Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Дергунова Любовь Павловна

Внеклассное мероприятие "Растения, которые нас кормят"

скачать документ

Вернуться назад
Внеклассное мероприятие по сельскохозяйственному труду "Растения, которые нас кормят "

Цель: повторить  основные культурные растения.
Задачи
Расширить знания учащихся о полевых, овощных, кормовых, цветочных культурах; повторить и закрепить знания о продовольственной  и текстильной продукции, получаемой в результате переработки различных культурных растений.
Развивать  психические процессы:  память, мышление, внимание, устную речь.
Воспитывать учебную мотивацию к изучаемому предмету, бережное отношение к результатам труда, уважение к людям трудовых профессий.
Ход мероприятия
I. Вступительное слово учителя
Слышал ли ты про такую страну? Про ту самую страну, где жители засыпают  осенью, а просыпаются только весной. Где зреют булки и пряники, леденцы и каши. Где рождаются масляные реки и мучные островки.
“Агрос” пришло к нам из греческого языка, “агросом” древние греки называли поле, где выращивают полезные растения, которые кормят нас и  одевают.
Сейчас “Агрос” занимает обширное владения, а  когда- то  о такой стране никто и понятия не имел. Наши далекие предки питались и одевались,  как придется. Но наблюдательные люди стали замечать, что из случайно просыпанных  семян вырастают растения. И стали древние люди сеять семена.  Крохотными  были эти поля. Но постепенно они разрастались и на полях стало появляться все больше и больше жителей (растений ). Люди открывали далекие страны и новые растения. Самые лучшие и полезные из них переселялись на поля. Мы все слышали об этих растениях, а теперь пришло время познакомиться с ними поближе. Для этого мы отправляемся в страну “Агрос”.
I  остановка: «Где щи, там и нас ищи»
Мы остановились у большого овощного  поля, посмотрите как здесь красиво, но что за шум слышен, крики, спор. Нужно срочно принимать меры, иначе нам грозить овощная война.
Учитель приглашает детей в шапочках овощей  на « подиум».
1. Капуста
Ну, вы загнули мадмуазель. Я кучерява, и пышна. И изумрудно зелена. Нет в огороде господа, Меня прекраснее, о да.
2. Морковь
Я - королева всех земель. Ведь всем известно я - краса Прекрасней всех моя коса.
3. Свекла
Какая, право, ерунда! Красивей всех, конечно я! Все любят борщ! Свекле хвала!
4. Огурец
Подумаешь, коса торчит! Морковь всю жизнь в земле сидит И рядом с ней свекла. А коль в ботве вся красота, То огурец -  он лучше всех!
5. Лук и чеснок
Довольно спорить, господа. Я лук, а я чеснок. Мы короли земли. И если спорить будете  вы с нами. То слезы лить вы все обречены.
6. Томат
Притормозите-ка, друзья. Хорош, сударыни, хорош. Я темно- красный помидор. Главней всех я.
7. Зеленые овощи
Мы овощи зеленые, В салаты мы влюблённые. Нет, нет на свете ничего Главнее и нужнее нас
 (Все овощи толкаются и спорят: «Кто главней?»)
Учитель:
Тише, тише!!!! Хватит спорить. Послушайте меня. Вам предлагаю показать Фигуру, рост, размеры, стать. Рекомендую я всем вам. Прислушайтесь к моим словам! На подиум скорей пройти и справедливо провести Наш суперконкурс красоты «Кто же главней из вас?».
Историческая справка « Из истории овощей».
Учащиеся читают небольшие рассказы об овощных культурах.
Капуста
Капуста - древнейшая овощная культура.  С давних пор белокочанная капуста - народная любимица.  В старину русская деревня почти круглый год кормилась капустой, которую можно было заквасить и запасти впрок.
Посмотрим на кочан. На что он похож? На голову. По латыни голова называется – «капут». Отсюда и произошло слово капуста.
Родина капусты- берега Средиземного моря. Ученые до сих пор встречают здесь первоначальные формы этого растения.
Капуста распространилась повсеместно. Люди ценят капусту за высокие урожаи, лёжкость. Употребляют белокочанную капусту в различных видах: свежую, жареную, маринованную, сушеную.
Лук
Родина этого растения – Ближний  Восток. Оттуда лук попал в Египет и другие страны. Везде считали  лук чудодейственным
растением. Он придает силы и мужество, а воинов оберегает от ран.
Летучие вещества, которые выделяет лук, уничтожают болезненные бактерии.
Чеснок
Чеснок известен людям с давних пор. Всем известен его вкус и аромат. Чеснок незаменим как приправа к солениям.  Он начал свое путешествие по свету из средней Азии. Люди не только употребляли чеснок в пищу, но и отпугивали запахом чеснока змей, различных насекомых.  Их зубчиков чеснока делали амулеты (обереги) и носили на шеи. Люди считали, что такой амулет  спасет их от беды и болезни.
