Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Осипова Марина Николаевна

Опыт работы «Воспитание вежливости у детей 6 года жизни».

скачать документ

Вернуться назад
Опыт работы «Воспитание вежливости у детей 6 года жизни».


Осипова Марина Николаевна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 79
общеразвивающего вида» г.Сыктывкара
(МБДОУ «Детский сад № 79)
воспитатель
Введение.
Быть культурным человеком не является достоинством избранного круга людей. Стать гармоничной личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановке – право и обязанность каждого человека. С правилами хорошего тона необходимо знакомить детей с раннего возраста и продолжать на протяжении всего детства. Опираясь на ранее усвоенные детьми навыки культурного поведения (в виде проявления вежливости, внимания и симпатии к сверстникам и взрослым, элементарных навыков оказания им помощи, приветливых форм общения и т.д.), нужно научить понимать смысл и значение тех или иных правил этического поведения человека и в доступной форме раскрывать их.
Формирование культуры речевого общения, с нашей точки зрения, важнейшая часть воспитания детей дошкольного возраста, потому что именно в это время ребёнок формируется как личность, обладающая определёнными нравственными качествами.
Актуальность этой проблемы в наше время определяется тем, что современный ребёнок испытывает сильную психическую нагрузку, так как число его контактов с миром сверстников и взрослых всё увеличивается (Николаева С. О., Парамонова Л. А.), и ребёнок в разных жизненных ситуациях должен уметь правильно вести себя, а это значит владеть основами культуры речи. Проблемы формирования культуры общения изучаются в основном с точки зрения психологии и лингвистики (работы М. И. Лисиной, А. А. Леонтьевой, А. К. Марковой), но мало изучаются педагогами. (16)
В процессе общения детей друг с другом и со взрослыми нередко наблюдаются конфликтные ситуации, определяемые авторитарным стилем поведения детей, их непониманием, как нужно вести себя в той или иной ситуации, какие слова найти, чтобы вызвать ответную благожелательную реакцию. (16)
Культура общения людей основана на соблюдении определённых правил, именующихся этикетом. И одним из них является хороший тон.
Хороший тон – это целый комплекс взаимоотношений человека с обществом, и не следует его сводить только к частностям (умение держать вилку, знать традиционные слова приветствия и многое другое). Хорошие манеры необходимы каждому. Если они станут внутренней потребностью, то помогут в значительной степени изменить человеческие взаимоотношения. (20)
«Человек начинается с детства. Именно в детстве происходит посев добра, но лишь через годы будет ясно, оказались ли семена добра всхожими или же сорняки зла погубили их. Будет видно, какой человек вошёл в жизнь и стал членом нашего общества» 1.
Вежливый человек умеет держать себя в обществе, умеет скрывать дурное настроение, владеть собой. Он внимателен к окружающим, вежлив. Воспитанный человек никогда не позволит себе кричать и грубо разговаривать с людьми, и особенно с теми, кто ниже его по положению. (16)
Вежливость имеет свои законы, которые нужно знать, а не открывать заново.
Если ребёнка вовремя не научить правильно сидеть за столом, не болтать ногами, не вмешиваться в разговоры взрослых – это значит упустить что-то очень важное в его воспитании. Необходимо понять с детства цену уважению. Уважая других, ты уважаешь и себя. Говорят, тон делает музыку. Именно тон разговора старших с младшими сильней всего влияет на характер и нрав ребёнка. Своим безошибочным чутьём дети тотчас отличают доброту от сюсюканья, видят, когда человек испытывает восторг, а когда имитирует это чувство. Дети привыкают к фальши, сами усваивают эти вульгарные способы выражать свои чувства и настроения. А к верному тону надо приучаться с детства. Чтобы дети выросли действительно гуманными, воспитанными людьми, они с детства должны расти в климате вежливости. (9)
Недостаточность практического использования навыков культуры поведения побудило нас выбрать данную тему. Мы предполагаем, что проблеме воспитания вежливости придаётся мало значения, но некоторые вопросы освещаются в общеобразовательной программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы.
__________________
1 – Михалков С. В. Всё начинается с детства. Очерки / худ. В. Гогобицкий. – 6-е изд. – М.: Дет. Лит., 1983 – с. 9
В работе по данной теме поставила цель: совершенствовать навыки культуры поведения детей как средство нравственного воспитания.
Исходя из данной цели были поставлены задачи:
Изучить особенности возникновения, развития, становления интереса детей 6 года жизни к нормам вежливости.
Экспериментально проверить эффективность содержания методики и последовательности этапов работы по воспитанию вежливости.
Разработать методы и приёмы для практического использования навыков культуры поведения в работе ДОУ.

