Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Калашникова Наталья Александровна

К ПРОБЛЕМЕ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В РАБОТЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

скачать документ

Вернуться назад
К ПРОБЛЕМЕ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В РАБОТЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
(НА ПРИМЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МДОУ ЦРР Д/С № 165 И МОУ СОШ №5)
Калашникова Наталья Александровна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка – детский сад №165»
(МБДОУ ЦРР Д/С №165)
г. Оренбург
воспитатель

«Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком».
Л.С. Выготский
Важнейшим приоритетом развития образования в России на современном этапе является сохранение преемственности и целостности образовательной среды. Целевыми ориентирами образования выступают: формирование и развитие свободной и культурной личности, адаптация к жизни общества, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения, любви к окружающей природе, Родине, семье. Несомненно, что осуществление этих целей должно происходить в едином образовательном пространстве, начиная с дошкольного образовательного учреждения.
Проблема преемственности дошкольного и начального образования не нова. Еще в конце прошлого столетия Д.Б. Эльконин рассматривал дошкольный и младший школьный возраст как одну эпоху человеческого развития, именуемую «детством» и утверждал, что дети 3 – 10 лет должны жить общей жизнью, развиваясь и обучаясь в едином образовательном мире. На сегодняшний день заявленная проблема приобрела особую актуальность в связи со значительно возросшей ролью дошкольного воспитания и переходом в системе образования к федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС).
В философском понимании понятие преемственности трактуется как непрерывный процесс воспитания и обучения ребёнка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, т.е. это связь между различными ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию. Поскольку педагогический процесс есть целостная система, следовательно, преемственность должна осуществляться по всем направлениям, включая цели, содержание, формы, методы и реализоваться через взаимодействие всех профессиональных уровней, включая работу воспитателя, учителя, психолога и родителей.
Преемственность между дошкольной и школьной ступенями образования не должна пониматься только как подготовка детей к обучению. Проблему преемственности между ДОУ и начальным образованием следует рассматривать в контексте подходов к реализации ФГОС ДО и ФГОС общего образования.
Введение ФГОС инициирует смещение акцента в понимании готовности ребенка к обучению в школе с интеллектуальной на личностную готовность, которая определяется сформированной “внутренней позицией школьника” (способностью ребенка принять на себя новую социальную роль ученика). Во главу угла выходят сформированные познавательные мотивы обучения, то есть сознательное желание ребенка учиться, познавать что-то новое, опираясь на уже полученные знания (вместо традиционных знаний, умений, навыков). Для современного первоклассника становится важным не столько обладать инструментом познания, сколько уметь им осознанно пользоваться. Новые взгляды на воспитание, обучение и развитие детей, обозначенные во ФГОС, требуют нового подхода к осуществлению преемственности детского сада и школы, построения новой модели современного выпускника ДОУ, у которого будут сформированы предпосылки к учебной деятельности, обеспечивающие успешность обучения на последующих этапах образования.
Как в дошкольном учреждении, так и в школе образовательно-воспитательный процесс должен быть подчинён становлению личности ребёнка: развитию его компетентности, креативности, самостоятельности, ответственности, произвольности, самосознания и самооценки, свободы и безопасности поведения
Сравнение ФГОС НОО И ФГОС ДО показывают наличие предпосылок для реализации преемственности дошкольного и начального образования. Так в соответствии с заявленными документами «Портрет выпускника: дошкольник – начальная школа» выглядит следующим образом.
Дошкольник
Начальная школа

Деятельный и активный.
Присутствует исследовательский интерес.

Любознательный.
Коммуникативен.

Инициативный.
Ответственен.

Открытый внешнему миру.
Уважительное отношение к окружающим.

Доброжелательный и отзывчивый.
Развиты навыки самоорганизации и здорового образа жизни.

Уверен в своих силах.



