Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Гагиева Анна Алановна

П.И. Чайковский "Времена года"

скачать документ

Вернуться назад

Сценарий Музыкально- литературноговечера, посвященный циклу музыкальных произведений композитора П.И. Чайковского«Времена года» с использованием ИКТ.Составитель:Музыкальный руководительГагиева Анна АлановнаЯнварь 2018.Цель: Обобщить знания детей о музыке из цикла «Времена года» композитора П.И. Чайковского. Вызвать интерес к различным жанрам музыки.Задачи: «Музыка»-дать представление о П.И. Чайковском как о композиторе, воспевающем свою Родину, русскую природу и русского человека;-вспомнить ранее прослушанные пьесы, познакомить с новыми произведениями композитора из цикла «Времена года»;-побуждать детей к активному восприятию музыки;-научить определять характер и настроение прослушанной музыки;«Познание»-развивать творческое воображение, воспитывать интерес к аналитической деятельности.«Социализация»-развивать коммуникативные навыки, навыки взаимодействия между детьми;-воспитывать любовь и бережное отношение к природе.Способ воспроизведения:-презентация;Оборудование:-проектор;-аудиозаписи;-картины композиторов;-шкатулка с подсказками.Ход мероприятия:Дети сидят на своих местах. Ведущий стоит возле экрана.758190398780Слайд 1: Обложка презентацииВедущий: Здравствуйте, дорогие друзья. Сегодня у нас не обычный вечер, а вечер поэзии и музыки!5676903473451358265499110Слайд 2 .Фотография П.И ЧайковскогоА как зовут композитора ,фотографию которого вы видите?-ответы детейВедущий: Правильно, дети, этого композитора зовут П.И Чайковский. А вы помните как называлось произведение , которое мы прослушивали на прошлом занятии? Ребята, скажите, кто такой композитор?-ответы детей-Правильно! Композитор, это человек, который пишет музыку. а скажите, кто такой писатель?-ответы детей-Правильно! Писатель пишет рассказы, стихи, сказки и т.д.Так вот. Сегодняшний наш вечер, посвящен известному русскому композитору П.И. Чайковскому и знаменитым русским писателям, которые так же воспевали в своих стихах природу.П.И. Чайковский написал очень много красивых произведений, особенно, он любил воспевать природу. А сегодня мы познакомимся с целым циклом его произведений ,который называется « Времена года». Ребята, а какие вы знаете времена года? А скажите, сколько месяцев в году?-Правильно! Молодцы! А теперь ,я вам предлагаю начать прослушивание наших произведений! А как же нам понять , с какого времени года мы начнем? Надо подумать…Ведущая держит в руках шкатулку с подсказками.-Ребята, а как вы думаете, что у меня в руках?-ответы детейЭто шкатулка с подсказками. Давайте откроем ее и посмотрим, какую она для нас подсказку приготовила?!!Достает из шкатулки снежинку и показывает.Ведущий: Ребята, что же это? Как вы думаете? О каком времени года мы сейчас будем говорить?-ответы детей.Правильно! Мы будем говорить о зиме! 415290376555Слайд 4. Декабрь «Святки»Ведущий: Первая наша мелодия, называется Декабрь Посвященная празднику «Святки». А вы знаете как проходил этот праздник? Девушки гадали на своих будущих мужей. Наряжались в разные костюмы, ходили друг к другу в гости. Пели песни, танцевали. Давайте, прослушаем ребята.Звучит мелодия «Декабрь» После 7 слайда ведущий зачитывает:Раз в крещенский вечерокДевушки гадали:За ворота башмачок,Сняв с ноги бросали.В.А. ЖуковскийВедущий показывает портрет писателя.Ведущий: Вот это замечательное стихотворение написал в честь этого месяца писатель В.