Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Букина Любовь Николаевна

Адаптированная рабочая программа по предмету "Этика" 11 класс

скачать документ

Вернуться назад

-3371851333500ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «АСТРАХАНСКОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗАКРЫТОГО ТИПА»(ФГБПОУ «Астраханское СУВУ») «Рассмотрено»Руководитель МО___________/Некозырева Е.В./Протокол № ___ от «____» ________20___г.«Согласовано»Зам.директора по УПР__________/Столыпина Г.В./«_____»________20___г.«Утверждаю»Директор Астраханского СУВУ_____________/Смолко П.Н./Приказ № ___ от «____»____20___г.Адаптированная рабочая программаучебного предметаэтика для учащихся 11 классаВсего часов на изучение программы 68Количество часов в неделю 2 Букина Л.Н. Учитель истории и иностранного языка 2023 уч. год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Настоящая рабочая программа по учебному предмету “Этика и психология семейной жизни” для учащихся 11 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, составлена в соответствии с требованиями следующих нормативных документов:1.Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) утвержден Министерством образования и науки Российской федерации от 19 декабря 2014 г Приказ № 1599;2.Федеральный закон от 29.09.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;3. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 18974.Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (https://minobr.gov-murman.ru/activities/modernization/fgos-ovz/fgos-doc.php)5.Приказ Минобрнауки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» с изменениями на 26 января 2016 года;6.Программа:”Программно-методическое обеспечение для 10-12 классов с глубленной трудовой подготовкой для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией А.М. Щербаковой, Н.М. Платоновой. - М.: Гуманитарный центр “Владос” 2015 г. Автор программы: Платонова Н.М.Курс не обеспечен учебниками. Реализация настоящей рабочей программы опирается на адаптированные тексты учебников УМК Д.АМоисеева, Н.Н.Крыгиной “Нравственные основы семейной жизни 10-11 классы”. “Просветитель” 2015 г. Данный УМК включает в себя учебник, хрестоматию, мультимедийное приложение и методические рекомендации для педагога. Рабочая программа детализирует и раскрывает содержание типовой программы. определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения учебного предмета “Этика и психология семейной жизни”, методического, информационного и технического обеспечения учебного процесса, уровня подготовки и психофизических особенностей учащихся с ОВЗ. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ.К основным особенностям психического развития детей с ОВЗ VIII вида (олигофрения - умственная отсталость) относятся: несформированность высших форм познавательной деятельности (анализа, синтеза, обобщения, абстракции); конкретность и поверхностность мышления; замедленное развитие речи; незрелость эмоционально – волевой сферы. Для умственно отсталых характерно недоразвитие познавательных интересов, которое выражается в том, что они меньше, чем их нормальные сверстники, испытывают потребность в познании. У детей с нарушениями интеллекта потребность в новых впечатлениях, а затем и познавательная потребность значительно ослаблены, на всех этапах процесса познания имеют место элементы недоразвития, а в некоторых случаях атипичное развитие психических функций. В результате эти дети получают неполные, а порой искаженные представления об окружающем. Слабость собственных намерений, побуждений, большая внушаемость – отличительные качества их волевых процессов, умственно отсталые дети предпочитают в работе легкий путь, не требующий волевых усилий. Именно поэтому в их деятельности часто наблюдаемы подражание и импульсивные поступки. Из-за непосильности предъявляемых требований у некоторых детей развивается негативизм, упрямство. Все отмеченные особенности психической деятельности умственно отсталых детей носят стойкий характер, поскольку являются результатом органических поражений на разных этапах развития.Изучение учебного курса “Этика и психолгия семейной жизни” для обучающихся  с нарушением интеллекта направлено на подготовку воспитанника к созданию семьи, формирование ответственного и бережного отношения к семейной жизни. От характера семьи, ее духовного и морального здоровья во многом зависит и духовно-нравственное развитие общества, нации в целом. Подготовить ребенка к семейной жизни - это научить его добру, любви, чувству товарищества, накоплению и передаче духовно-нравственного и культурного наследия новому поколению. Данный курс призван подготовить обучающихся к жизни в области этического, психологического, педагогического, эстетического, правового и хозяйственно- экономического аспектов семейной жизни.Межпредметные связи.Для полноценного усвоения учебного материала курса целесообразно проводить занятия с опорой на межпредметные связи с такими учебными предметами, как обществознание, биология, химия, русский язык, математика, история, ПТО и др. Межпредметные связи способствуют лучшему осмыслению курса, более прочному закреплению полученных знаний и практических умений.