Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Храброва Надежда Дмитриевна

Влияние семейных взаимоотношений на эмоциональное благополучие ребёнка

скачать документ

Вернуться назад

Влияние семейных взаимоотношений на эмоциональное благополучие ребёнка.Храброва Надежда ДмитриевнаМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №15 «Теремок» (МБДОУ №15 «Теремок») Мысковского городского округа Кемеровской областиВоспитатель высшей квалификационной категорииВ современном обществе часто звучат следующие вопросы:Как построить нормальные отношения с ребенком? Как заставить его слушаться? Можно ли поправить отношения, если они совсем зашли в тупик? Практика воспитания изобилует подобными «вечными» вопросами. Может ли педагогика и психология помочь родителям, учителям, воспитателям в их решении?Безусловно, может. В последние десятилетия был сделан ряд замечательных открытий. Одно из них — о значении стиля общения с ребенком для развития его личности.Теперь уже стало бесспорной истиной, что общение так же необходимо ребенку, как и пища. Малыш, который получает полноценное питание и хороший медицинский уход, но лишен постоянных контактов со взрослым, плохо развивается не только психически, но и физически: он не растет, худеет, теряет интерес к жизни.Анализ многочисленных случаев смерти младенцев в домах ребенка, проведенный в Америке и Европе после первой мировой войны — случаев, необъяснимых с одной лишь медицинской точки зрения, — привел ученых к выводу: причина — неудовлетворенная потребность детей в психологическом контакте, то есть в уходе, внимании, заботе со стороны близкого взрослого,Этот вывод произвел огромное впечатление на специалистов всего мира: врачей, педагогов, психологов. Проблемы общения стали еще больше привлекать внимание ученых.Если продолжить сравнение с пищей, то можно сказать, что общение может быть не только здоровым, но и вредоносным. Плохая пища отравляет организм; неправильное общение «отравляет» психику ребенка, ставит под удар его психологическое здоровье, эмоциональное благополучие, а впоследствии, конечно, и его судьбу.«Проблемные», «трудные», «непослушные» и «невозможные» дети, так же, как дети «с комплексами», «забитые» или «несчастные» — всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье.Особая роль в семье отводится гармоничности межличностных отношений и их влиянию на формирование личности и поведения детей. Важным фактором эмоциональной уравновешенности и психического здоровья ребенка является стабильность семейной среды. Большое значение имеет "качество" семьи, её воспитательная способность. Семья, имеющая различного рода неблагополучия в своём развитии, приводит к серьезным нарушениям в процессе социализации ребенка.Если у детей плохие отношения с одним или обоими родителями, если дети чувствуют, что их считают никуда не годными, или не ощущают родительской поддержки, они, возможно, окажутся втянутыми в преступную деятельность; будут ополчаться на других детей; сверстники будут отзываться о них как об агрессивных; будут вести себя агрессивно по отношению к своим родителям.Вызывающее общественное поведение ребёнка, нарушающее нормы и правила поведения, принятые среди взрослых, неприятные поведенческие симптомы чаще всего являются психологическим следствием или отражением общего подросткового кризиса и, как правило, сами собой исчезают тогда, когда ребёнок становится взрослым и у него меняется сознание.Для людей, совершавших заказные политические убийства (или покушения), характерно происхождение из распавшихся семей, где родителям было не до ребенка. Женщины, на которых в детстве их собственные матери обращали не так много внимания и которые не получили от родителей необходимой поддержки, склонны применять карательные меры воспитания (например, браниться, шлепать) и срывать гнев на своих детях.