Следовательно, основанием преемственности между детским садом и школой являются: развитие любознательности, способности самостоятельно решать творческие задачи; формирование творческого воображения, направленного на интеллектуальное и личностное развитие ребёнка; развитие коммуникативности.
Активная деятельность, направленная на обеспечение преемственности и непрерывности педагогического процесса, дает возможность уже в детском саду прогнозировать те проблемы, которые могут возникнуть у ребенка в начале обучения и решать их, а начальная школа, в свою очередь, получает достаточно информации о личности ребенке, о его сильных и слабых сторонах.
Наше образовательное учреждение осуществляет деятельность по решению вопроса о преемственности педагогического процесса в рамках активного сотрудничества с муниципальным образовательным учреждением «СОШ №5». Механизмом решения проблемы преемственности нам представляется последовательное выполнение следующих этапов:
заключение договора между детским садом и МОУ «СОШ №5» по обеспечению преемственности;
составление проекта совместной деятельности по обеспечению преемственности;
проведение профилактических мероприятий, таких как: "День открытых дверей", "День Знаний", совместные праздники и т.д.;
работа по обеспечению готовности детей к обучению в школе (диагностика и коррекция развития детей);
планирование совместной деятельности по адаптации детей в школе;
проведение мониторинга процесса адаптации детей к школе.
Нами определены три основных направления обеспечения преемственности между дошкольным и школьным образованием (организационная работа, методическая работа и работа с родителями), реализация которых способствует созданию единого образовательного процесса, связывающего дошкольные и школьные годы.
Целью организационной работы является знакомство будущих первоклассников со школой, режимом и порядком ее работы. Традиционной формой такого знакомства выступают экскурсии воспитанников подготовительных групп в школу. Неподдельный интерес у дошкольников вызывает посещение школьной библиотеки, спортивного зала, школьного музея. Значимыми нам представляются различные мероприятия, на которых встречаются воспитанники детского сада и школы. Такие встречи актуализируют их любознательность, усиливают интерес к школе. Будущие первоклассники учатся у школьников способам поведения, манерам разговора, свободному общению, а школьники проявляют заботу о младших.
Весной проводятся Дни открытых дверей, на которые мы приглашаем и гостей из школы. Наши дети показывают спектакль, дают концерт, организуется выставка детских поделок. Частые и желанные гости наши выпускники. Они рассказывают о школе много интересного нашим будущим первоклассникам.
Методическая работа осуществляется через проведение семинаров-практикумов, бесед, методических встреч для педагогов школы и детского сада. Семинары включают в себя взаимопосещения уроков в первых классах школы и открытых занятий в выпускных группах. Данная форма работы позволяет познакомиться с обстановкой и организацией жизни и обучения ребенка, обменяться опытом, найти оптимальные методы, приемы и формы работы. Так на основе анализа открытых уроков воспитатели могут предложить способы применения игровых методов, наглядных пособий, способствуя более тесной учебно-методической преемственности между детским садом и школой. Педагоги могут обмениваться педагогическими новинками в периодической печати. В процессе анализа полученных результатов совместной деятельности достигаются взаимные соглашения о наиболее плодотворных формах сотрудничества, которые позволяют педагогам информировать друг друга об успеваемости детей, трудностях в их воспитании и обучении, обстановке в их семьях. Воспитатель длительное время наблюдает за ребенком и может дать учителю подробные сведения о его личностных качествах, уровне развития, состоянии здоровья, интересах, индивидуальных способностях, характере и темпераменте. Также он может дать рекомендации по выбору способов индивидуального подхода к ученику.
Не менее полезными являются формы коллективного обмена опытом, в частности совместные педагогические советы, методические объединения, семинары, посвященные следующим темам: «Адаптация учащихся первых классов к обучению в школе», «Психологическая готовность ребёнка к школе», «Задачи детского сада и семьи в подготовке ребёнка к школе».
Работа с родителями начинается задолго до выпускного года. На родительских собраниях обсуждаются вопросы о подготовке ребёнка в школу, развитии познавательных и творческих способностей, выборе школы и будущих программ обучения детей. Учителя будущих первоклассников и психолог школы отвечают на вопросы родителей, после собраний проводятся индивидуальные консультации. Всё это позволяет родителям определиться с выбором школы, когда их ребёнок находится ещё в детском саду. Большую популярность приобрела «Родительская гостиная», где воспитатели, учителя начальных классов и родители собираются один раз в месяц для обсуждения конкретных вопросов по воспитанию детей, подготовке их к обучению в школе с показом мастер-классов. Родители делятся проблемами по поводу развития своего ребенка, вместе с педагогами проблема разбирается и совместно принимается решение. Причем к родителям приходит понимание того, что подготовка к школе начинается не за год до школы, а с раннего дошкольного возраста. Указанные виды работ ориентированы на обеспечение естественного перехода дошкольника из детского сада в школу, педагогической поддержки новой социальной ситуации.
Согласованная работа школы и детского сада позволяет оценить адаптацию наших выпускников, поговорить о каждом ребёнке, постараться помочь ему, основываясь на данных наблюдений, проведённых за ним ещё в детском саду. Такое сотрудничество ради детей позволяет добиваться положительных результатов в работе. Данные ежегодно проводимого мониторинга адаптации показывают, что у 85% наших выпускников высокий уровень адаптации к школе, у 15% средний уровень адаптации, а дезадаптированных детей нет. Высокий уровень мотивационной готовности к поступлению в школу наблюдается у 79% детей, средний уровень у 20% детей.
Следует отметить, что не все воспитанники ДОУ № 165 поступают на обучение в МОУ СОШ №5, небольшой процент наших выпускников обучается в других школах города. Нами выявлено, что проделанная работа по предшкольной подготовке способствует их легкой адаптации к условиям образовательного учреждения и успешности в обучении.
Анализ научной литературы по проблеме и собственного педагогического опыта позволяет утверждать, что преемственность – это двусторонний процесс, в котором на дошкольной ступени образования сохраняется самоценность личности ребенка и формируются его фундаментальные личностные качества, те достижения, которые служат основой его успешного обучения в школе. В то время школа как преемник дошкольной ступени учитывает достижения ребенка-дошкольника и строит свою педагогическую деятельность, опираясь на его индивидуальный потенциал. Такое понимание преемственности позволяет реализовать непрерывность в развитии и образовании детей.
Нельзя не отметить трудности, которые возникают в процессе решения обозначенной проблемы: нехватка специалистов-психологов в образовательном учреждении, недостаточная обеспеченность учебно-воспитательного процесса методическими материалами, дидактическими пособиями и несоответствии существующих пособий новым целям и требованиям обучения в системе преемственного образования.

Литература
Осуществление преемственности между дошкольным и начальным общим образованием // Справочник старшего воспитателя. №2, 2008г.
Преемственность между детским садом и школой // Справочник старшего воспитателя. №10, 2010г.
Преемственность в работе детского сада и школы как взаимосвязь в диалоге двух образовательных структур // Статья Е. Кудрявцевой.
Елжова Н. В. Методическая копилка для педагогов ДОУ. – Ростов на Дону: Феникс, 2009.
Должикова Р. А., Федосимов Г.М., Кулинич Н.Н., Ищенко И.П. «Реализация преемственности при обучении и воспитании детей в ДОУ и начальной школе», Москва, Школьная пресса, 2008.
Кузнецова В.К. «Вопросы преемственности и адаптации в условиях учебно - воспитательного комплекса»// Нач. школа. – 1996 №8
Фельдштейн Ф.М. «Проблемы возрастной и педагогической психологии,- М.: Международная педагогическая академия», 1995.








HYPER13PAGE


HYPER13PAGE HYPER141




Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X