Человек, соблюдающий правила приличия и обладающий хорошими манерами, прежде всего, вежлив. Вежливый человек в общении с людьми сам испытывает наклонность к предупреждению всякой грубости, деликатность. Вежливость, как и хорошие манеры, нельзя привить одними наставлениями и приказаниями. Вежливость старших является главным условием вежливости детей. Однако методика воспитания вежливости отличается от методики воспитания хороших манер. Чтобы заложить фундамент подлинной вежливости и деликатности, надо дойти до сердца ребёнка, надо путём повторных переживаний хороших тёплых чувств к окружающим людям воспитать устойчивую потребность быть доброжелательным и чутким. Это достигается в самой практике коллективной жизни детей и работе ДОУ. (16)
В старшей группе у детей продолжают формировать навыки культуры поведения. Правильная организация быта в детском саду, доверительная и дружелюбная атмосфера, окружающая детей, внешняя и внутренняя культура педагога – необходимые условия для воспитания культуры поведения. Дети эмоциональны, поэтому приёмы воспитания должны быть не только понятны, но и интересны детям. Закрепляя какое-нибудь правило, целесообразно использовать картинки и художественные произведения. В воспитании вежливости детей дошкольного возраста не должно быть излишних словесных назиданий, упрёков, замечаний. Действенность воспитания обеспечивается созданием специальных ситуаций, побуждающих детей поступать правильно. (4)
Характерным для детей 6 лет является формирующаяся у них общественная направленность. Она проявляется и в реальных детских взаимоотношениях, и в их высказываниях, и в оценке поступков сверстников, и в общей направленности совместной деятельности всех членов детского коллектива. Вместе с тем нравственные проявления детей 6 лет отличаются неровностью и неустойчивостью. Разное поведение детей часто зависит от их эмоционального состояния, индивидуальных особенностей, что требует от воспитателя использования разнообразных методов и приёмов, более тонкого их применения.
У детей накапливается опыт коллективной жизни, устойчивые коллективные связи. В процессе формирования навыков и умений поведения важную роль играет усвоение детьми правил. В старшей группе закрепляется необходимость выполнения требований, которые одного ребёнка от поведения детей всей группы. (5)
Использование юмористических произведений в повседневной жизни создаёт определённый эмоциональный настрой в группе, воспитывает у детей добрые чувства, желание уступить друг другу.
В воспитании вежливости особенно важна действенность используемых приёмов, а также возможное их сочетание, комплексное применение. В повседневной жизни детского сада создаются возможности для углубления и уточнения этических представлений и воспитания гуманных чувств ребёнка. Каждое морально-этическое понятие: доброта, правдивость, справедливость, смелость – имеет определённое содержание, которое и необходимо донести до сознания ребёнка. Естественно, из методов и приёмов педагогического воздействия должны быть исключены такие, которые бы способствовали формированию у детей ложных этических представлений. Поэтому сам педагог должен быть, прежде всего, исключительно справедлив по отношению к детям. (21)
Требования, указания, каждое новое этическое правило нужно вводить в жизнь детей осторожно, прежде подумав, не явится ли оно в определённой мере антигуманным. Решать
задачи, связанные с вопросами вежливости, можно как на занятиях со всей группой, так и в беседах с несколькими детьми или во время режимных процессов, труда, игры. (11)







Практическая часть.

Опытно-экспериментальная работа проводилась в МБДОУ «Детский сад № 79» г. Сыктывкара с детьми шестого года жизни. В эксперименте принимало участие 23 ребёнка.
Была поставлена цель – изучить уровень знаний детей 6 года жизни об элементарных нормах и правилах поведения. Исходя из цели сформулированы следующие задачи:
Выявить знания детей о нормах вежливого поведения.
Выявить уровень коммуникативных умений детей в различных проблемных ситуациях.
Выявить методы работы с детьми по воспитанию вежливости.
На начальном этапе для проведения диагностики нравственного воспитания были использованы: метод наблюдения за детьми старшего дошкольного возраста на занятиях, прогулке, в повседневной жизни.

Навыки культурного поведения:

Умение вести себя в соответствии с правилами поведения.
Умение здороваться, прощаться.
Умение обращаться к няне, воспитателю, заведующей по имени и отчеству.
Умение не вмешиваться в разговор старших.
Умение справедливо оценивать свои поступки и поступки сверстников.
Умение вежливо отвечать на просьбу другого.
Умение внимательно выслушивать товарища.

Критерии оценивания:

3 балла – умение сформировано.
2 балла – умение частично сформировано.
1 балл – умение детей не сформировано.