Томат
Томат или помидор – одно из самых распространенных овощных растений на земле. Слово помидор пришло к нам из итальянского языка «помодоро»
Значит «золотая ягода». На родине растения, в Мексике помидор называют «тумаль». На русском языке звучит томат. Сначала томат выращивали как цветы на клумбах, но, попробовав его золотые плоды, люди стали употреблять их в пищу.
Свекла
Родина свеклы Средиземное море. Сначала употребляли в пищу лишь листья свеклы. Прошло много времени прежде чем люди оценили вкусовые качества корня (корнеплода) этого растения.
Красную свеклу выращивают во многих странах мира и у нас в России. Из свеклы готовят самые разнообразные блюда, употребляют в свежем виде.
Зеленые овощи
Зеленые овощи называют чудо - зеленью. Все зеленые овощи – копилка витаминов.
Салат - слово пришло к нам из итальянского языка и означает
Блюдо с солью и растительным маслом. Родина салата Европа и Африка. Сейчас салат распространен по всему земному шару.
Укроп был известен древним людям. Они приправляли им мясо диких животных и отбивали неприятный запах. Использовали для букетов и венков. Лечились укропом, избавлялись от насекомых паразитов.
Морковь
Морковь - сладкий корнеплод красного или оранжевого цвета издавна знакома людям. Еще в Древнем Риме морковью набивали карманы отправляясь на гладиаторские бои и кушали морковь как поп- корн. Морковь употребляли и как лекарственное средство  для больных и ослабленных людей. В Америке это корнеплод не сразу пришелся по вкусу, и морковь поселилась на заброшенных пустырях. Здесь паслись свиньи, которым морковь очень понравилась. Сначала ее использовали как кормовую культуру, а позже как полезный овощ.
Огурец
Среди овощей  огурец занимает особое место. Это одно из немногих растений, плоды которого употребляют в пищу в недозрелом виде. Название огурца произошло от слова
«Аугурус» - неспелый, недозрелый.  Огурец прибыл к нам из Индии. Там огурец до сих пор встречается в диком виде, он оплетает деревья как лианы и создает непроходимые чащи.
Сейчас огурцы выращивают  на приусадебных и дачных участках,
Многие тепличные хозяйства выращивают этот овощ круглый год.
А сейчас овощам предлагаю интеллектуальный конкурс.
Заполните таблицу.
Учитель:
Показ моделей завершен. Но кто же нынче чемпион? Одно могу я вам сказать: Все показали свою стать, Все красотой наделены И в блюда разные нужны Закономерен был успех: С победой поздравляю всех.
Все вместе:
Все овощи нужны! Все овощи важны.
II остановка: «Вальс цветов»
Ну а мы отправляемся дальше по стране “Агрос”. Люди не только выращивали на полях растения, которые дают нам продукты питания. Они привозили из разных стран к себе на Родину и цветочные культуры. Одни растения приживались  на полях, в саду, в цветнике, хорошо переносили даже сильные морозы и могли расти несколько лет, другие нужно сеять каждую весну, чтобы наслаждаться их цветением всё лето, а  более нежные и прихотливые поселились на наших окнах  в комнатах. Сейчас мы вспомним эти цветочные растения.     Наша остановка называется « Вальс цветов».
О них нам расскажут наши мальчики.
«Вальс цветов»
1. Мы из цветов составляем букеты Разбирая цветок за цветком, И душистое, свежее лето Вместе с ними приходит в наш дом.
2. Собрали мы в ладошку чистую росу, Радугу и солнышко я в руке несу. И дразню я песенкой ветер озорной. И танцуют весело все друзья со мной.
3. Вы гордитесь красотой наряда, Светом солнечных дней залиты, Наши гости из школьного класса Наши любимые комнатные цветы.
Мы цветы, и наша доля Цвести на радость вам и вашей школе. Все подробности о нас. Мы расскажем вам сейчас.
Мальчики рассказывают о комнатных цветах.
1. Традесканция
Этот комнатный цветок знаком многим. Его можно встретить в каждом доме. Родина этого растения болотистые места Северной Америки. Название « традесканция» произошло от имени английского садовода Джона Традесканта, он очень любил цветы и построил для них большой дом под крышей (теплицу), сейчас это огромный ботанический сад.
2. Герань
Родина герани - Южная Америка. Название происходит от греческого слова « геранос», что означает журавль. Это растение широко распространено по всему миру. В Германии этот цветок  называют « аистинный» нос, В США – журавельник. Болгарии, где много курортов и здравниц герань называют « здравницей»,  так как многие сорта герани обладают лекарственными свойствами.