А. Жуковский. Скажите? Какая была эта мелодия? Медленная или быстрая? -ответы детей.Ведущий: Эта музыка напоминает шумные гуляния, звонкий смех, пение песен. Напоминает мелодию вальса, под нее хочется танцевать, не правда ли?-ответы детей.Ведущий: Следующий месяц Январь . Называется «У камелька»Слайд 8. Январь «У камелька»67246534924А вы знаете что раньше называли камельком?-ответы детей.Ведущий: Камельком называли – камин. Камин- топят дровами, служит для того чтобы путем него согревать дом. Так давайте же послушаем, о чем же нам хотел рассказать композитор в этой мелодии?!!Звучит мелодия «Январь», показ слайдовПосле 12 слайда ведущий зачитывает:И мирной неги уголокНочь сумраком одела,В камине гаснет уголек,И свечка нагорела.А.С. ПушкинВедущий показывает портрет писателя А.С. ПушкинаВедущий: Эти строки написал знаменитый русский писатель А.С. Пушкин. Как вы думаете, как звучала музыка? -ответы детей.Музыка этого произведения медленная, спокойная, мечтательная, как будто слышатся речи, короткие фразы.Ведущий: Следующий месяц Февраль, который посвящен празднику «Масленица». А вы знаете что это за праздник?-ответы детей.Слайд 13. Февраль «Масленица»7962905080Ведущий: Во время масленицы пекут блины, устраивают шумные гуляния, поют песни и водят веселые хороводы. Давайте послушаем следующее произведение.Звучит мелодия «Февраль», показ слайдовПосле 12 слайда ведущий зачитывает:Скоро масленицы бойкойЗакипит широкий пирП.А. ВяземскийВедущий показывает портрет писателяВедущий: Эти строки посвятил этому празднику П.А. Вяземский. А вы поняли какой характер у этой музыки? Грустный или веселый?-ответы детейВедущий: Правильно! Она веселая! Эта мелодия напоминает звуки шумных праздничных гуляний, веселых хороводов и песен.Вот и закончились наши зимние месяцы! Давайте, посмотрим какую подсказку приготовила наша шкатулка!Ведущий держит в руках шкатулку и достает из нее весенний атрибут (птичку) и показывает. Ведущий: Ребята, что же это?-ответы детейВедущий: А как вы думаете? Что символизирует этот предмет?-ответы детейВедущий: Правильно! Этот предмет символизирует приход весны! Значит, следующий время года для прослушивания это- Весна и первый месяц- Март, названный « Песня жаворонка». 653415505460Слайд 18. Март «Песня жаворонка»Ведущий: Ребята, а вы знаете какая это птичка? С появлением этой птицы связывают приход весны. Давайте послушаем мелодию, посвященную этому месяцу.Звучит мелодия «Март», показ слайдов.После 22 слайда ведущий зачитывает:Поле зыблется цветами,В небе льются свет и волны.Вешних жаворонков пеньяГолубые бездны полны.А.Н. Майков Ведущий показывает портрет писателяВедущий: Вот такие замечательные строки посвятил писатель пению этой птицы. Мелодия этого произведения напоминает пение птиц, трели. Очень красивая и лирическая мелодия весны.Давайте послушаем следующее произведение. Оно называется Апрель «Подснежник»320040417195Слайд 23. Апрель «Подснежник»Ведущий: Ребята, а вы знаете, когда начинает прорастать подснежник?-ответы детей.Ведущий: Правильно! Он начинает расти ранней весной, когда на земле еще лежит снег. Так давайте же послушаем, какую мелодию сочинил композитор про этот месяц.Звучит мелодия «Апрель», показ слайдов.После 28 слайда ведущий зачитывает:Голубенький, чистыйПодснежник- цветок,А подле сквозистыйПоследний снежокПоследние слезыО горе быломИ первые грезыО счастье ином…А.