Характеристика уровней:

Низкий уровень (1 – 1,6 б.) – Ребёнок ведёт себя не в соответствии с правилами поведения, необходимо указание взрослого; ребёнок не приветлив со взрослыми и сверстниками; не умеет здороваться и прощаться; не обращается к няне, заведующей по имени и отчеству.
Средний уровень (1,7 – 2,3 б.) – Ребёнок не всегда ведёт себя в соответствии с правилами поведения, необходимо указание взрослого; не всегда приветлив со сверстниками, взрослыми; умеет здороваться, прощаться только после напоминания воспитателя; ребёнок не всегда обращается к няне, заведующей по имени и отчеству; не всегда доброжелателен, отзывчив, справедлив.
Высокий уровень (2,4 – 3 б.) – Ребёнок ведёт себя в соответствии с правилами поведения; умеет быть приветливым со сверстниками, взрослыми; ребёнок не вмешивается в разговор старших, не перебивает говорящего; ребёнок доброжелателен, справедлив, отзывчив; умеет справедливо оценивать свои поступки и поступки сверстников; умеет приветливо разговаривать со сверстниками и взрослыми, внимательно слушает товарища, вежливо отвечает на его просьбу.
Полученные результаты наблюдений были оформлены в таблицу № 1 и дали возможность выявить уровень сформированности навыков культуры поведения.
Анализируя результаты наблюдений за детьми можно отметить, что высокий уровень сформированности навыков культуры поведения отсутствует, на среднем уровне находится 74% детей. Дети здороваются и прощаются только после напоминания воспитателя, не всегда ведут себя в соответствии с правилами поведения. На низком уровне – 26% детей. Дети ведут себя не в соответствии с правилами поведения, необходимы указания взрослого; дети не приветливы со взрослыми и сверстниками.
Следующим этапом работы был индивидуальный опрос, где детям задавались следующие вопросы:
Здороваешься ли ты со своими друзьями по утрам, приходя в детский сад?
96% детей ответили однозначно: «Да». Для Ярослава Р.. приветствие по утрам не является постоянной нормой поведения.
Почему утром, приходя в детский сад, ты говоришь: «Здравствуйте», а уходя: «До свидания»?
17% детей приняли этот вопрос как «Когда?», а не «Почему?» и дали такой ответ: «Когда мы приходим и уходим». На этот вопрос были получены и такие ответы: «Потому что надо, это такие вежливые слова» (Аня В.); «Потому что нужно быть вежливым» (Диана М.).
35% детей не дали ответа на этот вопрос.
Когда ты говоришь «Спасибо» и за что?
На этот вопрос 87% детей ответили одинаково, произнося слова благодарности в самых элементарных ситуациях: «Когда встаю из-за стола»; «Когда конфеты дают»; «Когда мне дают какую-то игрушку»; «Мне дают что-то и мне надо сказать «Спасибо»; «Когда говорят «Приятного аппетита»; «Когда застёгивают кофту, завязывают шапку».
Для 13% детей этот вопрос оказался сложным и они не смогли дать ответ на него.
Когда надо говорить «Пожалуйста»?
57% детей применяют это выражение в обычных просьбах к сверстникам и взрослым, а также «после спасибо».
43% - затруднились ответить на этот вопрос.
Как ты думаешь, что такое «вежливость»?
На этот вопрос некоторые дети давали самые неожиданные ответы, каждый из ответивших имеет своё представление о вежливости.
57% - не дали никакого ответа.
Аня В., Есения Ф., Вероника К. вежливость отнесли как обращение к людям: «Когда нужно говорить «Пожалуйста», «Спасибо», «Здравствуйте», «До свидания»; «Это вежливые слова». Этот вариант ответа наиболее ближе к определению «вежливость».
Для оценки знаний каждого ребенка мы использовали систему 3-х баллов. Соответственно оценивали:
3 балла – дал развёрнутый и аргументированный ответ.
2 балла – дал неразвернутый, но аргументированный ответ.
1 балл – не дал ответ на вопрос.
От 1 до 1,6 б. – низкий уровень знаний (когда ребёнок мало что знает о вежливости).
От 1,7 до 2,3 б. – средний уровень (ребёнок владеет самыми элементарными знаниями о вежливости).
От 2,4 до 3 б. – высокий уровень знаний.
Подводя итог эксперимента – 61% детей можно отнести к среднему уровню владения знаниями о вежливости, 39% - к низкому, высокий уровень отсутствует. В основном дети в своей повседневной жизни пользуются основными выражениями «Здравствуйте», «До свидания», «Пожалуйста», «Спасибо». (см. таблица № 2).
Данного исследования ещё недостаточно для полного выявления знаний. Дети должны не только уметь вежливо обращаться друг к другу, а также уметь тактично вести себя в разных ситуациях, соблюдая нормы и правила поведения. С целью выявления этого умения создавались такие проблемные ситуации:
Педагогом был загорожен путь для прохода.
Педагог заняла стул ребёнка.
Ребёнок нуждался в помощи при одевании.
Педагог уронила ручку на пол (вне занятия).
Для каждого из детей были даны по 4 ситуации. Реакции детей разнообразны, для некоторых требовалось некоторое время для решения проблемной ситуации. 9 человек обращались вежливо с просьбой.
В ситуации, когда воспитатель уронила ручку Женя К., Кира Ш., Ваня С., Ярослава С., Ярослав Р., Лиза Д., Вика К., Дима П., Артем К., Матвей Х., Василиса Я., Ксюша Ф., Алина Т. не стали поднимать её. Остальные 11 человек отреагировали иначе: каждый из них оторвались от своей деятельности, принялся за решение этой проблемы – подняли ручку и отдали воспитателю.
Особые затруднения вызвала ситуация, когда воспитатель загородила путь между столами. В те минуты педагог не обращала внимания на детей, а вела беседу с помощником воспитателя. Поведение детей было непредсказуемым. Например, верным оказалось поведение Георгий Х., Ани В., Дианы М., Киры Ч., Матвей Х., которые вежливо обратились к педагогу пропустить их. Для остальных детей эта ситуация обернулась в безвыходное положение, сопровождавшееся молчанием и ожиданием ухода педагога с места.
Для оценки поведения детей и выявления уровня мы воспользовались характеристикой знаний и умений детей из программы «Детство».
Низкий уровень (1 – 1,6 б.), когда поведение ребёнка неустойчиво. Хотя он имеет представления о правилах культуры поведения, привычка следовать им постоянно ещё не сложилась, часто поведение определяется непосредственными побуждениями.
Средний уровень (1,7 – 2,3 б.), когда поведение и общение положительно направлены. Он хорошо знает правила культуры поведения и взаимоотношений и выполняет их в привычной обстановке самостоятельно.
Высокий уровень (2,4 – 3 б.), когда поведение и общение ребёнка устойчиво положительно направлено. Ребёнок хорошо ориентирован в правилах культуры поведения, владеет разными формами и способами культуры поведения.
