Интеллектуальный центр дистанционных технологий

Автор публикации: Окрушко Елена Викторовна

Использование технологий деятельностного типа в обучении предметам «История» и «Обществознание» как эффективное средство развития познавательной активности лицеистов.

скачать документ

Вернуться назад

Тема: Использование технологий деятельностного типа в обучении предметам «История» и «Обществознание» как эффективное средство развития познавательной активности лицеистов.Цель: достижение высоких качественных результатов обучения на уровне основного общего и среднего общего образования Задачи:В рамках изучения предметов «История» и «Обществознание» создать образовательную среду, направленную на формирование свободной и ответственной личности ученика, ее социализации в условиях современного общества;Усовершенствовать методы и приёмы обучения и истории и обществознания в соответствии с требованиями ФГОС ООО, СОО;Развивать историческое мышление учащихся, как одной из сторон их общего мышления – процесса познавательной деятельности и речи, поскольку в ней словесно материализуются продукты (результаты) умственной деятельности;Сформировать у учащихся устойчивый интерес и стремление к самообразованию;Реализовать идею непрерывного обогащения социальной, гуманистической культурой учащегося за счёт индивидуальной, творческой, созидательной деятельности в процессе освоения предметов «История России. Всеобщая история» и «Обществознание»; 6. Сформировать способность применять исторические знания для осмысления общественных событий и явлений прошлого и современности. Вклад в повышение качества проектирования и реализации образовательного процесса. Обоснование актуальности темы: Обучения в современных условиях во многом связана с осознанием необходимости замены малоэффективного вербального способа передачи знаний, на основе объяснительно – демонстрационного подхода, системнодеятельностным подходом, базирующемся на личностно – ориентированных, интерактивных развивающих технологиях обучения. Всякое учение – деятельность. Понимание приоритетности деятельностных целей образования сформировалось в науке уже сотни лет назад. «Скажи мне – я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне сделать и я пойму…» - так говорил еще Древнекитайский мудрец и учитель Конфуций. Об этом писали К.Д. Ушинский и Д.И. Писарев, А.Н. Леонтьев и П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов и Л.В. Занков, а также многие другие известные педагоги и психологи в нашей стране и за рубежом.  Изучение социальных наук играет важную роль в образовательно-воспитательном процессе, способствуя формированию гражданско-патриотических качеств личности, их общекультурному развитию и социализации посредством приобщения к национальным и мировым культурно-историческим традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество России. В процессе обучения истории у лицеистов формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающихся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания о процессе становления и развития мировой культуры, об исторически сложившихся культурно-национальных традициях и историческом пути народов Российской Федерации важны не только и не столько для формирования знаний о прошлом страны и мира, сколько для понимания происходящих в нем современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве, социологизации личности.В контексте задач федерального государственного образовательного стандарта ценность овладения учащихся коммуникативными действиями диктуется необходимостью их подготовки к реальному процессу взаимодействия с миром за рамками школьной жизни. Учителю необходимо создать условия для самостоятельной работы учащихся, для активной мыслительной деятельности. Использование разнообразных методов и приемов активного обучения пробуждает у учащихся интерес к самой учебно-познавательной деятельности, что позволяет создать атмосферу мотивированного, творческого обучения и одновременно решать целый комплекс учебных, воспитательных, развивающих задач.1.2 Ресурсное обеспечение и программно-методическое сопровождение профессиональной деятельности в межаттестационный период:В межаттестационный период (2016 – 2021 гг.) реализовывала следующие программы:Рабочие программы по предметам «История России. Всеобщая История» и «Обществознание» для уровня основного общего образования разработана на основе нормативных документов:ФЗ от 29.12.2012 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в ОУ» » ФГОС ООО (Приказ МОН России от 17.12.2010 г. №1897, Приказ МОН России от 29.12.2014 г. №1644 «О внесении изменений в приказ МОН России от 17.12.2010 г. № 1897»);ООП ООО МБОУ ЛИТ.