Место курса в учебном плане.На изучение курса “Этика и психология семейной жизни” в 11 классе отводится 34 часа (из расчета 1 час в неделю). Промежуточные и итоговые аттестации не предусмотрены. Предусмотрены повторительно-обобщающие уроки по разделам и темам. Формы и методы организации обучения.1) словесные (рассказ, объяснение, беседа);2) наглядные (демонстрация, ТСО, таблиц, схем, иллюстраций);3) практические методы (игра, упражнение).ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА.Целью данной программы является формирование представлений о семье, ее значении в жизни человека. Помимо этого, работа по данной программе должна быть направлена на выработку у учащихся таких качеств как: умение понимать состояние и проблемы другого человека, умение быть терпеливым, прощать мелкие недостатки людей, умение устанавливать доброжелательные отношения с близкими людьми. что должно благотворно влиять на их будущую семейную жизнь, а именно способствовать созданию крепкой и прочной семьи.В процессе работы по данной программе предстоит решить следующие задачи:1. Формирование представления о нравственных основах взаимоотношений между юношами и девушками;о товариществе, дружбе и любви;о культуре поведения влюбленных; о различных социальных ролях людей в семье: мать, жена, муж и т.д.; об ответственности родителей за жизнь и здоровье своего ребенка;об обязанности в воспитании детей; об особенностях развития детей и основных проблемах воспитания ребенка;2. Освоение знаний об основах семейного законодательства; об экономике и бюджете семьи, основных статьях доходов и расходов семьи;о традициях и повседневном быте семьи;о способах взаимодействия между людьми, живущими в одной семье;3. Воспитание и выработканавыков нравственного поведения и общения с людьми в различных жизненных ситуациях, в том числе в ситуациях конфликта или распада семьи;умение устанавливать доброжелательные отношения с близкими людьми;умения понимать состояние и проблемы другого человека, умения быть терпеливым, прощать мелкие недостатки людей;позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей; ответственного отношения к труду и результатам труда;4. Коррекция и развитие мышления, эмоционально-волевой и духовно-нравственной сферы подростков с ОВЗ;стремления стать рачительными хозяевами в своем доме.стремления применения на практике полученных знаний, умений, навыков, способствующих созданию крепкой и дружной семьи5. Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни.Уроки курса “Этика и психология семейной жизни” создают богатейшие возможности для развития познавательной духонвно-нравственной и личностной сферы обучающихся, т.к. сочетание традиционных и нетрадиционных форм организация теоретических и практических занятий, тренингов, игр, экскурсий при звано демонстрировать образцы поведения человека в семье, учит навыкам общения и социального взаимодействия.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКий ПЛАН.№ п/п№ разделаНаименование разделаКол-во часов1Введение.121Основные понятия этики 632Манеры поведения. Этикет943Социальные и психологические аспекты взаимоотношения полов854Взаимоотношения в молодой семье.1065Роль родителей и семьи в жизни ребенка 1076Быт и экономика молодой семьи.1287Конфликты в семье.1198Заключительный урок.1Всего: 68часовОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСАИзучение курса «Этика и психология семейной жизни» направлено на решение различных «этических задач» (т.е. различных жизненных ситуаций), на оценивание и нахождение мотивов поступков других людей и своих собственных с опорой на жизненный опыт и знания, полученных на занятиях. В процессе обучения подростки участвуют в обсуждении той или иной проблемы, высказывают свою точку зрения, доказывают и отстаивают свою позицию. Данный курс должен стать итогом духовно-нравственного образования и воспитания, обращенного к насущным жизненным задачам юношества.Введение (1 ч).Предмет «Этика и психология семейной жизни», его цели и задачи.1.Основные понятия этики (6 ч).Честность. Правила взаимоотношений.Легко ли быть честным?Анализ ситуаций, когда не нужно говорить правду.Честность и порядочность.Добро и зло. Представление людей о добре и зле.Доброжелательность как черта характера человека.Что значит быть доброжелательным человеком: внешние признаки .2. Манеры поведения. Этикет ( 9ч).1. Манеры поведения, этикет. Общие понятия.2. Хорошие и дурные манеры поведения.3 Вежливость. Язык жестов.4. Вежливые слова.5. Правила поведения в общественном месте.6. Правила поведения в общественном транспорте.7. Подарок. Как его выбирать и дарить.8. Поведение в гостях. Этикет.9. Этикет за столом.3. Социальные и психологические аспекты взаимоотношения полов (8 ч.)1. Что такое любовь и счастье. Многозначность этих понятий.2. Восприятие лиц противоположного пола. Требования и реальность.3. Симпатии, влюбленность, страсть, романтические отношения, настоящая любовь.4. Почему ссорятся влюблённые? Внутренние и внешние причины.5. Как прощать друг друга. Какие поступки непростительны.6. Этика взаимоотношений юношей и девушек.7.