Проанализировав результаты создания проблемных ситуаций можно сделать вывод, что 43% детей находятся на низком уровне развития поведения в проблемных ситуациях, 35% - на среднем и 22% - на высоком (см. таблица № 3).
Т.о., не все дети способны использовать правила культуры поведения в жизни, поэтому нередко возникают между ними конфликты.
По результатам диагностики детей была составлена итоговая таблица № 4.
Т.о., на основе анализа результатов, полученных в ходе изучения знаний детей о нормах вежливого поведения, уровня коммуникативных умений детей в различных проблемных ситуациях, можно сделать следующий вывод: 61% детей находятся на среднем уровне, 39% детей – на низком, высокий уровень отсутствует.
Взрослые (родители, педагоги, родственники) всегда учат ребёнка извиниться за свои поступки, чувствовать ответственность за свои деяния. Поэтому работу по воспитанию вежливости также должны проводить и родители. Мы провели с ними анкетирование.
Родителям предлагались вопросы на тему «вежливость», соответственно мы получили следующие ответы.
Все родители считают важным воспитание вежливости у детей, раскрывая понятие вежливости в своих анкетах. В основном родители принимают это понятие как умение обращаться к людям и вести себя в обществе. На вопрос о проводимой работе с ребёнком по воспитанию вежливости все родители ответили однозначно «Да», но средства, используемые для этой работы у 43% родителей является жизненные ситуации, у остальных 57% - в основном беседа, чтение художественной литературы. Используя эти средства, родители воспитывают вежливость у своих детей, и 43% из родителей считают своих детей вежливыми. Остальные родители дали такие ответы на вопрос «Относите ли Вы своего ребёнка к категории вежливых людей?»: «Не совсем»; «Пока нет»; «Над этим ещё нужно поработать»; «Более менее да, но есть над чем работать»; «Не знаю»; «Стремимся к этому».
Немалую роль в воспитании вежливости играет влияние родителей на детей. Для них была выпущена папка-передвижка на тему «Ежели вы вежливы», где раскрывается понятие «вежливость»; даются советы для родителей; а также материал, который родители могут использовать в работе со своими детьми дома.
Для определения дальнейшей работы был составлен перспективный план.
Работу по воспитанию культуры поведения мы начали с 4-х лет. В обучении нам помогали кукольные персонажи – Лисичка, Внучка, Бабка, Буратино. С помощью этих героев и всех тех, кого дети полюбили, мы разыгрывали сценки, в которых куклы демонстрировали, как надо приглашать, чтобы вместе поиграть или что-то сделать, как следует правильно попросить, поблагодарить.
На 5-м году жизни мы также использовали сценки из жизни кукольных персонажей и беседы с использованием дидактических картин.
Дети 6-го года жизни способны обсуждать прочитанное и разыгрывать сценки из сказок, рассказов, стихов.
В группе отведено место для дидактических игр, для иллюстративного материала по воспитанию культуры поведения старших дошкольников.
На первом этапе работы мы познакомили детей с правилами поведения в общественных местах, с основными формами вежливого обращения.
В группе мы поставили красивую шкатулку-сундучок, куда складывали листки с записанными «волшебными словами». Этот сундучок постоянно пополнялся и в дальнейшем использовался в таком конкурсе, как «Кто больше знает добрых слов?». Также организовывали конкурсы пожеланий, поздравлений, комплиментов.
Самую большую радость доставляет детям настоящее исполнение ролей в «живом спектакле». Так мы подготовили с детьми спектакль по стихам Э. Мошковской «Вежливое слово». Они с удовольствием взялись за разучивание слов к спектаклю.
Большое место в своей работе мы отводим игре, т.к. в дошкольном возрасте она является ведущим видом деятельности, отражает внутреннюю потребность детей в активной деятельности; это средство познания окружающего мира. В игре дошкольники обогащают свой чувственный и жизненный опыт, вступают в определённые отношения со сверстниками и взрослыми. Игра формирует у дошкольников знания об основных формах вежливого обращения.
С целью формирования вежливого обращения, а также закрепления знаний о вежливости детям предлагались такие игры: «Вежливый ручеёк», «Так или не так», «Вежливый ребёнок», «Этикет. В школе изящных манер. Формулы вежливости», «Этикет. В школе изящных манер. Культура поведения».
А также с целью закрепления знаний о различных формах выхода из проблемных ситуаций были проведены этические беседы «Урок вежливости», «Умнее тот, кто уступает», беседа по пословицам «О дружбе».
Детям было дано задание нарисовать на тему «Как себя вести». Их рисунки были оформлены в книгу о хорошем поведении с аналогичным названием, а к ним (рисункам) дети придумали рассказы.
В свободное от занятий время проводили чтение художественной литературы авторов: В. Голявкин «Ну и что же», «Разговор по телефону»; Е. Ильин «Игра»; А. Кузнецова «Поссорились»; О. Михайлова «Про мальчиков и девочек, когда они одни»; Б. Заходер «Серая звёздочка», «Сказка про доброго носорога»; А. Барто «Добрые слова»; А. Яшин «Словарь вежливых слов»; Э. Мошковская «Вежливое слово». В конце каждого литературного произведения детям задавались вопросы по прочитанному. Также обсуждали с детьми ситуации по воспитанию культуры поведения.
В старшей группе, обучая речевому этикету, следует расширять диапазон ролевых игр и вводить в них неожиданные ситуации. Например, играя с детьми в «Магазин», мы создали ситуацию, отказавшись от товара (можно было ещё возмутиться его качеством и ценой). Нас интересовала реакция детей в этой ситуации. Детям очень трудно было найти выход из сложившихся ситуаций. Т.о., стоит говорить с детьми о неожиданных ситуациях вообще в жизни и о правилах поведения в таких ситуациях.
Т.о., мы стремились с помощью разработанной системы мер формировать вежливость, такие качества как скромность, доброта, отзывчивость, взаимопомощь, сдержанность. Все эти качества, прежде всего, должны быть присущи педагогу, владея и соблюдая постоянно нормы культуры поведения, вежливо обращаясь к детям, педагог без особого труда может воспитывать вежливость у детей. Это связано с тем, что большую часть времени дети проводят в окружении и в общении с педагогом, и для них педагог – образец поведения, источник знаний. Воспитывая вежливость, взрослым необходимо добиваться единства развития сознания, поведения, чувств, что мы стремились сделать в ходе нашей работы. Только в этом случае мы можем сформировать мировоззрение детей удовлетворяющее общество, в котором они живут.