Концепцией нового учебно-методического комплекса по отечественной истории в качестве наиболее оптимальной предложена модель, при которой изучение истории строиться по линейной системе с 5 по 10 классы. Предмет изучается последовательно, в первом полугодии – История России, во втором полугодии- Всеобщая история.В соответствии с учебным планом на изучение истории в основной школе отводится 2 часа в неделю. Общее количество учебных часов составляет 340 часов, в том числе: в 5, 6, 7, 8, 9 классах - 70 часов из расчета 2 учебных часа в неделю. Обществознание в основной школе изучается с 6 по 9 класс. Общее количество времени на 4 года обучения составляет 139 часов. Общая недельная нагрузка в учебном году составляет в 6-8 классах 35 часов; в 9 классах – 34 часа.Уроки проводятся в специализированном кабинете истории и обществознания, где созданы все материально-технические условия для достижения современного качества образования, кабинет истории и обществознания соответствует санитарно-гигиеническим требованиям. Мебель легкая, мобильная для изменения планировки в зависимости от организационных форм работы (фронтальной, групповой, коллективной). Учебное оборудование ориентировано на разные виды восприятия (зрительное, слуховое, кинестетическое); имеются печатные пособия, демонстрационный и раздаточный материал. Кабинет оснащен современной техникой: компьютером с выходом в Интернет, передвижной платформой с 15 комплектами ноутбуков, интерактивной доской SMART, проектором, сканером, принтером, веб-камерой. Условия кабинета позволяют реализовать здоровьесберегающие технологии в обучении: менять виды деятельности, осуществлять двигательный режим на уроке, размещать обучающихся по остроте зрения, производить динамические паузы.Учебно-методическое обеспечение включает в себя: различные учебные пособия, электронные практикумы, контрольно-измерительные материалы, материалы для организации проектной и исследовательской деятельности учащегося. По всем темам курса подготовлены файловые папки с теоретическими и практическими заданиями, позволяющие индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения, учитывая склонности, способности и интересы обучающихся.При изучении предмета используются цифровые образовательные ресурсы, проводятся практикумы, направленные на отработку отдельных технологических приемов. Для разработки заданий используются как платформы с готовыми электронными заданиями, такие как РЭШ или Skysmart, так и платформы позволяющие создавать задания, например GoogleФормы.Участие аттестуемого в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса:В рамках своей деятельности являюсь участником рабочей группы МБОУ ЛИТ по составлению рабочих программ по предметам «История России. Всеобщая История» и «Обществознание» для всех уровней образования. Разработанные нами программы соответствуют требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего и среднего общего образования; требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД). В программах соблюдается преемственность уровней образования, учитываются возрастные и психологические особенности школьников, учитываются межпредметные связи. В программах предложен авторский подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности его изучения, путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся. В 2019-2020 учебном году В 2020 – 2021 учебном году разработала рабочую программу для уровня ООО по внеурочной деятельности «Избранные вопросы обществознания». Направление программы обще интеллектуальное, позволяет расширить круг вопросов рассматриваемых в рамках курса. 1.3. Совершенствование методов обучения, воспитания и диагностики развития обучающихся, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями, в соответствии с темой профессиональной деятельности в межаттестационный период: Для развития познавательной активности и творческих способностей, учащихся следую принципам: свобода выбора, принцип открытости, принцип деятельности, принцип обратной связи, принцип индивидуальности.Ведущую роль отвожу технологиям деятельностного типа и информационным технологиям, способствующим созданию условий для формирования и развития внутренней мотивации учащихся к более качественному овладению общей исторической и гуманитарной грамотностью; повышению мыслительной активности учащихся и приобретению навыков логического мышления по проблемам, связанным с реальной жизнью; речевому развитию учащихся, совершенствованию коммуникативной компетенции в целом; развитию индивидуальных особенностей учащихся, их самостоятельности, потребности в самообразовании; более результативному решению задач образования, развитию и воспитанию личности учащегося; изменению роли учителя в образовательной среде.