Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Колесанова Татьяна Петровна

конспект НОД по речевому развитию (ЧХЛ) «Чтение рассказа Е. Пермяка «Самое страшное».

скачать документ

Вернуться назад
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ЗАТО АЛЕКСАНДРОВСК
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 9 «БЕРЕЗКА»







Конспект НОД
по речевому развитию (ЧХЛ)
Тема: «Чтение рассказа Е. Пермяка «Самое страшное».




Автор: Колесанова Т.П.,
воспитатель подготовительной группы










г.Снежногорск, 2018г.
Задачи:
Обучающие: познакомить детей с произведением Е.Пермяка «Самое страшное»; учить давать характеристику герою; обогащать речь.
Развивающие: развивать умение осознавать и оценивать нравственные нормы поведения, мотивировать свою оценку; умение понимать и выполнять правила поведения (в игровой ситуации, упражнение «Придумай конец этой истории»).
Воспитательные: воспитывать осознание необходимости заботиться о других и оказывать взаимопомощь.
Предварительная работа:
Изучение пословиц и поговорок «Не имей сто рублей, а имей сто друзей», «Человек без друга что дерево без корней», «Птица сильна крыльями, а человек дружбой», «Крепкую дружбу и топором не разрубишь» и др.;
Беседы с детьми «Уроки нравственности»; чтение рассказов В.Осеевой «Что легче?», «Плохо», «В одном доме», «Кто хозяин».
Материал: фотография Е.Пермяка, цветы и бумага для оценивания ситуаций для каждого ребенка; «поляна» из бумаги, аудиозапись произведения Моцарта «Концерт для фортепиано с оркестром».

Ход занятия:

Мотивационно - побудительный  этап.
  - Встанем все в круг, соберем все свои знания и силы и настроимся на занятие.
Мы спокойны, мы спокойны,
Говорим всегда красиво
Четко и неторопливо
Вспоминаем обязательно,
Что учили на занятии.

 - Ребята, скажите, любите ли вы слушать сказки, стихи, рассказы?
- А сумеете ли вы догадаться по нескольким строчкам, что звучит?
Проходите, присаживайтесь за столы.
Сейчас мы с вами поиграем в игру, которая покажет, как хорошо вы различаете жанры литературных произведений. У вас на столах лежат фишки: красная сказки; зелёная рассказы, синяя стихи.
Я буду читать отрывок из произведения, а вы определите, к какому жанру он относится.
1.    Мама спит она устала.
      Ну и я играть не стала!
      Я волчка не завожу,
      Я уселась и сижу.
 2. В некотором царстве, в тридесятом государстве жил – был Кощей Бессмертный.
 3. Проснулся Юра утром. Посмотрел в окно. Солнце светит. Денёк хороший. Захотелось мальчику самому что - нибудь хорошее сделать.
 4. Зима недаром злится,
Прошла ее пора –
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
 5. Мы пололи огород. Выдёргивали лебеду, колючки. Я вырвал с корнем какое - то высокое растение с мощным стеблем.
 6.  Жили- были лиса да заяц.  У  лисы была избушка ледяная, у зайца - лубяная.
 Итог. Молодцы, хорошо справились с заданием, правильно определили жанры литературных произведений.
 
Организационно- поисковый   этап.
Сегодня  я вас познакомлю с произведением Е. А.  Пермяка. (Выставляю портрет писателя) Произведение про одного мальчика – Вову, называется  «Самое страшное».
 - Как вы думаете, что может быть самым страшным? (высказывание детей).
Слушайте внимательно, сегодня мы с вами узнаем, что же страшное случилось с Вовой.
«Самое страшное»
Вова рос крепким и сильным мальчиком. Все боялись его. Да и как не бояться такого! Товарищей он бил. В девочек из рогатки стрелял. Взрослым рожи строил. Собаке Пушку на хвост наступал. Коту Мурзею усы выдёргивал. Колючего ёжика под шкаф загонял. Даже своей бабушке грубил.
Никого не боялся Вова. Ничего ему страшно не было. И этим он очень гордился. Гордился, да недолго.
Настал такой день, когда мальчики не захотели с ним играть. Оставили его и всё. Он к девочкам побежал. Но и девочки, даже самые добрые, тоже от него отвернулись.
Кинулся тогда Вова к Пушку, а тот на улицу убежал. Хотел Вова с котом Мурзеем поиграть, а кот на шкаф забрался и недобрыми зелёными глазами на мальчика смотрит. Сердится.
Решил Вова из-под шкафа ёжика выманить. Куда там! Ёжик давно в другой дом жить перебрался.
Подошёл было Вова к бабушке. Обиженная бабушка даже глаз не подняла на внука. Сидит старенькая в уголке, чулок вяжет да слезинки утирает.
Наступило самое страшное из самого страшного, какое только бывает на свете: Вова остался один.
Один-одинёшенек!