Заключение.
Перед нами была поставлена цель – изучить уровень знаний детей 6 года жизни об элементарных нормах и правилах поведения.
На основании проведённой работы можно прийти к выводу, что повышение уровня развития знаний о нормах вежливого поведения, а также уровня развития поведения в разных ситуациях у детей старшего дошкольного возраста стало возможным при создании определённых условий.
Первым условием является проведение с детьми цикла занятий и этических бесед с целью ознакомления детей с правилами поведения в общественных местах, с основными формами вежливого обращения, а также с целью закрепления знаний о различных формах выхода из проблемных ситуаций.
Необходимое условие – использование различных игр и обсуждение ситуаций, направленных на формирование вежливого обращения, воспитание культуры поведения.
Ещё одним необходимым условием является чтение художественной литературы. Отношение ребёнка к литературным фактам имеет действенное, жизненное значение, т.к. в процессе восприятия произведения он активно переживает с героями все происходящие события. Дети начинают оценивать своё поведение по аналогии с воспринятым. Литература заставляет ребёнка задуматься и помогает достичь понимания значимости соблюдения основных норм и правил культуры поведения.
Данные педагогические условия привели к изменениям в области воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Проведение с детьми старшего дошкольного возраста разработанного цикла занятий, использование дидактических игр и игр малой подвижности, а также проведение этических бесед с детьми и обсуждение с ними ситуаций – способствовали развитию, становлению интереса детей 6-го года жизни к нормам вежливости.