В своей работе применяю следующие методы обучения:метод проблемного обучения, я указываю на проблемное поле, а учащиеся самостоятельно обнаруживают проблему и предлагают путь ее разрешения (Например: урок по теме «Отечественная война 1812 года» в 9 класс. Возникает несколько вопросов. Для чего нужна была Наполеону война с Россией. Хотел ли он завоевать страну, мог ли сделать это, учитывая размеры ее территории? Ученики высказывают свои мнения. Начинается изучение исторических источников воспоминания Наполеона, Александра I. Приходят к выводу, что война использовалась Наполеоном как способ принуждения российского императора к определенным действиям в европейской политике, вспоминают, что ранее он применял эту тактику и в отношениях с другими странами. Следом возникает второй вопрос – почему этот способ оказался не эффективным в России. В результата работы с фактическим материалом мы выходим на понимание отечественного характера войны. Становится ясен смысл названия войны 1812 года. );метод "нисходящего проектирования"— разбивка сложной задачи на более простые, которые, в свою очередь, могут быть подвергнуты декомпозиции. Этот метод способствует развитию структурированности мышления учащихся (Например: тема «Внешняя политика Ивана Грозного. Ливонская война» в 7 классе. Класс разбивается на группы по 3-4 человека. Каждая группа получает задание, только с помощью карты найти ответы на маленькие вопросы: хронологические рамки войны, участники, причины, этапы, ключевые события, результаты. Ответы на эти вопросы не очевидны, но условные знаки позволяют прочитать их в карте. Небольшие задания позволяют ученикам быстро разобраться в вопросе. Выслушав ответы всех групп, мы получаем представление о войне.);частично-поисковый метод, когда учитель указывает на некоторые моменты решения проблемы, а все остальное учащиеся додумывают сами. Метод, при котором учитель организует участие школьников в выполнении отдельных шагов поиска, назван частично-поисковым. Отдельные дидакты и методисты предлагают его называть эвристическим. Учитель конструирует задание, расчленяет его на вспомогательные, намечает шаги поиска, а сами шаги выполняет ученик. Пользуясь этим методом, учитель применяет разные средства, как и при других методах,— устное слово, таблицы, опыт, картины, натуральные объекты и т. д., но способом, характерным для данного метода.Ученик же воспринимает задание, осмысливает его условие, решает часть задачи, актуализируя наличные знания, осуществляет самоконтроль в процессе выполнения шага решения, мотивирует свои действия. Но при этом его деятельность не предполагает планирования этапов исследования (решения), соотнесения этапов между собой. Все это делает учитель.(Например: «Реформы Петра I» 8 класс. Ранее рассматривалась тема «Внешняя политика». Ученики приходят к выводу, что для успехов во внешней политике необходимы преобразования внутри страны. Можно составить схему логических связей морские сражения- нужно строить корабли, умелый противник- обучение офицеров, артиллерия – строить заводы и т.д.);исследовательский метод, когда учащиеся формулируют проблему и решают ее. Он используется мной, например, в поисковой, научно-исследовательской деятельности; в урочной и во внеурочной деятельности активно мной используется «метод проектов». Именно он позволяет осуществлять индивидуальный подход к каждому ученику, распределять обязанности в группах по способностям и интересам детей, работа над проектами являются эффективным и удобным средством организации процесса освоения, использования учениками той или иной компьютерной технологии, творческого их исследования (в роли проекта может выступить компьютерный курс изучения определенной темы, логическая игра, макет лабораторного оборудования, смоделированный на компьютере, тематическое общение по электронной почте и др.)