Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Пролеева Жанна Сергеевна

Сенсорное развитие детей младшего возраста через игру

скачать документ

Вернуться назад

Имея опыт работы в дошкольном учреждении и выпустив детей в школу, я сделала для себя вывод ,что готовность ребенка к школе зависит и от его сенсорного развития. Опираясь на исследования психологов, можно сказать, что значительная часть трудностей,которые возникают перед детьми в ходе начального обучения,связана с недостаточностью точного и гибкого восприятия.Взяв детей раннего возраста я решила обратить особое внимание на образовательную область «Познание»,потому что отдельным разделом этой области представлено сенсорное развитие,которое направлено на формирование у детей всех возрастных групп познавательных интересов и на их интеллектуальное развитие. Этот процесс происходит только тогда,когда ребенок сам по собственному желанию,а значит с интересом,с удовольствием что-то делает. И сочетая интересы ребенка и задачи его развития я поставила перед собой цель: «Развитие сенсорных качеств у детей через игровую деятельность». Если на занятиях ребенок выполняет задание взрослого,то в игре он решает собственную задачу. Благодаря тому,что развивающая игра является активной и осмысленной для ребенка деятельностью в которую он охотно и добровольно включается, новый опыт, приобретенный в игре становится его личным достоянием, так как его можно свободно применять и в других условиях.Умению наблюдать следует учить, детей начиная с раннего и младшего дошкольного возраста. Широкое использование наглядного материала способствует формированию обобщенных представлений о геометрических фигурах, цвете, величине. Яркий наглядный материал позволяет успешно проводить с ребенком различные игры. В дидактических играх широко используются разнообразные игрушки. В них ярко выражены цвет, форма, назначение, величина. Для знакомства детей с сенсорными эталонами я пользуюсь следующим дидактическим материалом: одноцветные и многоцветные пирамидки, коробка с отверстиями разной формы, матрешками, геометрическими фигурами ( квадрат, прямоугольник, овал, треугольник, круг, комплект досок с вкладышами, палочки, цветные столики, мозаики.Ознакомление детей 3-4 летнего возраста с формой я начинала с того, что они усваивали представления о геометрических фигурах (круг, овал, прямоугольник, треугольник, квадрат, а за тем и о многоугольнике) и запоминали их названия. Одновременно учила подбирать к геометрическим фигурам предметы и изображения предметов соответствующей формы. При этом очень важно, чтобы геометрическая фигура выступала для ребенка именно как образец, сравнивая с которым предмет можно определить его форму.Обучала детей обследованию формы предмета, учила видеть сходство между формой предмета и простой геометрической фигурой. Однако немногие предметы имеют простую форму, однозначно напоминающую какую-нибудь геометрическую фигуру. В большинстве случаев форма сложней: можно выделить общие очертания, форму основной части, формы и расположение второстепенных частей, и отдельные дополнительные детали. Для упрощения восприятия формы сложной структуры учила детей зрительно дробить ее на отдельные элементы, соответствующие тем или иным геометрическим образцам, и определять соотношение элементов. Например, когда малыш делал из палочек дом, он выкладывал сначала крышу в форме треугольника, затем стены дома.Использую в работе игры с различными усложнениями. Организую игры с целью обучения детей мыслить. Например, в дидактической игре: «Чудесный мешочек» дети младшей группы вынимая из мешочка предмет называют его, определяют форму.Проводила дидактические игры «Подбери фигуру», где закрепляла представления детей о геометрических формах, упражняла в их названиях. Учила подбирать фигуры по образцу, закрепляла навык обследования геометрических форм приемом обведения и накладывания. В дидактической игре «Найди предмет такой же формы» уже учила детей сопоставлять формы с геометрическими образцами.При проведения таких игр все занятия носят невербальный характер: мы не требуем правильного употребления названия признака, главная задача – познакомить детей с эталоном цвета, формы, величины, так как дети учатся различать свойства предметов в процессе действия с ними.Ознакомив детей с геометрическими формами, переходила к формированию действий по образцу в игре «Гаражи». Дети должны были найти свой гараж в соответствии с геометрическим образцом.То есть, сформированные в дошкольном возрасте сенсорные способности ребенка способствуют его умственному развитию и успешному обучению в школе. Дидактическая игра – основное средство! Через игры я с детьми обследовала предметы с различением признаков «Чудесный мешочек», «Чем похожи и не похожи». В некоторых играх учила группировать предметы по тому или иному признаку. Таким образом, подводила детей к овладению сенсорными эталонамиДля успешного сенсорного развития детей в своей группе я провела диагностику в 1 младшей группе в начале года и в конце. Низкий уровень сенсорного развития сильно снижает возможность успешного обучения ребенка в школе. Она помогла мне в отслеживании результатов усвоения сенсорных эталонов, тем самым я выстраивала работу с детьми: на занятиях, в совместной деятельности, индивидуальную работу с детьми. На конец года были видимые результаты.Таким образом, дидактические игры и игровые упражнения математического содержания - наиболее известные и часто применяемые в современной практике дошкольного воспитания виды занимательного математического материала. В процессе обучения дошкольников математике игра непосредственно включается в занятие, являясь средством формирования новых знаний, расширения, уточнения, закрепления учебного материала. Дидактические игры оправдывают себя в решении задач индивидуальной работы с детьми, а также проводятся со всеми детьми или с подгруппой в свободное от занятии время.При составлении тематического планирования и занятий по сенсорному воспитанию я использовала следующую методическую литературу: Л.А. Венгер «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников»; Э.Г. Пилюгина «Занятия по сенсорному воспитанию»; Н.Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка»; Г.И. Дьяченко «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста»; Г.А. Касвин «Игры в детском саду».

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X