Список используемой литературы:
Артемова, Л. В. Театральные игры дошкольников [Текст] / Л.В. Артемова М.: Академия, 2007 – 197 с.
Большой энциклопедический словарь [Текст] / Под редакцией И. Лапина, Е. Маталина, Р. Секачев, Е. Троицкая, Л. Хайбуллина, Н. Ярина. – М.: АСТ, Астрель, 2005 - 1248 с.
Блюмкин В. А. Нравственное воспитание. – Воронеж: Воронежское изд., 1990.
Васильева-Гангнус Л. П. Азбука вежливости – 3-е изд. - М.: Педагогика, 1993.
Венгер Л. А., Мухина В. С. Психология. - М.: Просвещение, 1988.
Ветлугина, Н. А., Казакова Т. Г. и др. Нравственно-эстетическое воспитание ребёнка в детском саду. [Текст] / Под. ред. Ветлугиной Н. А., М.: «Академия», 2007 – 345 с.
Воспитание и обучение детей 6-го года жизни. / под ред. Л. А. Парамоновой, О. С. Ушаковой. - М.: Просвещение, 1987.
Иванникова Т. М. – Воспитание культуры поведения у дошкольников. // Дошк. восп. – 1990. - № 11. – с. 10.
Конкевич, С. В. Социально-нравственное воспитание дошкольников в формировании представлений об этикете: [Текст] / С. В. Конкевич М.: Детство-Пресс, 2013 г.- 80 с.
Крутецкий В. А. Психология. - М.: Просвещение.
Люблинская А. А. Детская психология. – М.: Просвещение.
Матвеев В. М., Панов А. Н. В мире вежливости. – И.: Молодая гвардия, 1976.
Михалков С. В. Всё начинается с детства. Очерки. 6 изд.
Николаева С. О. Занятия по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками. – М.: «Владос», 1992.
Нравственное воспитание дошкольника. / Под ред. Е. Д. Беловой, М. М. Шаровой. – Л.: 1975.
Ожегов, С. Е. Толковый словарь русского языка [Текст] / С.Е.Ожегов – М.: Оникс, 2010 – 934 с.
От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. /М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014
Усачева, Т. Учим детей вежливости [Текст] / Т. Усачева // Дошкольное воспитание. - 2006. - N 5. - С. 19-22.
Программно-методическое руководство. - М.: «Москва», 1992.
Радуга. Программа и методическое руководство по воспитанию, развитию и образованию детей 6-7 лет в детском саду. / Сост. Т. И. Доронова. - М.: Просвещение, 1992.
Репина Т. А. Отношения между сверстниками в группе детского сада. - М.: Педагогика, 1978.
Свадковский И. Ф. Нравственное воспитание. - М.: Педагогика, 1979.
Смирнова Е. Вежливость – первая и самая приятная добродетель. // Дошк. восп. – 1994. - №3. – с. 7.
Советский этикет. - Л.: Знание, 1974.
Урунтаева Г. А. Дошкольная педагогика. - М.: Академия, 1996 – 336 с.
Урунтаева Г. А. Дошкольная психология. - М.: Академия, 1996.
Формановская Н. Речевой этикет и вежливость. // Дошк. восп. – 1982. - № 4.
Хорват Ф., Орлик Д. Вежливость на каждый день. - М.: Молодая гвардия. – 1981 – 192 с.
Нравственное воспитание в детском саду. / Под ред. В. Г. Нечаевой, Т. А. Марковой. - М.: Просвещение, 1978.


Перспективный план работы по формированию
культуры поведения на 2016-2017 учебный год
(старшая группа).

Сроки
Работа с детьми
Работа с
родителями

Сентябрь
Занятие «Наша группа»; игра малой подвижности «Вежливый ручеёк»; дидактическая игра «Так или не так».
Анкетирование родителей.

