Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Мотоусова Ольга Владимировна

Дидактические игры как связующее звено между обучением и игрой.

скачать документ

Вернуться назад
Дидактические игры как связующее звено между обучением и игрой.

Мотоусова Ольга Владимировна, воспитатель,
Сенникова Наталия Анатольевна, учитель-логопед,
Коробейникова Екатерина Леонидовна, воспитатель.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Росинка»
Детский сад №6 «Дельфин»
(МАДОУ д/с «Росинка» детский сад №6 «Дельфин»)
г. Новоуральск Свердловской области
Ведущей среди культурных практик, осуществляемых в образовательной деятельности, согласно культурологическому подходу, является игра. Она оказывает огромное влияние на развитие личности ребенка. В игре ребенок осваивает коммуникативную культуру, знакомится с основами нравственности, учится самоорганизации и волевой регуляции поведения, познает действительность и расширяет свой кругозор.
Носителем игрового опыта является педагог, который должен уметь управлять игровой деятельностью, грамотно проектируя развивающую предметно-пространственную среду, создавая игровые ситуации, обеспечивая право выбора и поддерживая детскую инициативу.
Игры с правилами в педагогическом процессе играют двоякую роль: они являются и методом обучения, и самостоятельной игровой деятельностью.
Один из видов дидактических игр – это настольно-печатные игры. Их практическая значимость заключается не только в развитии коммуникативных навыков и создании условий для добровольного вступления ребенка в совместную деятельность со взрослыми и сверстниками. Настольно-печатные игры способствуют совершенствованию мелкой моторики, расширению детского кругозора, развитию восприятия, внимания, памяти, мышления обогащению словаря, формированию грамматического строя, связной речи, а также активному освоению диалога. Игра развивает язык, а язык организует игру.
Создавая развивающую предметно-пространственную среду группы, мы задались вопросом: как пополнить копилку настольно-печатных игр так, чтобы сделать игры разнообразными, многовариативными, максимально использовать имеющиеся материалы и привлечь к процессу изготовления игр родителей?
Решение этого непростого вопроса мы нашли на страницах дидактического пособия «Детский календарь». Ведь одни и те же картинки можно использовать для создания разных игр! Тогда не будет скучно! Тогда можно играть с одними и теми же картинками по-разному! А значит, многому научиться!
Как это сделать? А очень просто. У одного ребенка один календарь, тут много не нафантазируешь. Но ведь детей в группе много, а значит, много календарей, но еще больше отличных идей и умелых рук.
На данном этапе на помощь пришли родители, ведь образовательная работа по программе «Миры детства: конструирование возможностей», по замыслу авторов, должна осуществляться не только в детском саду, но и в семье. Дидактический материал «Детского календаря» позволил наладить совместную деятельность взрослых и детей во всем многообразии ее форм.
Примерно в один и тот же временной интервал из одних и тех же страничек календаря разные семьи изготавливали разные игры: лото «Овощи», домино «Овощи», парные картинки «Овощи», «Ходилки-бродилки» «Овощи», лабиринт «Овощи», головоломка «Картинки заблудились: «Овощи», «Четвертый лишний: «Овощи». А сколько интересных тем предлагается «Детским календарем»: «Дикие звери», «Домашние звери», «Животные жарких стран», «Птицы», «Деревья», «Одежда. Обувь. Головные уборы», «Инструменты», «Цветы» – нужно только увидеть, захотеть и увлечь! И тогда копилка настольно-печатных игр в группе будет пополняться бесконечно.
Игры, изготовленные дома, дети приносили в детский сад. Чтобы пособия долго служили, мы их ламинировали и складывали в отдельные прозрачные пластиковые конверты.
Но это еще не все. Сами по себе красиво оформленные картинки не принесут желаемого результата. Нужно придумать правила и новые варианты игры. Конечно же, придумываем все вместе и все вместе их зарисовываем. Теперь можно испытать игру на практике.
Дело сделано? А вот и нет! А как же родители? Неужели они останутся просто изготовителями игр? И снова нет! Интересно, весело, увлекательно и познавательно тогда, когда игроков много. Ведь не зря говорится: «Одна голова хорошо, а две лучше». Вот она, партнерская деятельность, умение бороться за личное первенство и за победу команды. Детей, родителей и педагогов – нас всех сплотили совместные Игротеки, на которых постепенно все дети группы, их родители, а также братья и сестры, бабушки и дедушки овладели навыками разных игр с правилами.
Сейчас каждый ребенок, каждая семья создает свою собственную, неповторимую игру. В ней нет насилия и жестокости. Эта игра обучает и развивает ребенка легко, непринужденно и эффективно. А «Детский календарь» теперь вызывает у всех участников педагогического процесса не только интерес, но и желание действовать.
Теперь мы обмениваемся играми, и у каждой семьи появилась возможность по-разному поиграть с картинками из календаря дома в выходные дни.
Мы вышли на новую форму работы – семейные турниры по настольно-печатным играм, которые несут в себе не только решение образовательных задач, но и, конечно же, радость общения всей семьей. И так здорово наблюдать, как старшие братья и сестры, уже прожившие свое дошкольное детство с «Детскими календарями», именно теперь с удивлением и азартом открывают для себя новые игры с новыми правилами и вместе с дошколятами восклицают: «Давайте поиграем еще!»
Список используемой литературы:
1. Аванесова В.А. Дидактические игры для дошкольников. - М. Просвещение, 1982
2. Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду / А. К. Бондаренко. М., 2011.
3. Богуславская З.М. «Психологические особенности познавательной деятельности дошкольников в условиях дидактической игры» - в книге «Психология и педагогика игры дошкольника», М., 1966.
4. Бутон Ш. Развитие речи // психолингвистика. М.: прогресс, 1984.
5. Веннецкая О.Е., Доронов С.Г., Доронова Т.Н. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Миры детства». М. 2014.
6. Венгер Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. М. 1978г.
7. Выготский Л.С. Мышление и речь // собр. Соч.: в 6 т. М.: педагогика, 1982.
8. Менджерицкая, Д. В. Воспитателю о детской игре М., 2008.
9. СорокинаА.И. Дидактические игры в детском саду М. Просвещение, 1982г.
10. ФГОС ДО – Федеральный государственный стандарт дошкольного образования утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года.




Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X