При организации проектной деятельности я использую следующую типологию проектов:Типологические признакиТипы проектовПримерыПо доминирующей деятельностиИсследовательскиеПоисковыеТворческиеПрикладныеИнформационные «Анекдот - как исторический источник» (исследовательский) «Игра по принципу «Монополии» для повторения материала Истории Древнего мира» (прикладной)Фильм «История моей семьи –в истории страны» (творческий)По предметно-содержательной областиМонопроектыМежпредметные«Великое посольство 1687-1689 гг. – уникальное явление российской дипломатии» (история- монопроект) «Интерактивная туристическая карта Новосибирска» (история и информатика межпредметный) «Идеи Леонардо-технологии современности» (история и физика межпредметный) По количеству участников проектаИндивидуальныеГрупповые Командные«Становление судебной системы в нашей стране» (индивидуальный) «Репортаж о памятниках Новосибирска» (групповой)«Мой первый бизнес – создание клуба настольных игр в Лицее» (командный)Главной отличительной чертой интерактивных методов обучения является инициативность учащихся в учебном процессе, которую я стараюсь стимулировать с позиции партнера помощника. Ход и результат обучения приобретает личную значимость для всех участников процесса и позволяет развить у учащихся способность самостоятельного решения проблемы.Электронные материалы, используемые мной на уроках, реализуют три компонента учебного процесса активизирующие учебно-познавательную деятельность учащихся: получение информации, практическое применение информации, проверка полученных знаний. Для проведения уроков мною разрабатываются тестирующие задания в Google Forms, уроки с использованием технологий, которые реализуются с помощью программы SMART Notebook. Активно используются цифровые образовательные ресурсы РЭШ, SkysmartКласс, ПостНаука, Arzamas. Электронные цифровые ресурсы, интерактивные задания и презентации я использую на различных этапах изучения темы и на любом этапе урока:в начале урока для разминки и вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию;при повторении пройденного материала, для быстрой проверки знаний учащихся (интерактивные задания по теме «Средневековый город», «Спрос и предложение» и др.);на этапе объяснения нового материала используются изображения, видеофрагменты, звуковое сопровождение видео-уроки по разным темам, и др.;на этапе закрепления можно определить уровень усвоения темы, причем на экране показывается не только задание, но и ответ (интерактивные разработки к урокам «Страны Европы в начале XIX века», «Политические режимы и др.).Для развития интереса и повышения эффективности уроков подготавливаю и использую различные дидактические материалы на электронных носителях, в виде: презентационной составляющей, в которой излагается основная информационная часть курса;упражнения, способствующие закреплению полученных знаний;тесты, позволяющие проводить объективную оценку знаний учащегося;электронные заготовки научных текстов и исторических источников. В своей работе я реализую различные виды обучения: лекции, практические занятия, самостоятельные работы за компьютером, работу с исторической картой, текстом, историческим источником, изображением, выполнение творческих работ, экскурсии, встречи.В системе использую активные формы работы, придерживаясь демократического стиля общения, стремлюсь создать условия комфортности, эмоционального благополучия для каждого ученика в классе, активно привлекаю к совместной деятельности всех учащихся. 1.5. Продуктивное использование современных образовательных технологий при достижении цели и реализации задач профессиональной деятельности в межаттестационный период:Универсальных рецептов создания образовательной среды, направленной на формирование информационно-коммуникационной компетентности учащихся, способствующей развитию познавательной активности, не существует. Каждый учитель будет создавать ее своими средствами и так как он это видит и понимает.Использование разнообразных, в том числе, педагогических технологий деятельностного типа, позволяет поднять на новый качественный уровень отношения между учеником и учителем в образовательном процессе, отойти от классической схемы, когда учитель передает знания ученикам, и сделать ученика соавтором, соратником и активным участником образовательного процесса. В этой связи я особое внимание уделяю таким формам обучения, которые прежде всего обеспечивают формирование и развитие у школьников навыков самостоятельной познавательной деятельности, позволяющей активно овладевать этими знаниями. Поэтому формы обучения использую различные: лекция, практическое занятие, работа с историческим источником, самостоятельная работа с исторической картой, самостоятельная работа с научной и художественной литературой, поиск информации в сети, выполнение творческих работ. Последнее время широко использую на уроках тьюторство, эта технология подразумевает взаимодействие опытного учащегося с менее опытным, что способствует формированию коммуникативной компетенции учащихся и повышению его самооценки.