Октябрь
Анкетирование детей; занятие «Волшебные слова – наши верные друзья»;драматизация по стихам Э. Мошковской «Вежливое слово».
Оформление родительского уголка «Ежели вы вежливы»; показ детьми для родителей драматизации по стихам Э. Мошковской «Вежливое сло-во».

Ноябрь
Обсуждение обучающих ситуаций по воспитанию культуры поведения; этическая беседа «Урок вежливости»; игра малой подвижности «Вежливый ребёнок».
Ознакомление родителей с результатами анкетирования детей; индивидуальные консультации для родителей.

Декабрь
Занятие «Доставляй людям радость добрыми делами»; дидактическая игра «Этикет. В школе изящных манер. Формулы вежливости».
Групповое родительское собрание «Роль этикета в воспитании детей».

Январь
Занятие «Мы едем в транспорте»; дидактическая игра «Этикет. В школе изящных манер. Культура поведения».
Обсуждение с родителями педагогических ситуаций.

Февраль
Беседа на тему «Умнее тот, кто уступает»; обсуждение худо-жественных текстов, направленных на закрепление полученных представлений о хорошем и дурном поведении
День открытых дверей для родителей.

Март
Занятие «Мы идём в гости»; игра-инсценировка «Учимся вежливости».
Беседа с родителями на тему «Культура и мы».

Апрель
Занятие «Мы принимаем гостей»; беседа по пословицам «О дружбе».
Индивидуальные консультации
для родителей

Май
Занятие «Будь всегда вежливым»;
анкетирование детей.
Подведение итогов – ознакомление родителей с итоговыми результатами анкетирования детей.



Таблица № 1.

Диагностика нравственного воспитания (старшая группа).

Ф. И. ребёнка
Умение вести
себя в соотв-ии с прави-лами повед-я
Умение здоро-ваться, про-щать-
ся
Умение обра-щаться к няне, восп-лю, завед. по имени и отчест-ву
Умение
не вмеши-ваться в разго-
вор стар-
ших
Умение спра-ведли-во оцени-вать
свои поступ-
ки и поступ-
ки сверст-ников
Умение веж-
ливо отве-
чать на прось-
бу дру-гого
Уме-ние внима-тельно выслу-ши-вать това-рища
О
Б
Щ
И
Й

Б
А
Л
Л

С
Р
Е
Д
Н
И
Й

Б
А
Л
Л

У

Р

О

В

Н

И


Ярослава С.
2
3
3
2
2
2
2
16
2,3
С

Ваня С.
2
3
3
2
2
2
2
16
2,3
С

Вероника К.
2
3
3
2
2
2
2
16
2,3
С

Есения Ф.
1
2
1
2
1
2
1
10
1,4
Н

Матвей Х.
2
3
3
2
2
2
2
16
2,3
С

Василиса Я.
2
3
3
2
2
2
2
16
2,3
С

Даника Б.
2
3
2
2
2
2
2
15
2,1
С

Анна В.
2
3
2
2
2
2
2
15
2,1
С

Лиза Д.
2
3
2
2
2
2
2
15
2,1
С

Диана М.
2
2
1
2
1
2
1
11
1,6
Н

Алина Т.
2
2
2
2
1
2
1
12
1,7
С

Руслан Т.
2
3
3
2
2
2
2
16
2,3
С

Артем К.
2
3
3
2
2
2
2
16
2,3
С

Георгий Х.
2
3
3
2
2
2
2
16
2,3
С

Кира Ч.
2
2
1
2
1
1
1
10
1,4
Н

Ксения Ф.
1
2
1
2
1
1
1
9
1,3
Н

Женя К.
2
2
2
2
2
2
2
14
2
С

Ярослав Р.
1
2
1
2
1
1
1
9
1,3
Н

Оля С.
2
2
1
2
1
2
2
12
1,7
С

Вика К.
2
2
1
2
2
2
2
13
1,9
С

Дима П.
2
2
1
2
2
2
2
13
1,9
С

Игорь Ф.
1
2
1
2
1
1
1
9
1,3
Н

Лада В.
2
3
3
2
2
2
2
16
2,3
С



Таблица № 2.

Уровни развития знаний о нормах вежливого поведения у детей старшей группы.