В старину в каждом доме на окне стояли горшки с геранью. Наши прабабушки любили этот цветок. Да и в наше время бабушки выращивают герань.  Они ценят её лекарственные качества. Эфирное масло герани имеет свежий, насыщенный запах и поднимает настроение, повышает работоспособность, внимание.
Этот цветок рекомендуется держать в спальне, вдыхая целебные соединения герани, человек успокаивается, что очень важно при стрессах и бессоннице. Издревле герань называли « доктор ухо, горло, нос», она помогает уменьшать боль.
3. Фикус
 Родина фикуса- Индия. В наших квартирах хорошо себя чувствует фикус каучуконосный, На своей родине в Индии это растение имеет мощный ствол, который удерживают корни- подпорки. Местное население использует фикус в качестве строительного материала. Сейчас фикусы пользуются огромной популярностью.
Считается, что фикус приносит в дом благополучие и спокойствие
4. Бегония
Обширный род Бегонии объединяет около 1000 видов. Эти растения обитают в жарких странах Азии, Африки и Америки.
Название растение получило от фамилии знаменитого коллекционера растений  Бегона. После того как бегонию завезли в Европу, она стала быстро распространяться по всему свету.
5. Хлорофитум
Хлорофитум  является чемпионом среди цветов по пользе для человека. Одного этого растения достаточно в комнате, чтобы защитить человека от болезнетворных микробов. Важно, чтобы этот цветок был у каждого в спальне. За ночь он очищает воздух как работающий кондиционер. Поставьте его на кухне и у вас появиться  очиститель воздуха от гари и копоти.
Задание:  Наступила весна. Нужно посадить цветы на клумбу.
Наше путешествие продолжается и впереди появляется следующее поле. Какие жители живут здесь,  нам предстоит разобраться. Я вам буду рассказывать о каждом из них, а вы постараетесь догадаться,  о ком я веду речь.
1 житель:
Он растет повсюду. Поэтому многие удивляются, что он иностранец. Его Родина- далекая Мексика.  Вскоре это растения стало распространяться по всему миру, все полюбили его красивые и необычные цветы. Каждая хозяйка стремилась вырастить этот цветок у себя на клумбе.
И только в России крестьянин Данило Бочкарев додумался смастерить пресс и стал выжимать из плодов этого растения масло. И тогда поныли люди огромную выгоду от разведения этого растения и принялись спешно переселять подсолнечник на поля.
Что получают в результате переработки подсолнечника? (масло, халва, семечки)
2 житель:
Много лет назад немецкий ученый Маргграф  обнаружил, что в корнях этого растения очень ценное вещество, вскоре это растение стали выращивать и в России, затем появился небольшой заводик по производству этого продукта.
Но долгое время  не все могли позволить себе пить чай с чем?
О каком растении идет речь? (о сахарной свекле)
Что получают в результате переработки сахарной свеклы? (сахар)
3 житель:
Это растение открыли индейцы в Южной Америке. Испанские моряки привезли его к себе на Родину. Долгое время люди не знали,   как же употреблять его в пищу. Придворные дамы даже украшали цветками этого растения свои прически. Постепенно люди научились правильно обрабатывать и употреблять в пищу это растение. Мы с вами все любим и с удовольствием кушаем это каждый день.
О каком растении  идет речь? (о картофеле)
Что можно приготовить из картофеля?
Мы говорили о подсолнечнике, сахарной свекле,  картофеле. К каким культурам они относятся? (к техническим культурам)
А сейчас мы с вами отправимся в страну « Текстиль» и узнаем,  какие еще есть технические культуры и что из них получают. Про эти культуры нам расскажут наши девочки – мастерицы, с ними они познакомились на уроках швейного дела.
Сказка «Ткани»
Учитель:
Три девицы под окном Пряли, шили и вязали. Поздним, поздним вечерком.
Девочки:
Мы девицы- мастерицы. В швейной мастерской Азы профессии швеи постигаем И о тканях все мы знаем. О хлопке и льне сейчас. Поведём мы свой рассказ.
1 рассказ о хлопке
Хлопок
Хлопок- белое золото. Так  говорят  в Узбекистане, Казахстане, Туркменистане. Эти страны с давних пор выращивают хлопок.
Климат там очень жаркий, дождей выпадает  мало. А хлопок любит воду. Чтобы утолить его жажду хлопчатник поливают раз в неделю. Воду берут из арыков, специальных каналов, по которым пускают воду. На ветвях хлопчатника образуется множество бледно- розовых и кремовых цветков. Когда цветки отцветут, появляются коробочки. После созревания они растрескиваются и видно белое пушистое волокно. Хлопок собирают, очищают и делают из него нитки, а затем ткани, вату, бинты, марлю.