Самостоятельная деятельность учащихся, направленная на конкретный результат, который можно сделать предметом общего рассмотрения (социализации) является главным условием развития у них инициативы, активной жизненной позиции, находчивости и умения, ориентироваться в стремительном потоке информации и пополнять свои знания из различных источников. Поэтому в виде итоговых работ по практическим разделам курса обществознания предлагаю учащимся выполнить проектно-исследовательские работы в виде презентаций, игр, проектов, фильмов. Дифференцированный подход в обучении позволяет мне практически не сдерживать в учении детей с высокими и средними учебными возможностями, успевающих усвоить стандартный уровень и работающих на творческом, нестандартном уровне; учащимся же с низкими учебными возможностями оказывается помощь при выполнении заданий.Работая с учащимися старших классов, я заметила, что соотнесение жизненного опыта с мировоззренческой информацией учебного характера оказывает существенное влияние на качественные сдвиги в мотивационной сфере старшеклассников. Создаются благоприятные психологические предпосылки включения жизненного познавательного опыта в процесс обучения благодаря тому, что старшие школьники обращены вовне. При этом они не только осознают окружающий мир, а вырабатывают свою точку зрения о нём. Существует множество лично-ориентированных методик и технологий обучения, но, на мой взгляд, лучше всего опирается на жизненный опыт учащихся при подаче нового материала технология «педагогической мастерской». Важно новые знания присоединять к тому, что ребенок уже знает. Я создаю в классе атмосферу открытости, предлагаю учащимся такие ситуации, в которых они пережили бы моменты поиска знания, вместо подсказки изобретаю еще одну ситуацию, чтобы дети развили то верное, что нашли, и отказались от ошибочных идей. Таким образом, создаются условия для внутренней мотивации на деятельность, для «приближения» содержания обучения к реальной жизни, ученики усваивают соответствующие мыслительные процедуры, что важно для последующей, успешной жизни выпускника школы.Проверка знаний и отслеживание результатов является важной составляющей процесса обучения, для отслеживания пробелов в знаниях и навыках и корректировки при дальнейшем обучении. Оценивание результатов провожу на разных этапах урока – при изложении нового темы (вопросы по озвученному материалу), на лабораторной работе (качество выполнения заданий, соответствие требованиям), на практической работе (степень самостоятельности, проявление творчества).Также используются дополнительные формы контроля:Самоконтроль и взаимоконтроль (сопоставительного характера);Зачет по теме;On-line - тестирование – провожу периодически, применительно к отдельным темам.Эти технологии обогащают образовательный процесс за счёт внедрения активных, аналитических, коммуникативных способов обучения; обеспечивают связь теории и фундаментального подхода в науке с практикой и прикладными исследованиями; обеспечивают становление аналитических, организационных, проектных, коммуникативных навыков, универсальных учебных действий, способности принять решения в неопределённых ситуациях.Успешно реализовать личностно-ориентированный подход позволяет и дистанционное обучение в виде интерактивных уроков и заданий, а также консультативных занятий через school.nso.ru и по электронной почте, как для учащихся, так и для родителей. С марта 2015 года коллектив Лицея приступил к работе по реализации проекта ФИП как «Регионального информационного центра технологии деятельностного метода «Школа 2000…» в качестве соисполнителей инновационного проекта «Механизмы внедрения системно-деятельностного подхода с позиций непрерывности образования (ДО – НОО – ООО)» и для реализации современных требований общества к образованию мною используется новая авторская педагогическая технология – технология деятельностного метода обучения (ТДМ) Л.Г. Петерсон. Эта технология позволяет формировать не только предметные результаты освоения программы, но и развивать у детей деятельностные способности и качества личности, обеспечивающие их успешность в будущем. Этот новый педагогический инструментарий дает возможность организовать образовательную деятельность и взаимодействие участников образовательного процесса в рамках системно-деятельностного подхода, заявленного фундаментальным основанием ФГОС. В основе ТДМ лежит метод рефлексивной самоорганизации (общая теория деятельности – Г.П. Щедровицкий, О.С. Анисимов и др.), и вместе с тем, она включает в себя все этапы глубокого и прочного усвоения знаний (П.Я. Гальперин). Благодаря этому, учащиеся имеют возможность на уроках системно тренировать весь спектр УУД, определяющих умение учиться. С другой стороны, ТДМ обеспечивает преемственность с традиционной школой.