Интеллектуальный центр дистанционных технологий


Издательский дом "Директ-Медиа" 
         СМИ: ЭЛ № ФС 77-71621

Подать заявку

Автор публикации: Карасева Татьяна Ивановна

Школа экожизни. Экологический след

скачать документ

Вернуться назад

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа п. Витим»Школа экожизни. Экологический следВнеклассное мероприятие «Занимательная биология»Автор: Карасева Татьяна Ивановна,учитель биологии высшей квалификационной категории2017 годТема: «Школа экожизни. Экологический след».Исследовать — значит видеть то, что видели все,и думать так, как не думал никто. А. Сент-ДьёрдьиЦель: формирование основ экологической культуры и экологического мышления, через понятие «экологический след», знакомство с современными экологическими проблемами и способами их решения.Задачи:Образовательные:познакомить учащихся с понятием «экологический след»,научить обучающихся методике расчета экологического следа,продолжить формирование УУД работы с текстом, Интернетом.Развивающие:развивать познавательный интерес к предмету, расширять кругозор учащихся,развивать умение выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи,формировать коммуникативные УУД (умение выступать перед аудиторией, умение делать выводы),формировать у учащихся определённый уровень социальной компетентности.Воспитательные:осуществлять экологическое и эстетическое воспитание учащихся,воспитывать научное мировоззрение, бережное отношение к природе,привлечь внимание учащихся к решению проблем ресурсосбережения и рационального природопользования;воспитывать чувство ответственности за судьбу родного края.Оборудование: Интерактивная доска SMART Board, ноутбук (компьютер), выход в Интернет. На каждого учащегося: карандаши (ручки, фломастеры), анкета по расчету экологического следа, калькуляторы, тетрадь для записей, макет человеческого следа (каждому обучающемуся). Этикетки на парты (столы): группа № 1; группа № 2, группа № 3, группа № 4; группа № 5.Подготовка к уроку: создать компьютерную презентацию «Школа эко-жизни», распечатать анкеты, вырезать макеты следа человека, учитель рассчитывает свой экологический след.Планируемые результаты согласно ФГОС:Личностныепроявление эмоционально-ценностного отношения к изучаемой темепроявление творческого отношения к процессу обученияформирование интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы)МетапредметныеПознавательные- умение работать с разными источниками биологической информацииРегулятивные- умение выполнять учебное задание в соответствии с цельюумение выполнять учебное действие в соответствие с планомКоммуникативные- умение формулировать высказываниеПредметныеумение делать выводы и умозаключения на основе сравненияХод занятия:1. Мотивационный этап занятия – организация начала занятия (актуализация, определение учащимися темы и цели занятия).Здравствуйте, уважаемые гости, ребята, сегодня мы с вами проведем нестандартное занятие. Вас уже можно назвать юными экологами. Пусть сегодня наша с вами встреча будет интересной и занимательной.Актуализация.Газета TheGuardian опубликовала выдержки из отчета WWF (WorldWildFoundation), из которого следует, что при нынешних объемах потребления ресурсов человечеству к 2030 году потребуется еще одна планета. По данным WWF, человечество ежегодно использует на 30 % больше природных ресурсов, чем может восстановить экосистема Земли. Верите ли в то, что действительно к 2030 году мы исчерпаем все ресурсы планеты? (учащиеся высказывают свое мнение: часть согласна, есть и те, кто в это не верит).Определение темы занятия.Очень хорошо. Вы высказали своё мнение. Давайте, вместе определим тему занятия. Ребята предлагают тему занятия, им подсказывает титульный слайд к занятию и услышанная информация, учитель помогает скорректировать тему. Итак, тема нашей встречи «Школа эко-жизни. Экологический след».Определение цели занятия на доске.Как вы думаете, какова будет цель нашего занятия? Ребята предлагают свои варианты, учитель выслушивает, корректирует.Итак, цель нашего занятия: знакомство с понятием экологического следа и поиск путей его уменьшения, чтобы сохранить ресурсы нашей планеты.Что такое экологический след.А вы когда-нибудь слышали понятие "экологический след"? (ребята отвечают)Термин "экологический след" предложен Уильямом Ризом в 1992 году. Это условное понятие, с помощью которого можно определить, сколько ресурсов биосферы потребляет страна, город или каждый отдельно взятый человек. Если говорить по-научному, это площадь биологически продуктивной территории и акватории, необходимой для производства используемых ресурсов и переработки отходов. Измеряется "экологический след" не метрами, не килограммами, а целыми гектарами.