Н. МайковВедущий показывает портрет писателяВедущий: Вот такие замечательные строки посвятил писатель этому явлению. В мелодии передается ощущение того, как природа пробуждается, все расцветает, а с ней и замечательные цветы – подснежники. Следующий месяц –Май «Белые ночи»Слайд 29. Май «Белые ночи»68199015876 Ведущий: А вы знаете, что такое белые ночи?-ответы детейВедущий: белые ночи, это когда ночью светло как днем. Такое явление можно встретить на севере нашей страны в Санкт- Петербурге. Давайте, скорее послушаем это произведение.Звучит мелодия «Май», показ слайдов.После 33 слайда ведущий зачитывает:Какая ночь! На всем какая нега!Благодарю, родной полночный край!Из царства вьюг и снегаКак свеж и чист твой вылетает май!А.А. ФетВедущий показывает портрет писателяВедущий: Ребята, а какая эта музыка? Медленная или быстрая?Что вы еще можете о ней сказать?-ответы детейВедущий: Мелодия этого произведения романтическая, спокойная, лирическая. А какое время года будет следующим, подскажет нам наша волшебная шкатулка подсказок.Ведущий держит в руках шкатулку и достает из нее атрибут лета и показывает. Как вы думаете, что этот предмет символизирует? -ответы детей.Ведущий: Правильно! Этот цветок –символ лета! Так вот, следующее время года- Лето! Месяц Июнь «Баркарола» Слайд 34. Июнь «Баркарола»824865125899Ведущий: Ребята, а вы знаете что такое «Баркарола» Правильно! Так назывались лодки, которые строили в Италии, для узких каналов Венеции. Так давайте же послушаем мелодию этого месяца.Звучит мелодия «Июнь», показ слайдов.После 38 слайда ведущий зачитывает:Выйдем на берег, там волныНоги нам будут лобзать.Звезды с таинственной грустьюБудут над нами сиять.А.Н. Плещеев. Ведущий показывает портрет писателяВот что написал писатель А.Н. Плещеев про этот месяц.Как вы думаете, какой характер у этой музыки? Что в ней особенного? Эта музыка напоминает неторопливые движения весел, как будто лодка медленно плывет по воде. Она спокойная, романтичная. Ребята, какой у нас следующий месяц?-ответы детей.Ведущий: Правильно! Следующий месяц – Июль. Называется он «Песня косаря»Слайд 39. Июль «Песнь косаря»548640201930Ведущий: Ребята, а вы знаете , кто такие косари?-ответы детей.Ведущий: Косари, это люди, которые косят траву. А как вы думаете, зачем им эта трава? -ответы детейВедущий: правильно! Ее высушивают и используют как корм для скота. Ребята, давайте послушаем отрывок из этого произведения.Звучит мелодия «Июль», показ слайдов.После 44 слайда ведущий зачитывает:Раззудись плечо,Размахнись, рука!Ты пахни в лицо,Ветер с полудня!А.В. КольцовВедущий показывает портрет писателяВедущий: Вот эти строки посвятил труду косарей этот писатель.Ребята, а вы услышали характер этой мелодии?-ответы детей.Ведущий: мелодия этого произведения энергичная, быстрая, напоминает движение руки самих косарей, такая же резкая.Ребята, следующий месяц для просмотра и прослушивания-Август « Жатва»Слайд 45. Август«Жатва»Ведущий: Ребята, а вы знаете, что такое жатва?-ответы детей.Ведущий: Это сборы урожая, когда настало время уборки урожая хлеба. На полях работали семьями, с работой царило оживление, душевный подъем, люди при этом пели веселые песни. Так давайте послушаем, что же это за произведение?!Звучит мелодия «Июль», показ слайдов.После 49 слайда ведущий зачитывает:Люди семьямиРожь высокую!В копны частыеСнопы сложены.От возов всю ночьСкрипит музыка!А.В. КольцовВедущий показывает портрет писателяВедущий: Ребята, а какой характер у этого музыкального произведения?-ответы детей.