Аспект семейных взаимоотношений, вызывающий наибольший интерес психологов, - это характер семейного руководства, то есть действия родителей, имеющие своей целью "наставить детей на путь истинный" или изменить их поведение. Некоторые родители вмешиваются редко: при воспитании они сознательно придерживаются политики невмешательства - позволяют ребенку вести себя как он хочет или просто не обращают на него внимания, не замечая, приемлемо или неприемлемо его поведение. Другие же родители вмешиваются часто, либо поощряя (за поведение, соответствующее социальным нормам), либо наказывая (за неприемлемое агрессивное поведение). Иногда родители непреднамеренно поощряют за агрессивное поведение или наказывают за принятое в обществе поведение. Намеренное или ненамеренное, но подкрепление существенно предопределяет становление агрессивного поведения. Изучение зависимости между практикой семейного руководства и агрессивным поведением у детей сосредоточилось на характере и строгости наказаний, а также на контроле родителей поведения детей. В общем, и целом выявлено, что жестокие наказания связаны с относительно высоким уровнем агрессивности у детей, a недостаточный контроль и присмотр за детьми коррелирует с высоким уровнем асоциальности, зачастую сопровождающимся агрессивным поведением.Каждый ребенок имеет право быть любимым, но ему может быть отказано в этом праве, если родителям не хватит умения сначала научить ребенка быть в меру уступчивым и неагрессивным.Семья - особая социальная группа и культурная общность, сфера самоактуализации личности. В процессе близких взаимоотношений с матерью, отцом, братьями, сестрами, дедушками, бабушками и другими родственниками у ребенка с первых дней жизни формируется структура его личности. Он входит в мир своих родных, перенимает нормы их поведения.В жизни каждого человека родители играют большую и ответственную роль. Они дают первые образцы поведения. Ребенок подражает и стремится быть похожим на мать и отца. Когда родители понимают, что во многом от них самих зависит формирование личности ребенка, то они ведут себя так, что все их поступки и поведение в целом способствуют формированию у ребенка тех качеств и такого понимания человеческих ценностей, которые они хотят ему передать. Такой процесс воспитания можно считать вполне сознательным, так как постоянный контроль над своим поведением, за отношение к другим людям, внимание к организации семейной жизни позволяет воспитывать детей в наиболее благоприятных условиях, способствующих их всестороннему и гармоничному развитию.Одной из главнейших функций семьи заключается в создании условий для развития личности всех своих членов.Отклонения в поведении детей и молодежи свидетельствует чаще всего о серьезных нарушениях в жизни семьи. Возможно, что дети из этих семей, подражая своим родителям, неправильно воспринимают духовные и материальные ценности.Какой механизм связи между правильными позициями родителей и эмоциональным благополучием ребенка, с одной стороны, а так же неправильными позициями родительских отношений и нарушениями в поведении детей – с другой?Специалисты по педагогике и детской психологии пришли к мнению о том, что все семьи делятся на 4 основных типа в соответствии с тем, каким образом стиль отношений в этих семьях отражается на результатах воспитания детей. Сотни тестов подтвердили их выводы, которые следует принять во внимание.Контроль и поддержка – вот два основных принципа, характеризующих отношения между родителями и детьми; соотношение их может решить, насколько успешной будет воспитательная работа родителей, как и то, наследуют ли дети ценностную систему взрослых. То, как вы контролируете ребёнка, и ваша готовность прийти ему на помощь определяет тип отношений в вашей семье.Высокий уровень поддержки(теплота отношений)Ответственный авторитетный стиль (тип)Доверительные отношенияПостоянство требованийСтрогость, терпение, любовь, аргументированностьПонимание нужд ребёнкаСердечность (тёплые взаимоотношения с ребёнком)СамоконтрольОтветственность за последствия выбораВысокий уровень ------------------------------------------------- контроля(ограничивающий)Авторитарный стильАвторитарные отношенияДиктат по отношению к ребёнкуЗавышенные требованияЧрезмерное применение силы и злоупотребление наказаниямиОтсутствие понимания нужд ребёнкаГрубость (суровость) и диктатХолодность, отсутствие состраданияГневливость, вспыльчивость, раздражительностьСтиль вседозволенностиОтношения вседозволенностиВыполнение всех требованийНепостоянство требований