По данным WWF, уже в конце 80-х годов ХХ века суммарное воздействие человека на биосферу начало превышать ее способности к саморегуляции. Для сравнения: средний житель США использует 12,2 га. Если бы все потребляли на уровне среднего жителя США, для восстановления природных ресурсов, ежегодно расходуемых человечеством, понадобилось бы 5,3 условных планеты Земля.Средний житель России использует 4,4 га (2,5 планеты).А средний житель Мозамбика - всего 0,7 га.Средний «экологический след» в 2005 году одного жителя Земли покрывал 2,7 га.Тогда как планета способна предоставить каждому человеку лишь около 2,1 га.Дело в том, что люди расходуют за девять месяцев столько, сколько Земля сможет вырабатывать только за 12 месяцев. Следует отметить, что с 2001 года своеобразный «перерасход» ресурсов отнимал по три дня от года в целом, и вот мы пришли к теперешней пугающей цифре. Печальный прогноз, в частности, касается воды, лесов и рыбы.2. Практико-деятельный этап.2.1. Знакомство с калькулятором экологического следа и анкетой.А сейчас я представляю командиру творческой группы, которая выполняла специальное задание к нашей встрече. (Выступает ученик-командир творческой группы)2.2.Расчет экологического следа (онлайн, анкета).Хотите узнать, какой "экологический след" оставляете за собой лично вы? Это можно сделать с помощью специального калькулятора, размещенного на сайте WWF или с помощью анкеты. Сейчас каждый из вас произведет расчет своего экологического следа с помощью анкеты (приложение 1). (Учитель к интерактивной доске вызывает 1 самого смелого, который выйдет в Интернет и проведет расчет экологического следа непосредственно с сайта). Методика расчета основана на оценке потребления товаров, услуг и энергии.Если вы хотите узнать, какой экологический след лично у вас, ответьте на вопросы теста.Для того чтобы вычислить экологический след, необходимо выбрать соответствующее вашему образу жизни утверждение и провести сложение/вычитание количества баллов, указанных справа. Суммируя баллы, вы получите величину экологического следа. (Учитель, совместно с ребятами творческой группы помогает тем, кто запутался в расчетах).2.3. Сравнение полученного результата с другими.Итак, давайте посмотрим какой же экологический след оставляем мы с вами. Сейчас на макетах человеческого следа (приложение 2) маркером напишите данные, которые у вас получились. (Учитель раздает макеты следа человека каждому ученику).Выходите все сюда, к доске и давайте построимся по рейтингу (ребята выстраиваются по рейтингу (согласно рассчитанного личного экологического следа), учитель также занимает свое место в этом рейтинге (мой след, Татьяна Ивановна - 1.4 га).Какие хорошие итоги. Результаты расчета экологического следа таковы, что такое количество природа может обеспечить для нас! Очень хорошо! Если бы все жили также как и мы, нам потребовалось бы 0,7 га планеты Земля.2.4. Мозговой штурм «Как уменьшить экологический след».Сейчас работаем по группам. Подумайте и предложите, что мы могли бы сделать, чтобы уменьшить давление на природу Земли и уменьшить свой экологический след (ребята по группам 3-4 минуты обсуждают, а затем проговаривают полученные результаты). В это время учитель выходит в Интернет по ссылке http://wwf.ru/resources/footprint/tips).А теперь давайте проверим, верны ли наши идеи. (Учащиеся подходят к интерактивной доске и нажимают на понравившийся листок, читают идеи, которые ранее были предложены другими людьми и размещены на сайте WWF) Как мы собираемся уменьшить свой экологический след https://sites.google.com/site/sohranimenergiuzemli/nasi-akcii/pervyj-etap/kak-umensit-svoj-ekosded/kak-ty-sobiraessa-umensit-svoj-ekosled.3.Рефлексия.Давайте вернемся к нашему вопросу. Согласны ли вы, что 2030 году мы исчерпаем ресурсы планеты? (учащиеся отвечают на вопрос неоднозначно, есть скептики, есть оптимисты). Как вы думаете, выполнили ли мы поставленную цель занятия (ответы учеников – Да, цель достигнута). Молодцы.4. Домашнее задание.Ребята, расскажите об экологическом следе вашим родителям, знакомым, научите их подсчитывать свой экологический след. Желающие могут взять анкету с собой. Спасибо всем. Занятие окончено. До свидания.Информационные источники к урокуА каков твой экологический след? // http://eco-boom.com/a-kakov-tvoj-ecologicheskij-sled/ (13.03.2013)К 2030 году человечество исчерпает ресурсы Земли?// http://6rasa.ru/k-2030-godu-chelovechestvo-ischerpaet-resursy-zemli/ (29.10.2009)К 2030 году человечество исчерпает все природные ресурсы// http://rbcdaily.ru/autonews/562949981542582 (22.09.2011)Неужели мы оставляем только негативные экологические следы? // http://ecosalinon.com/informaciya/karpaty/neuzheli-my-ostavlyaem-tolko-negativnye-ekologicheskie-sledy.html (05.06.2012)Холдинг «Теплоком» и Всемирный фонд дикой природы оценят «экологический след» субъектов РФ //http://www.csrjournal.com/news/5301-holding-teplokom-i-vsemirnyy-fond-dikoy-prirody-ocenyat-ekologicheskiy-sled-subektov-rf.html Приложение 1.