Ф. И. ребёнка
ВОПРОСЫ
Общий балл
Средний балл
Уровни


1
2
3
4
5




Ярослава С.
2
2
2
2
2
10
2
С

Ваня С.
2
2
2
2
2
10
2
С

Вероника К.
2
2
2
2
1
9
1,8
С

Есения Ф.
2
1
2
1
1
7
1,4
Н

Матвей Х.
2
2
2
2
1
9
1,8
С

Василиса Я.
2
1
2
2
2
9
1,8
С

Даника Б.
2
2
2
2
2
10
2
С

Анна В.
2
1
2
2
2
9
1,8
С

Лиза Д.
2
2
2
1
1
8
1,6
Н

Диана М.
2
1
1
1
1
6
1,2
Н

Алина Т.
2
1
2
1
2
8
1,6
Н

Руслан Т.
2
2
2
2
2
10
2
С

Артем К.
2
2
2
1
2
9
1,8
С

Георгий Х.
2
2
2
2
1
9
1,8
С

Кира Ч.
2
1
1
1
1
6
1,2
Н

Ксения Ф.
2
2
2
2
1
9
1,8
С

Женя К.
2
2
2
2
2
10
2
С

Ярослав Р.
2
1
1
1
1
6
1,2
Н

Оля С.
2
2
2
2
2
10
2
С

Вика К.
2
2
2
1
1
8
1,6
Н

Дима П.
2
1
2
1
1
7
1,4
Н

Игорь Ф.
2
2
2
1
1
8
1,6
Н

Лада В.
2
2
2
2
1
9
1,8
С



Таблица № 3.

Уровни развития поведения в разных ситуациях, соблюдая нормы и правила поведения, у детей старшей группы.


Ф. И. ребёнка
Ситуации
Общий балл
Средний балл
Уровни


1
2
3
4




Ярослава С.
1
2
3
2
8
2
С

Ваня С.
1
2
3
3
9
2,2
С

Вероника К.
3
2
3
3
11
2,7
В

Есения Ф.
1
1
2
1
5
1,2
Н

Матвей Х.
2
2
3
2
9
2,2
С

Василиса Я.
3
2
3
3
11
2,7
В

Даника Б.
2
2
3
3
10
2,5
В

Анна В.
3
2
3
1
9
2,2
С

Лиза Д.
1
2
3
1
7
1,7
С

Диана М.
1
1
2
1
5
1,2
Н

Алина Т.
1
1
2
1
5
1,2
Н

Руслан Т.
3
2
3
3
11
2,7
В

Артем К.
3
2
3
3
11
2,7
В

Георгий Х.
1
2
3
2
8
2
С

Кира Ч.
1
1
2
1
5
1,2
Н

Ксения Ф.
1
1
1
1
4
1
Н

Женя К.
2
2
3
2
9
2,2
С

Ярослав Р.
1
1
1
1
4
1
Н

Оля С.
1
1
2
1
5
1,2
Н

Вика К.
1
1
2
1
5
1,2
Н

Дима П.
1
1
2
1
5
1,2
Н

Игорь Ф.
1
1
2
1
5
1,2
Н

Лада В.
2
2
2
3
9
2,2
С



Таблица № 4.

Итоговая таблица.


Ф. И. ребёнка
Наблюдения
Опрос
Ситуа-ции
Общий балл
Средний балл
Уровни

Ярослава С.
2,3
2
2
6,3
2,1
С

Ваня С.
2,3
2
2,2
6,5
2,2
С

Вероника К.
2,3
1,8
2,7
6,8
2,3
С

Есения Ф.
1,6
1,4
1,2
4,2
1,4
Н

Матвей Х.
2,3
1,8
2,2
6,3
2,1
С

Василиса Я.
2,3
1,8
2,7
6,8
2,3
С

Даника Б.
2,1
2
2,5
6,6
2,2
С

Анна В.
2,1
1,8
2,2
6,1
2
С

Лиза Д.
2,1
1,6
1,7
5,4
1,8
С

Диана М.
1,7
1,2
1,2
4,1
1,4
Н

Алина Т.
1,7
1,6
1,2
4,5
1,5
Н

Руслан Т.
2,3
2
2,7
7
2,3
С

Артем К.
2,3
1,8
2,7
6,8
2,3
С

Георгий Х.
2,3
1,8
2
6,1
2
С

Кира Ч.
1,6
1,2
1,2
4
1,3
Н

Ксения Ф.
1,4
1,8
1
4,2
1,4
Н

Женя К.
2,1
2
2,2
6,3
2,1
С

Ярослав Р.
1,4
1,2
1
3,6
1,2
Н

Оля С.
1,9
2
1,2
5,1
1,7
С

Вика К.
2
1,6
1,2
4,8
1,6
Н

Дима П.
2
1,4
1,2
4,6
1,5
Н

Игорь Ф.
1,4
1,6
1,2
4,2
1,4
Н

Лада В.
2,3
1,8
2,2
6,3
2,1
С


HYPER13PAGE







hђ Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X