- Ребята что я вам прочитала рассказ или сказку? (Рассказ)
- Почему вы так  думаете? (Описывается реальный случай).
 - О ком идёт речь в рассказе? (О мальчике  Вове).
- Скажите, ребята, что же оказалось самым-самым страшным на свете?
- Почему Вова остался один на свете?
- Как он относился к товарищам? (Бил (вывод: не захотели с ним играть, оставили и всё)
- Как он обижал девочек? (Из рогатки стрелял (вывод: отвернулись от него)
- Как он обидел собаку Пушка? (на хвост наступал (вывод: на улицу убежал)
- А что он сделал коту Мурзею? (усы выдёргивал (вывод: на шкаф забрался. Сердится.)
- Почему ёжик перебрался жить в чужой дом? (Вова под шкаф загонял)
- А почему бабушка слёзы утирает? (мальчик ей грубил)
- Хорошие поступки совершал Вова или плохие? (Плохие)
- Поступал Вова плохо с другими, а стало плохо ему самому.
Вы хотели бы дружить с Вовой? (Нет, не хотели бы)
Воспитатель: Ребята, а как мы могли бы помочь Вове, что ему надо сделать, чтобы ребята с ним дружили, бабушка разговаривала, животные не убегали от него?
Дети: Надо попросить прощения, обнять и поцеловать бабушку, предложить ей свою помощь, и никогда никого больше не обижать и тогда у Вовы будет много друзей и животные к нему вернутся.
Рассказ заканчивается грустно. Давайте подумаем, каким мог бы быть конец рассказа, чтобы Вове не было так одиноко. Придумайте продолжение рассказа (2-3 ребенка).
                         Физминутка
Быстро встаньте, улыбнитесь
Выше, ниже – потянитесь.
Ну-ка плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Влево, вправо – повернитесь.
Рук коленями – коснитесь.
Сели встали, сели встали
И на месте побежали.
Игровая ситуация:
А теперь, ребята, мы с вами поиграем! Я буду называть поступки, а вы – оценивать их. Если поступок хороший – приклеиваем на нашу « полянку» цветок, если плохой – мнем и бросаем лист бумаги – вот так.
Называю ситуации, чередуя их:
- Бить товарищей;
- Поздороваться со взрослыми;
- Стрелять в девочек из рогатки;
- Помочь младшей сестренке одеться;
- Строить рожи взрослым;
- Полить цветы;
- Наступить на хвост собаке;
- Приготовить чай для бабушки;
- Выдергивать усы коту;
- Помогать воспитателю убирать игрушки;
- Загонять колючего ежика под шкаф;
- Ласково разговаривать с мамой;
- Грубить бабушке;
- Уступить место старшему в автобусе;
- Жадничать;
- Помочь дедушке донести сумку;
- Дразнить ребят;
(Звучит музыка Моцарта «Концерт для фортепиано с оркестром»).
Воcпитатель:
- Посмотрите, какая красивая «поляна хороших поступков» у нас получилась, а из плохих поступков - куча мусора! Давайте соберем весь мусор и выбросим его в корзину (дети вместе собирают мусор).
Вместе с мусором мы выбросили все нехорошие поступки и слова из нашей жизни. Пусть останется в нашей группе только хорошее, доброе и красивое – такое, как эта поляна!
- Ребята, я предлагаю вам присесть за столы и еще раз послушать рассказ в исполнении автора (включаю презентацию)
Рефлексивно - коррегирующий этап
 Пусть наша добрая улыбка
Согреет всех своим теплом.
Напомнит нам, как важно в жизни
Делиться счастьем и добром.
Игра « Эстафета дружбы».
Взяться за руки и передавать, как эстафету, рукопожатие.
Начинает педагог: «Я передам вам свою дружбу, и она идет от меня к Артему, от Артема к Максиму и т. д. и, наконец, снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей дружбы. Пусть же она вас не покидает и греет. А еще я вам хочу подарить частичку своего сердца. (дарю маленькие сердечки). Пусть она вас согревает.» 
На этом наше занятие закончилось. Какой рассказ мы сегодня читали? Кто автор рассказа?

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X