Приведем в качестве примера структуру уроков открытия нового знания (ОНЗ) и опорную схему, которая помогает учителям соотнести между собой различные типы уроков и выявить их общую методологическую основу – схему рефлексивной самоорганизации:left0001)  Мотивация к учебной деятельности.2)  Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.3)  Выявление места и причины затруднения.4)  Построение проекта выхода из затруднения.5)  Реализация построенного проекта.6)  Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.7)  Самостоятельная работа с самопроверкой.8)  Включение в систему знаний и повторение.9) Рефлексия учебной деятельности. Анализ технологических требований к каждому этапу уроков ОНЗ показывает, что учащиеся имеют возможность на этапах:(1)  – тренировать свои способности к самоопределению и планированию сотрудничества с учителем и сверстниками;(2)  – выполнять пробное учебное действие, фиксировать свое затруднение;(3)  – выявлять и формулировать проблему, устанавливать причинно-следственные связи;(4)  – учитывать разные мнения, ставить перед собой цель, выбирать способ и средства ее реализации, планировать;(5) – работать по плану, выдвигать гипотезы, самостоятельно строить способы решения проблем, искать информацию, извлекать из текстов нужную информацию, моделировать, учитывать разные мнения и согласовывать общую позицию;(6, 8) – использовать модели, осознанно и произвольно строить свое речевое высказывание, выполнять действия по алгоритму;(7)  – выполнять самоконтроль, критериальную самооценку и коррекцию собственных действий;(9)  – выполнять рефлексию деятельности, осуществлять самооценку ее результатов.Кроме того, в ходе таких уроков у учащихся активно развиваются познавательные процессы и волевая саморегуляция в ситуации затруднения. Учащиеся активно включаются в процесс открытия нового знания, становясь субъектами учебной деятельности. Они понимают новые правила и понятия, а не механически заучивают их.После того как на уроке ОНЗ новое знание (понятие, способ действия) «открыто» учащимися, возникают вопросы: «Как организовать дальнейшую работу, чтобы это знание было усвоено каждым учеником? Как организовать эту работу с пользой для развития личности учащегося? Можно ли достичь этих целей путем формального выполнения энного количества заданий нового типа?» Практика показывает, что нет. Только найдя самостоятельно свою ошибку, поняв ее причину и исправив, ученик способен в дальнейшем избегать этой ошибки при выполнении аналогичных заданий. Приобретенные в ходе этой работы умения самоконтроля, коррекции и самооценки становятся теми метапредметными результатами обучения, которые останутся в их арсенале и после школы. Поэтому важно процесс формирования необходимых умений и навыков применения нового знания также строить на основе метода рефлексии, то есть сделать развивающим. При этом на уроках, которые традиционно назывались уроками повторения и закрепления, отрабатываются не только предметные умения и навыки, но и одновременно формироваться УУД. Такие уроки в ДСДМ получили название уроков рефлексии.Помимо уроков ОНЗ и рефлексии в дидактической системе деятельностного метода выделено еще два типа уроков деятельностной направленности.· уроки развивающего контроля;· уроки построения системы знаний.На уроках развивающего контроля учащиеся участвуют в процессе проверки усвоения изученных знаний, контролируют себя и выполняют самооценку. На уроках построения системы знаний – строят маршрут изучения курса, делают обобщения, систематизируют изученные знания, определяют область их применения и намечают пути дальнейшего развития.Таким образом, ТДМ позволяет проводить уроки так, что дети сами выполняют полный комплекс УУД, составляющих умение учиться.Предложенная технология носит интегративный характер: в ней синтезированы не конфликтующие между собой идеи из концепций развивающего образования ведущих российских педагогов и психологов с позиций преемственности с традиционной школой. Действительно, при реализации шагов 1, 2, 5-9 выполняются требования со стороны технологии демонстрационно-наглядного обучения к организации передачи учащимся знаний, умений и навыков; шаги 2-8 обеспечивают системное прохождение ими всех этапов, выделенных П.Я. Гальпериным как необходимых для глубокого и прочного усвоения знаний; завершение 2-го шага связано с созданием затруднения в деятельности («коллизии»), являющегося, по мнению Л.В. Занкова, необходимым условием реализации задач развивающего обучения. На этапах 2-5, 7, 9 обеспечиваются требования к организации учебной деятельности учащихся, разработанные В.В. Давыдовым.

Онлайн курсы

Благодарственное письмо

Ваша награда

Благодарственное письмо

Наша группа ВК

X