсценировка «Будем учиться заваривать чай».6. Чтение стихотворений: Н. Калинина «Помощники»; В. Гербова «Хитрые башмачки».7. Дидактическая инра «Кому что нужно для работы».8. Игра-рассуждение «Если бы дома не было папы?».9. Игра-размышление «Как помочь маме?».10. Театр: спектакль «Дружная семья»Атрибуты для игр: «Семья», «дочки-матери», «Папы-сыночки».Игрушки для настольного театра «Репка», фланелеграф.Семейные альбомы.Выставка книг: О. Дриз «Сыро, хмуро за окном…», Н. Калинина «Помощники», В. Гербова «Хитрые башмачки».Тематические альбомы: «Профессия настоящих мужчин», «Как проявить качества мужчин и женщин».МАЙМоя семья. Мои мама и папа. Мама –женщина, папа –мужчина.8. «Генеалогическое древо» Формировать первоначальные представления о генеалогическом древе (что это такое), учить строить генеалогическое древо своей семьи (три уровня: бабушки и дедушки, мама и папа ребёнок). Углубить знания о составе семьи, закрепить представление о том, что самое важное для человека – это семья. Воспитывать любовь и уважение к членам семьи. Способствовать проявлению сочувствия, эмпатии, любви по отношениюко всем членам семьи.1.Рассказ педагога о составе своей семьи, своём генеалогическом древе.2. Рассматривание генеалогического древа дошкольника и составление рассказа о его семье.3. Рассматривание картинок, семейных фотоальбомов.4. Беседа на тему «Мой папа, моя мама, мои бабушка и дедушка».5. Аппликация «Моё семейное древо».6. Рисование «Цветы для бабушки».7. Подвижная игра «Курочка и цыплята».8. Сюжетно-ролевые игры: «Автобус», «Семья», «Дочки-матери», «Готовим пищу», «Магазин».Выставка детских работ.Настольно-печатный материал (игры, алгоритмы).Тематический альбом «От младенца до бабушки и дедушки».Картотека пословиц, поговорок, ситуаций, игр.Альбомы: «Папина профессия», «Мамина профессия», «Женский образ», Как появляется семья».Игрушки, фотографии, атрибуты для подвижных игр, семейные альбомы, образцы, костюмы для детей.ИЮНЬДиагностика уровня развития МОМ у девочек и СОО у мальчиков младшего дошкольного возрастаСм.: Комплексная диагностика семейного воспитания дошкольников

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X