родителей в отношении дисциплиныСистема ценностей не носит стабильного характераПочти полное отсутствие контроляСердечность (тёплые взаимоотношения с ребёнком) Низкий------------------------------------------------ уровень контроля (терпимый)IY. Безответственный стильНебрежные отношенияСубъективность требованийОтсутствие попыток руководства поведением детейИгнорирование ребёнкаВозможность проявления грубостиОтсутствие понимания нужд ребёнкаОтстранённость от детейНизкий уровень поддержки(враждебность со стороны детей)Горизонтальная прямая диаграммы, иллюстрирующей типы семейных отношений, указывает на степень контроля, от нулевого до очень жёсткого. Между двумя крайними пределами контроля представлены остальные уровни. Контроль означает меру вашего влияния, которое вы пытаетесь оказать на ребёнка. Чувствуете ли вы, что ребёнку необходимо ваше строгое водительство и наставления о том, что есть добро и что есть зло? Или сознаёте, что дети склонны сами сделать выбор в пользу добра? Относитесь ли вы к тому типу родителей, которые всегда готовы словом и делом служить своему ребёнку, ли вы склонны к диктатуре в семейных отношениях? Контроль служит индикатором того, насколько вы ответственны за судьбу друг друга как члены одной семьи.Вертикальная прямая диаграммы указывает на степень поддержки, которая может колебаться от одной крайности до другой. Для общей характеристики взаимоотношений в семьях, признаки которых приведены в нижней части диаграммы, мы бы применили термин «враждебность». Именно это чувство зарождается в детях, лишенных поддержки родителей.Заботливые родители прежде всего думают об интересах детей. Но вместе с тем они понимают, что личность ребёнка ещё не сформировалась окончательно и он нуждается в сильной руке, способной привести его к зрелости моральных принципов жизни. Такие родители поощряют независимость и проявление индивидуальности. Они часто и о многом беседуют со своими детьми для того, чтобы уметь понимать чувства друг друга. Это помогает детям осмыслить, почему в их семье существуют определённые традиции, законы и требования. В таких семьях царит атмосфера уважительного отношения друг ко другу. Родители относятся к детям с теплотой и любовью.Нерадивые родители зарождают враждебность в детях прежде всего потому, что заняты преимущественно тем, что волнует только их; заботы о детях их мало трогают. Диалоги между родителями и детьми в таких семьях крайне редки или же вообще отсутствуют. Взрослые ожидают от детей повиновения, однако не аргументируют свои требования. Таких родителей больше волнует то, насколько высок их авторитет. Страшась его потерять, они не позволяют ребёнку иметь собственное мнение и склонны к применению строжайших физических наказаний при попытке ребёнка отстаивать свои права. Проявление независимости и индивидуальности находится под строжайшим запретом. От того, как родители относятся друг к другу, насколько члены семьи готовы оказать поддержку друг другу, зависит атмосфера семьи, её эмоциональный климат. Он может изобиловать сердечностью и любовью или будет источать дух холодности и враждебности. Климат семьи отражается на всём, что происходит в доме. Всё передаёт радость и счастье или же подавленность и грусть.Приведём несколько примеров стилей общения с детьми:1. «Не пойдёшь на пляж, потому что я так сказал! И никаких твоих доводов я слышать не хочу!» - безапелляционно заявил отец своей дочери-подростку.Стиль «железной верёвки» - красноречивое определение авторитарного отношения родителей к детям. Как часто такие родители деспотичны и чрезмерно суровы! Такие родители проявляют тенденции к грубому, диктаторскому, эгоистичному, немилосердному и нарочито холодному отношению к своим детям. Они неизменно суровы и нередко применяют физические наказания. По их мнению, дети должны всегда молчать и знать, что за ними следят, - этим объясняется односторонность общения в таких семьях, чаще всего это громогласные команды, которые дети должны немедленно и безмолвно выполнять. Авторитарные отношения почти всегда исключают аргументацию при такой манере общения и не дают детям ни малейшей возможности развивать умение самостоятельно принимать решения. Такие родители откровенно недружелюбны, неотзывчивы, эгоистичны. С семьёй их связывает одна лишь тяга к проявлению власти и возможность кого-то держать под контролем. К сожалению, авторитарный тип отношений довольно широко распространён.