Нравственность и сексуальные отношения. Ответственность.8. Требования, предъявляемые к предполагаемому партнеру, их реальное воплощение.4. Взаимоотношения в молодой семье (10 ч).1. Первые шаги в жизни молодой семьи: привыкание к особенностям характера партнера, уважение, терпимость. (1 ч.)2. Изменения, происходящие в жизни юноши: освоение новой социальной роли «муж» (формирование чувства ответственности за жену, забота о ней, защита, обеспечение материальных условий существования семьи, участие в домашнихзаботах и т.д.). (4 ч.)3. Изменения, происходящие в жизни девушки: освоение новой социальной роли «жена» (забота о муже, внимание и доброжелательность, ведение домашнего хозяйства, участие в материальном обеспечении семьи и т.д.).(4 ч.)4. Обобщение знаний по теме.( 1 ч.)5. Роль родителей и семьи в жизни ребенка(10 ч).1. Место и роль ребенка в семье.2. Стили взаимоотношений родителей с детьми (авторитарность, попустительство, потакание ,уважение).3. Значение каждого типа отношений, их влияние на характер ребенка.4. Связи в семье: материальные, духовные, дружеские и др.5. Родственники и родственные отношения.6. Влияние семьи на формирование личности ребенка.7. Ребенок в жизни семьи.8. Конфликты в системе «родители- ребенок».9. Предупреждение и преодоление конфликтов в семье.10. Правила поведения в семье, с родными и близкими людьми.6. Быт и экономика молодой семьи (12 ч).1. Понятие «экономика семьи». Доходы семьи, расходы семьи. Потребности семьи: естественные (питание, одежда, отдых и развлечения) и ложные (вещизм). (4 ч.)2. Понятие «быт семьи». Организация домашнего хозяйства, режим семьи, отдых и развлечения в семье. (4 ч.03. Атмосфера семьи. Нравственные правила взаимоотношений в семье: доброта в отношениях, взаимопонимание, помощь отношения с родителями, друзьями. (4 ч.)4. Обобщение знаний по теме. (1 ч.)6. Конфликты в семье (11 ч).1. Понятие «семейный конфликт». Причины конфликтов в семье: отношения между супругами строятся на неверной нравственной основе (обиды, подозрения, грубость, отсутствие внимания и заботы, помощи), неготовность супругов к выполнению своей новой социальной роли, разница во взглядах, привычках и нежелание изменяться, вмешательство и негативное влияние родителей,(4)2. Предотвращение конфликтов, нравственные способы ихразрешения. (3 ч.)3. Распад семьи, причины. Нравственное поведение в ситуации развода. Знакомство с основными положениями закона о семье, способах осуществления развода, раздела имущества, обязанностей родителей по отношению к детям. (3 ч.)4. Урок обобщения знаний по теме. (1 ч.)ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ: Учащиеся должны знать/понимать понятие «семья», понимать ее значение в жизни человекаосновные родственные связи в семье, различать близких и дальних родственников, условий для создания семьиважность создания собственной семьи, этические правила взаимоотношений между юношей и девушкой, обязанности членов семьиосновные обязанности членов семьи, объяснить их значение в семейной жизни. понятия «экономика и быт семьи», основные статьи доходов и расходов семьи, основы семейного законодательства основные нравственные правила поведения людей в ситуациях конфликта или распада семьи, Учащиеся должны уметьприблизительно рассчитать бюджет семьи на один месяц. объяснить свои претензии к партнеру, не унижая его достоинства.использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизниУЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ. Программа:Программно-методического обеспечение для 10-12 классов с углубленной трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида. Под редакцией А.М.Щербакова, Н.М.Платоновой – М.: Гуманитарный издательский центр «Владос» 2015г.Учебник:Реализация настоящей рабочей программы опирается на адаптированные тексты учебников УМК Д.АМоисеева, Н.Н.Крыгиной “Нравственные основы семейной жизни 10-11 классы”. “Просветитель” 2015 г. Данный УМК включает в себя учебник, хрестоматию, мультимедийное приложение и методические рекомендации для педагога. Учебно-методическое пособие для учителя: 1.Гребенников И.В. Основы семейной жизни: учебное пособие для студентов пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 2005.2.Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога средней школы (2-е изд.) / Серия "Справочники". – Ростов н/Д: "Феникс", 2004.3.Ковалев С.В. Психология современной семьи: Информ.-метод. материалы к курсу "Этика и психология семейной жизни": Кн. для учителя. – М.: Просвещение,2008.4.Кон И.С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2009.5.Малкина-Пых И.Г. Семейная терапия. – М.: Изд-во Эксмо, 2005.6.Особенности обучения и психического развития школьников 13 – 17 лет/ Под ред. И. В. Дубровиной, Б. С. Круглова; науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. – М.: Педагогика, 1988.7.Панкова Л.М. У порога семейной жизни: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2011.10.