2 рассказ о льне
Лен
Лен выращивают в Росси с давних пор. Растение это неприхотливое,  Выращивают лен на самых скудных почвах.
Это делают для того, чтобы получился лен- долгунец, растение с длинным и тонким стеблем и мелкими листьями. Цветет лен  синими цветочками. Когда листья пожелтеют, лен начнут убирать. При уборке выдергивают все растение. Из стеблей льна получают волокно, из волокна делают пряжу, а из пряжи ткут льняные ткани.
С давних пор ценили лен многие народы, но нигде он не прижился как в России. Эту культуру считали чисто женской. Сколько труда и силы нужно было приложить русской женщины, чтобы в результате получить ткань.
1. Игра: «Сбор хлопка»
С закрытыми глазами собрать хлопок ( вату) на поле.
2. Игра: «Мотальщики»
Намотать льняные нитки на карандаш.
3. Игра: «Выставка одежды»
Задание: определить,  из чего изготовлены вещи. (хлопок, лен)
Какая большая страна “Агрос”. Вольготно живется здесь растениям. Они на полном обеспечении у людей. За ними ухаживают как за маленькими детками  в  детском саду. Стараются создать им самые комфортные условия, чтобы получить хороший урожай. Вот и следующая остановка.
IV остановка: «Про гречиху и пшеницу, кукурузу, рожь, овес»
О многих культурах мы сегодня с вами говорили, давайте вспомним  зерновые культуры,  которые  люди возделывают  с давних времен.  Из   злаков делают не только муку, но и различные крупы для приготовления вкусной каши. Давайте и мы с вами  сварим  вкусную кашу.
Игра: «Кашевары»
Задание: Назовите зерновую культуру (показ гербария).
Определите, какую крупу изготавливают из данной культуры. (образцы различных круп)
Пшеница -  манная крупа.
Просо -  пшенную.
Овес -  овсяную.
Ячмень -  ячневую, перловую.
Гречиха - гречневую.
Кукуруза - кукурузную.
Какие еще продукты питания приготавливают из этих зерновых культур?
(овсяное печенье, кукурузные хлопья и палочки, вафли, пряники, печенье)
Итог  мероприятия
Мы с вами побывали сегодня в замечательной стране «Агрос».
1. Давайте вспомним, какая была первая остановка?
«Где щи, там и нас   щи».
Для чего мы выращиваем овощные культуры?
2. Как называлась наша вторая остановка?
«Вальс цветов»
Для чего мы выращиваем цветы?
3. Мы с вами сегодня говорили о технических культурах, назовите их.
Посмотрите внимательно на выставку определите,  из каких культур изготовлены продукты питания и одежда.
Сахарная свекла- сахар.
Подсолнечник - халва, подсолнечное масло.
Картофель - крахмал, чипсы.
Лен - ткань, нитки, военная форма.
Хлопчатник - вата, ткань, марля, бинты.
4. Как называлась наша четвертая остановка?
«Про гречиху, и пшеницу, кукурузу, рожь, овес».
Назовите зерновые культуры.
Что получают в результате переработки этих растений?
Вот и закончилось наше путешествие по стране «Агрос». Сколько полезных растений растет в этой стране, сколько продуктов питания и различные ткани и материал получают в результате переработки этих культурных растений.
Скажите, а у нас в школе есть такая страна « Агрос», где растут такие замечательные растения, которые кормят нас ( огород), а у кого дома есть страна “Агрос”. Прошло много столетий, но эта удивительная страна, эти полезные растения до сих пор кормят и одевают нас. Все это создано трудом человека. Вы  все с ранней весны до поздней осени трудитесь на огороде. Мы должны уважать труд человека. Бережно относиться к результатам труда.
Стихотворение о труде. В. Я Брюсов (рассказывают учащиеся)
В мире слов разнообразных, что блестят, горят и жгут, - Золотых, стальных, алмазных, - нет священней слова «труд». Все что пьем мы полной чашей, в прошлом создано трудом: Все довольство жизни нашей, все, чем красен каждый дом. Новой лампы свет победный, бег моторов, поездов, Самолетов лет бесследный, всё- наследие трудов. Все искусства, знанья, книги -  воплощённые труды! В каждом шаге, в каждом миге ясно видны их следы. И на место в жизни право только те, чьи дни в трудах: Только труженикам – слава, только им – венок в веках. Но когда заря смеётся, встретив позднюю звезду, - Что за радость в души льётся всех, кто бодро встал к труду! И окончив день, усталый каждый щедро награждён, Если труд, хоть скромный, малый, был с успехом завершён.
Литература:
1. Энциклопедия для детей. Я познаю мир. – М.: АСТ, 1997.
2. Интернет - ресурсы








?ђ Заголовок 1

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X