Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Коваленко Татьяна Николаевна

Условия формирования готовности детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению.

скачать документ

Вернуться назад

Условия формирования готовности детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению.
Коваленко Татьяна Николаевна
Частное Дошкольное Образовательное Учреждение Детский сад № 37 Открытого Акционерного Общества «Российские Железные Дороги» г. Москвы (ЧДОУ Детский сад № 37 ОАО «РЖД»)
Воспитатель
Подготовка детей к успешному обучению в школе - приоритетная задача дошкольного образования, которая в современной ситуации, связанной с принятием ФГОС ДОО приобретает особую актуальность. Изменение условий готовности детей к школе посещающих и не посещающих детский сад связана с произошедшими в последнее время серьезными преобразованиями: введены новые программы, изменилась сама структура преподавания все более высокие требования, предъявляются к детям, идущим в первый класс. Это так же связано со значительным ухудшением состояния здоровья детей, снижением их функциональных возможностей и в то же время с возрастанием учебных требований, предъявляемых школой в связи с возросшей сложностью учебных материалов и их информационной насыщенностью.                        
Подготовка ребенка к школьному периоду одна из важнейших задач дошкольного обучения и воспитания.
 В современных условиях ДОО призвана не столько дать определённую сумму знаний и умений, сколько обеспечить готовность ребенка к школе, которая связана со всеми гранями его личности - умственными, нравственными, физическими и др. Перед ДОО всегда ставилась  задача подготовки детей к обучению в школе, и они имеют потенциальную возможность для решения этой задачи, но не всегда и не везде ей уделяется должное внимание. Поэтому педагоги ДОО и учителя начальных классов должны организовать деятельность ребёнка таким образом, чтобы он безболезненно смог принять новый статус школьника. Подготовка детей к школьному обучению является одной из наиболее актуальных проблем в ДОО, так как с каждым годом усложняются требования обучения, сама программа варьируется в разных образовательных учреждениях. Практика показывает, что для многих детей, которые по тем или иным причинам не получили полноценного развития в раннем и дошкольном детстве, поступление в школу может оказаться сложным испытанием.
Поэтому для обеспечения безболезненного перехода детей из дошкольного детства в школьную жизнь, создания предпосылок формирования учебной деятельности, в ДОО создаются условия для максимального развития интеллектуально-творческой личности каждого ребенка, готовой к принятию новой социальной роли, статуса ученика.
Подготовка детей к школе - задача многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Психологическая и социальная готовность к школе один из важных и значимых аспектов этой задачи. Проблемой определения и формирования у детей готовности к школьному обучению как целостного и сложного личностного новообразования,  занимались ведущие отечественные педагоги ипсихологи Л.С. Выготский, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин, Н.Г. Салмина,  Е.Е. Кравцова, Н.В. Нижегородцева, В.Д. Шадриков, Я. Л. Коломенский, Н.И.Гуткина, И.Ю. Матюшкин, Н.В. Микляева, Л.Р.Болотина  и др. Проведенный целенаправленный анализ психолого-педагогической литературы позволил сделать вывод, что готовность к школе – это определенный уровень психического развития ребёнка, который позволяет ему в дальнейшем успешно учиться.  Осуществленный анализ теоретических и практических аспектов данной проблемы подчеркнул необходимость комплексного подхода к формированию готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе и включение в этот процесс аспектов психологической, физической, социальной и интеллектуальной готовности. Условия формирования готовности к школьному обучению - это правильно организованная предметно - развивающая среда, деятельность ребенка и общение.   На данной теоретической основе процесс формирования готовности старших дошкольников к школьному обучению в условиях образовательного комплекса был реализован нами с  учетом следующих условий:
1.     Учет психологических и возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста.
2.     Применение своевременной диагностики психолого-педагогической готовности детей к школе.
3.     Создание соответствующей предметно –развивающей среды в условиях образовательного комплекса. Принципа
4.     Организация образовательной деятельности и общения воспитателя с детьми направленных на подготовку детей к школе.
5.     Осуществление взаимодействия детского сада и семьи по подготовке детей к школе.6.     Реализация принципа преемственности в работе детского сада и школы по подготовке детей к школе  в условиях образовательного комплекса.       
