Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Широкова Марина Владимировна

"Здоровьесберегающие технологии в ДОУ" Консультация для педагогов ДОУ.

скачать документ

Вернуться назад
Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
Консультация для воспитателей
Подготовила:
воспитатель Широкова М.В.
МАДОУ «ГАРДАРИКА» г. Пермь
Когда ребенок заболевает, то это становится общей бедой. Неокрепший организм борется с болезнью, и мы всеми силами пытаемся помочь ребенку: обследуем его у врачей, даем лекарства. Недаром существует много разнообразных не медикаментозных методов воздействия на организм с целью его оздоровления и поддержки, которые можно создать на базе детского сада под руководством воспитателей, руководителя физического воспитания, медицинских работников.
Усилия работников ДОУ сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка – дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии.
Здоровьесберегающие технологии направлены на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов, родителей.
Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:
Применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитанника детского сада и воспитания валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и охранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказание элементарной медицинской самопомощи и помощи.
Применительно к взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.
Задачи здоровьесбережения:
Сохранить здоровье детей;
Создать условия для из своевременного и полноценного психического развития;
Обеспечить каждому ребенку возможность радостно и содержательно прожить период дошкольного детства.
Виды здоровьесберегающих технологий в ДО
Медико – профилактические;
Физкультурно- оздоровительные;
Технологии обеспечения социально- психологического благополучия ребенка;
Здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования;
Валеологического просвещения родителей.
В нашем саду ведется работа по оздоровлению детей через:
I.Комплексную диагностику и исследование состояния здоровья детей специалистами:
Осмотр детей медицинским персоналам ДОУ;
Осмотр детей специалистами детской поликлиники;
Выявление нарушений двигательной активности, координации движений в беседах с родителями и непосредственно на занятиях в детском саду;
Диагностирование общей физической подготовки детей в начале и в конце года по нормативам.
II.Рациональную организацию двигательной деятельности детей:
Утренняя гимнастика;
Физкультурные занятия (традиционные, тренировочные, занятия- соревнования, интегрированные с другими видами деятельности, праздники и развлечения);
Бодрящая гимнастика после сна;
Ежедневный режим прогулок;
Создание необходимой развивающей среды;
Строгое соблюдение двигательного режима и режима дня;
Проведение физкультминуток, игр с движениями в свободной деятельности;
Музыкальные занятия;
Логоритмика;
Работа кружка «Здоровые ножки»;
Занятия по формированию здорового образа жизни.
III. Систему эффективного закаливания по ступеням: от щадящего до более интенсивных воздействий, с учетом индивидуальных особенностей детей. При этом используется комплекс процедур:
Босохождение;
Умывание;
Ходьба босиком по «дорожкам здоровья» (закаливание, элементы рефлексотерапии, профилактика плоскостопия);
Воздушные ванны в облегченной одежде;
Гигиенические процедуры: умывание рук, лица, шеи; обливание ног в теплый период года;
Гимнастика на свежем воздухе в теплый период года.
IV. Осуществление лечебно- профилактической работы. В ее рамках проводятся следующие мероприятия:
Постоянный контроль осанки;
Контроль дыхания на занятиях по физическому воспитанию;
Подбор мебели в соответствии с ростом детей;
Сбалансированное питание;
Вакцинация против гриппа;
Употребление фитонцидов (чеснока и лука);
Употребление соков и фруктов;
Кварцевание групп;
V.Использование практически апробированных приемов оздоровления детей в течении дня:
Пальчиковая и артикуляционная гимнастика;
Дыхательная и звуковая гимнастика;
Общеразвивающие упражнения;
Логоритмичекие и танцевальные упражнения;
Физкультурные минутки и динамические паузы;
Подвижные игры;
Ходьба с использованием нестандартного физкультурного оборудования (предупреждение плоскостопия) – после дневного сна;
Игровой массаж.
VI.Консультативно – информационную работу:
Оказание консультативной помощи всем участникам образовательного процесса, родителям воспитанников, по вопросам сохранения здоровья и профилактических мероприятий для дошкольников;
Ознакомление родителей с результатами диагностики;
Проводится целенаправленная работа, пропагандирующая общегигиенические требования, необходимость рационального режима, полноценного питания, закаливания, формирования основ валеологической грамотности через знакомство с содержанием физкультурно-оздоровительной работы;
Оформление папок, ширм, письменных консультаций, информационных стендов;
Активное привлечение родителей в физкультурно-оздоровительную работу ДОУ;
Организация вечеров вопросов и ответов с участием сотрудников ДОУ, приглашенных специалистов, индивидуальное консультирование родителей врачом и педагогом-психологом, педагогами дополнительного образования;
Проведение занятий с детьми с использованием оздоровитедьных технологий.
Оздоровительные, санитарно-гигиенические и профилактические мероприятия осуществляются специалистами дошкольного учреждения: старшей медицинской сестрой, воспитателями, руководителями физического воспитания, педагогом-психологом, музыкальным руководителем, учителями-логопедами, педагогами дополнительного образования.
Приложение
Формы работы
Время проведения в режиме дня,возраст детей
Особенности методики проведения
Ответственный

