Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Шайхразиева Рузия Билусовна

"Мы познаем мир" (из опыта работы)

скачать документ

Вернуться назад

Из опыта работы«Мы познаем мир»Шайхразиева Рузия Билусовна,воспитатель МБДОУ №18Красноярский край, г.Норильск На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии инициативности, самостоятельности и любознательности ребенка имеет познавательно-исследовательская деятельность. В стандарте определено: «познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формировании познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, об их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.). То есть на этапе развития познавательной активности ребенка понимается процесс усвоения умений и навыков, а главным образом, поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или совместно с взрослым под его тактичным руководством. В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал. В связи с пересмотром приоритетных направлений деятельности в дошкольном образовании преобладает деятельность, направленная на развитие у детей способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. Одним из таких направлений является познавательно-исследовательская деятельность. Поиск эффективных средств развития исследовательской активности дошкольников – представляет актуальную проблему, требующую не только теоретического, но и практического решения. И для этого различные формы исследовательской деятельности активно внедряются мною в образовательный процесс. Цель моей работы – развитие познавательной активности, детской инициативности в процессе познавательно-исследовательской деятельности. Для ее реализации я поставила перед собой следующие задачи: - создание предпосылок формирования практических и умственных действий;- создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами опытно-экспериментальной деятельности;- развитие наблюдательности, умения сравнивать, анализировать, обобщать; - развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, - развитие умения устанавливать причинно-следственную зависимость, умение делать выводы;- развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности;- расширение представлений детей о физических свойствах объектов окружающего мира;- знакомство с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость);- развитие представлений об основных физических явлениях (отражение, преломление света, магнитное притяжение);- развитие представлений детей о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха и её изменчивость; вода-переход в различные состояния: жидкое, твердое, газообразное их отличие друг от друга; воздух - его давление и сила; почва - состав, влажность, сухость);- расширение представлений детей о значимости воды и воздуха в жизни человека; - формирование навыка выполнения правил техники безопасности при проведении физических опытов-экспериментов;- развитие эмоционально-ценностное отношения к окружающему миру;- развитие интеллектуальных эмоций детей посредством создания условий для возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач, для раздумья, для возможности радоваться сделанному открытию;- формирование у детей умений целенаправленно отыскивать ответы на вопросы – делать предположения, определять средства и способы для их проверки, осуществлять эту проверку и делать выводы. Из ФГОС, нам известно, что важным для реализации опытно-исследовательской детской деятельности является создание необходимых условий. Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами. Я работаю воспитателем. Представляю вашему вниманию мини-лабораторию в своей группе. В нашем уголке экспериментальной деятельности выделены:1) место для приборов, место для хранения материалов (природного, «бросового»);2) место для проведения опытов;3) место для неструктурированных материалов (песок, вода, семена, веточки, камни, бумага и др.). В группе уголок природы объединен с мини-лабораторией. В уголке место имеется цветам. Оборудование, представленное в мини-лаборатории, отражает ее содержание. Там имеются: - разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объема и формы, это: пробирки, колбы, стаканчики, розетки, пипетки, трубочки, воронки, шприцы и др.;- красители, пищевые и непищевые (гуашь, акварель, зеленка, йод, марганцовка и др.);- природный и другой сыпучий материал: камешки, ракушки, песок, сахар, мука, шишки, листья деревьев, семена, пуговицы;- разные виды бумаги: обычная, картон, калька, наждачная, копировальная, бумажные фильтры, ватман и т.д.; - прочие материалы: зеркала и воздушные шары, пилка для ногтей, сито, детские фартуки. В уголке дети работают с календарем, с деревом сезона. В ходе своей работы я проводила следующие опыты и эксперименты: 1. Запланированные опыты и эксперименты. С детьми провели краткосрочный проект «Огород на окне». Задачи проекта:Способствовать расширению познания детей об уходе за растениями в комнатных условиях. Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги, почвы для роста растений. Подвести детей к мысли о взаимосвязи природы и человека.Способствовать развитию познавательных, исследовательских способностей детей. Формировать бережное отношение к своему труду, и труду взрослых и детей. Способствовать развитию речи детей, активизировать словарь. Формировать чувство общности детей в группе и навыки сотрудничества. Проект проходил в три этапа:I этап – подготовительный:1.    Подбор художественной литературы: стихи, загадки, пословицы, поговорки, рассказы, сказки про овощи, экологические сказки. 2. Подбор дидактических игр и наглядного материала по теме проекта.3.  Беседа с родителями «Участвуем в проекте «Огород на окне». 4.  