Нами были проанализированы процесс и результаты деятельности педагогического коллектива ЧДОУ Детский сад № 37 ОАО «РЖД» г. Москвы, где проводят экспериментальную работу по данному направлению.     В связи с проведенным экспериментом были выявлены и апробированы благоприятные условия формирования готовности детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению.   Эксперимент проводили специалисты ЧД методист ДОО и психолог гимназии. В своей работе они использовали следующие методики:·       методика «Узнавание фигур», «Домик»Н.И.Гуткиной,·       методика «Графический узор» авторН.В. Бабкина,·       методика «Сравни картинки»,·       методика «Исключение лишнего»,«Матричные задачи Равена», «Мозаика», логические задачи авт. Н.В. Бабкина, ·       метод свободной беседы,·       вопросник Л.И. Божович и Н.И.Гуткиной. Анализ результатов осуществленного исследования позволил сформулировать следующие выводы.
1. Основными задачами дошкольного образовательного учреждения являются взаимодействиес семьями воспитанников для обеспечения полноценного развития детей; оказание консультативной и методической помощи родителям  по вопросам воспитания, обучения и развития детей.       
 Главным условием полноценного развития в детском возрасте является целенаправленное и осознанное руководство со стороны взрослых педагогов и родителей. Успешное осуществление этой большой и ответственной работы невозможно в отрыве от семьи, ведь родители – первые и главные воспитатели своего ребёнка с момента рождения и на всю жизнь. Семья для дошкольника – жизненно необходимая социальная среда, определяющая путь развития его личности.
2. Как показало исследование формирование и объективная оценка требуемого уровня школьной готовности невозможны без активного участия педагогов, а для этого им необходимы определенные знания об особенностях детей старшего дошкольного возраста, способах формирования школьной готовности и возможных трудностях в начале школьного обучения. А это, возможно лишь тогда, когда работа с ребенком построена на ясном понимании закономерностей психического развития и специфики последующих возрастных этапов, знании того, какие возрастные новообразования являются основой дальнейшего развития ребенка.
3. Так же очень важным условием по подготовке детей к школе является преемственность в работе детского сада и школы. В настоящее время довольно часто нарушаются взаимосвязи между дошкольным учреждением и школой. Не научив детей в детском саду важнейшим приемам учебной деятельности, трудно достичь высоких результатов в начальной школе, даже применяя передовые технологии. Вот почему появляется необходимость рассмотрения вопроса о методической преемственности, преемственности развивающей среды, стиля взаимодействия детей и взрослых. Учитывая то, что непрерывное образование выступает как связь, согласованность и перспективность всех компонентов системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения) на каждой ступени образования, решение проблемы преемственности - это создание программы сотрудничества начальной школы и детского сада, которая бы отражала эту связь, согласованность и перспективность.    Одним из факторов, обеспечивающих эффективность образования, является непрерывность и преемственность в обучении. Непрерывность и преемственность предполагают разработку и принятие единой системы целей и содержания образования на всем протяжении обучения. Ведущей  целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью -любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения ребенка и др. Между тем, надо помнить, что преемственность между дошкольной и школьной ступенями образования не должна пониматься только как подготовка детей к обучению. Важно обеспечить сохранение самоценности дошкольного возраста, когда закладываются важнейшие черты будущей личности. Следует формировать социальные умения и навыки будущего школьника, необходимые для благополучной адаптации к школе. Необходимо стремиться к организации единого развивающего мира – дошкольного и начального образования.

Литература
1.    Болотина Л.Р. Обеспечение преемственности в работе ДОУ и школы: методическое пособие / Л.Р. Болотина, Н.В. Микляева.- М.: Айрис пресс, 2005.- 144 с.
2.    Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.: Академия, 2006.- 414 с.
3.    Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М.: Знание, 2007.- 201 с.
4.    Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. – М.: «Владос», 2001.- 258 с.
5.    Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста / под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. – М.: Просвещение, 1988. 292 с.
6.    Предметно– развивающая среда детского сада в контексте ФГТ /под ред. Н.В. Микляевой. – М.: ТЦ «Сфера», 2013. – 127с.
7.    Преемственные связи ДОУ, школы и родителей будущих          первоклассников: методическое пособие / под ред.Е.П. Арнаутовой.- М.: ТЦ «Сфера», 2006.

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X