Технологии сохранения и стимулирования здоровья

Динамические паузы
Во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей
Комплексы физкульминуток могут включать дыхательную гимнастику,гимнастику для глаз
Воспитатели

Подвижные и спортивные игры
Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - со средней степенью подвижности. Ежедневно. Все возрастные группы
Игры подбираются в соответствии с программой по возрасту детей. Используются только
элементы спортивных игр
Инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, воспитатели

Технологии эстетической направленности
Реализуются на занятиях художественно-эстетического цикла, при посещении музеев, театров, выставок и пр., оформлении помещений к праздникам и др. Для всех возрастных групп
Осуществляется на занятиях по программе ДОУ, а также по специально запланированному графикумероприятий. Особое значение имеет работа с семьей, привитие детям эстетического вкуса
Все педагоги ДОУ

Гимнастика пальчиковая
С младшего возраста индивидуально, с подгруппой и всей группой ежедневно
Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени
Воспитатели

Гимнастика для глаз
Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности нагрузки, начиная с младших групп
Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога
Воспитатели

Дыхательная гимнастика
В различных формах физкультурно-оздоровительной работы, начиная с младшего возраста
Проветривание помещения, и обязательная гигиена полости носа перед проведением процедуры
Воспитатели

Технологии обучения здоровому образу жизни

Физкультурное занятие
Три раза в неделю в спортивном зале, в группе, на улице, начиная с раннего дошкольного возраста
Занятия проводятся в соответствии программой, по которой работает ДОУ. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение
Инструктор по физической культуре, воспитатели

Утренняя гимнастика

Ежедневно, в музыкальном и физкультурном залах, в группе. Все возрастные группы
Комплексы подбираются в соответствии с возрастными особенностями детей
воспитатели

Спортивные игры-знакомства
Один раз в неделю в физкультурном зале, начиная со старшего дошкольного возраста. подгруппа
По программе Э.Й. Адашкявичене, «Баскетбол для дошкольников»
Инструктор по физической культуре

Занятия по здоровому образу жизни
Один раз в неделю в режимных процессах, как часть и целое занятие по познанию, начиная со средней группы
Технологии «Азбука здоровья»- авторская технология ДОУ
Воспитатель

Веселые старты
Один раз в неделю во второй половине дня в физкультурном и музыкальном залах, на прогулке, начиная со второй младшей группы
Подвижные игры, игры-эстафеты, игровые упражнения в занимательной, соревновательной форме
Инструктор по физической культуре

Физкультурные досуги, праздники
Один раз в квартал дня в физкультурном и музыкальном залах, на прогулке, начиная со второй младшей группы
Эффективная форма активного отдыха. Развивает физические качества, формирует социально-эмоциональное развитие
Инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, воспитатели

СМИ (ситуативные малые игры)
Два раза в месяц в физкультурном и музыкальном залах, на прогулке. Младший дошкольный возраст
Ролевая подражательная имитационная игра
Воспитатель

Коррекционные технологии

ЛФК
Сеансы по 10-12 занятий, начиная со средней группы по медицинским показателям. 1 раз в неделю. Продолжительность 30 минут. Со среднего возраста
По специальной методике по показаниям отклонений здоровья
Инструктор по физической культуре. Кружок «Здоровые ножки»

Литература:
1.Н.А. Александров, А.М. Шрага, С.С.Халетова, М.М. Полевщиков «Валеология О том, как беречь здоровье» Йошкар-Ола 1997г.
2. Т.И. Осокина, Е. А. Тимофеева «Гимнастика в детском саду» М. «Просвещение» 1969г
3. В.К. Полынова, З.С. Дмитренко «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» Санкт- Петербург Детство-Пресс 2011г
4.И.М. Новикова «Формирование представлений о здоровом образе жизни» Москва 2009г
5. Интернет-ресурсы.
Йђ Заголовок 1Йђ Заголовок 6

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X