Ведущий: Музыка этого произведения оживленная, быстрая, ритмичная. Мелодия передает всю силу, с которой работали крестьяне в поле, то оживление с которым, весело, громко пели люди. Итак, закончилось лето. А чтобы узнать какое время года мы будем прослушивать дальше, поможет нам наша волшебная шкатулка с подсказками.Ведущий держит в руках шкатулку и достает из нее осенний атрибут и показывает.Ведущий: Ребята, а что это? -ответы детей.Ведущий: Правильно! А какое время года символизирует этот предмет?-ответы детей.Ведущий: Правильно! Так давайте же прослушаем отрывок из произведения! Первый месяц Сентябрь «Охота»Слайд 50. Сентябрь «Охота»Ведущий: Ребята, а что такое охота?-ответы детей.Ведущий: Это преследование диких животных и птиц, с целью добычи, особенно популярной была охота осенью. Раньше охотились не с целью развлечения, а для того, чтобы прокормить свои семьи. Давайте послушаем отрывок этого произведения.Звучит мелодия «Сентябрь», показ слайдов.После 55 слайда ведущий зачитывает:Пора, пора! Рога трубят,Псари в охотничьих уборах;Чем свет, уж на конях сидят;Борзые прыгают на сворах.А.С. ПушкинВедущий показывает портрет писателяВедущий: Ребята, скажите, какой характер у этой музыки? Какая она, быстрая или медленная? Веселая или грустная?В начале идет ощущение того, как будто трубят в рог что начинается охота. Музыка быстрая и достаточно веселая, а иногда и встревоженная, будто охотники на лошадях скачут за своей добычей. Следующий месяц , какой ,ребята? -ответы детей.Ведущий: Конечно же октябрь и называется он « осенняя песнь»Слайд 56. Октябрь «Осенняя песнь»Ведущий: Ну, мне кажется, вы все хорошо знакомы с этим временем года, я думаю, оно самое красивое и запоминающееся.Давайте прослушаем небольшой фрагмент этого произведения.Звучит мелодия «Октябрь», показ слайдов.После 63 слайда ведущий зачитывает:Осень, осыпается весь наш бедный сад,Листья пожелтелые по ветру летят…А.К. ТолстойВедущий показывает портрет писателяВедущий: Ребята, вам понравилась эта композиция? Какой характер у мелодии? -ответы детей.Ведущий: Мелодия в этом произведении медленная, грустная, как будто природа прощается со всеми на долгую зиму, все затихает перед долгим сном. И последний месяц, ребята, как называется?-ответы детей.Ведущий: Правильно! Это Ноябрь, называется «На тройке»Слайд 64. Ноябрь «На тройке»Ведущий: Ребята, а что такое тройка?-ответы детей.Ведущий: Тройка- это лошади, которые запряжены в санях или в телегах. Раньше, в ноябре в России уже выпадало много снега и единственным средством передвижением были – лошади. Теперь давайте послушаем.Звучит мелодия «ноябрь», показ слайдов.После 68 слайда ведущий зачитывает:И гляди же с тоской на дорогу,И за тройкой вослед не спеши.И тоскливую в сердце тревогуПоскорей навсегда затуши.Н.А. НекрасовВедущий показывает портрет писателяВедущий: Ребята, какая по характеру эта музыка?-ответы детей.Ведущий: мелодия больше напоминает звон колокольчиков, которые были на лошадях, она веселая и быстрая. Ребята, а скажите, на каком инструменте исполнялись все произведения?-ответы детей.Ведущий: Молодцы, детки! Вам понравилась наша презентация?-ответы детей.Ведущий: А вы запомнили про какого мы сегодня композитора говорили? -ответы детей.Ведущий: А как назывался цикл музыкальных произведений, которые мы слушали?-ответы детей.Ведущий: Молодцы, детки! Вы все очень умненькие и внимательные. Спасибо вам! До новых встреч!

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X