Разбивка огорода на окне.II этап – основной: Экспериментальная деятельность.III этап – заключительный:- подведение итогов проекта/ Задачи проекта были реализованы.2. Случайные эксперименты. Они специальной подготовки не требуют, а проводятся экспромтом в той ситуации, которая сложилась на тот момент, когда дети увидели что-то интересное в природе, в уголке природы или на участке. И для этого мне, как взрослому необходимо быть всесторонне грамотным, самой обладать достаточно обширными познаниями. В противном случае интереснейшие события пройдут мимо детей непонятыми, незамеченными. Отсюда следует, что подготовкой к случайным экспериментам является постоянное самообразование по всем разделам данного направления.3. Эксперименты, которые служат ответом на вопрос ребенка. К проведению таких опытов привлекается либо тот ребенок, который задал вопрос, либо его товарищи. Выслушав вопрос, я стараюсь не отвечать на него, а советую ребенку самому установить истину, проведя несложное наблюдение: «А ты сам посмотри, будет ли воробей есть творог!» Или: «Ребята, Коля спрашивает, нужно ли сегодня поливать цветы, как проверить?», «Ребята, Женя говорит, что под снегом травы нет, а Лена считает, что есть. Как это узнать?». 4. Опыты – наблюдения. Сравнительные наблюдения. Нацеливаю детей на проведение сравнительного наблюдения двух распространенных комнатных растений – сансевьерии (щучий хвост) и сенполии (фиалки). Предлагаю закончить предложения: - У фиалки листья опушенные, а у щучьего хвоста… - Листья у фиалки меньше, а у щучьего хвоста… - Щучий хвост более теневынослив, чем… - Назовите сходства этих растений: - зеленые; - цветут; - требуют умеренного полива; - размножаются делением куста или листовыми черенками. - Назовите различия: - в размерах; - в окраске листьев; - в форме листьев; - в форме и цвете цветов; - в отношении к свету. Обобщающие наблюдения (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности предметов и явлений, изученных ранее по отдельным этапам). Например, «Наблюдение за ростом лука». В процессе наблюдений за ростом и развитием лука дети определяют зависимость жизни растений от воды, кислорода и света: «выпрямляющийся стебель», испаряющаяся влага, необходимость солнечного света для роста растений. Дети с удовольствием каждое утро приходят, и интересуются, что произошло с луком. В итоге был сделан вывод: корень достаёт из почвы воду и минеральные вещества. Для роста растениям необходимы: вода, тепло и свет. Для организации самостоятельной познавательной деятельности детей в условиях развивающей среды особую значимость имеют приемы, стимулирующие развитие их познавательной активности. Это: - Экспериментальные игры «Тонет – не тонет», «Мыльные пузыри», «Сделаем растворы», «Воздух», «Воздушный шар» и др., которые позволяют убедиться в достоверности физических и природных явлений и закономерностей. - Действия с магнитами, лупой, измерительными приборами, переливание жидкостей, пересыпание сыпучих материалов и др. позволяют детям самостоятельно овладеть способами познавательной деятельности.- Наблюдение природных явлений в реальной жизни (замерзание воды в лужах, таяние снега при повышении температуры, выпадение росы, тумана, появление радуги, распространение грома и молнии, образование пара от дыхания в холодную погоду и др.), пробуждают детей к поиску объяснения причин появления и образования природных явлений, обоснованию их физическими законами.- Использование энциклопедических данных в разделах «Знаете ли вы?» и «В мире интересного» повышает интерес к обсуждению проблем, развивает интеллектуальную рефлексию. - Драматизация: ребенок берет на себя то роль Незнайки - Почемучки, задающего вопросы, то роль экспериментатора, умеющего все объяснять и отвечать на вопросы. Данная работа предусматривает активное привлечение родителей к сотрудничеству. Для ребенка важно, чтобы его мама и папа поддерживали его интересы, поэтому я стараюсь привлекать родителей к активному участию. Так, например, можно предложить детям дома проделать ряд опытов с водой, воздухом, провести исследования, ответить на вопросы: где можно найти воду дома? Для чего нужна вода и бережете ли вы ее? Родители помогают, направляют детей на выполнение заданий. Кроме этого, родители помогают в оформлении разнообразных коллекций. Они собирают экспонаты во время отпуска, на даче, на прогулках, проявляя при этом большой интерес к занятию. Кроме этого, родители привлекают детей к уходу за домашними питомцами, комнатными растениями и воспитывают ответственность за их жизнь и здоровье. Для просвещения родителей можно провести консультации по темам: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях», «Экспериментирование с водой». В индивидуальных беседах, консультациях с родителями, на родительских собраниях, через различные виды наглядности я убеждаю родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям, доказываю, насколько правы те, кто строит свое общение с ребенком как с равным, признавая за ним право на собственную точку зрения. Кто поддерживает познавательный интерес детей, их стремление узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действительности. В процессе своей работы я увидела, что дети с удовольствием экспериментируют, раскрывают содержание представлений, навыков и умений в поисковой деятельности, умеют выделять и ставить проблему, предлагают возможные решения этой проблемы, проверяют эти возможные решения в ходе проведения исследований. Исходя из данных, умеют делать выводы на основе результата исследования, делают обобщения, умеют соблюдать правила техники безопасности при проведении физических экспериментов. Динамика усвоения у детей знаний, умений, навыков положительна. Таким образом, познавательно-исследовательская деятельность развивает детскую инициативу, любознательность и познавательную активность.

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X