Семейный Кодекс Российской Федерации. – М.: "Издательство ЭЛИТ", 2005.11.Фридман Л.М. Педагогический опыт глазами психолога: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2007.13.Фридман Л.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2008.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.№п/пТемаКол-во часовДата Введение (1 ч)1Введение1 Основные понятия этики (6 ч).2Честность. Правила взаимоотношений.13Легко ли быть честным?14Анализ ситуаций, когда не нужно говорить правду.15Честность и порядочность.16Добро и зло. Представление людей о добре и зле17Доброжелательность как черта характера человека.Что значит быть доброжелательным человеком?1 Манеры поведения. Этикет ( 9ч).8Манеры поведения, этикет. Общие понятия.19Хорошие и дурные манеры поведения.110Вежливость. Язык жестов.111Вежливые слова.112Правила поведения в общественном месте.113Правила поведения в общественном транспорте114Подарок. Как его выбирать и дарить.115Поведение в гостях. Этикет.116Этикет за столом.1Социальные и психологические аспекты взаимоотношения полов (8 ч.)17Что такое любовь и счастье. Многозначность этих понятий.118Восприятие лиц противоположного пола. Требования и реальность.119Симпатии, влюбленность, страсть, романтические отношения, настоящая любовь.120Почему ссорятся влюблённые? Внутренние и внешние причины.121Как прощать друг друга. Какие поступки непростительны?122Этика взаимоотношений юношей и девушек.123Нравственность и сексуальные отношения. Ответственность.24Требования, предъявляемые к предполагаемому партнеру, их реальное воплощение.1Взаимоотношения в молодой семье (10 ч).25Представления людей о семейном счастье.126Супружество - новый этап межличностных отношений. Понятие о межличностных отношениях. Отношения деловые и личные.127Первые шаги в жизни молодой семьи: привыкание к особенностям характера партнера, уважение, терпимость. 128Проблема “главенства” в семье.129Индивидуальность личности. Типологии личности. Возможные психологические различия между юношами и девушками. Способности. Творческая индивидуальность. 130Изменения, происходящие в жизни юноши, освоение новой социальной роли «муж» (формирование чувства ответственности за жену, забота о ней, защита, обеспечение материальных условий существования семьи, участие в домашних заботах и т.д.).131Самовоспитание. Самооценка, ее адекватность. Последствия неадекватной самооценки. Стремление к совершенствованию и самокритичность.132Воспитание чувства долга в семье.133Духовные, нравственные и психологические основы сдержанности чувств и переживаний.134Взаимовоспитание любящих. Начальный период брака. Изменение привычного образа жизни, сложившегося до брака.135Повторительно-обобщающий урок1Роль родителей и семьи в жизни ребенка(10 ч).36Место и роль ребенка в семье.137Стили взаимоотношений родителей с детьми (авторитарность, попустительство, потакание ,уважение).138Значение каждого типа отношений, их влияние на характер ребенка139Связи в семье: материальные, духовные, дружеские и др.140Родственники и родственные отношения.141Влияние семьи на формирование личности ребенка.142Ребенок в жизни семьи.143Конфликты в системе «родители- ребенок».144Предупреждение и преодоление конфликтов в семье.145Правила поведения в семье, с родными и близкими людьми.1Быт и экономика молодой семьи (12 ч). 46Понятие «экономика семьи». Доходы семьи, расходы семьи.147Потребности семьи: естественные (питание, одежда, отдых и развлечения) и ложные (вещизм).148-49Понятие «быт семьи». Организация домашнего хозяйства, режим семьи, отдых и развлечения в семье.150Распределение ролей и обязанностей в семье.151Семейные праздники. Организация семейных праздников.152Общественные и семейные формы проведения досуга.153Атмосфера семьи. Нравственные правила взаимоотношений в семье: доброта в отношениях, взаимопонимание, помощь отношения с родителями, друзьями.154Стыд и совесть как побудители духовно-нравственного развития личности. Различение добра и зла. Свобода выбора155 Уважение к матери, отцу, дедушке и бабушке. Обязанности старшеклассников перед младшими членами семьи.156Культура повседневной жизни в семейных отношениях157Повторительно-обобщающий урок1Конфликты в семье (11 ч).58Понятие «семейный конфликт». Причины конфликтов в семье159Предупреждение и преодоление конфликтов в семье, нравственные способы их разрешения..160Черты характера, необходимые для полноценного общения. 161 Конфликтные ситуации, возникающие в процессе общения, возможные способы их разрешения. 162Этические нормы и правила “хорошего тона” во взаимоотношениях юношей и девушек. 163Духовная ранимость друзей и любящих; необходимость бережного отношения к дружбе и любви.164 Необходимость глубокой проверки своих чувств.165Распад семьи, причины.166Нравственное поведение в ситуации развода. 167Знакомство с основными положениями закона о семье, способах осуществления развода, раздела имущества, обязанностей родителей по отношению к детям.168Повторительно-обобщающий урок.1Всего: 68часов.

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X