Дети, выросшие в авторитарных семьях, не проявляют гибкости в общении с людьми. Они или восстают и уходят из дома, или превращаются в слабовольных, нерешительных, бесхребетных людей, неспособных принимать решение морального характера в сложных обстоятельствах.Дети в таких семьях, как правило, имеют множество комплексов. 2. Катя – умная, жизнерадостная, красивая девушка. В свои 15 лет она пользуется популярностью как среди девочек, так и среди мальчиков. Она неизменно одета по последнему слову моды, и у неё в кармане всегда водятся деньги. Её родители, юристы, обеспечили её всем, что она хотела, вот только не сумели дать дочери любви, уделить ей времени и внимания. Катю не ругали за то, что она поздно возвращалась со свиданий, даже если она приходила домой после полуночи. Никто ей и слова не сказал, когда однажды она явилась в 3 часа ночи. Казалось, никто ничего не заметил. Любой её выбор поддерживался родителями. У них просто не хватало времени на то, чтобы задуматься над проблемами, которые волновали их дочь. Катя часто засыпала в слезах, изнывая от одиночества.Небрежный стиль отношений родителей к детям не нуждается в разъяснении – его определение говорит само за себя, этим всё сказано. Родители, склонные к игнорированию детей, - плохие помощники своим детям, отстраняющиеся от тех событий, которыми наполнена детская жизнь. Такие родители всегда держат детей на определенном расстоянии, не желают ради них отказываться от собственных интересов и удобств. Если они и пытаются каким-то образом повлиять на своих детей, то это обычно ничем не заканчивается. Очень уж слабы эти попытки!Несмотря на кажущуюся безобидность, небрежность родителей наносит физический вред ребёнку. Дети подчас не получают от них самого необходимого: пищи, крова, защиты, одежды. Порой такие родители – высокообразованные люди, добившиеся достаточно высокого положения на служебной лестнице, как в случае с Катей, настолько заняты своей работой, что у них не остаётся ни сил, ни времени на своих детей. Они перепоручают свою обязанность дать ребёнку основы знаний его воспитателям. Такие родители, хотя и обеспечили физиологические нужды ребёнка, отказывают ему в праве на эмоциональную поддержку. К несчастью, их дети сами понимают, что не занимают должного места в системе приоритетов своих родителей. В результате они не чувствуют, что могут получить поддержку от родителей.Дети небрежных родителей откликаются на их «заботу» примерно также, как и дети родителей-диктаторов, - они восстают и набираются от окружающих только плохого. Они также часто испытывают серьёзные трудности эмоционального плана, связанные с халатным отношением их родителей.3. Трёхлетняя Соня подняла крик в магазине, требуя шоколадку. Какое-то время мама сопротивлялась, говорила о запретах, но, устав от крика, уступила. Картина повторялась всякий раз, стоило им вместе очутиться в магазине.Это ещё не беда, а вот в семье их друзей растёт пятилетний Миша – настоящий террорист. Обычно он вихрем влетает в любой дом, носится по комнатам, хватает всё, что хочет, а его родители никак на это не реагируют, даже не пытаются его остановить или утихомирить. Вместо этого погром сопровождается вздохом: «Ну, дитя… Что с него возьмёшь?» Миша ложится спать и принимает пищу только тогда, когда сам этого захочет, совершенно не умеет вести себя за столом. «Он ещё маленький», - твердят родители.Родители Сони и Миши избрали в воспитании стиль вседозволенности. Они потакают любому желанию своего чада. Несмотря на всю сердечность т заботливость, они не предъявляют никаких требований к детям, тем самым лишая их возможности достичь определённой зрелости в поведении. Дети делают то, что хотят, потому что, в сущности, предоставлены самим себе. Распорядок дня семьи да и правила, по которым она живёт, не отрегулированы. Не заботясь о дисциплине, такие родители избегают всего, что способствует её формированию: власти, контроля и ограничений.