Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Ситникова Юлия Викторовна

Мастер-класс

скачать документ

Вернуться назад
Мастер-класс для педагогов и родителей.

Игровые приемы для развития фонематического восприятия дома на кухне.

Уважаемые коллеги! Все мы с вами мамы и порой нам не хватает время для занятий со своими детьми. Не секрет, что основное свободное время мы проводим на кухне. Чтобы совместить приятное с полезным, я предлагаю игры на кухне для развития фонематического восприятия.

В работе по формированию фонематического восприятия можно выделить следующие этапы, которые вы можете увидеть на экране.

Работая на кухне, можно услышать много разных звуков.
Давайте поиграем в игру «Угадай, что звучит». (Звуковое сопровождение) (Вода льется, нож режет овощи, кипит кастрюля на плите, посуда, ложки).

Звуки, каких действий и предметов можно еще услышать на кухне?

Также нужно формировать чувство ритма. Стучим ложкой по столу и просим сосчитать удары. Затем просим повторить ритмический рисунок.
Давайте вместе воспроизведем ритмический рисунок.
I III II II III А теперь сами

Переходим к следующему этапу.

- Предложите ребенку озвучить действия, происходящие на кухне.
Например, на какой звук похоже кипение чайника со свистком? -СССС
Когда чайник только закипает, произнесем тихо звук ССС, а когда кипит -громко произносим звук ССС .

А на какой звук похож звук миксера? –ЗЗЗЗ
Электромясорубка- ЖЖЖЖЖ
Сковородка шипит –ШШШШ
А теперь поиграем в игру «Назови правильно звук».
Я показываю картинку, а вы озвучьте действие предмета.
-Молодцы!

Следующий этап Различение слов, близких по своему звуковому составу.
Игра « Назови правильное слово» или «Внимательные ушки».
Показываете какой-либо предмет, называете несколько неправильных слов, и одно правильное. Просите ребенка повторить правильное слово.
Например, (показываю ложку) Мошка, вошка, рожка, ножка, ложка.
(Банан) баван, диван, манан, баран, набан, банан.


Этап Дифференциация слогов.
Когда ребенок крутится возле Вас на кухне, поиграйте с ним в «Повторялки», а интересней в «Инопланетянина».
Повторить за взрослым слоговые сочетания с согласными звуками, различающимися по глухости-звонкости:
ПА – БА –БА ТА – ДА-ТА
ВА – ФА-ВА КА-ГА-КА
«Какой слог лишний?» НА-НА-На –Па-На
Игра « Придумай рифму» или «Договори слово»
Жа-ша –Жа, у меня есть два ножа.
Жу-щу-Жу, подойду сейчас к ножу
Жи-ши- жи, наточу свою ножи
Же-ше-же, острые они уже.
Также важным этапом в развитии фонематического восприятия является этап дифференциации фонем.
Складываем в 2 тарелки слова: В одну-со звуком «С», в другую- со звуком «Ш»
-Какие слова встречаются на кухне со Зв.»С»?
А в каких словах есть звук «Ш»?

Последняя ступень. Развитие навыков элементарного звукового анализа.
У меня остаются разноцветные крышки от бутылок. С их помощью мы можем научить ребенка выкладывать звуковую схему слова. Но при этом нужно уточнить, что красным цветом обозначаются гласные звуки, синим -согласные твердые, а зеленым- согласные мягкие.
Начинаем от простого к сложному. Например, просим ребенка выложить схему слова АМ. – Пробки какого цвета нам понадобятся? Попрошу выйти 2 человека 1-покажите схему слова суп, а 2-слова СОЛЬ.
А под схемой можно выложить буквы из печенья.
Можно разноцветными магнитами на дверке холодильника выкладывать схему слов.
И еще одна игра «Меню». Можно вместе с ребенком составить меню на каждый день, придумывая блюда на звук, с которого начинается день недели.
Например, у нас сегодня среда. – Какой первый звук в этом слове? Давайте вспомним блюда, которые начинаются на звук «С». А можно назвать вкусные слова на определенный звук, при этом надевая макароны.
Давайте мы с вами тоже этим займемся, но при этом одевая макароны.
Вот мы и прошли все ступени. Когда у ребенка будут сформированы все навыки, то у него не возникнет проблем с процессом обучения чтения и письма.
























Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X