Калькулятор экологического следа –калькулятор ресурсов для Ваших потребностейКалькулятор экологического следа – это один из наиболее простых способов узнать, как твой стиль жизни влияет на устойчивость развития земного шара. Чем больше мы тратим на потребление пищи, предметов и энергии, тем больший след мы оставляем.Задание: вычисли размер своего экологического следа и подумай, что бы ты мог (могла) сделать для его уменьшения.1 способ.Для подсчета Вашего влияния на планету онлайн перейдите на калькулятор.http://www.wwf.ru/resources/footprint/calculator2 способ.Практическая работаАнкета: Насколько велик Ваш "экологический след"?Для того чтобы вычислить экологический след, необходимо выбрать соответствующее вашему образу жизни утверждение и провести сложение или вычитание баллов, указанных внизу строки.В блоке вопросов (1) «Жильё» необходимо выбрать один вариант из 1.1, 1.2 или 1.3.Во всех остальных блоках вопросов (2 – 6) необходимо оценивать каждое утверждение с соответствующим прибавлением либо вычитанием баллов.Вопросы:Жильё1.1. Площадь вашего жилья небольшая… +7 1.2. Большая, просторная квартира… +12 1.3. Коттедж на две семьи… +23Полученные баллы разделите на то количество людей, которое живёт в вашей квартире или в вашем доме.Использование энергии2.1. Для отопления Вашего дома используются нефть, природный газ или уголь +45 2.2. Дома Вы тепло одеты, а ночью укрываетесь двумя одеялами… –5 2.3. Отопление Вашего дома устроено так, что Вы можете его регулировать в зависимости от погоды… –10 2.4. Большинство из нас получает электроэнергию из горючих ископаемых… +75 2.5. Энергия, которой Вы пользуетесь, вырабатывается силой воды на ГЭС или другими возобновляемыми источниками (ветер, Солнце) … +22.6. Выходя из комнаты, Вы всегда гасите в ней свет… –10 2.7. Вы всегда выключаете бытовые приборы, не оставляя их в дежурном режиме. – 10Транспорт3.1. В институт или на работу Вы ездите городским транспортом… +3 3.2. Вы ездите на обычном легковом автомобиле … +40 3.3. Вы ездите на большом и мощном автомобиле с полным приводом… +753.4. В институт или на работу Вы идёте пешком или едете на велосипеде… +3 3.5. На отдых Вы летаете самолётом… +85 3.6. В каникулы Вы ехали на поезде, причём путь занял до 12 часов… +10 3.7. На отдых Вы ехали на поезде, причём путь занял более 12 часов … +20Питание4.1. В продуктовом магазине или на рынке Вы покупаете в основном свежие продукты (хлеб, фрукты, овощи, рыбу, мясо) местного производства, из которых сами готовите обед +2 4.2. Вы предпочитаете уже обработанные продукты, полуфабрикаты, свежемороженые готовые блюда, нуждающиеся только в разогреве, а также консервы, причём не смотрите, где они произведены… +14 4.3.В основном Вы покупаете готовые или почти готовые к употреблению продукты, но стараетесь, чтобы они были произведены поближе к дому +54.4. Вы едите мясо 2–3 раза в неделю +50 4.5. Вы едите мясо три раза в день +85 4.6. Вы предпочитаете вегетарианскую пищу +305. Использование воды и бумаги5.1. Вы принимаете ванну один–два раза в неделю +2 5.2. Вы принимаете ванну ежедневно +14 5.3. Вместо ванны вы ежедневно принимаете душ +4 5.4. Время от времени вы поливаете приусадебный участок или моетеавтомобиль водой из шланга +45.5. Если Вы хотите прочитать книгу, то всегда покупаете её +2 5.6. Книги Вы берёте в библиотеке или обмениваетесь с друзьями –1 5.7. Одинаково часто бывает и так и так (п.5.5 и 5.6) +1 5.8. Прочитав газету, Вы её выбрасываете +10 5.9. Выписываемые или покупаемые Вами газеты читает после вас ещё кто-то +56. Бытовые отходы6.1. Мы создаем большое количество отходов и мусора, поэтому сразу прибавьте 100 6.2. За последний месяц Вы хоть раз сдавали бутылки –15 6.3. Выбрасывая мусор, Вы откладываете макулатуру, чтобы сдать её в приёмный пункт –17 6.4. Вы сдаёте пустые банки из-под напитков и консервов –106.5. Вы выбрасываете в отдельный контейнер пластиковую упаковку –8 6.6. Вы стараетесь покупать в основном не фасованные, а развесные товары, полученные в магазине баночки, коробочки, пакетики и бутылки стараетесь использовать в хозяйстве –15 6.7. Из домашних отходов Вы делаете компост для удобрения своего участка –5Если Вы живёте в городе с населением в полмиллиона и больше, умножьте полученный результат на 2.Подведение итогов (для вывода):1) Разделите полученный результат на 100 и Вы узнаете, сколько гектаров земной поверхности нужно, чтобы удовлетворить все ваши потребности.2) Сравните величину Вашего личного «экологического следа» со средними величинами для планеты в целом, для разных стран Чтобы всем нам хватило одной планеты, на 1 человека должно приходиться не более 2,1 га продуктивной земли.Ваш результат _______ га (__________планет)http://wwf.ru/resources/footprint/calculator След человека в виде стопы

Наша группа ВК

X