В результате у родителей, занявших подобную позицию невмешательства, вырастают дети, лишённые устойчивой системы ценностей. Они импульсивны и своенравны. Не научившись самоконтролю, они могут быть агрессивными и безответственными, демонстрируя недостаток добродетельности.4. Восьмилетний Рома, рыжий и конопатый, примчался домой после школы и, едва переведя дыхание, стал просить: «Мама! Там ребята собираются играть в футбол. Можно и мне пойти с ними?»«Подожди, дай подумаю, - ответила мать, - ты закончил всё, что должен был сегодня сделать по дому?»Голова Ромы поникла. Утром, до школы, он совсем забыл об этом.«Ты же помнишь о том, что у нас с тобой есть договорённость, правда? – продолжала мама. – Кончил дело – гуляй смело».«Ну, мама, я вернусь и всё сделаю!»«Мне очень жаль, Рома, - ответила мама, легонько обнимая сына, - но нельзя. Я хочу, чтобы ты раз и навсегда запомнил, что домашние обязанности нужно выполнять утром, до школы». Хотя Рома и кивает в знак согласия, на лице его ясно читается недовольство.«Ну, ладно, сын, успокойся, - мать подбадривает мальчика, - я тебе помогу. Вдвоём мы быстро управимся. Думаю, до ужина ты успеешь забить пару голов».Стиль воспитания авторитетных, думающих прежде всего о детях родителей устанавливает ясные требования и ожидания, связанные со зрелостью поведения детей, одновременно обеспечивая удовлетворение их нужд. Это поощряет детей быть независимыми, самостоятельно мыслить и развивать свою индивидуальность. Родители целеустремлённо проводят в жизнь правила и стандарты и в случае необходимости используют наказания, но неизменно в климате тёплого и заботливого отношения к детям. Такие взрослые не стремятся удовлетворить потребность в проявлении родительской власти. Напротив, их заботит руководство детьми в правильном направлении. Нужды детей всегда являются важными, и они неизменно уважают чувства своих детей. Такие родители разъясняют детям, чего они ждут от них, и прислушиваются к их мнению. В результате дети постепенно начинают сознавать, что, какое бы они не получили взыскание, оно – заслужено. И они твёрдо знают, что их родители заботятся о них и поддерживают их.Дети авторитетных родителей обычно уверены в себе и компетентны. У них формируются собственные убеждения, которые они склонны отстаивать. Обладая в достаточной мере развитым чувством ответственности ко всему, что их окружает, такие дети чаще стараются быть полезными, редко остаются равнодушными к людям, проявляя при этом и другие моральные достоинства личности. Они достаточно сильны, чтобы противостоять влиянию извне.Не исключено, что вы пришли к заключению, что сами воспитывались в семье, где истинно авторитетный стиль взаимоотношений не приветствовался. И именно поэтому вы не имеете ни малейшего представления о том, как правильно воспитывать своего ребёнка. Все мы склонны воспитывать своих детей так, как воспитывали нас родители. Это похоже на запрограммированность.Но теперь у вас есть возможность изменить своё поведение в соответствие с полученными знаниями.Памятка для родителейТребования к поведению должны быть ясны детям.Всякое неповиновение должно повлечь за собой разумное наказание.Проявляйте умеренность и благоразумие.Уважайте индивидуальность каждого члена семьи.Добейтесь в своей семье эмоциональной атмосферы сердечного и заботливого отношения к окружающим.Выражайте надежду на зрелость поведения ребёнка, поощряйте проявление ответственности и независимости.Уважайте чувства каждого члена семьи.Старайтесь как можно больше общаться с ребёнком, уважайте его право на собственную точку зрения.ЛитератураГиппенрейтер, Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? [Текст] / Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: Сфера, 2003. – 240с.Голод, С.И. Стабильность семьи [Текст] / С.И. Голод. – Л.: Наука, 1984. – 136с.Кэмпбелл, Р. Как на самом деле любить детей. Не только любовь [Текст] / Р. Кэмпбелл. – М.: Знание, 1992. – 190с.Петровский, А.В. Дети и тактика семейного воспитания [Текст] / А.В. Петровский. – М.: Знание, 1981. – 95с.Хабенихт, Д. Я вижу твое сердце [Текст] / Д. Хабенихт. – Заокский: «Источник жизни», 1998. – 352с.

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X